Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Ишмуратова В. Г.
ассистент кафедры экономики, управления и финансов Башкирской академии комплексной безопасности предпринимательства при Башкирском государственном университете (г. Уфа)

Социальная и стабилизационная функции государства в борьбе с бедностью в условиях трансформационной экономики
В статье рассматриваются социальная и стабилизационная функции государства в трансформационной экономике России. Анализируется процесс перехода от абсолютной формы бедности к ее относительному типу, который означает новый этап в экономическом развитии страны
Ключевые слова: социальная функция государства, стабилизационная функция государства, бедность, трансформационная экономика, рынок труда

Современный период социально-экономического развития России характеризуется одновременным осуществлением фундаментальных преобразований практически во всех областях жизнедеятельности общества — экономической, социальной, политической, административной и др. сферах. Практика последних лет реформирования показала, что эти преобразования фрагментарны, слабо связаны между собой и, зачастую, приводят к негативным социальным последствиям.
Автор в своих предыдущих работах определила особенности бедности в современной России, а также провела анализ инструментов, которые используются для борьбы с бедностью в развитых, трансформационных и развивающихся странах *. Полученные выводы послужили основой для разработки модели борьбы с бедностью в виде структурно-логической схемы, раскрывающей механизмы взаимодействия между индивидуумом, корпорацией и государством в условиях трансформационной экономики.
Бесспорно, что основой современной экономики является рынок, однако государство также активно участвует в экономической жизни. Государство можно сравнить со стержнем общественной системы. С одной стороны, оно занимается активным мониторингом экономических процессов. С другой стороны, государство осуществляет экономическое регулирование, которое необходимо для устранения недостатков рыночного механизма.
Регулирующая роль государства проявляется в выполнении его основных экономических функций:
1) аллокационной, направленной на достижение более эффективного распределения ресурсов в рыночной экономике;
2) стабилизационной, нацеленной на поддержание ценовой стабильности и занятости, а также на стимулирование экономического роста;
3) социальной, ориентированной на обеспечение справедливого распределения доходов в обществе *.
Социальная функция государства заключается в обеспечении определенных стандартов благосостояния, а также в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Широкий взгляд на систему социальной защиты населения отражен во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1966 г. В ней выделены следующие направления социальной защиты:
1) обеспечение прав на труд и отдых;
2) охрана здоровья, в том числе, предоставление гарантий социального обеспечения в случае болезни;
3) обеспечение личной безопасности;
4) гарантия достаточного уровня и качества жизни;
5) предоставление доступа к культурно-духовным ценностям и к получению образования.
Социальную защиту можно определить как систему мер государства, обеспечивающих помощь тем группам населения, которые в силу недостатка средств не могут поддерживать приемлемые для данного общества условия жизни, нуждаясь в защите. Выделяют такие элементы социальной защиты, как социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь.
Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе, по независящим от них обстоятельствам *. На сегодняшний день в РФ осуществляются следующие виды обязательного государственного социального страхования:
— пенсионное страхование;
— социальное страхование по случаю временной нетрудоспособности;
— социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— медицинское страхование;
— страхование от безработицы.
Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми *. Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях населения, которые в законодательном порядке обладают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью или отсутствием иных источников существования. Наиболее распространенный вид социального обеспечения — пенсионное обеспечение.
Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования отдельным группам населения в особых случаях. Она имеет вид периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, а также натуральных выдач и оказания услуг, осуществляемых в целях нейтрализации последствий критических жизненных ситуаций и неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь производится за счет средств местных органов власти, предприятий и организаций, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся людям *.
К субъектам социальной защиты относятся социальные институты и организации — федеральные, региональные, местные органы власти, администрация предприятий, общественные, благотворительные, религиозные организации и др., — осуществляющие комплекс мер по улучшению материального положения бедных. В компетенции федеральных органов власти находятся вопросы, касающиеся создания законодательного обеспечения социальной защиты бедных и финансирования федеральных социальных программ. Региональные органы власти принимают законы и иные правовые акты по вопросам собственного ведения, а также финансируют региональные программы социальной защиты. Учреждения социальной защиты определяют конкретных лиц, нуждающихся в помощи, и в соответствии с действующим законодательством оказывают им социальную поддержку. Благотворительные организации заняты реализацией мер, которые дополняют государственную систему социальной защиты в отношении отдельных групп населения.
В системе социальной защиты населения основным объектом является семья *. Наличие семьи способствует улучшению социальной защищенности граждан. Внутрисемейные перераспределительные отношения выводят из состояния бедности миллионы людей: детей, учащихся, а также значительную часть взрослых граждан *.
Риск попадания в состояние бедности для отдельных категорий населения более высок. Исходя из этого, выделяют социальную защиту
1) детей и семей с детьми;
2) трудоспособного населения;
3) нетрудоспособных граждан;
4) семьи, которая предполагает профилактику социальных рисков и проведение мер, направленных на сохранение семьи.
Вышеназванные направления социальной защиты населения, безусловно, входят в содержание социальной политики. По мнению автора, суть социальной политики заключается в обеспечении определенного уровня жизни членов общества, а также в предоставлении им социальных гарантий участия в общественном производстве. Важнейшей задачей социальной политики государства является осуществление адресной помощи, которая предназначена конкретным группам населения *. В данном случае адресность тождественна эффективности. Если в качестве критерия эффективности социальных затрат рассматривать их результативность, то следует признать, что из нескольких вариантов финансирования или реализации методов организации социальной работы наиболее приемлемым является тот, который при одинаковых результатах требует минимальных расходов. В качестве результата может выступать сокращение численности бедных, либо в абсолютных показателях, либо в процентном отношении.
Для определения эффективности организации социальной помощи населению предлагаются следующие методы:
— статистический анализ;
— сравнительный анализ;
— социально-демографический анализ динамики смертности, рождаемости, уровня жизни и т. п.;
— целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспеченности клиента в результате проводимой с ним работы;
— социологические исследования, выявляющие мнение клиентов о результативности социальной работы;
— математическое моделирование и др. *
Для оценки эффективности социальной политики в экономической литературе чаще всего используются коэффициент Джини, а также кривая Лоренца *. В табл. 1 представлены государственные механизмы и инструменты для борьбы с различными формами бедности.
Автор считает, что в случае абсолютной бедности необходимо использовать различные инструменты пассивной социальной защиты. Для решения проблемы относительной и субъективной бедности более подходят инструменты активной социальной защиты, связанные с созданием условий для повышения квалификации и получения работы с более высоким уровнем заработной платы. Выявление глубины и масштабов реальной бедности, организация активных и пассивных форм регулирования бедности и их мониторинг являются взаимосвязаными аспектами социальной политики.
Теперь обратимся к анализу причин бедности. Среди них безусловным лидером является низкая оплата труда *. Так, этот фактор в качестве причины бедности в Республике Башкортостан указали 29% опрошенных домохозяйств (см. табл. 2). Кроме того, данные свидетельствуют о том, что в 13% домашних хозяйств имеются трудоспособные члены семьи, которые не имеют работы и не ищут ее *.
Таблица 1
Механизмы и инструменты борьбы с бедностью
Таблица 2
Распространенность факторов, сопутствующих бедности, Республика Башкортостан, 2003–2008 гг.

Типы домашних хозяйств
Доля в общем числе домашних хозяйств, %
Содержащие в своем составе лиц трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся, не находятся в отпуске и ищут работу
3.0
Содержащие в своем составе лиц трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся, не находятся в отпуске и не ищут работу
13.0
Содержащие в своем составе работников, которые получают заработную плату ниже прожиточного минимума
28.9
Не имеющие проблем на рынке труда
55.1
ИТОГО
100.0

Источник: сайт Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Башкортостан, 2008. http://www.bashstat.ru/default.aspx

Из табл. 2 следует, что лица трудоспособного возраста могут быть безработными не только вследствие несбалансированности рынка труда, но и в результате их личного выбора. Данные говорят о том, что большинство безработных людей трудоспособного возраста не ищет работу, поэтому политика создания новых рабочих мест, по-видимому, не поможет им выйти из состояния бедности. Заметим, однако, что безработные лица трудоспособного возраста могут находиться в составе домашних хозяйств с высоким уровнем дохода. В этом случае причиной отсутствия работы у одного из членов семьи может быть не низкая конкурентоспособность или наличие барьеров для входа на рынок труда, а рациональное внутрисемейное разделение труда.
Исследования показывают, что численность лиц, которые не работают и не ищут работу, убывает по мере роста уровня материальной обеспеченности. Следовательно, бедность во многих случаях возникает вследствие ухода трудоспособных членов домашних хозяйств с рынка труда. Почему эти люди не ищут работу? В 50% случаев это связано с выходом на пенсию, в 20% — с ведением домашнего хозяйства и уходом за детьми13. Если значительная часть населения отсутствует на рынке труда по неэкономическим мотивам, то программы создания новых рабочих мест не смогут решить проблему бедности.
В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные люди, ищущие работу, готовые приступить к ней и зарегистрированные в таком качестве14. Беднейшие слои населения, которые не работают долгое время, имеют низкие шансы на трудоустройство. Со временем, такие люди выходят из состава зарегистрированных безработных, поэтому безработица является достаточно значимым и постоянно действующим фактором формирования бедности15.
Как показывают исследования16, усиление мер социальной поддержки или развитие социального страхования не способны значительно улучшить уровень жизни безработных. Только экономическое развитие, сопровождающееся увеличением платежеспособного спроса на труд со стороны работодателей и ростом занятости, способно значительно уменьшить безработицу. Однако автор считает, что экономический рост не обязательно вызывает снижение безработицы. Напротив, в определенных условиях экономический рост может сопровождаться повышением безработицы в силу
— опережающего роста производительности труда по сравнению с динамикой объема производства;
— несоответствия квалификации увольняемых работников требованиям, предъявляемым к рабочей силе на вновь создаваемых рабочих местах;
— территориальных и региональных дисбалансов между спросом на рабочую силу и ее предложением;
— невозможности адаптации к труду лиц, утративших трудовые навыки в результате длительной безработицы.
Таким образом, влияние экономического роста на занятость двояко. С одной стороны, экономический подъем является условием повышения занятости. С другой стороны, рост не означает автоматического сокращения безработицы. По мнению автора, стимулирование экономического роста, повышение занятости и сокращение бедности должны рассматриваться как различные стороны единого процесса реализации государственной политики социально-экономического развития.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия