Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРАЗИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
Лаврентьева И. В.
декан факультета управления и права Челябинского института Российского государственного торгово-экономического университета,
доктор экономических наук


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТАТИСТИКИ РЕПРОДУКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ И ДРУГИХ ГОСУДАРСТВАХ ЕврАзЭС

В условиях продолжающейся депопуляции населения ряда стран ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) в орбиту статистического изучения целесообразно включение нового объекта - репродукционного процесса (статистики родовспоможения, последующего ухода, дошкольного воспитания, обучения в школе, профессионализации и социализации).
При этом к наиболее важным вопросам статистики, требующим первоочередного анализа, относятся:
- обоснование возможности создания такой специальной статистики на основе достижений демографической, гендерной, медицинской и социально-трудовой статистики;
- идентификация ее цели, задач, объекта, методологических вопросов;
- адаптация методов отраслевых статистик к задачам, решаемым статистикой репродуктивного процесса.
До недавнего времени основным источником информации о воспроизводстве населения была демографическая статистика, основывающая свои выводы на результатах переписей населения, обследований, текущем учете демографических событий и миграции. Она определяет правила группировки демографических данных, приемы измерения, использует методы сравнения интенсивности и факторного анализа ситуации. Акцент делается на такие локальные процессы, как естественное движение населения (рождения и смерти), внутреннюю и внешнюю миграцию. Качественный же аспект воспроизводства населения отражается лишь в небольшой мере, что не позволяет всесторонне оценивать пути решения проблемы организации эффективного государственного регулирования воспроизводства человеческих ресурсов.
В целом ряде развитых стран поэтому помимо регулярных переписей населения, проводимых каждые 5-10 лет, введены государственные регистры населения - списки домохозяйств, в которых все демографические события в семье регистрируются в специальной картотеке - с постоянно обновляемой информацией по каждому человеку.
В России же с 1997 года отменен порядок сбора информации о естественном движении населения, предусматривающий передачу даже вторых экземпляров актов гражданского состояния в органы государственной статистики для их обработки. Ранее по каждому событию осуществлялся ввод неперсонифицированных данных. Соответствующие документы после записи информации на технические носители подлежали возврату в органы ЗАГС. Это была рациональная система организации учета демографических событий, которая в Германии, США, Голландии действует и сейчас.
В то же время в развитых странах сведения из актов гражданского состояния охватывают более широкий спектр социально-демографических характеристик. Например, в Канаде, где организация статистики считается одной из лучших в мире, в актах о рождении указываются продолжительность беременности, брачный статус матери при рождении ребенка, число рожденных женщиной детей (живых и мертворожденных). В США в акты о рождении включены данные о медицинских факторах риска при беременности, о расе, образовании и занятии матери. Не считается, что такие сведения как-либо ущемляют права граждан.
В соответствии с рекомендациями ООН по системам регистрации актов гражданского состояния и статистике естественного движения населения, одна из важнейших функций законодательств каждой страны должна состоять в правовом обеспечении системы регистрации актов гражданского состояния для целей демографической статистики [1].
Исключение из записей актов гражданского состояния населения России целого ряда сведений (об очередности рождений ребенка у матери, семейном положении вступающих в брак, об общих детях, не достигших совершеннолетия, о состоянии в браке и числе общих детей, не достигших совершеннолетия, и др.) не позволяет оценить эффективность общегосударственной и региональной демографической политики, делает невозможным планирование ресурсов для реализации социально-экономических программ, в том числе на региональном уровне.
В последние годы формируется новая отрасль социально-демографической статистики - гендерная статистика, дающая представление о положении женщин и мужчин в семье, в системах здравоохранения, образования и коммуникации, сфере занятости, в области прав человека, а также в политической жизни. Возникла необходимость в комплексной разработке такой информации, начиная с оценок потребностей и заканчивая распространением данных [2].
Наибольший прогресс в гендерной статистике достигнут скандинавскими странами в связи с четко выраженной гендерной ориентацией социально-экономических отношений в этих странах.
Определенный прогресс на данном направлении наблюдается и в РФ. Заметным достижением статистики являются регулярные издания информационно емкого и умело составленного статистического сборника "Женщины и мужчины России". При методической помощи Госкомстата России и в отдельных регионах страны начато издание аналогичных статистических сборников [3]. Недостатком же нашей гендерной статистики является неполное отражение репродуктивных процессов, особенно при выполнении женщинами и мужчинами основных гендерных функций (производственной, профессионального развития и репродуктивной).
С развитием рыночных отношений "права гражданства" приобрела статистика занятости и безработицы (в том числе женской и подростковой). Однако для адекватного реагирования государства и общества на принявший затяжной характер популяционный кризис крайне необходимо ускоренное формирование статистики репродукционного процесса для достоверного учетно-аналитического отражения:
- объемов репродуктивного труда по уходу за детьми, их воспитанию, обучению, профессионализации и социализации;
- количественных и качественных результатов репродукционного процесса (общего размера человеческих ресурсов, уровней их интеллектуального, профессионального и физического развития, в том числе на дошкольной его стадии) [4];
- финансовых и других затрат на репродукционный процесс в целом и на его отдельные стадии (в первую очередь, трудозатрат, никем не оплачиваемых в домашнем репродуктивном секторе) [5];
- абсолютной и сравнительной эффективности расходования бюджетных, внебюджетных и профсоюзных средств, средств предприятий и родителей на осуществление репродукционного процесса;
- передового опыта ряда регионов и успешно работающих предприятий по всестороннему развитию человеческих ресурсов [6].
Целью гендерной статистики, формирование которой только начинается, является получение полной и достоверной учетно-аналитической информации о ходе репродукционного процесса, используемых при этом ресурсах, понесенных затратах и достигнутых результатах, степени их дифференциации по регионам, городской и сельской местности, по типам семей, анализ передового опыта стимулирования рождаемости, обеспечения высокого качества человеческих ресурсов, разработка прогнозов развития репродукционных процессов в каждой стране и по регионам с определением условий и вероятности развития ситуации по тому или иному варианту.
Для достижения такой цели (точнее, комплекса целей) необходимо:
- создание многоаспектной классификации организационных форм репродукционного процесса по ряду признаков (оснований);
- разработка видовой классификации результатов репродукционного процесса по различным его стадиям;
- определение наиболее рациональных форм и методов сбора статистической информации, адекватных особенностям объекта статистического изучения;
- использование новых способов измерения репродукционных затрат и результатов;
- идентификация способов непосредственной и косвенной оценки затрат домашнего неоплачиваемого репродуктивного труда;
- совершенствование методов анализа локальных и обобщающих показателей эффективности репродукции.
Для создания многоаспектной классификации организационных форм осуществления репродукционного процесса нами выделяются 17 классификационных признаков, разбитых по следующим четырем группам:
1. Организационно - управленческие признаки репродукционного процесса.
1.1. Степень дифференциации данного вида трудовой деятельности (не дифференцирована, частично дифференцирована, дифференцирована).
1.2. Стратегия репродукции (обеспечение выживания, соответствие общепринятым нормам, рост социального статуса).
1.3. Характер технологий репродукции (индивидуализированные, унифицированные, стандартизированные).
1.4. Методы управления репродуктивным процессом (экономические, административные, социально-психологические, комбинированные).
2. Финансово-экономические признаки репродукционного процесса.
2.1. Материальные условия репродуктивного труда (хорошие, удовлетворительные, плохие, очень плохие).
2.2. Способ осуществления репродукции (наемный, семейный).
2.3. Характер возмещения затрат репродуктивного труда (оплачиваемый, неоплачиваемый труд).
2.4. Финансовый источник компенсации репродукционных затрат (семейный бюджет, государственный и муниципальный бюджеты, внебюджетные источники, средства предприятий, смешанное финансирование).
2.5. Включенность репродукционного процесса в общий процесс производства (полностью включен, частично, не включен).
3. Институционально-правовые признаки репродукционного процесса.
3.1. Институты, призванные осуществлять завершенный цикл репродукционного процесса: полная семья (юридически оформленный брак), полная семья (гражданский брак), неполная семья, приемная семья (домашний детский дом), государственный детский дом.
3.2. Степень правовой защищенности объекта репродуктивного труда (высокая, средняя, ниже средней, низкая).
3.3. Субъекты правовой ответственности за процессы и результаты репродукции (семья, детские учреждения социальной сферы, органы государственной, местной власти и территориального самоуправления, судебные органы, органы социального обеспечения, общественные и политические организации).
3.4. Возрастная дифференциация стадий репродукции в гражданско-правовом отношении (младенческая, дошкольная, школьная, инкорпаративная и постинкорпоративная стадии).
4. Социально-психологические признаки организации репродукции.
4.1. Содержательный аспект репродукционного процесса (уход за детьми, их воспитание, обучение, социализация и профессионализация).
4.2. Уровень образования родителей (высшее профессиональное, среднее профессиональное, общеобразовательная школа).
4.3. Среда воспитания в домашнем репродукционном процессе (однодетная, двухдетная, трехдетная и многодетная семьи).
4.4. Социально-психологические условия осуществления репродукционного процесса (адаптивные, приемлемые, дезадаптивные, стрессовые).
Такой состав классификационных признаков позволяет решать задачи по идентификации организационных форм репродукции с учетом комбинации признаков.
Одна из возможных комбинаций выглядит следующим образом:
- в организационно-управленческом отношении - это частично отделенный от обычной экономической деятельности процесс, обеспечивающий реализацию стратегии выживания на основе применения унифицированных технологий репродукции с преобладанием социально-психологических методов управления;
- в финансово-экономическом отношении: условия выполнения репродуктивного труда весьма неудовлетворительны, труд носит безвозмездный характер, наемный персонал не используется вообще, репродуктивные затраты компенсируются только из семейного бюджета, репродукционный процесс полностью не включен в общий процесс производства;
- в институционально-правовом плане: завершенный цикл репродукции осуществляет неполная семья (степень правовой защищенности интересов которой ниже среднего уровня), основным субъектом правовой ответственности также являются семья и, в меньшей степени, детское дошкольное учреждение, в соответствии с возрастной дифференциацией репродукционный процесс определяется как дошкольная репродукция;
- в социально-психологическом аспекте: доминируют уход и воспитание, которые осуществляет преимущественно мать, имеющая среднее профессиональное образование, семья является однодетной, социально-психологические условия реализации репродукционного процесса имеют стрессовый характер.
Специальные методы решения вероятностных задач относят рассматриваемый случай к задачам с дискретным распределением вероятности, при решении которых осуществляется подсчет событий (вероятность совершения сложного события) и комбинаторный анализ. В математических терминах рассматриваемые элементарные события представляют собой возможные различные расположения данного множества элементов, а их число определяется количествами сочетаний. При этом для приближенных вычислений применяется формула Стирлинга. [7]

Установив различные расположения данного множества элементов, определив общее число их сочетаний и сформировав множество теоретически возможные организационных форм осуществления репродукционного процесса, следует произвести экспертным путем отбор тех из них, которые уже реально существуют либо являются перспективными в обозримом будущем. Именно это подмножество организационных форм целесообразно положить в основу статистического изучения дифференциации условий осуществления репродукционного процесса и факторного анализа его результатов.
При определении наиболее рациональных форм и способов сбора исходной информации необходимо исходить из требования об их соответствии специфике объекта статистического изучения. Наиболее важными особенностями репродукционного процесса с рассматриваемых позиций являются следующие:
- масштабность подлежащих изучению процессов [8];
- большое число и разнообразие субъектов репродукционного процесса (семьи, одинокие родители, детские и подростковые культурные, образовательные, воспитательные учреждения, системы дополнительного и послевузовского образования, органы опеки, правоохранительные органы);
- длительность полного репродукционного цикла развития человеческих ресурсов - до 20-25 лет, что обусловлено, в частности, включением в этот цикл инкорпоративного периода, занимающего два-три года;
- сложность состава и многообразие репродукционных работ (в особенности таких, как воспитание, обучение, социализация и профессиональное развитие);
- отсутствие апробированных методов обобщающей денежной оценки домашнего репродуктивного труда;
- неполное отражение действующей статистикой многих сторон репродукции.
Среди известных форм статистического наблюдения наиболее адекватными особенностям данного объекта изучения являются специально организованное и регистровое наблюдение.
Интерес представляет, прежде всего, использование регистровой формы наблюдения за результатами репродукционного процесса на всех стадиях, поскольку она является формой непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, определенный цикл развития и фиксированный конец.
В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей физического, интеллектуального и профессионального развития, а также соответствующими репродукционными затратами. Должны использоваться и регистры предприятий, и регистры населения. Их преимущества - высокая точность, оперативность, экономичность, полнота и достоверность информации.
Основной недостаток регистрового наблюдения - сложность его организации. Качество данных зависит от того, насколько четко организована вся работа по их сбору, начиная от момента, когда человек сообщает о происшедшем событии (например, о рождении ребенка, его усыновлении, оформлении опекунства) и обо всех последующих изменениях - поступлении в школу, колледж, вуз, на работу и др.
На наш взгляд, наиболее ответственными моментами при организации регистрового наблюдения за развитием человеческих ресурсов являются:
- идентификация совокупности ключевых изменений в состоянии объекта наблюдения и установление "фиксажных точек" изменений;
- определение набора показателей физического, интеллектуального и профессионального развития, подлежащих измерению в "фиксажных точках";
- создание методик измерения локальных и обобщающих показателей человеческого развития и внедрение этих методик в практику работы медицинских учреждений, приемных комиссий образовательных учреждений, отделов кадров и служб управления персоналом;
- формирование интегрированной информационно-аналитической системы, позволяющей фиксировать состояние каждого объекта регистрового наблюдения и изменения в нем, сверять данные, предоставляемые самими гражданами и соответствующими организациями, обобщать и анализировать эти данные.
В настоящее время в Росcии разработаны проект федерального закона "О государственном регистре населения Российской Федерации" и проект концепции создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения". При выполнении мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" в опытно-экспериментальном порядке осуществляется проект создания региональных подсистем автоматизированной системы "Государственный регистр населения" в таких субъектах Российской Федерации, как Московская область, Ярославская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ [9].
Развитие регистровой статистики в России и мировой опыт должны быть использованы во всех странах - членах ЕврАзЭС, заинтересованных в более быстром росте качества человеческих ресурсов. Регистровое наблюдение призвано дать ныне отсутствующие данные об уровне развития человеческих ресурсов в каждой стране и их отдельных регионах. Измерение объемов и структуры репродукционных затрат при этом может быть организовано путем совершенствования выборочного учета и статистического анализа потребительских расходов и доходов семей - в рамках дальнейшего развития и совершенствования методологии и организации бюджетной статистики.


1 Рекомендации ООН по системам регистрации актов гражданского состояния и статистике естественного движения населения. Методологические исследования, серия F, N 72, Нью-Йорк, 1999.
2 Хедман Б., Перуччи Фр., Сундстрем П. Гендерная статистика. Руководство к действию. Statistics Sweden,1999.
3 Женщины и мужчины Челябинской области: Стат.сб. - Челябинск, 2002.
4 Инкорпоративная стадия репродукции предусматривает адаптацию молодых работников к производственным условиям и коллективу (ее продолжительность составляет два-три года). Постинкорпоративная стадия состоит в систематическом повышении квалификации (до выхода на пенсию).
5 Канада, Норвегия и Нидерланды уже подготовили так называемые "спутниковые счета" для включения оценок домашней женской работы в систему национальных счетов и для отслеживания изменений в неоплачиваемом труде (см.: Alexander P., Baden S. Gender glossary of Macroeconomic Terms. BRIDGE - GTS // http://free.www.elcat.kg/rigo/2000).
6 В ОАО "Норильский никель" с 1998 г. действует программа "Материнское право". По программе работницы, имеющие детей в возрасте до 7 лет, могут уволиться и заниматься воспитанием своих детей. "Норильский никель" ежемесячно выплачивает им фиксированную материальную помощь в размере 11 тыс. руб. до поступления ребенка в школу (См.: Менеджмент ГМК "Норильский никель" делает ставку на рост своего персонала // Известия. - 2002. -22 декабря. Этот ценный опыт, однако, не получил статистического отражения.
7 Корн Г., Корн Т. Справочник по математике (для научных работников и инженеров) / Под общ. ред. И.Г.Арамановича. - М.: Наука. - 1973. - С. 566-568, 743.
8 По имеющимся сведениям, домашний репродуктивный труд, если оценивать его по преобладающим уровням заработной платы - это 16 трлн. долл. США, или более 70% мирового ВВП, оцениваемого примерно в 23 трлн. долл. (см.: Alexander P., Baden S. Gender glossary of Macroeconomic Terms. BRIDGE - GTS // http://free. www.elcat.kg/rigo/2000).
9 Новая экономика: фонд экономических исследований // http://lenta.neweco.ru/ict/1044347827.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия