Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Харламова Т. Л.
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Технико-внедренческая экономическая зона как форма инновационного предпринимательства
В статье рассматривается механизм функционирования инновационной экономики посредством использования потенциала, заложенного в технико-внедренческой экономической зоне. Представлены факторы, обеспечивающие инновационную активность предпринимательских структур
Ключевые слова: инновация, модернизация, предпринимательство, технико-внедренческая экономическая зона

Возрастание роли инноваций является важнейшим условием, обеспечивающим структурные сдвиги в экономике большинства развитых и развивающихся стран. Не является здесь исключением и Россия, взявшая курс на построение инновационной модели экономики. Необходимость развития экономики по инновационному пути в период преодоления последствий глобального экономического кризиса, не вызывает сомнений. Именно такой путь развития следует считать важнейшим звеном, обеспечивающим эффективное развитие национального хозяйства и уход от принципиально сырьевой модели экономики [7].
Переход к инновационной модели требует значительных усилий и научно обоснованного плана. Кроме того, этот процесс необходимо разделить на ряд этапов, каждый из которых должен иметь не только определенные временные рамки, но и собственные целевые установки. Как показывает хозяйственная практика, сложнее всего дается первый этап, связанный с запуском процесса, поэтому целевой установкой первого этапа должна стать модернизация.
Модернизацию следует считать основой инновационного развития, поскольку ее главная функция состоит в доведении новых результатов фундаментальной и прикладной науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий в целом и этапов опытно-конструкторских работ.
Как и любой экономический процесс, модернизацию следует определять в узком и широком смысле. В узком смысле это усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями, нормами, техническими условиями. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы.
В широком смысле под модернизацией понимают процесс совершенствования экономических, политических и социальных механизмов развития всего общества. Поэтому модернизацию можно понимать и как способность общества к ускоренному самоусовершенствованию.
Что же позволяет той или иной стране осуществить модернизацию? Все известные примеры модернизации свидетельствуют о необходимости проведения более или менее глубоких изменений в сложившейся системе хозяйствования. Однако если мы обратимся к опыту России, то придется признать, что этот фактор является далеко не достаточным, а может быть, и не главным.
Модернизация должна стать общенациональной задачей. И, несмотря на опасения большого числа скептиков, концептуально все согласны с тем, что благодаря модернизации можно практически обеспечить мобилизацию и концентрацию всех экономических и неэкономических ресурсов для запуска инновационной экономики. Но для этого в стране должны сложиться следующие основные условия:
● разработка реального плана модернизации, обеспечивающего не только получение ресурсов для обновления производства, но и заинтересованность (материальную и нематериальную) значительной части предпринимателей в осуществлении этого процесса;
● согласие активной части общества, готовой сознательно и в течение длительного времени осуществлять стратегию модернизации, а в дальнейшем осуществить переход к следующим этапам, позволяющим развернуть и закрепить инновационный тип хозяйства;
● наличие стратегически мыслящей элиты, способной не только обеспечивать экономическую целесообразность процесса модернизации, но и быть социально ответственной, чтобы не дискредитировать свои цели перед лицом большинства граждан своей страны и тех стран, где они уже осуществляют или будут осуществлять свой бизнес.
Для реализации указанных трех условий должны сложиться соответствующие им механизмы экономической, социальной, политической, идеологической и культурной мобилизации, как для широких слоев предпринимателей, так и для значимой части общества, включая и тех, кто непосредственно трудится на предприятиях — рабочих, мастеров, инженеров, управленцев всех уровней [4]. Без их готовности, заинтересованности (прежде всего экономической), наличия соответствующих знаний, навыков, умений провести модернизацию невозможно.
Для практического осуществления этого процесса, необходимо создать базовые условия для формирования соответствующей инфраструктуры предпринимательства. Сюда относится и развитие научно-технической сферы, и стимулирование научных исследований. Наука, в свою очередь, стимулирует развитие тех отраслей производства и потребления, в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований [5].
Практические задачи модернизации предпринимательских структур реализуются в рамках конкретных предприятий. Поэтому не только теоретический, но и прикладной интерес представляет исследование механизмов и инструментов предпринимательства. Причем это должно осуществляться в двух направлениях — по линии государства и по линии предпринимателей. Последние будут готовы к модернизации и инновациям при определенных условиях. Условие первое: наличие решительных административно-экономических действий со стороны государственных органов различного уровня (федерального — регионального — муниципального). Условие второе: четкое понимание, что новые принципы работы позволят бизнесу увеличить свои доходы, максимизировать прибыль, получить новые рынки сбыта (как внутри страны, так и за рубежом). При этом второе условие может оказать большое стимулирующее воздействие на предпринимательские структуры. Эффективно решать подобные задачи без помощи государства предприниматели не в состоянии Они должны научиться разрабатывать такие модели поведения, которые одновременно удовлетворяют их собственные потребности и соответствуют интересам государства. Иной подход в условиях современных экономических отношений неприемлем. В этой связи задача экономической науки состоит в разработке и предоставлении предпринимательским структурам таких моделей и механизмов, использование которых позволит эффективно реализовать цели инновационного развития [1, c. 103].
Перевод экономики на более эффективный путь развития, в основе которого лежат рациональные предпринимательские решения, невозможен без определения государством формы организации бизнес-деятельности [3, c. 20]. Анализ мирового и отечественного опыта свидетельствует, что сегодня существует организационная форма предпринимательской деятельности, которая потенциально имеет огромные перспективы. Речь идет об особых экономических зонах (ОЭЗ).
Несмотря на то, что ОЭЗ имеют в нашей стране определенную историю, сегодня эта организационная форма недостаточно исследована. Поэтому перед экономической наукой ставится задача разработки таких механизмов предпринимательской деятельности, которые бы максимально полно и эффективно использовали представляемые ОЭЗ возможности. Кроме того, следует учитывать различные виды ОЭЗ. Применительно к задаче модернизации российской экономики, наибольший интерес имеет технико-внедренческая (ТВ) ОЭЗ. Результаты исследования этой структуры позволят с наибольшим эффектом использовать потенциал, заложенный в предпринимательском механизме, в сочетании с инструментами государственного регулирования и государственной поддержки. Кроме того, поскольку ТВ ОЭЗ создается и работает на относительно небольшой территории, необходимо учитывать региональные особенности территории и систем территориального и отраслевого предпринимательства. Потребителями эффекта от работы этих зон являются в первую очередь территориальные хозяйствующие субъекты. И только потом эффекты распространяются на прилегающие территории и на страну в целом.
Комплексное исследование предпринимательской деятельности в ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга (она создана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 780 от 21.12.2005 г.) требует рассмотрения научных результатов, полученных экономистами и касающихся эволюции предпринимательства в зависимости от целей, которые преследует общество и субъект, на территории которого ТВ ОЭЗ расположена.
Система предпринимательства, согласно особенностям Санкт-Петербурга, строится на основе вертикальной взаимосвязи: предприниматели — ОЭЗ — регион — национальное хозяйство — мировое хозяйство. Эта система определяет организационно-экономические и управленческие отношения, механизмы развития предпринимательских структур и помогает выстраивать важнейшие параметры их хозяйственной деятельности — функционирование правового поля, таможенные режимы и т.д. Важнейшим фактором развития предпринимательства является инновационно-инвестиционный и внешнеторговый климат. Именно его следует активно формировать в Санкт-Петербурге.
С учетом этого могут быть сформулированы требования к процессу формирования и реализации потенциала развития предпринимательских структур в ОЭЗ:
● отражение различных точек зрения на развитие модернизации и инновационного предпринимательства;
● согласование задач и инструментов развития мега-, макро-, мезо- и микроэкономических уровней;
● унификация инструментов, которые можно использовать на различных уровнях управления предпринимательскими структурами;
● определение перспектив развития предпринимательских структур, не только в разрезе приоритетности конкретных проектов, но и в плане выделения перспективных отраслей;
● мониторинг процесса развития, как на этапе планирования, так и на этапе получения результатов;
● сравнение конкурирующих систем;
● учет реальных и потенциальных факторов и условий.
В ОЭЗ субъекты предпринимательства создают и совершенствуют деловой климат этих зон. По взаимному отношению они зачастую являются не только конкурентами, но и реальными партнерами по разработке и практическому осуществлению бизнес-проектов локальной, региональной (межрегиональной), национальной и международной значимости. Разнообразие условий и факторов, воздействующих на функционирование ОЭЗ, и наличие специфических особенностей социально-экономического развития регионов также влияют на развитие зон таким образом, что формируются их региональные модификации.
Правовой механизм создания ОЭЗ в нашей стране сегодня уже четко отработан. Однако, в силу различных причин, это кардинально не изменило ни качественные характеристики самих зон, ни степень развитости работающих там предпринимательских структур (на что косвенно указывает и структура экспорта) [6, c. 110].
Считаем необходимым усиление направления, связанного с развитием экспортной специализации ОЭЗ. Решение этой задачи обеспечит ОЭЗ стратегические преимущества, которые впоследствии будут распространяться на всю систему регионального предпринимательства. В этом плане была бы полезна промышленная кооперация экспортной ориентации с иностранными производителями, которая принципиально изменит характер предпринимательства в Санкт-Петербурге. По мере этого, должна усилиться инновационная составляющая благодаря наличию больших возможностей в развитии совместного предпринимательства в ОЭЗ. Переход от импортозамещения к экспортоориентированной специализации предпринимательских структур, работающих в ОЭЗ, приведет к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и возрастанию ее роли на региональном, национальном и международном рынке. Такой результат возможен, если будет взят на вооружение потенциал инновационно-технологической стратегии и преимущества коммерциализации НИОКР по прикладным направлениям производственной деятельности, включая такую востребованную сферу бизнеса, как утилизация промышленных и бытовых отходов. В этой связи считаем возможным выделить для ОЭЗ следующие ключевые задачи:
● обеспечивать благоприятные условия для привлечения капитала вообще и иностранного, в частности, а также новых производственных и управленческих технологий и опыта их использования;
● обеспечивать развитие потенциала отечественных предприятий для увеличения объема производства и реализации создаваемой продукции на отечественном и зарубежном рынке;
● проводить отработку новых форм и механизмов развития инновационного предпринимательства;
● способствовать повышению уровня деловой активности и темпов развития экономики региона, а также платежеспособного спроса населения территории на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с предпринимательскими структурами зарубежных стран.
В условиях выхода из экономического кризиса одним из самых эффективных инструментов является именно функционирование ОЭЗ. Дело в том, что они позволяют минимизировать издержки инвестора за счет государственного финансирования инфраструктуры и создания режима региональной и отраслевой деловой активности. Поэтому в этих условиях интерес государства, региональной власти и предпринимателей к ОЭЗ не снижается так, как это происходит применительно к другим видам и формам предпринимательства. В то же время, недостаток финансовых ресурсов в период выхода из кризиса заставляет предпринимателей более подробно анализировать бизнес-планы. При этом ОЭЗ выступает как система наибольшего благоприятствования предпринимательской деятельности в регионе. Главными факторами здесь являются создание необходимой инфраструктуры за счет привлечения бюджетных средств и улучшение делового климата при минимизации для предпринимателей потерь, обусловленных взаимодействием с различными регулирующими и контролирующими инстанциями. Кроме того, немаловажное значение имеют налоговые и таможенные преференции.
Наиболее перспективными из всех известных зон являются ТВ ОЭЗ, т.к. они способствуют развитию модернизации и инновационных технологий. Опыт создания и режим функционирования данных зон может учитываться при развитии ТВ ОЭЗ в Санкт-Петербурге. Как известно, в нашем городе ТВ ОЭЗ уже работает в Петродворцовом районе — территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) и в Приморском районе — территория севернее лесопарка Ново-Орловский.
Отрасли, развиваемые с помощью поддержки ТВ ОЭЗ, должны соответствовать следующим критериям:
● в перспективе иметь наибольший потенциал роста за счет возможного рыночного спроса и наличия уникальных компетенций, способных преобразовываться в уникальные достоинства товаров;
● соответствовать профилю образовательной отрасли города, что должно гарантировать достаточность кадрового потенциала для их роста;
● повышать конкурентоспособность базовых отраслей городской экономики либо приоритетных социальных сфер.
Ускоренное развитие рисковых, технико-внедренческих и исследовательских предпринимательских структур позволит не только занять ряд перспективных рыночных ниш, но и добиться системного эффекта от взаимодействия малых предприятий, вузов и исследовательских организаций (носителей уникальных компетенций). За счет такой взаимосвязи должно быть обеспечено долгосрочное закрепление новых видов предпринимательской деятельности. Таким образом, ТВ ОЭЗ в Санкт-Петербурге должна сыграть роль катализатора процессов модернизации для экономики региона. Ее основными инструментами следует считать:
● предоставление специализированной инфраструктуры;
● льготный налоговый и таможенный режим;
● заключение с инвестором договора аренды земельного участка на территории ОЭЗ с правом последующего выкупа;
● обеспечение доступа к сервисам, содействующим кластеризации;
● режим дружественного администрирования.
Как показывает практика, предприниматели в первую очередь заинтересованы в налоговых и таможенных льготах. Но для долгосрочного инвестирования более важным является создание за счет государства инфраструктуры (инженерной, транспортной, социальной и др.). Немаловажен в наших российских реалиях и режим дружественного администрирования. Он выражается в реальном снижении административных барьеров, уменьшении количества контрольных мероприятий, предоставлении широкого объема услуг (решение вопросов по заключению соглашений о ведении деятельности на территории ОЭЗ, по земельно-имущественным отношениям, проектированию и строительству объектов недвижимости и др.) в режиме «одного окна». В работе системы «одно окно» принимают участие представители органов исполнительной власти, оказывающих наиболее востребованные резидентами ОЭЗ услуги, в т.ч. РосОЭЗ, России, ФТС и ФНС, ФМС России, ПФР и прочих ведомств [8].
Для проведения процесса кластеризации перед ТВ ОЭЗ Санкт-Петербурга должны ставиться и решаться задачи, направленные на объединение и синхронизацию деятельности следующих организаций:
● центры воспроизводства кадрового потенциала (вузы и другие обучающие центры);
● центры генерации уникальных компетенций (НИИ, вузы);
● высокотехнологичные предприятия, реципиенты уникальных технологических разработок.
Все это говорит о том, что рассматриваемые зоны представляют собой соединение планового и рыночного механизмов, обеспечивающее активизацию предпринимательской деятельности и ее развитие в направлении, удовлетворяющем в долгосрочной перспективе потребности всего общества в модернизации и инновациях. Это связано с получением благ, позволяющих максимально полно удовлетворять потребности различных хозяйствующих субъектов в наукоемкой продукции, повышать роль науки и техники, обеспечивать опережающий рост производительности труда. Однако для полнейшей реализации указанных задач необходимо дальнейшее совершенствование предпринимательского механизма с учетом условий действия этих зон в сочетании с разумным государственным регулированием процесса [2, c. 87].
В современных условиях работы считаем актуальным применение моделей развития малых предприятий для фирм-резидентов ТВ ОЭЗ. При этом должны учитываться следующие факторы:
● недостаточность теоретической проработки стратегий выживания и развития;
● нечеткая координация целей развития на различных уровнях менеджмента;
● особенности взаимоотношений собственника и предпринимателя;
● присутствие черт малых предприятий у компаний-резидентов, которые, в соответствии с существующей классификацией, не относятся к таковым, исходя из способов получения и обработки бизнес-информации, формирования налоговых выплат и отчислений собственникам;
● особенности процесса инвестирования и оценки бизнеса;
● используемые методы финансовой отчетности для целей привлечения и управления капиталами;
● усложнение структуры экономических систем, задач, стоящих перед ними, и процессов взаимодействия с внешней средой в результате экономического кризиса.
Основные ограничения и условия функционирования предпринимательской деятельности резидентов ТВ ОЭЗ определяют следующую последовательность действий для развития бизнес-деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь методик формирования и реализации потенциала инновационного развития предпринимательских структур в ТВ ОЭЗ
Рис. 2. Последовательность разработки концепции инновационного предпринимательства на территории ТВ ОЭЗ
Представленная на рис. 1. взаимосвязь предусматривает достижение сбалансированного технологического пространства как в ТВ ОЭЗ, так и в Санкт-Петербурге в целом. На основе этого нами предлагается алгоритм разработки концепции технологической модернизации резидентов ТВ ОЭЗ. Практическое использование этого алгоритма следует рассматривать как движущую силу, позволяющую сформировать переход к инновационному производству (рис. 2).
В дополнение к этому можно отметить, что в дальнейшем может возникнуть мультиплицирующий эффект технологической модернизации всего Санкт-Петербурга как мегаполиса, на территории которого располагаются ТВ ОЭЗ. Это приведет к объединению территориального и отраслевых комплексов и формированию единой политики инновационного развития предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Создание ТВ ОЭЗ основывается на использовании административных методов регулирования, в данном случае на основе Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [9]. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой необходима отработка правоприменительной практики так, чтобы административный аппарат тех территорий, где располагаются особые экономические зоны, реально помогал предприятиям входить в них в качестве резидентов и развивать инновационное предпринимательство. Считаем, что Санкт-Петербург имеет большие шансы эффективных преобразований в этой области, которые впоследствии можно с успехом распространить на все российские регионы. Только так можно обеспечить устранение сырьевой зависимости российской экономики и переход к инновационному развитию страны.


Литература
1. Абалкин Л.И., Сорокин Д.Е., Зеленоборская Л.В. Движение регионов России к инновационной экономике. — М.: Наука, 2005. — 400 с.
2. Белова Г., Богачева О. Особые экономические зоны: уроки мировой практики. — М.: Экономика и право, 2004. — 205 с.
3. Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. — 2003. — № 3. — С. 18–31.
4. Колганов А. Три модернизации в России и наше время // www.zlev.ru/69_64.
5. Модернизация России как построение независимого государства. Независимый экспертный доклад // www.apn.ru/publications
6. Павлов П.В. Особые экономические зоны как форма интеграции государства в систему международных экономических отношений // Вестник РГУ. — 2006. — Спецвыпуск. — C. 115 — 124.
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (2009) // www.kremlin.ru/news/5978
8. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами // www.rosoez.ru
9. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия