Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ципоренко А. А.
аспирант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Теоретические аспекты контроллинга
В статье рассматриваются концептуальные и методические аспекты контроллинга, значимые для его успешного внедрения в практику российских предприятий. Представлена эволюция контроллинга за достаточно длительный период. Проанализированы существующие подходы к определению роли и места контроллинга в системе управления
Ключевые слова: контроллинг, управленческий учет, исторические этапы развития контроллинга, американская модель контроллинга, немецкая модель контроллинга

В настоящий момент контроллинг выступает неотъемлемой частью современной системы управления компанией за рубежом, а также относится к числу наиболее приоритетных тем в отечественной бизнес-среде. Использование положительного опыта управления, который прошел проверку временем и доказал свою эффективность на предприятиях экономически развитых стран, а также промышленных предприятиях России, способно существенно облегчить и ускорить интеграцию российских предприятий в мировую экономику. В связи с этим возникает необходимость определения содержания функций и роли контроллинга на современном этапе развития экономики.
Несмотря на достаточно продолжительное существование контроллинга как дефиниции и большой опыт его применения целым рядом компаний, единого мнения относительно содержания данного явления в настоящее время не существует. Диапазон толкований контроллинга колеблется от трактовки его в качестве аналога управленческого учета до представления его как метасистемы управления. Неоднозначность в определении контроллинга можно объяснить тем, что, во-первых, его развитие происходило на протяжении длительного периода времени, в течение которого он видоизменялся и эволюционировал; во-вторых, модели контроллинга различаются по соотношению теоретических обоснований и прикладных исследований; в-третьих, авторы акцентируют внимание на различных его функциях.
Исторические этапы развития контроллинга охватывают достаточно длительный период, за время которого данная сфера деятельности эволюционировала во взаимосвязи с социально-экономическим развитием общества. Зарождение термина «контроллинг» было связано с государственным управлением финансами, денежными средствами и материальными запасами в Англии. Возникновение контроллинга относят к XV в. Отдельные источники указывают на существование при дворе английского короля должности контроллера — «сountrollour» [1]. Следует отметить, что изначально его задачи ограничивались лишь ревизией и контролем государственных средств: в обязанности вышеуказанного чиновника входили документирование и контроль денежных и товарных потоков.
Более конкретно контроллинг был определен в 1778 г., когда в США было законодательно учреждено ведомство «Comptroller, Auditor, Treasurer and six Comissioners of Accounts». Задачи ведомства заключались в управлении государственным хозяйством и контроле использования средств.
Становление контроллинга как инструмента управления предприятием произошло в США во второй половине XIX в. Это было связано с индустриальным прогрессом, в частности, со строительством первых железных дорог. Ускорение темпов экономического роста привело к увеличению управленческой нагрузки на производственный бухгалтерский учет и расширению возложенных на него как качественных, так и количественных задач. Кроме того, строительство железных дорог и развитие корпораций обусловило стремительный рост потребности в капитале, а следовательно, привело к применению более объемных и сложных форм финансирования. Повышение требований и усложнение учетных задач обусловили выделение и организационное оформление контроллинга на предприятии.
Первой фирмой, которая в 1880 г. ввела должность контроллера, была железнодорожная компания «Atchison Topeka and Santa Fe Railway System». В компетенции контроллера находились финансово-экономические вопросы и проведение ревизий. В 1892 г. индустриальное предприятие «General Electric» также стало использовать контроллинг для решения экономических задач, управления финансовыми вложениями и основным капиталом.
Значительное влияние на развитие контроллинга оказал мировой экономический кризис, последствия которого привели к осознанию необходимости внутрифирменного планирования и учета для эффективного управления предприятием. В результате произошедших изменений задачи контроллинга были расширены и окончательно утверждены. Согласно исследованию основных функций контроллера в 25 ведущих американских фирмах, уже в начале 40-х годов ХХ в. контроллинг выполнял функции, выходившие за пределы простого ведения учета и ревизии совершенных хозяйственных событий, а именно:
— функцию подсчета: ведение бухгалтерских книг, расчет затрат, разработку методов и систем в бухгалтерском учете, координацию финансового управления во всей фирме;
— ревизионную функцию: проектирование, обслуживание систем внутреннего контроля, внутреннюю ревизию;
— функцию управления: сбор информации по управлению, корректировку системы управления, совместную работу с финансовыми органами;
— интерпретационную функцию: подготовку, анализ и разъяснение финансовой информации, необходимой для поддержки работы менеджмента в планировании, анализ результатов для внешних и внутренних проектов.
Таким образом, первоначальное исторически-бухгалтер­ское видение контроллинга постепенно сменилось на понимание его как ориентированного на будущие события инструмента управления.
Исторически сложившаяся направленность деятельности контроллера на организацию финансового учета и отчетности породила проблему определения функций контроллера, решение которой было необходимо во избежание дублирования работ, размывания границ ответственности и возникновения конфликтных ситуаций во взаимодействии различных отделов. Существенный вклад в разработку данного вопроса внесла созданная в 1931 г. первая профессиональная организация контроллеров — Controllers Institute of America, позже переименованная в Financial Executive Institute (FEI). В начале 60-х годов ею были систематизированы задачи контроллинга.
Относительно генезиса контроллинга в Германии существует две точки зрения. Согласно одним источникам, контроллинг был перенесен из США на немецкую почву в середине 1950-х годов, что было связано с его применением на дочерних предприятиях американских корпораций. Вместе с тем отдельные задачи, которые сегодня принято считать задачами контроллинга, существовали в немецкой экономической практике до того, как контроллинг пришел из США. Опираясь на данный факт, некоторые ученые склонны признать самостоятельное зарождение контроллинга в Германии. Однако преобладающим считается мнение, что функция контроллинга в Германии получила распространение только со второй половины 50-х гг.
Следует отметить, что вначале контроллинг в немецких корпорациях оценивали критически, что было связано с неправильным его пониманием или неточной интерпретацией. В частности, его отождествляли с контролем, а полномочия отдела контроллинга преувеличивались и расценивались как угроза для других экономических отделов организации. Однако со временем возобладало позитивное отношение к внедрению идей контроллинга в практику управления немецкими предприятиями.
В отличие от западных стран, в России контроллинг появился в начале 90-х гг., когда юридически были закреплены рыночные принципы хозяйствования отечественных организаций. В силу специфики развития рыночных отношений первыми в стране организациями, использующими комплексный подход при внедрении контроллинга, стали банки. Заинтересованность контроллингом со стороны указанных финансовых институтов обусловлена несколькими факторами, среди которых основными являются динамика развития, наличие финансовых средств, поддержка крупных государственных и коммерческих структур, необходимость быстрого эффективного развития.
Таким образом, контроллинг как явление зародился в Англии XV в., был сформирован в США в начале XX в.
Затем произошло его становление в некоторых европейских странах под влиянием двух основных факторов: повышения нестабильности внешней среды и усложнения систем управления предприятием. По мере развития теории контроллинга происходило существенное расширение его предметной области, а инструменты и методы становились все более разнообразными. Соответственно, изменялись и взгляды на содержание данного явления, что и вызвало разночтения в его определении.
Исторически сложились две модели контроллинга, различные по соотношению теоретических обоснований и прикладных исследований [2]. Этими же причинами объясняется тот факт, что среди исследователей до сих пор нет единого мнения о том, как соотносятся между собой термины «контроллинг» и «управленческий учет». Следует отметить, что говорить об этих понятиях безотносительно к какой-либо национальной системе достаточно сложно, поскольку в разных странах одни и те же явления могут обозначаться разными терминами.
Несмотря на то, что по сути контроллинг появился на предприятиях США, данный термин там почти не используется. Вместо этого в англоязычных странах применяется понятие «управленческий учет» (management accounting), в рамках которого и решается весь комплекс задач контроллинга. При этом работников, занимающихся управленческим учетом, принято называть контроллерами. Напротив, в теории и практике управления предприятиями Германии отсутствует понятие управленческого учета. Бухгалтерия четко подразделяется на финансовую и производственную, поэтому специалисты заимствовали из английского языка термин «controlling», обозначив им качественно новое явление в области экономики и управления. В Германии преобладает тенденция «академизации» контроллинга, именно здесь занимаются теоретическими разработками данной системы, решение же конкретных задач второстепенно. В США доминирует прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на потребителя и требования рынка.
Рис. 1. Отличительные особенности американской и немецкой моделей контроллинга [3]
На рис. 1 изображены модели контроллинга, принятые в Германии и США.
Нетрудно заметить, что в американской модели в функции контроллинга дополнительно включены задачи финансового учета, в то время как в центре немецкой модели находится внутренний (управленческий) учет в различных формах, а внешний учет, напротив, не входит в сферу контроллинга.
В отечественной практике используются оба термина — «управленческий учет» и «контроллинг», однако если понятие «управленческий учет» отражает учет для целей управления, то термин «контроллинг» используют чаще для обозначения программно-целевых систем управления. По мнению некоторых отечественных экономистов, для российских предприятий более приемлема континентальная модель Германии, однако, на наш взгляд, американская модель контроллинга ориентирована на требования рынка и интегрируется с современными информационными технологиями.
В литературе, посвященной контроллингу, выделяют три группы концепций контроллинга, которые связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением. При этом следует отметить, что невозможность четкого определения границы между предлагаемыми концепциями приводит к их частичному пересечению.
В соответствии с первой группой концепций, сформированных в 80-х годах ХХ в., основная задача контроллинга заключается в предоставлении и анализе информации, источником которой в первую очередь являются данные бухгалтерского учета. При этом основное внимание концентрируется на показателях успеха в денежном выражении, прежде всего, прибыли предприятия. Так, Р. Манн и Э. Майер указывают, что «контроллинг — это управление прибылью, система регулирования, позволяющая фирме получить максимальную для данных условий прибыль» [4].
Вторая группа концепций, формирование которых пришлось на конец 80-х гг. ХХ в., главную задачу контроллинга видит как координацию сбора и обработки информации, а также ее подготовку в соответствии с потребностями управления. Так, Т. Райхман в качестве основной задачи контроллинга выделял сбор и обработку информации в процессе разработки, координации и контроля выполнения планов на предприятии. При этом контроллинг должен быть ориентирован на результат с учетом обеспечения ликвидности предприятия [5]. В соответствии с интерпретацией П. Прайсслера, «контроллинг — это выходящий за рамки одной функции управленческий инструмент, который поддерживает внутрифирменный процесс управления и принятия решений с помощью целенаправленного подбора и обработки информации» [6]. Такой подход к определению контроллинга позволил «уйти вглубь» бизнес-процессов, поскольку наряду с бухгалтерской использовалась информация, источником которой являлись непосредственно хозяйственные процессы предприятия.
Третья группа концепций, получивших развитие в 90-х гг., интерпретирует контроллинг как функцию поддержки руководства посредством координации системы управления. При этом первичная координация исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления, в то время как вторичная координация внутри управленческой системы относится к задачам контроллинга. В рамках концепций, ориентированных на координацию, в настоящий момент выделяют две подгруппы:
— концепции с ориентацией на планирование и контроль;
— концепции с ориентацией на управленческую систему в целом.
Ориентированные на планирование и контроль концепции подразумевают под контроллингом координацию планирования, контроля и информационного обеспечения, но характеризуются более широким спектром задач, чем подходы с информационной ориентацией. П. Хорват, основоположник и главный представитель этого направления, видит в контроллинге ориентированную на результат функцию поддержки руководства, интегрирования и координирования процесса планирования на предприятии, а также информационного обеспечения этого процесса [7].
По мнению другого представителя данного подхода, Д. Шнайдера, функция контроллинга заключается в разработке и координации отдельных планов предприятия и сведении их в единый план, а также в организации внутреннего производственного учета, поставляющего как исходную информацию для планирования, так и данные для контроля реализации планов [8]. Д. Хан в концепции контроллинга на первое место также ставит комплекс задач по планированию с интегрированной системой планово-контрольных расчетов на базе информации внутреннего производственного учета.
Отметим, что совершенно обоснованно в своем исследовании М.Л. Слуцкин [9] определил роль контроллинга не только в поддержке функции планирования и, соответственно, тех структур, которые эту функцию реализуют, а еще и в обеспечении процесса планирования с помощью соответствующего инструментария. Последний представляет собой совокупность методов планирования, дифференцированных в зависимости от его уровня, направленности решаемых задач и оценочных показателей, позволяющих формировать варианты управленческих (плановых) решений и выбирать наиболее приемлемые из них.
Концепции с ориентацией на управленческую систему в целом исходят из того, что координационные проблемы могут не только возникать в области планирования и контроля, но также затрагивать все этапы управления и сферы деятельности предприятия, в связи с чем координационная задача контроллинга должна быть расширена. Так, в качестве центральной задачи контроллинга Х.-Ю. Кюппер называет координацию системы управления на предприятии, т. е. достижение системы целей. При этом потребность в координации возникает из разделения системы управления на несколько составляющих: организацию, систему планирования и контроля, информационную систему, систему руководства персоналом, систему целей и принципы управления.
Таким образом, приведенный фрагмент нашего исследования позволяет сделать вывод о том, что было бы преждевременно говорить о том, что экономическая наука решила такие принципиально важные вопросы для эффективного внедрения контроллинга в управление российскими предприятиями, как роль и место контроллинга в системе управления, или, другими словами, как взаимодействие контроллинга и управления.


Литература
1. Хан Д. Пик. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 799 с.
2. Гусева И. Б. Проблемы становления и развития контроллинга в России // Проблемы теории и практики управления. — 2005. — № 6.
3. Карминский А. М., Оленев Н. И., Примак А. Г. и др. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 256 c.
4. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих / Пер. с нем. — М.: Финансы и статистика, 1992. — С. 31.
5. Райхман Т. Менеджмент и контроллинг. Одни цели — разные пути и инструменты / Пер. с нем. // Международный бухгалтерский учет. — 1999. — № 5.
6. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержания контроллинга как функции управления и его поддержки / Пер. с нем. // Проблемы теории и практики управления. — 2001. — № 3.
7. Horvath, P. Controlling. München: Vahlen, 1994. — 263 c.
8. Shneider, D. Jnvestition. Finanzierung und Betreung. — Wiesbaden, 1992. — 258 c.
9. Слуцкин М. Л. Контроллинг как система повышения эффективности управления промышленным предприятием. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. — 259 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия