| | Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002 | | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | | Крылова Л. И. Начальник сектора реконструкции центра города
Комитета по строительству Администрации Санкт-Петербурга,
координатор Федеральной целевой программы
"Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга"
| |
| | В целом все региональные программы можно классифицировать, как: а)международные межрегиональные (в том числе программы сотрудничества приграничных регионов, "породненных" областей и городов разных стран); б)межрегиональные в рамках национальной экономики; в)программы развития отдельных республик, областей, "земель", штатов страны; г)муниципальные (городские и отдельных небольших территориальных образований).
Наряду с этим региональные программы имеют характер комплексных целевых, инвестиционных, кредитных, а по статусу (предполагающему и разные уровни утверждения и поддержки программ) - межгосударственных, государственных, местных программ.
На государственном уровне первые региональные комплексные целевые программы в России были приняты в 1995 году (по социально-экономическому развитию Якутии и района Курильских островов). Затем правительство РФ утвердило еще несколько десятков таких программ - для регионов с невысоким уровнем экономического развития, регионов, особенно остро нуждающихся в реконструкции производственной базы, приграничных регионов (прежде всего для Калининградской области).
Региональные инвестиционные программы, предусматривающие и иностранные инвестиции, имеют особое значение для регионов, обладающих развитыми внешнеторговыми связями.
Для крупных регионов Российской Федерации в этом отношении характерна следующая ситуация (см.таблицу). | | Таблица 1
Отношение внешней торговли к внутреннему региональному продукту (ВРП) в РФ в 1997 г.,%
Регионы РФ | Внешнеторговый оборот (в целом ) к ВРП | Экспорт к ВРП | Импорт к ВРП |
---|
Центральный | 51,3 | 28,7 | 22,6 | Северо-Западный | 42,8 | 18,9 | 23,9 | Северный | 35,0 | 28,2 | 6,8 | Восточно-Сибирский | 31,0 | 23,9 | 7,1 | Западно-Сибирский | 29,8 | 23,8 | 6,0 | Уральский | 25,2 | 18,9 | 6,3 | Центрально-Черноземный | 23,0 | 15,7 | 7,3 | Поволжский | 19,3 | 12,7 | 6,6 | Северо-Кавказский | 18,2 | 6,4 | 11,8 | Дальневосточный | 17,2 | 8,5 | 8,7 | Волго-Вятский | 13,3 | 8,3 | 5,0 | Источник: составлена по данным ГТК РФ за 1997 г. и "Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза". М., 2000. С. 39.
Как видно из таблицы, внешняя торговля является весьма важным фактором развития экономики в первую очередь в Центральном, Северо-Западном, Северном, Восточно-Сибирском, Западно-Сибирском и Уральском регионах.
Иностранные инвестиции распределяются между регионами в значительной мере с учетом этого фактора. | | Таблица 2
Распределение иностранных инвестиций между регионами России, в % к итогу
Год | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | Регион | Центральный | 57,9 | 73,0 | 71,1 | 59,1 | Поволжский | 9,6 | 2,8 | 7,1 | 8,6 | Западно-Сибирский | 8,8 | 6,2 | 7,0 | 7,9 | Северо-Западный | 6,8 | 5,3 | 4,1 | 5,5 | Дальневосточный | 6,6 | 5,9 | 2,2 | 4,7 | Северный | 2,7 | 1,3 | 0,5 | 2,2 | Уральский | 2,1 | 1,0 | 1,2 | 3,6 | Волго-Вятский | 2.2 | 2,5 | 1,4 | 1,4 | Северо-Кавказский | 1,8 | 1,1 | 0,7 | 3,5 | Восточно-Сибирский | 0,8 | 0,2 | 3,6 | 1,4 | Центрально-Черноземный | 0,2 | 0,4 | 1,0 | 1,6 |
Источник: по данным "Региональное развитие: опыт России и Европейского союза". С. 39. | | Вместе с тем, как свидетельствуют цифры, приведенные в таблице, зависимость иностранного инвестирования от удельного веса в регионе внешней торговли, не всегда очевидна. На инвестиционные региональные программы влияют и другие факторы, прямо не связанные с внешней торговлей, в первую очередь характер инвестиционного климата и ряд случайных обстоятельств, неизбежных при общей неразвитости российского инвестиционного рынка.
К тому же необходимо учитывать различия в значениях для конечного потребления в регионах не только внешнеторговых, но и меж- и внутрирегиональных связей. Так, в европейской части России межрегиональные связи имеют в целом меньшее значение (и, соответственно, меньший удельный вес в конечном потреблении), чем в регионах Сибири и Дальнего Востока. Правда, при либерализации внешнеторговых отношений эти различия в связях европейских и азиатских регионов РФ будут уменьшаться, в частности, за счет развития прибрежной и приграничной торговли сибирских и дальневосточных краев и областей с соседними азиатскими странами.
Региональные инвестиционные программы, разумеется, могут формироваться и без расчета на привлечение иностранного капитала на основе перераспределения финансовых ресурсов регионов страны через государственный бюджет и увеличения доли регионов в общих налоговых поступлениях. Например, в ФРГ в период с 1960 по 1996 гг. доля федерального центра в общих поступлениях налогов уменьшилась с 54,9 до 47,8%, а доля земель возросла с 30,6 до 39,8%. 1
В целом формирование инвестиционных программ в регионах представляет собой процесс разработки: инвестиционной стратегии, методики и процедуры подготовки программы и проектов, системы информации, нормативно-правового и финансового обеспечения инвестиционной деятельности.
Это относится и к городским инвестиционным программам. Так, программа реконструкции исторического центра Санкт-Петербурга предусматривает: а)разработку инвестиционной стратегии по 4-м параметрам: обеспечение экономического роста, улучшение инвестиционного климата, повышение эффективности бюджетного инвестирования, формирование современной инженерной и транспортной инфраструктуры, б)реализацию программы по следующим разделам: (1)организация работы, (2)конкретизация структуры инвестиционной стратегии, (3)разработка методических рекомендаций и отбор проектов, (4)нормативно-правовое обеспечение градостроительной деятельности, (5)создание территориальной информационно-аналитической системы, (6)определение зон активного инвестирования, (7)подготовка основных проектов, (8)подготовка отдельных пилотных проектов реконструкции, (9)информация для общественности города о ходе выполнения программы.
Любая из региональных инвестиционных программ формируется по следующей схеме: | | | | При этом правовое обеспечение инвестиционных программ предполагает: изучение мирового и отечественного опыта в данной области, обеспечение баланса интересов различных инвесторов, подготовку альтернативных вариантов нормативно-правовых актов, обсуждение их с участием представителей органов власти, деловых кругов, зарубежных и отечественных консультантов, корректировку актов с учетом полученных замечаний. 2
Информационное обеспечение, в большинстве случаев, требует создания территориальных информационно-аналитических систем (подобных петербургской ТИАС - "Развитие исторического центра Санкт-Петербурга - возможности для инвестиций").
Концепция ТИАС была одобрена на городской конференции 22 апреля 1999 г. и вошла в состав концепции инвестиционной стратегии и программы.
В версии 2000 года - это сложный информационный и программный комплекс, охватывающий информацию о государственных и негосударственных объектах в стадии строительства и в стадии подготовки договоров об инвестициях, о памятниках истории и культуры, зонах градостроительных ограничений (регламентов).
Поиск информации может осуществляться в виде запросов в информационные "ячейки", в качестве которых фигурируют участки застройки, имеющие отношение к земельным участкам, учтенным в Государственном земельном кадастре, недвижимому имуществу и домовладениям, учтенным в Государственной системе инвентаризации и оценки недвижимого имущества. (Информация представляется на Интернет-сервере www.spb.centre.ru и на компакт-дисках. Разработан программно-технический комплекс, позволяющий получать и удаленную информацию и обновлять сведения.)
Кредитные региональные программы формируются путем заключения договоров о займах в банках, в том числе международных, под кредитные проекты, обеспечивающие привлечение в регион (город) инвестиций из внебюджетных источников. Эти программы являются непосредственным продолжением региональных инвестиционных программ и имеют своей целью расширение масштабов и интенсификацию процесса использования частных капиталовложений.
Кредитные проекты выбираются на основе ряда критериев. К ним, в частности, относятся: соответствие проектов государственному и местному законодательству, градостроительным регламентам, региональным программам и планам социально-экономического развития, требованиям экологической безопасности; вероятность привлечения частных инвестиций в инвестиционный проект, поддерживаемый кредитным проектом; вероятность привлечения финансовых средств из международных и зарубежных банков; маркетинговая оценка эффективности (окупаемости) кредитного проекта. Последняя предполагает и характеристику кредитуемого конечного инвестиционного объекта, и расчет окупаемости частных инвестиций.
Так, для реализации кредитных проектов в целях реконструкции исторического центра Санкт-Петербурга Правительство РФ заключило соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о получении займов под несколько кредитных проектов. Соглашение о первом займе первоначально на 300 млн, окончательно(на конец 2001 г.) на 31 млн. долл. (заем N 4144 RU) вступило в силу в апреле 1998 года. Период заимствований предварительно определен в 15 лет. Ожидаемый средний срок окупаемость кредитных проектов - 5 - 7 лет.
Возврат заемных средств предусматривается обеспечить путем: повышения уровня и расширения базы налогообложения недвижимости в соответствии с ростом ее рыночной оценки (обусловливаемым развитием инфраструктуры, созданием новых предприятий, дополнительных рабочих мест); продажи отдельных объектов недвижимости; увеличения бюджетных доходов от аренды объектов недвижимости; увеличения налоговых поступлений в связи с ростом деловой активности; сокращения бюджетных субсидий в связи с совершенствованием инфраструктуры (инженерной и транспортной) и т. д.
В то же время к числу положительных эффектов от таких займов можно относить совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционного процесса, приобретение нового опыта участия в инвестиционных программах, строящихся на принципах партнерства государственных и частных инвесторов. Это позволяет более последовательно ориентироваться на конечные результаты программ, добиваться предметного и открытого обсуждения хода работы над проектами со всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами, включая представителей МБРР, ускорять развитие цивилизованных корпоративных отношений на фондовом рынке, обеспечивающих привлечение инвестиций за счет приобретения акций предприятий. 3
Анализ соглашений и договоров о кредитном участии в инвестиционном процессе на основе опыта развития экономических отношений между Санкт-Петербургом, Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Казахстаном, Молдовой и странами Балтии позволяет делать ряд выводов, имеющих практическое значение:
- для выполнения программ, заключенных со странами СНГ и Балтии, необходима эффективная практика квотирования системы городского заказа в рамках государственного бюджетного финансирования;
- более широко должны использоваться коммерческие кредиты в рамках прямых и зачетных схем экономического партнерства;
- существенное развитие должен получить международный лизинг, в том числе компенсационный (в обмен на лизинг машин и оборудования, например) и в рамках государственных заказов;
- нужно активно использовать возможности экономического сотрудничества, в том числе в кредитно-финансовой сфере, открывающиеся в связи с официальным вступлением в силу 31 мая 2001 года Договора о создании Евразийского экономического сообщества;
- одной из практически важных задач является создание региональных расчетных центров для упорядочения платежных отношений со странами СНГ и Балтии и другими странами;
- следует использовать все возможности местного законодательства для частичного освобождения участников совместных программ от местных налогов и сборов;
- самой актуальной задачей становится развитие регионального и городского маркетинга как рыночного и управленческого метода, обеспечивающего последовательное осуществление инвестиционных и кредитных программ и проектов.
Опыт Германии, в городах которой маркетингом стали заниматься уже в начале 80-х годов ХХ в., свидетельствует о том, что региональный маркетинг способствует структурной перестройке местной экономики, повышению эффективности управления со стороны местных органов власти, программирования и планирования социально-экономического развития, более успешному привлечению иностранных инвестиций.
По данным Германского института урбанистики, опрос, проведенный в 1996 году в 240 городах Германии, показал, что 80% из них активно используют методы маркетинга в системе управления и стратегического планирования.
Региональный (в том числе городской) маркетинг обеспечивает эффективное решение таких задач, как: мониторинг развития региональной экономики; совершенствование практики разработки стратегических планов, управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, включая участки для застройки; реклама городов как конкурирующих центров промышленного, жилищного строительства, центров туристского бизнеса, науки и подготовки специалистов; создание благоприятного инвестиционного климата; содействие организации предприятий малого и среднего бизнеса; содействие занятости; улучшение условий жизни, включая оздоровление окружающей среды. |
| |
|
|