Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Юнгблюд Л. Г.
соискатель кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Государственно-частное партнерство в сфере начального професионального образования
В статье рассматриваются необходимость и алгоритм построения систем государственно-частного партнерства в сфере начального профессионального образования
Ключевые слова: начальное профессиональное образование, социальная ответственность, государственно-частное партнерство

За последние годы в России произошли негативные изменения системы начального профессионального образования, что связано с шестью группами факторов:
во-первых, произошел полный или частичный отказ государства от ряда прежних своих функций экономического и социального контроля за процессом воспроизводства квалифицированных рабочих (от организованного набора учащихся в учебные заведения до обязательного трудоустройства после завершения учебы);
во-вторых, изменение формы собственности предприятий привело к тому, что они утратили экономический интерес к поддержке учебных заведений;
в-третьих, произошло резкое сокращение бюджетного финансирования учебных заведений начального профессионального образования (в настоящее время финансируются только, так называемые, «защищенные» статьи бюджета);
в-четвертых, отмена обязательного распределения выпускников создала высокую степень неопределенности с их трудоустройством;
в-пятых, изменились потребности в образовании у различных социальных групп населения, произошла резкая смена представлений о престижности той или иной профессии, что в значительной мере разрушило сложившуюся социальную ориентацию на группы профессий у различных социальных слоев;
в-шестых, в связи со значительным сокращением численности работающих в сфере промышленного производства (и этот процесс пока продолжается) и наличием на рынке рабочей силы достаточно устойчивого контингента квалифицированных рабочих, за счет которого предприятия могут укомплектовывать имеющиеся свободные рабочие места, снижается потребность в выпускниках профтехучилищ [2].
К основным проблемам системы начального профессионального образования можно отнести:
— отсутствие прогноза потребности в подготовке кадров уровня начального профессионального образования;
— адаптация содержания начального профессионального образования к требованиям работодателей, предъявляемым ими к уровню обученности выпускников;
— низкий уровень работы по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации молодежи;
— моральный и физический износ учебно-материальной базы;
— необходимость приближения начального профессионального образования к потребностям региональных рынков труда;
— обеспечение образовательных учреждений начального профессионального образования профессионально-педагогическими кадрами необходимого уровня квалификации;
— усиление социальной защиты обучающихся;
— всестороннее развитие государственно-частного партнерства.
Совершенно очевидно, что развитие системы начального профессионального образования предполагает участие не только органов государственной и муниципальной власти и учреждений образования, но и хозяйствующих субъектов, общественных объединений, кредитных учреждений, всего общества в целом. Это участие должно быть основано на тесном сотрудничестве всех вышеперечисленных субъектов.
В сфере образования социальный диалог может стать средством обновления качества образования, его содержания, повышения его личностной ориентированности, социальной и экономической эффективности, средством формирования кадровой политики в отрасли, включая вопросы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Государственно-частное партнерство в сфере начального профессионального образования — это форма взаимодействия заинтересованных субъектов (бизнес-сообщество, власть, образовательные учреждения и все общество в целом), при которой субъекты помимо стандартных обязательств берут на себя обязательства по созданию условий для развития системы начального профессионального образования на территории с целью удовлетворения потребностей учащихся, объекта хозяйствования и населения, проживающего на территории [2].
Такое партнерство можно рассматривать как:
— один из механизмов социальной защиты детей из трудных семей;
— инструмент территориального развития;
— реализацию социальной ответственности бизнеса;
— инвестиции в подготовку кадров;
— благотворительную деятельность.
Основными направлениями развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования в РФ должны стать:
— разработка механизмов и методик прогностического анализа рынка труда по отраслям и регионам (вертикальная и горизонтальная составляющие) для совместного принятия решений относительно профилей и объемов требуемых специалистов и обеспечения оптимизации ресурсов для реализации принятых решений;
— разработка и осуществление на постоянной основе мониторинга рынка труда, демографической структуры и моделей занятости для сокращения разрыва между потребностью и реально возможной профессиональной подготовкой будущих работников;
— участие работодателей в определении квалификационных требований, разработке стандартов профессионального образования и признании квалификаций;
— разработка механизмов финансирования профессиональной подготовки кадров в соответствии с нуждами предприятия. Создание фондов профессионального обучения, профессионального образования, и участие в управлении ими;
— повышение активности участия работодателей и профессиональных союзов в профессиональной ориентации и профориентационных программах для школьных учреждений, предусматривающих прямой диалог со школьниками;
— восстановление связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования в рамках сотрудничества типа «профессиональное училище — предприятие».
Несмотря на общность проблем в сфере социальной защиты и профессионального образования, нужно учитывать территориальные различия и дифференциацию. В каждом регионе существует своя система разделения труда, региональная специализация, уровень социальной напряженности и социального неблагополучия. Именно поэтому очевидна потребность в создании территориальных систем партнерства с целью исключения унифицированности при развитии систем начального профессионального образования.
Основными принципами создания и функционирования территориальной системы партнерства являются:
— комплексный и непредвзятый анализ ситуации;
— приоритетность соблюдения интересов учащихся;
— удовлетворение интересов территории;
— инвестиционный характер вложений;
— доступность и открытость;
— адресность;
— направленность на долгосрочную стратегию развития территории;
— долевое финансирование;
— создание системы преференций;
— максимизация социально-экономической эффективности деятельности в рамках партнерства;
— согласование действий с общественностью территории.
Т.е., деятельность в рамках системы государственно-частного партнерства в сфере начального профессионального образования должна носить комплексный, системный и долговременный характер, осуществляться в соответствии с приоритетами того региона, на территории которого она реализовывается. Хозяйствующие субъекты, учреждения и власть должны стать партнерами и совместно разрабатывать необходимые программы.
Для нормального функционирования системы партнерства в сфере начального профессионального образования необходима разработка стратегии для каждого субъекта, что предполагает определение основных целей, направлений деятельности и применяемых инструментов.
В процессе создания и функционирования системы партнерства можно выделить 4 этапа:
1 этап — подготовительный. На этом этапе осуществляется:
— мониторинг и прогноз текущих и перспективных потребностей рынка труда в регионах в квалифицированных кадрах с учетом социально-экономической политики, демографических и миграционных факторов;
— анализ и оценка положения на рынке труда рабочих и специалистов, получивших начальное профессиональное образование;
2 этап — организационный. На этом этапе разрабатывается модель партнерства, наиболее подходящая для строящейся системы, создаются организационно-содержательные условия ее функционирования, определяется круг социальных партнеров, заключаются необходимые договоры, что предполагает реализацию следующих мероприятий (3 этап):
3 этап — функциональный. На этом этапе осуществляется:
— обеспечение материально-технической и ресурсной оснащенности учреждений профессионального образования;
— создание условий для инновационного развития учреждений профессионального образования и повышения качества профессиональной подготовки;
— организация воспитательной работы с обучающимися в учреждениях профессионального образования, пропаганды рабочего труда и профессиональной ориентации молодежи;
— организация воспитательной работы с обучающимися в учреждениях профессионального образования, пропаганды рабочего труда и профессиональной ориентации молодежи;
4 этап — оценочно-коррекционный. На этом этапе организовывается мониторинг, проводится оценка и корректировка системы партнерства.
Государство может использовать следующие механизмы привлечения работодателей к участию в системе партнерства:
— государственные субсидии работодателям, создающим дополнительные учебные места для производственного обучения и обучения на рабочем месте;
— создание в рамках коллективных договоров учебных фондов, активы которых формируются либо из налога на фонд заработной платы, либо за счет государственных дотаций;
— государственные дотации на обучение на рабочем месте;
— налоговые льготы предприятиям.
Можно утверждать, что построение территориальной системы государственно-частного партнерства в сфере начального профессионального образования будет способствовать:
1. Решению проблем детей, группы риска, позволяя им:
— получить профессию;
— реализовать свой потенциал;
— повысить уровень благосостояния.
2. Социально-экономическому развитию территории посредством:
— стабилизации ситуации на рынке труда:
— снижения криминализации деградации;
— повышения качества жизни населения.
3. Повышению прибыли хозяйствующих субъектов за счет:
— снижения дефицита рабочих кадров;
— оптимизации трудового процесса.
Т.е. создание такой системы партнерства является не только социально значимым, но и экономически эффективным.


Литература
1. Бурляева В.А. Социальное партнерство и психолого-педагогические особенности подготовки к планированию профессиональной карьеры в студенческом возрасте в условиях непрерывного профессионального образования. — Невинномысск: НГГПИ, 2005.
2. Константинова Н.Н., Юнгблюд Л.Г. Развитие системы начального профессионального образования в рамках социальной защиты детей группы риска. — СПб, Изд-во СПбГУСЭ, 2009.
3. Михеев В.А. Социальное партнерство: теория, политика, практика. — М.: Ин-т экономики, упр. и социал. отношений, 2003.
4. Олейникова О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. — М.: Центр изуч. пробл. проф. образования, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия