Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Жвирблис Ю. А.
ассистент кафедры экономической теории Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)

Международная миграция рабочей силы и экономический кризис: региональный аспект
В статье рассматривается международная миграция рабочей силы в Российской Федерации и Республике Хакасия за 16 лет, выявляются особенности развития этого процесса. Особое внимание уделено характеру международной миграции в периоды экономических кризисов
Ключевые слова: мировая экономика, международная миграция рабочей силы, рынок труда, иммиграция

Экономические кризисы в экономике, как правило, затрагивают все сферы жизнедеятельности. Рынок труда особенно подвержен рыночным колебаниям, которые вызывают определенные изменения в миграционных потоках. Попробуем выяснить, как экономические кризисы влияют на международную миграцию рабочей силы в России и ее субъекте Республике Хакасия (РХ).
Рассмотрим, как менялись миграционные потоки в кризисы 1992–1998 гг. и в 2008–2009 гг. Данные о международной миграции * по РФ представлены на рис.1. *
Рис. 1. Общие итоги международной миграции в Российской Федерации с 1992–2008 гг. (чел.)
Как видно из рис.1, в период с 1992–1998 гг. и 2008 г. численность прибывающих иностранных граждан преобладает над численностью покинувших страну. В 1994 г. их численность была наибольшей и составила 1 146 735 человек.
Начиная с 1995 г. количество иммигрантов сокращается. В 1999 г. заметно увеличение эмиграции из страны, чему причиной может быть финансовый кризис 1998 г. Именно под его влиянием многие граждане РФ устремились за рубеж в поисках стабильного финансово-экономического положения, а въезд в Россию сократился из-за опасений дальнейших финансовых ухудшений. По мнению Ж. Зайончковской эмиграция российских граждан оказалась неким барометром изменения финансового положения страны *. С 1999 г. рост эмиграции затормозился, что можно было считать свидетельством появления первых признаков улучшений в российской экономике. В период нынешнего кризиса таких изменений не наблюдается. Возможно, данная особенность не отражает полной реальной картины. Дело в том, что, по данным Росстата большинство уехавших в период 2008–2009 гг., а их число составляет более 4 тыс. чел., не отказываются от российского гражданства и сохраняют за собой жилье и регистрацию *.
Рассмотрим количество прибывших и выбывших мигрантов по Республике Хакасия (рис. 2).
Рис. 2. Общие итоги международной миграции в Республике Хакасия в 1992–2008 гг. (чел.) *
Анализ приведенных данных за 16 лет позволяет выделить следующие особенности:
в период кризиса 1992–1998 гг. иммиграция сокращается с 1995 по 1999 гг., а эмиграция находится на достаточно высоком уровне. В 1999 г. численность покинувших республику достигает наибольшего значения и составляет 1293 чел., что соответствует общероссийской динамике.
в 2008 г. иммиграция в республику увеличивается, а эмиграция сокращается, что является продолжением наметившейся раньше тенденции. Начиная с 2005 г. по 2007 г., число международных мигрантов в республику ежегодно возрастает. Объясняется это тем, что в результате роста национальной экономики с 1999 по 2007 гг. проявилась положительная динамика развития региона, которая отразилась на росте валового регионального продукта. Следствием явилось создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни. Регион становится привлекательным для иностранных граждан. В период кризиса иммиграция несколько сократилась, а эмиграция в 2008 г. составляет всего 74 человека.
Следует отметить, что в условиях мирового экономического кризиса обостряются многие проблемы, в том числе и проблемы занятости. Спад производства во всех отраслях приводит к активизации населения на рынке труда и к значительному росту количества безработных в РФ. Данная особенность характерна как для экономического кризиса 1992–1998 гг., так и для нынешнего кризиса. Рассмотрим уровень общей безработицы в РФ и в РХ.
Рис. 3. Уровень общей безработицы в Российской Федерации за 1992–2009 гг. (в %)
Как показывает график (рис. 3), уровень безработицы в периоды кризиса возрастает. В ходе кризиса 1992–1998 гг. пик пришелся на 1998 г., когда уровень достиг 13,2% общей безработицы. Нынешний кризис 2008–2009 гг. также принес заметное увеличение уровня безработицы, который в 2009 г. составил 8,4% *.
Рассмотрим уровень общей безработицы в Республике Хакасия в исследуемый период.
Рис. 4. Динамика безработицы в Республике Хакасия в 1992–2009 гг.
Как показывает график (рис.4), уровень общей безработицы в 1999 г. достиг наибольшего значения 15,5%. В 2009 г. он составил 9% *. Таким образом, в условиях экономических кризисов, количество безработных граждан увеличивается и как следствие возникает конкурентная борьба за вакансии местного населения и мигрантов, что вызывает напряженность на рынке труда.
Правительство РФ ужесточает проводимую миграционную политику, считая приоритетной местную рабочую силу. С 1 июля 2009 г. перестал действовать упрощенный порядок получения гражданства РФ для жителей СНГ *. Теперь для получения гражданства необходимо предоставлять в ФМС России сведения о наличии постоянного источника доходов и подтверждать знание русского языка *. По данным этой службы, за время действия Закона о гражданстве, в период с 2002 по 2009 гг. гражданами России стали около 2 млн человек.
Одновременно с этим были значительно снижены заявки на привлечение иностранных работников в страну. Так, в 2008 г. российское правительство выделило квоту на привлечение иностранных работников в размере почти 4 млн чел *. В 2009 г. правительство сократило квоту на иностранную рабочую силу с 4 до 2 млн чел. Много это или мало для России, наверное, не знает никто. Как признался глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский, регулирование миграционных потоков продолжает оставаться «уравнением с большим количеством иксов и игреков». Признав, что собственные демографические ресурсы невосполнимо истощаются, что России без привлечения гастарбайтеров просто не выжить, миграционные службы пока так и не определились, как строить свои отношения с ними *. Однако при необходимости квота может быть увеличена в течение года в зависимости от реальных потребностей работодателей. В этом существенное отличие от ситуации 2008 г., когда квота, определенная на весь год, закончилась уже к маю 2008 г. *
Многие отечественные и зарубежные эксперты считают, что сокращение квоты на фоне экономического кризиса приведет к тому, что кризис в первую очередь ударит по неквалифицированным мигрантам, а работники высокотехнологичной сферы смогут сохранить рабочие места. В России, по сравнению со многими другими странами число привлекаемых из-за рубежа высококвалифицированных специалистов существенно меньше *.
В связи с кризисом иностранные работники занимают все менее привлекательные свободные рабочие места, а те которые не смогли найти работу вынуждены уходить «в тень». Об этом свидетельствуют расчеты автора, проведенные на основе статистических данных Миграционной службы Республики Хакасия (табл. 1).
Как видно из таблицы, численность зарегистрированных иностранных граждан значительно превышает численность граждан, которые получили разрешение на работу, что свидетельствует о существовании нелегальной занятости в регионе. Следует отметить, что число выданных разрешений на работу мигрантам и уведомлений от работодателей не совпадает с численностью иностранных граждан, что еще раз подтверждает гипотезу о «теневом» найме иностранцев.
Таблица 1
Сопоставление миграционных показателей в Республике Хакасия
Существует мнение, что самой действенной мерой, которая противостояла бы росту нелегальной миграции, является поощрение ее легальных форм. При этом, как заявил генсек ООН Пан Ги Мун на Глобальном форуме по вопросам миграции и развития в Маниле, страны, затронутые финансовым кризисом, могут поправить свое положение благодаря притоку рабочих иммигрантов. По его словам, «именно миграция…..поможет выбраться из экономического кризиса… Мобильность человеческих ресурсов делает наши экономики более эффективными даже в периоды стагнации… и помогает восстановить нарушенное равновесие, отсутствие которого привело к серьезному экономическому неравенству» *.
Таким образом, экономические кризисы, безусловно, оказывают воздействие на миграционные потоки. Опыт предшествующего кризиса наглядно свидетельствует об этом. Оценка текущей ситуации с эмигрантами из РФ осложняется тем, что российские граждане все чаще сохраняют за собой российское гражданство, что не дает нам полных сведений о миграционных потоках. Сокращение потребности государства в иностранной рабочей силе в условиях кризиса порождает рост нелегальной миграции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия