Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Амиралиева Д. М.
доцент кафедры налогов и денежного обращения Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук


Развитие расчетов с использованием платежных документов и других электронных технологий
Статья посвящена проблеме развития расчетов с использованием различных электронных технологий. Рассматриваются процессы автоматизации внутрирегиональных электронных платежей между субъектами хозяйствования. Обосновывается эффективность организации межбанковских расчетов на базе компьютеров последних поколений с использованием необходимого набора прикладных программ и иного программного обеспечения, раскрываются основные направления развития данных процессов в ходе модернизации денежно-кредитной политики
Ключевые слова: платежный документ, банки, электронные технологии, эффективность, модернизация

В третьем тысячелетии Центральный Банк России заметно модернизировал систему электронных расчетов между банками. Разработана типичная нормативная база, которая, учитывая накапливаемый опыт внутрирегиональных и межрегиональных расчетов, постоянно обновляется, в том числе и в инструментарии электронных платежей, которыми являются платежные документы, составленные на электронных носителях информации и подписанные аналогом собственноручно.
Для расчетов между кредитными организациями аналоги собственной подписи играют роль персонального идентификатора банка или его клиента, подтверждающего факт оформления и подписания расчетного документа. Главный вид аналога — это электронно-цифровая подпись — средство защиты информации, обеспечивающее контроль, целостность и подтверждение подлинности электронных документов. Они применяются для осуществления операций по счетам участников расчетов, для обмена информацией при осуществлении расчетных операций трансакций, отчетов, выписок из счетов, подтверждений и т.д.
Электронные платежные документы подразделяются на полноформатные и сокращенного формата, т.к. зачисление кредитными организациями средств на лицевые счета клиентов проводится по расчетным документам на бумажных носителях или для расчетов банки распечатывают их в форме документов электронного образца на бумажных носителях. Распечатанные образцы должны содержать все данные соответствующих платежных документов.
При использовании полноформатных электронно-платежных документов сохраняются все необходимые реквизиты для осуществления расчетов банком. А при применении сокращенного формата сохраняются реквизиты лишь допускаемые для исполнения в учреждении Центрального Банка. При расчетах с использованием одноформатных документов перевод средств между участниками расчетов не предполагает обмен расчетными документами. Участники расчетов в день передачи электронно-платежных документов сокращенного формата отправляют в РКЦ документы по расчетам на бумажных носителях, а банкам — получателям денежных средств, самостоятельно или через эксплуатационную службу Центрального Банка. На день, следующий за днем совершения операций, участники расчетов отправляют в обслуживающий его РКЦ одно сводное платежное поручение на бумажном носителе на общую сумму платежей с корреспондентского или расчетного (текущего) счета на основе электронных документов сокращенного формата. Оно составляется на бланке установленного формата и содержит на первом экземпляре подписи участника расчетов (отправителя) и оттиск печати [1].
Банк-получатель средств, зачислив их на свой счет в соответствии с реестром платежей, в состав которого входят также электронно-платежные документы сокращенного формата, производит зачисление их на счета своих клиентов только после получения расчетных документов на бумажном носителе. В зависимости от суммы и целей платежа, ЦБ устанавливает определенные ограничения на объем платежей с применением электронных документов как полноформатных, так и сокращенного формата.
Среди расчетов в финансовом секторе наибольший удельный вес занимают внутрирегиональные платежи. В процессе их автоматизации достигнута высокая скорость расчетов между субъектами хозяйствования благодаря организации межбанковских расчетов, обслуживаемых одним вычислительным центром. Ускоренное развитие автоматизации межбанковских расчетов обусловлено созданием компьютеров последних поколений, необходимого набора прикладных программ и иного программного обеспечения, способов сбора, хранения, обработки и транспортировки данных.
Многорейсовая обработка платежей означает проведение нескольких рейсов приема, обработки и исполнения пакетов электронных документов в течение операционного дня и, как результат, — безотзывной перевод средств по счетам участников расчетов. Участниками расчетов являются учреждения Банка России, кредитные организации (филиалы) и другие клиенты Банка России. Рейс представляет собой комплекс технологических операций, связанных с приемом и обработкой поступивших в систему платежей, проводимых в интервале времени, в соответствии с установленным графиком. Он включает также выполнение необходимых проводок по счетам участников расчетов и подтверждение этих проводок реестром проведенных платежей.
Банками и другими клиентами учреждений ЦБ формируются реестры направленных платежей, принимаемые к обработке без учета остатка средств на их счетах. При формировании реестров реквизиту «Вид платежа» присваиваются значения для полноформатных документов — «1», а для документов сокращенного формата — «О».
Имеется специфика в передаче платежей в различных рейсах как со стороны учреждений ЦБ, так и других участников расчетов. По итогам обработки рейса межрегиональный центр информатизации составляет для каждого участника расчетов реестр проведенных платежей. В него включаются полноформатные и сокращенного формата документы, проведенные по счетам в учреждениях ЦБ. Этот реестр содержит следующие обязательные реквизиты: входящий остаток по счету на начало рейса; платежи, зачисленные на счет; платежи, списанные со счета; исходящий остаток по счету на момент окончания обработки рейса и далее как справочно-учетная информация; задержанные платежи из-за отсутствия средств на счете; перечень платежей, не принятых к проводу в рейсе с указанием причин; суммы кредитов ЦБ, представленных и перенесенных на счета просроченных ссуд; суммы депозитов, размещенные в ЦБ и возвращенные им. Платеж становится окончательным и безотзывным после совершения проводки по счету клиента кредитной организации или соответствующему счету кредитной организации.
В зависимости от реализованного в регионе способа обработки учетно-операционной информации (централизованный или децентрализованный) определяется порядок проведения и учета операций по электронным расчетам, передаваемым в РКЦ или из него. Банки осуществляют электронные платежи на основе расчетных документов своих клиентов и по собственным операциям. В соответствии с условиями договора подготовка электронных платежных документов банка может проводиться в обслуживающем РКЦ, который является участником таких платежей в самом банке-пользователе. При подготовке электронно-платежных документов в обслуживающем РКЦ банк оформляет в двух экземплярах сводное платежное поручение, которое с приложенными двумя экземплярами расчетных документов доставляется в РКЦ в определенное графиком время. Если же электронные документы оформляются в банке, то они подписываются в центре и передается с применением средств защиты информации в обслуживающий РКЦ на магнитном носителе — средствами телекоммуникации.
В процессе межрегиональных электронных расчетов платежные документы проверяются программным способом на возможность оплаты за счет имеющихся средств на корсчете банка, а при их недостаточности — за счет разрешенного Банком России внутри дневного кредита. Внедрение межрегиональных расчетов с участием Банка России имеет один крупный недостаток — не все подразделения расчетной сети Банка России в силах ускоренно и эффективно проводить замену устаревшей и низко производительной техники на новые, дорогостоящие аппаратные программные средства. Их внедрение по России должно проходить однотипно и параллельно (по отношению к регионам), что способствовало бы ускорению создания единой сети межбанковских электронных расчетов.
В ускорении безналичных платежей важную роль играет установление расчетов на основе прямых корреспондентских отношений, которые предполагают проведение расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций, открытым в других кредитных организациях, и по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации. При проведении платежа, осуществляемого одной кредитной организацией по поручению другой в третью кредитную организацию, дата перечисления платежей устанавливается в каждой паре кредитных организаций. А платежные поручения клиентов переоформляются от имени банка-отправителя, начинающей операцию перевода денежных средств по счету межфилиальных расчетов. Ответственность за правильность составления переоформленного платежного поручения и своевременность перечисления на его основании денежных средств несет кредитная организация, составившая расчетный документ. При этом платежное поручение кредитной организации направляется в другую кредитную организацию для осуществления операций по соответствующим счетам без приложения расчетного документа, на основании которого оно составлено. В этом случае расчеты на основе прямых корреспондентских отношений значительно ускоряются, потому что они осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев РКЦ. Применение в корреспондентских отношениях системы электронных платежей или телексной связи способствует оперативности расчетов. Все положения, касающиеся документооборота, очередности оплаты, контроля за проведением расчетов, рассмотренные при расчетах через подразделения расчетной сети Банка России, относятся и к прямым корреспондентским отношениям банков.
Расчетные операции по счетам межфилиальных расчетов осуществляются между подразделениями одной кредитной организации, которые могут проводить платежи по всем банковским операциям, разрешенным кредитной организацией лицензий Банка России, определенным положением о филиале и правилами построения расчетной системы кредитной организации (внутрибанковскими правилами), разработанными в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России. Внутрибанковские правила должны обеспечивать составление ежедневного сводного баланса, своевременное проведение платежей и управление ликвидностью кредитной организации.
Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом кредитной организации и должны содержать [2]:
— порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличения пассивного остатка) счетов межфилиальных расчетов;
— процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе межфилиальных расчетов кредитной организации;
— списание документооборота, порядка передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, a также последовательность прохождения документов между подразделениями кредитной организации;
— порядок экспедирования расчетных документов;
— порядок установления даты перечисления платежей при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями кредитной организации;
— порядок проведения расчетных операций подразделениями кредитной организации при перераспределении денежных средств;
— порядок ежедневной проверки расчетов между подразделениями кредитной организации по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;
— периодичность и порядок урегулирования взаимной задолженности по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;
— порядок действий подразделений кредитной организации при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной даты.
Каждое подразделение кредитной организации должно иметь в расчетной системе кредитной организации уникальный номер, содержащий не более четырех знаков, для идентификации его как участника расчетов, который указывается в лицевом счете по межфилиальным расчетам, открываемом подразделению кредитной организации. При отсутствии корсубсчета в ЦБР и корсчетов в других кредитных организациях филиал проводит все расчетные операции через счета межфилиальных расчетов, открытые в подразделениях кредитной организации, имеющих корреспондентские счета в ЦБР.
Кредитным организациям разрешается осуществлять транзитные расчетные операции через открытые им корсчета в других кредитных организациях, корсчета в подразделениях расчетной сети Банка России, счета межфилиальных расчетов. При этом банку — отправителю платежа, осуществляющему транзитную счетную операцию и несущему ответственность за правильность и своевременность перечисления средств, разрешается переоформлять платежное поручение клиента. Суть транзитных платежей заключается в следующем. При прохождении платежа транзитов через несколько кредитных организаций дата перечисления платежей устанавливается между каждой парой организации. При этом каждая организация, осуществляющая транзитный платеж, составляет новое поручение банка и указывает новую дату перечисления. Поручение каждого банка — отправителя платежа вместе с соответствующими экземплярами расчетных документов клиентов направляется по назначению избранным маршрутом и способом передачи информации. На основе документов, поступивших от каждого банка — отправителя платежа расчетная операция отражается по корреспондентскому счету с обособлением полученных средств на пассивном банковском счете «Незавершенные расчеты банка». Списание средств с данного счета осуществляется при наступлении даты перечисления в порядке, установленном для счета «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям» [3].
В последнее время широкое распространение в России получил межбанковский клиринг, который стал прогрессивным направлением развития межбанковских расчетов. Различаются следующие формы межбанковского клиринга:
— внутрибанковский — между подразделениями одной кредитной организации;
— локальный — между странами в фиксированной твердой валюте.
Межбанковский клиринг по способу его проведения может быть реализован через территориальные учреждения Центрального банка, крупные коммерческие банки, клиринговые палаты или отделы кредитных организаций. Все формы и способы реализации клиринга на практике находятся в тесной увязке, так как конечное сальдо расчетов при любом способе оплачивается с корсчетов банков, открытых в Центробанке. Фундаментом для реализации клиринга (межбанковского) являются корсчета банков, которые могут открываться друг у друга или в специальном клиринговом центре. Эффективность клиринга определяется объемом операций, проводимых участниками межбанковского клиринга. Если в процессе клиринговых расчетов межбанковские платежи проводятся на валовой основе, то расчетные операции осуществляются отдельно по каждой сделке. В том случае, когда те же платежи проводятся на чистой основе, то расчетные операции осуществляются периодически, как правило, в течение одного операционного дня, давая требованиям и обязательствам возможность накопиться в течение определенного периода. Во втором случае, в конце периода, проводятся расчеты только по взаимно зачтенным обязательствам. Такой зачет взаимных требований и обязательств может проводиться между двумя банками и более (двусторонние и многосторонние взаимозачеты).
Функции учета взаимных обязательств участников клиринговой системы выполняет клиринговая палата. Она является формальным или неформальным соглашением между банками об обмене платежными инструментами в определенном месте и в установленное время. Завершающие клиринговые расчетные операции, проводятся расчетным агентом, роль которого состоит в том, чтобы в процессе клиринга получать от нетто-дебиторов денежные средства по платежам и перечислять их на счета нетто-кредиторов. Клиринговой палатой несколько раз в течение операционного дня проводятся клиринговые сеансы — взаимозачеты. Они проводятся с целью исчисления промежуточных или итоговых сальдовых сумм платежей каждого члена палаты.
В масштабе мирового хозяйства действуют две модели окончательного расчета по счетам при многостороннем чистом клиринге. Классическая модель, которая предполагает урегулирование центральными банками итоговых сальдо каждого из членов клиринговой палаты. Каждому банку — участнику системы взаимозачета в клиринговой палате открываются счета-позиции, деньги на которых фактически отсутствуют. На этих счетах остатки равны нулю. Транзитный счет ведется на основе поступающих и обрабатываемых документов по каждому банку для учета обязательств и требований. Итоговое сальдо банка по этому счету (дебетовое или кредитовое) передается на основные корсчета членов клиринговой палаты, которые находятся в ЦБ. Механизм клиринговых расчетов, при этой модели, привлекателен своей простотой. Еще одно преимущество этой модели заключается в том, что ЦБ способствует снижению риска неплатежей для клиринговой палаты.
Модель авансированных платежей, при которой клиринговая палата, учрежденная в форме акционерного общества банками данного региона или некоторой банковской группы, работает как специальный клиринговый банк. Открываемыми банками — участниками системы взаимозачета корсчета в клиринговой палате, на которые они переводят определенные суммы денежных средств, образуют первоначальный капитал клиринговой палаты. При этом клиринговая палата открывает свой корсчет в центральном банке. В случае отсутствия средств на счета члена-участника системы взаимозачета, клиринговая палата вправе выдать ему краткосрочный кредит за счет средств страхового фонда, созданного участниками клиринга. Клиринговая палата ежедневно вносит соответствующие изменения в баланс взаимозачета каждого банка-участника клиринга на основе взаимозачета кредитовых и дебетовых оборотов. Поступающая в Центробанк информация об изменениях остатков клиринговой палаты по итогам работы за день относится на корсчет клиринговой палаты, при этом сведения по корсчетам банков передаются членам клиринговой системы.
В России функционируют также две модели межбанковского клиринга. В соответствии с первой моделью клиринговые расчеты проводятся без предварительного депонирования средств на счетах. В соответствии со второй, основанной на авансировании, клиринговые расчеты производятся с предварительным депонированием со средств на счетах участников расчетов в клиринговом учреждении.
Межбанковский клиринг реализуется посредством полной компьютеризации всего финансового сектора, что позволяет осуществлять расчетные операции практически мгновенно. Клиринговую систему образует сеть клиринговых учреждений, оснащенных современными информационными технологиями. Последние представляют собой совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение и транспортировку необходимой информации, с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса [4].
В процессе развития многообразия безналичных расчетов в банковском секторе, разрабатывается и внедряется система управления межбанковскими платежными рисками. Вначале действовал более льготный режим, с целью поддержания ликвидности банков для обеспечения непрерывности платежей. Совокупный объем овердрафта увеличился. Увеличивалось и число банков его допустивших. Этому способствовали несколько причин:
— рост задолженности клиентов банкам по полученным кредитам;
— нарушение банков в процессе проведения внутри банковских расчетов, когда заведомо допускались дебетовые остатки по счетам клиентов;
— несвоевременное зачисление средств банками из-за задержек в расчетах;
— длительное невозмещение из бюджета коммерческим банкам разницы в процентах за льготные кредиты к образованию овердрафта на счетах многих банков.
Концепция системы валовых расчетов в режиме реального времени позволит стандартизировать расчеты и сократить время на проведение расчетных операций. Главная цель этой системы — оперативное зачисление на счета банков поступивших средств, и как следствие этого, предоставление возможности незамедлительного их использования. Внедрение системы валовых расчетов в режиме реального времени существенно изменит функции и ответственность территориальных учреждений Банка России и подведомственных им расчетно-кассовых центров.
Главными путями дальнейшей модернизации расчетов является создание и внедрение новых банковских технологий и электронного документооборота, оптимизации расчетной сети Банка России, разработка унифицированных форматов расчетных документов, которые минимизируют банковские риски. Меры по ограничению рисков включают в себя введение экономических нормативов, регулирующих межбанковские корреспондентские счета — отношения.
Таким образом, решение различных правовых, технических, экономических и организационных проблем в области управления межбанковскими платежными рисками позволит сократить их до минимума, а также облегчить расчеты, уменьшить общий уровень остатков средств банков на корсчетах в РКЦ и направить высвободившиеся средства в необходимые сферы их эффективного использования, и как следствие этого, способствовать дальнейшему развитию этих сфер, повысить рентабельность банков и эффективность проведения денежно-кредитной политики.


Литература
1. Гросиан Р.К. Как вести дела с банками. Кредиты, денежные вклады, платежный оборот / Пер. с нем. Э.Л. Бородулина. — М.: Международные отношения, 1996. — 368 с.
2. Кочмола К.В. Банк: расчетные и кассовые операции. — Ростов-на-Дону: Эксперт. Бюро, 1997. — 190 с.
3. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. — М.: Проспект, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия