Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Гатауллина Д. Р.
аспирант кафедры экономической теории
Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева


Сотрудничество как экономическая категория
В статье анализируется феномен сотрудничества, рассматриваются понятие и основные, наиболее значимые его формы. Сопоставляя и опираясь на различные мнения ведущих ученых, автор приходит к выводу, что переход к новой форме рыночных отношений — кооперации, сотрудничеству в более широком смысле, охватывающему коммерческую сферу, политические, социальные, научно-технические отношения на микро-, макро-, мезо-, международном уровнях, приводит к упорядочиванию, оптимизации, оздоровлению, эффективному развитию экономики
Ключевые слова: национальная инновационная экономка, сотрудничество, частно-государственное партнерство, информационное общество, малый бизнес

XXI век характеризуется качественно новым этапом развития современной мировой экономики, основой которой является глобализация, предполагающая принципиально новые взгляды, подходы к развитию национальных экономик в большинстве стран мира. Мировое сообщество вступило в новую фазу развития — постиндустриальное, информационное общество, прежде всего, характеризующееся повышением интеллектуальной, творческой составляющей (уровень подготовки и квалификация работников), пришедшее на смену повышению технологических и организационных преобразований. Повышается значимость нематериальных факторов производства. Таким образом, на место земли, труда, капитала, приходят информация, знания, человеческий капитал, новые технологии. Эффективность производства зависит от работников, обладающих образованием, знаниями и навыками высокого уровня. Фундаментом развития является не только владение информацией, но и навыки ее обработки и грамотного использования.
Все более отчетливо наблюдается изменение природы взаимоотношений в обществе. Ужесточение глобальной конкуренции требует развития и оптимизации адекватной экономической культуры. Таким образом, в данной статье речь пойдет, прежде всего, о феномене сотрудничества, как одной из форм экономической связи всех хозяйствующих субъектов. Особо актуальным является становление отношений частно-государственного партнерства (ЧГП), как основополагающего пути перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
По мнению А.Ш. Хасановой, конкуренция представляет собой особый исторический тип отношений, в рамках которой взаимодействие хозяйствующих субъектов проявляется непосредственно в качестве личного частного соперничества и опосредованно — в виде общественной зависимости, характеризующей сотрудничество *.
Н.В. Ведин, рассматривая самостоятельные формы экономической связи (обмена деятельностью), выделяет конкурентно-рыночные отношения между хозяйствующими субъектами и отношениями сотрудничества между отдельными индивидами, которые сообща работают с информационными ресурсами цивилизации, обеспечивая рост ее духовного и материального богатства *.
В формирующейся инновационной российской экономике необходимо учитывать специфику национальной системы, уделять особое внимание поддержке государства, а также применять инновационные методы при формировании эффективных механизмов деятельности предприятий российского бизнеса. Копирование зарубежных способов ведения предпринимательства, как показывает опыт, никоим образом не способствует оздоровлению экономики, лишь отражает свою несостоятельность. Для создания системы устойчивого развития экономики, в первую очередь, важно поставить цель — стабилизировать и укрепить взаимодействие всех хозяйствующих субъектов, тем самым обеспечить эффективное применение и использование национального научно-технологического потенциала.
Итак, понятие «взаимодействие». В словаре С.И. Ожегова «взаимодействие — это взаимная связь двух явлений, взаимная помощь». Понятие «сотрудничать» раскрывается в этом же словаре в качестве совместной работы, принятия участия в общем деле. Очевидно, что оба эти понятия имеют общую природу — совместное участие, которое мы наблюдаем внутри любых отношений на всех исторических этапах.
С момента появления теории Чарльза Дарвина считалось, что в борьбе за существование побеждает сильнейший. Но сегодня ученые выделили еще один не менее мощный двигатель эволюции. Это — симбиоз или взаимовыгодное сотрудничество организмов. Оказывается, все основные этапы качественного усложнения животной и растительной организации взял на себя именно симбиоз.
Люди еще в древние времена объединялись в группы в связи с общими интересами производства и общения. При рассмотрении первобытнообщинного строя, очевидна биологическая конкуренция, которая была присуща человеческому обществу на ранней стадии развития в условиях примитивного ведения общественного хозяйства. Из истории следует, что племена соперничали за более благоприятную среду обитания и доступ к более богатым источникам ресурсов. Также в этой хозяйственной форме прослеживаются отношения коллективизма. Самой главной и самой важной особенностью первобытнообщинного строя было отсутствие частной собственности, эксплуататоров и эксплуатируемых, богачей и бедняков. Все члены общины были равны, все без исключения участвовали в общественном производстве, сотрудничая друг с другом и помогая друг другу в беде. Выстоять в борьбе с суровой природой могли только такие первобытные коллективы, внутри которых взаимная солидарность, сплоченность и взаимопомощь преобладали над враждебностью, взаимным недоверием и эгоизмом.
Существует также понятие кооперации, но в основном оно интерпретируется как организационная форма сотрудничества и ее разновидности (производственная, потребительская, кредитная и т.д.) *.
Рассмотрим подробнее феномен сотрудничества. Энциклопедия Wikipedia дает следующее определение: «Сотрудничество абстрактно обозначает все процессы, в которых люди работают совместно». «The Oxford English Dictionary» определяет сотрудничество как «совместный труд, кооперацию, особенно в литературе, искусстве, науке». Майкл Шрейг пишет, что «сотрудничество характеризует процесс создания корпоративной ценности, чего не достичь с помощью наших традиционных структур коммуникаций и командной работой» *. К сожалению, в нашем современном обществе все субъекты хозяйственной деятельности скептически относятся к отношениям в виде сотрудничества. Частично своими отрицательными ассоциациями сотрудничество обязано Второй мировой войне, когда среди союзников оно означало содействие нацистам. У людей, выросших в ту эпоху, даже если они понимают современное значение этого слова, так или иначе, сохранились негативные ассоциации с ним.
Стремление к сотрудничеству, главным образом, не должно противоречить интересам общества. Необходимо создание, в первую очередь культуры сотрудничества на всех уровнях, которая будет оптимизировать и адаптировать экономические, социальные, политические, духовные отношения между участниками к происходящей ситуации. Сотрудничество следует рассматривать как одну из составляющих рыночного механизма, содействующую динамическому развитию производства и приводящую к благосостоянию общества. Это прекрасно видно из зарубежного опыта, где давно были осознаны многообразные преимущества кооперации. Крупные корпорации, к примеру, уже давно наладили взаимовыгодные отношения с мелким сектором экономики. Компания «Дженерал Электрик» заключила с этой целью свыше 100 соглашений, вступив в отношения сотрудничества и с основным рыночным конкурентом — компанией «Вестингауз Электрик», большим количеством аналогичных соглашений связаны фирмы «IBM», «XEROX», «Дженерал Моторз» и др. *
Совместные усилия достигать общих интересов, совместное творчество людей, говоря в широком смысле, считается невозможным, в силу банального стереотипа «каждый за себя». Ученые занимаются исследованиями, предприниматели разрабатывают стратегии по воспроизводству того или иного продукта, музыканты сочиняют музыку и никто не предполагает, что возможно объединение усилий для создания общего блага, что в итоге может стать ценностью. Возвращаясь к идеи создания адекватной культуры сотрудничества, довольно интересной является работа Эвана Роузена «Культура сотрудничества», в которой он отмечает 10 признаков культуры сотрудничества, то есть эффективной совместной работы: *
1. Доверие
2. Обмен информацией
3. Постановка целей
4. Инновация
5. Среда
6. Коллаборативный хаос
7. Конструктивное противоречие
8. Коммуникация
9. Общность интересов
10. Ценность
Доверие является фундаментальным, основополагающим фактором эффективного сотрудничества. Глобальный экономический кризис подорвал доверие человека к государству. Кризис на самом деле проявляется на всех уровнях — государства, корпораций, домашнего хозяйства. Между российскими компаниями присутствует низкая степень взаимного доверия и готовности делиться информацией, что в основном приводит к невозможности тесных взаимоотношений между партнерами. Человек является стержнем экономической науки и системы социально-экономических отношений. Человек ищет пути роста прибыли или доходов, выполняет и преобразует нормы и правила взаимоотношения с другими людьми в обществе, опираясь на собственную систему ценностей. Он сочетает знания, полученные из своего жизненного опыта и из наблюдений за поступками людей. Эгоизм в той или иной мере присущ каждому, но если бы его не было, общество вряд ли смогло развиваться. В то же время человек стремится к общению, сотрудничеству, взаимному уважению в отношениях с окружающими. Погоня каждой стороны за сиюминутной выгодой может привести к нежелательному для обоих участников исходу. В складывающейся в данном случае ситуации люди кооперируются из-за того, что это соответствует их интересам. Забота о будущем может предотвратить желание фирмы вытянуть из доходов своего торгового партнера последний цент.
Рассмотрим подробнее взаимодействие хозяйствующих субъектов в инновационной деятельности. Малые и средние предприятия способны эффективно осуществлять научно-технические исследования благодаря своей гибкости, подвижности и быстрой реакции на изменяющиеся условия в экономической среде. Крупные предприятия являются более консервативными в этом отношении. Последним сложнее вносить различного рода реформы в свою деятельность, в связи с устоявшимися традициями, бюрократизацией и сложной организационной структурой. Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных корпораций, которые используют их рыночную гибкость и инновационные возможности как важный фактор повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства. Можно выделить основные формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса — субконтракт, лизинг, франчайзинг, венчурный бизнес, а также региональные структуры, возникшие на их основе — инкубаторы малого бизнеса, научно-технические парки, предпринимательские сети.
Несомненно, крупному бизнесу присущ ряд преимуществ, в том числе возможность осуществлять внедрение, производство и сбыт нового продукта, крупномасштабное финансирование НИОКР, эффективное использование человеческого капитала, так как крупные предприятия имеют для этого все необходимые ресурсы. Но в современных экономических условиях небольшие размеры предприятий становятся их важнейшим преимуществом и определяют экономические, научно-технические и организационные факторы успешной деятельности. Малые предприятия играют важную роль на стадии исследования, они сокращают издержки за счет узкой специализации, ускоренных темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий и т.д. Таким образом, крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, образуя единый механизм инновационного взаимодействия. Нельзя не согласиться с Г.Р. Громовым, что наиболее результативным является равноправное сотрудничество между малыми и крупными субъектами бизнеса в инновационной сфере *.
Несмотря на взаимовыгодный характер сотрудничества, в партнерстве одна из сторон, так или иначе, имеет прямую возможность использовать то, что у другого партнера отсутствует в принципе. Тем не менее, и государство, и бизнес, извлекая из партнерства собственную выгоду, преследуя личные интересы, стремятся максимально эффективно использовать возможности друг друга, для чего и объединяются во имя общих целей, формируя государственно-частное партнерство. Под государственно-частным партнерством сегодня принято понимать систему, которая мобилизует частный капитал и знания для достижения государственных целей. Можно смело утверждать, что государство должно налаживать и развивать эффективные связи между участниками инновационного процесса, поскольку конкурентоспособность страны главным образом зависит от системы адекватно и рационально взаимодействующих между собой субъектов. В США государственно-частное партнерство используется уже около 200 лет. Благодаря взаимодействию государства с частным бизнесом были преодолены последствия Великой Депрессии. По данным The National Council for Public-Private Partnerships, сейчас в каждом американском городе от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом *. Несмотря на то, что многие ученые считают частно-государственное партнерство прогрессом в экономике, существует мнение, что в связи с неадекватностью правовой базы и, прежде всего, недоверием к государству, оно может привести к неблагоприятным последствиям. Предприниматели обеспокоены усилением роли государства и его вторжения в сферу свободы конкуренции перераспределения ресурсов, а также есть опасение, что государство может увеличить ставки налоговых платежей и пошлин. В Концепции долгосрочного социального развития Российской Федерации, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, «развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры» определено в качестве одного из принципов, которыми должно руководствоваться государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности. Термин «государственно-частное партнерство» в апреле 2007 г. впервые получил законодательное закрепление в дополнении к Бюджетному кодексу Российской Федерации статьей 179.2. об Инвестиционном фонде Российской Федерации *.
Существует целый ряд форм международного сотрудничества, охватывающий широчайший круг проблем, стоящих перед всем миром. Большое внимание уделяется глобальным проблемам, представляющим интерес для всего человечества. Это, прежде всего, защита окружающей среды, включая спутниковый мониторинг Земли, исследование Мирового океана и его ресурсов, познание глубинных космических явлений, изучение глобального изменения климата и экологии планеты, глобальные стихийные бедствия, борьба с эпидемиями и неизлечимыми болезнями, проблемы термояда, изучение явлений сверхпроводимости, сверхвысоких и сверхнизких температур и т.д.
Мы рассмотрели понятие и основные, наиболее значимые, формы сотрудничества. Любая эволюция характеризуется качественными переходами. При современных кардинальных изменениях в экономике, необходимо менять мышление и парадигму организации деятельности. Переход к новой форме рыночных отношений — кооперации, сотрудничеству в более широком смысле, охватывающему коммерческую сферу, политические, социальные, научно-технические отношения на микро-, макро-, мезо-, международном уровнях, приводит к упорядочиванию, оптимизации, оздоровлению, эффективному развитию экономики.


Литература
1. А.Ш. Хасанова. Конкурентные отношения и их трансформация в современных условиях: Дисс... на соискание уч. степ. д.э.н. — Казань, 1999. — С. 224.
2. Ведин Н.В. Геноформа постиндустриальной экономики: диалектика коллективного производства // Проблемы современной экономики. — 2003. — №1(5). — С. 31­–40.
3. Ведин Н.В. Диалектика сотрудничества и конкуренции в хозяйственной эволюции общества: Дисс.... на соискание уч. степ. д. э. н. — Казань, 2007. — С. 281.
4. Роузен Э. Культура сотрудничества / Пер. с англ. — М.: ЭКОМ Паблишерз, 2009. — 336 с.
5. Хасанова А.Ш. Конкурентные отношения и их реализация в современных условиях(теоретико-методологический аспект) // Проблемы современной экономики. — 2002. — №1. — С. 100.
6. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. Эссе, диалоги, очерки. — М.: Радио и связь, 2005. — 385 с.
7. Хаирова С.М., Стадникова Е.С. Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России // Проблемы современной экономики. — 2009. — №3(31). — С. 191.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия