Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРАЗИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
Рожков К. Л.
профессор кафедры маркетинга фирмы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва),
доктор экономических наук

Скрябина Н. И.
доцент Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат философских наук


ОБ УПРАВЛЕНИИ ВНЕШНИМИ (ИМИДЖЕВЫМИ) ЭФФЕКТАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА

Совершенствование системы статистического учета, важное для оценки социально-экономического развития, требует, вместе с тем, верного, в том числе эмоционального, восприятия внешнего эффекта этого учета.
Внешний (имиджевый, психологический) эффект - это всегда и определенная эмоциональная реакция на состояние учета, статистики.
В российском обществе значимость эмоционального восприятия вообще традиционно высока. Поэтому, несмотря на нарастание прагматизма в социальном и экономическом поведении, внешние эффекты играют и будут играть серьезную роль.
Имиджевые эффекты статистики определяются:
а) политикой открытости (доступности) статистической информации и ее достоверностью;
б) способами расчета отдельных показателей;
в) информационной политикой.
Например, о Чернобыльской аварии жители Припяти узнали на второй или третий день, т.к. власти скрыли информацию об уровнях радиации в дни катастрофы. Вместе с тем, оперативная информация об аварии могла вызвать крупномасштабную панику. Поэтому политика доступности и достоверности информации, предполагающая и ответ на вопрос "Что открывать, а что нет?", - первое условие совершенствования статистической работы.
Статистические показатели рассчитываются людьми. И показывают только то, что хотят увидеть в них люди. Так, Госкомстат рассчитывает безработицу по своей методологии (учитываются только ставшие на учет в службах занятости, официально заявившие о себе как о безработных), а Международная организация труда - по своей (учитываются и фактически не работающие, но не становящиеся на учет в службах занятости). Первые оценки приукрашивают картину экономического развития страны, вторые - более реалистичны. Но можно ли сказать, что первая методология менее объективна, чем методология МОТ? Если относить неучтенных безработных к скрытой безработице, можно. Если же считать их скрытыми занятыми, то более реалистичными выглядят оценки по российской методологии.
Поэтому и вопрос "Как считать?" так же, как вопрос о дозировании информации, является важным, и каждый раз требует своего ответа. Нужно принимать во внимание влияние статистической информации на психологическое состояние членов общества, которое может сказаться на реальных хозяйственных процессах и на аналитических подходах к ним.
Вопрос о том, в какой последовательности и в каком сочетании представлять результаты статистической работы в аналитических сборниках, обзорах и отчетах, связан, помимо прочего, еще и с мотивацией потребителя информации.
Захоронение ядерных отходов на территории других стран проходит по статье "экспорт услуг" их платежного баланса и, таким образом, увеличивает чистый экспорт и ВВП страны. Если включить в аналитический обзор только упомянутый показатель, впечатление об экономике страны-экспортера будет одним. Но если рассчитывать экологический ущерб (либо текущие и капитальные затраты на его компенсацию), впечатление будет другим.
Анализируемые явления обладают разной значимостью в глазах различных потребителей информации. Экологический ущерб, в частности, имеет смысл рассчитывать лишь тогда, когда состояние окружающей среды - значимый для нации фактор. Должен быть социальный заказ на такую информацию. Это относится и к импорту, например, куриного мяса из США. Есть ли смысл вводить ограничения на этот импорт по медицинским нормам, если в стране более актуален вопрос о цене импортируемого продовольствия?
Говоря о внешних эффектах статистической информации, нужно всегда представлять себе ее потребителя и то его эмоциональное состояние, которое удерживало бы его в рамках необходимого поведенческого стереотипа.
Во времена СССР статистикой решалась задача создать впечатление, что мы во всем лучше других. В результате формировался оптимизм среднестатистического советского человека.
В первое десятилетие экономических реформ разрушение былого оптимизма оказалось неконструктивным. Информационная система не обеспечила формирования у людей внутреннего, не зависящего от государства, ощущения их востребованности. Нарастало ощущение неуверенности, безысходности, ущербности при сравнении с благополучными странами, ущербности и по отношению к тем, кто контролирует финансовые потоки.
В настоящее время отсутствие эффективных государственных гарантий и увеличение неопределенности приходится принимать как нечто данное. Однако одновременно нужно избавляться от стереотипа, при котором неопределенность отождествляется с безысходностью. Новый стереотип сознания необходимо формировать, в том числе именно внешними эффектами статистической работы, для того, чтобы стимулировать у потребителей информации стремление к принятию позитивных решений, развитие способности прагматично действовать в условиях неопределенности, не страшась принимать на себя риски от своих действий.
В связи с этим важнейший внешний эффект статистики состоит в избавлении от ощущения бессилия в условиях чуждой и непонятной внешней среды.
Не менее важен эффект от содействия открытости национальной экономики миру, поиску национальными производителями своей ниши в международном разделении труда.
Статистика должна давать объективную оценку слабостей и преимуществ производителей других стран. Увидеть с помощью статистики в чужих слабостях возможность реализовать собственные преимущества, компенсировать собственные недостатки - в этом еще один внешний эффект статистики.
В целом статистика в современной России призвана:
- содействовать грамотному позиционированию национальных производителей на национальном и мировых товарных и ресурсных рынках;
- содействовать формированию позитивного взаимного представления о нас самих и наших внешних партнерах;
- создавать условия для формирования хозяйственных связей, позволяющих наиболее эффективно реализовать собственные конкурентные преимущества.
Для решения подобных задач необходимо расширение методологических возможностей статистики за счет использования социологического и фактологического инструментария с целью выявления тех конкурентных преимуществ субъектов хозяйственной деятельности, которые не поддаются статистическому измерению. Приходится учитывать, что глубинные изменения в сознании, в мотивации, поведении системно статистикой не отслеживаются. Приемы же фактологического анализа, в отличие от статистических методов, позволяют обнаруживать такие изменения на стадии зарождения.
Что касается приемов социологического анализа, то они напрямую связаны с изучением субъективных мнений (ощущений) людей, выражаемых в ответах на задаваемые вопросы, и весьма важны для изучения предпочтений субъектов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, статистические обзоры должны избавляться от традиционной педантичности и приобрести "рекламное изящество" за счет повышения качества аналитической информации. Потребителю ее нужно сначала предложить методику анализа, а потом - статистические данные. Должна быть создана методология, ориентированная на анализ конкурентоспособности.
Нужны и информационные системы "обратной связи" для всех субъектов хозяйственной деятельности как особый продукт деятельности статистических служб - для повышения эффективности практической деятельности предприятий, местных и региональных органов власти, отраслевых министерств. Речь идет и об определении круга показателей, отражающих реальные результаты и вклад всех участников социальных и хозяйственных процессов в государственном, муниципальном, корпоративном, общественном секторах экономики и о системе мониторинга этих показателей.
Корпоративный сектор, наиболее продвинувшийся в последнее время по этому пути, создает системы внутреннего управленческого учета. Однако подобные системы в скором будущем понадобятся и в других секторах - в той мере, в какой будет повышаться дисциплина договоров, платежей, целевого использования финансовых средств и конкуренция в коммерческой и некоммерческой деятельности.
Такие методологические нововведения предполагают создание в системе статистических органов России аналитических социологических и маркетинговых служб, действующих в прямой кооперации с соответствующими службами субъектов хозяйственной деятельности, а также фирмами, оказывающими маркетинговые, консалтинговые, аналитические услуги с использованием статистической информации.


Исследования по теме статьи проводятся в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых - докторов наук, МД-200-2003.06.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия