Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Кабанченко С. Г.
аспирант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов


Анализ зарубежного опыта формирования и развития стратегических альянсов
В статье рассматриваются вопросы организации и управления стратегическими альянсами за рубежом, в частности в Америке и Японии. Раскрываются взаимоотношения между фирмами и инвесторами, внутрифирменные операции. Рассматривается опыт Японии, поскольку японские фирмы являются значимыми игроками на мировом рынке
Ключевые слова: стратегический альянс, бизнес-альянс, объединения, фирма, Япония, экономика Японии

Изменения в мировой экономике открывают новые возможности для расширения бизнеса, появляются новые формы взаимоотношений бизнес-партнеров, использующие наиболее эффективные методы взаимодействия.
В условиях глобализации стратегические альянсы являются наиболее эффективной организационной формой бизнес-объединений, поскольку они могут создавать конкурентоспособные преимущества за счет использования организационно-экономических возможностей совместного партнерства в сфере промышленного предпринимательства.
Особое построение экономических отношений также обеспечивает возможность получения стратегическими альянсами дополнительных доходов от производства и реализации продукции.
Активное развитие организационных форм современного предпринимательства порождает необходимость более полного и комплексного изучения вопросов создания и управления развитием стратегических альянсов промышленных предприятий [1]. Особое значение в этом плане имеет ознакомление с зарубежными методами управления.
Американский бизнес 1980-х гг. изменился вследствие множества факторов, включающих: конкуренцию, промышленную перестройку на рынке ценных бумаг, изобилие новых форм бизнес-альянсов. Рост международной конкуренции, особенно в странах Восточной Азии, в отношении тех товаров по которым фирмы США доминировали, приводит к необходимости увеличения конкурентоспособности американских фирм.
В то же время, из-за значительной активизации деятельности на рынке ценных бумаг США, инвесторы воздействуют на менеджеров, чтобы усилить корпоративную финансовую работу. Это приводит не только к увеличению объема совершаемых сделок и нестабильности цен на бирже, но, что более важно, — к изменению корпоративного контроля. Волна слияний и поглощений значительно изменяет американскую промышленную структуру, которая изменяется также под воздействием стратегических альянсов среди фирм, которые ищут новые варианты продвижения технологических инноваций и развития рынка.
Совместные предприятия, исследовательские консорциумы, взаимолицензионные организации и другие формы слияний являются общей моделью большинства промышленных организаций.
Эти факторы собраны вместе в важном новшестве ведущего бизнес-партнера и конкурента США — Японии, которое известно как kinyu keiretsu (финансовая структура) или kigyo shudan (объединения), в центре которого стоит банк [2].
Эти альянсы фундаментально преобразовали экономику Японии по сравнению с Американской корпоративной системой. Чтобы это осознать, необходим стратегический подход к взаимоотношениям между фирмами и их вкладчиками (т.е. банками и акционерами).
Из состава корпорации Fortune 500, единственной в 1986 г., отсоединились 12 компаний, ставших частными с наибольшим количеством акций. Другие 13 компаний исчезли, поскольку были куплены другими корпорациями из состава Fortune 500. Соотношение долга и активов корпорации меняется в настоящее время в ответ на реальную и потенциальную угрозу поглощений со стороны внешних акционеров, в то время как большая часть капитала появляется из зарубежных источников, особенно со стороны японских инвесторов. Японские фирмы столкнулись с проблемой преобразования рынка капиталов в связи с резким ростом цены йены в середине 1980-х гг. и международным денежным потоком. Прежними остались лишь стратегические отношения, которые возникли между японскими фирмами, инвесторами и торговыми партнерами.
Следует сказать, что японские компании особенно полагаются на зарубежные вливания капитала в банковском секторе, сохраняя собственный капитал в основном благодаря близким торговым компаниям. Слияния и покупка других компаний происходят, а враждебные поглощения не происходят совсем.
Взаимоотношения между фирмами и инвесторами сформировали стратегию и организацию японской фирмы, включая стабильность внутренней модели занятости, качество обмена информацией между фирмами и способность фирмы принимать долгосрочные решения по своему расширению. Японская фирма проделала замечательную работу по приливу капитала и других ресурсов в отрасли, которые дадут отдачу в будущем, хотя этот успех и создал определенные проблемы [2].
Наиболее значительной, но мало понятной чертой японской экономики является организация фирм в связанные объединения, которые имеют сложные комплексные долгосрочные отношения по поводу владения имуществом и торгового сотрудничества. Данные взаимоотношения рассматриваются как бизнес-альянсы. Поскольку они не являются формальной организацией и не представляют собой децентрализованный рынок, они функционируют по очень широкому ряду направлений сотрудничества. Данные отношения организованы среди определенных объединений, основаны на длительном сотрудничестве и объединены законодательно.
Группа объединений, в центре которых стоит банк, представляет собой своеобразные отношения между инвестором и управляющим. Эта форма альянса состоит из центрального коммерческого банка, других финансовых учреждений, торговой компании и групп крупных промышленных фирм, производящих разнообразную продукцию.
Три крупных предпринимательских объединения в Японии — Мицубиси, Митсуи и Сумитомо, являются наследниками довоенных холдинговых компаний (zaibatsu), в то время как три других были сформированы вокруг крупных коммерческих банков Fuji, Sanna и Dai-Ichi Kangyo. Хотя данные объединения не являются юридически оформленными организациями, тем не менее, они могут представлять собой значительные социальные образования посредством созданного ими взаимодействия между членами и созданной символической структурой, внутри которой происходит это взаимодействие.
Все это достигается с помощью трех связанных механизмов:
1) Создание советов, состоящих из руководителей высшего ранга, которые символически представляют членов объединения и границы социальных объединений, а также обеспечивают форум (собрание) для взаимодействия среди фирм.
2) Устройство системы обмена, характеризующееся точностью, долговыми обязательствами, общим имуществом, направлением деятельности руководства и каналов сбыта, которое разделяет функции отдельных фирм в группе и устанавливает пределы деятельности.
3) Разносторонние промышленные связи и мероприятия, которые оправдывают существование kiguo shudan как связанной социальной единицы.
Концентрация происходит благодаря двум из этих механизмов, особенно благодаря роли дочерних компаний как кредиторов и акционеров [2].
Роль бизнес-альянсов в структурировании рынка капитала должна рассматриваться в общей перспективе системы корпораций, которая значительно отличается от Американской системы. Наибольшее значение имеет использование занятого капитала в Японии, в результате чего возникает тесное взаимодействие между фирмами и их банками-спонсорами.
Японские фирмы давно имеют самое высокое соотношение долгов и активов из всех развитых стран. Типичная оценка показывает, что долги составляют около 80% всего внешнего капитала, в то время как в США это соотношение равно 50%. Банки особенно важны. В период 1966–1978 гг. банки сосредотачивали более половины внешнего капитала фирмы, что в 2 раза больше, чем это имеет место в банках США.
Отношения между фирмами и банками «поддерживаются» тем фактом, что у Японии никогда не было закона, аналогичного Gloss-Steagall Act, который в США запрещает банку владеть акциями компаний. Более того, японские банки являются обычно главными акционерами среди компаний их клиентов. Статус японского банка как первого спонсорского института требует, чтобы банк не только обеспечивал значительную часть капитала фирмы, но также интересы по различным направлениям.
Главное действие банка, создающее для других банков сигнал о финансовой силе компании, подтверждающий, что компания способна получать ссуды от других банков, — это процесс, именуемый как «главный насос» или yobi-miru («водокачка»). В 1971 г., к примеру, Sumitomo Bank обратился с просьбой в министерство финансов и японский банк для одобрения плана, в котором гарантировались бы ссуды локальных и взаимных банков для клиентов, включая другие Sumitomo фирмы. Банковская помощь также помогает своим клиентам найти оптовых покупателей. Когда у компании случаются финансовые проблемы, главный банк приходит на помощь [2].
Бизнес-альянсы являются достаточно удобным вариантом при формировании партнерских взаимоотношений в мировой экономической системе. В Японии, как и в США, владение капиталом определяет контроль над фирмой. Однако в Японии корпоративное владение представляет собой не простое формальное распределение между собственниками, имеющими свой материальный интерес от вложенных денег. Владельцы тщательно разделяют операции, полномочия внутри фирмы и относятся к ним с должным вниманием. Стратегический альянс является для Японии основополагающим фундаментом в реализации своей политики, поскольку взаимодействие и доверие друг к другу — это ядро японской философии [3].
Рассмотрим подробнее организационную структуру Японского промышленного предприятия. Во главе фирмы стоит высшее руководство ­ совет директоров, состоящий из председателей Совета, президента, вице-президента и руководителей-исполнителей. В японской фирме существует четкая структура управления и для каждого избранника Совета директоров определено свое подразделение. Также характерно то, что высшее руководство — это бывшие управляющие среднего звена, отвечающие определенным критериям, таким как приобретение определенного опыта руководства на своем месте и достижение пятидесятилетнего возраста. Чужие люди, взятые на это место, редкость для японской фирмы.
Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Это достигается за счет материального поощрения, эффективной организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и т. д.
Политика японских фирм основана на том, что любой сотрудник очень ценен и вносит свой вклад в работу фирмы. Каждый сотрудник считает себя неотъемлемой частью компании, в которой он стремится довести до совершенства свою работу. Известно, что на международном рынке японские компании очень успешны, возможно потому, что большое внимание уделяется каждому работнику. Если компания заботится о сотруднике, то и сотрудник будет качественно исполнять свою работу. Взаимосвязь сотрудника и фирмы очень велика. Каждый старается привнести свой вклад в фирму. Именно такое управление, заботливое отношение к сотруднику, позволяет достичь желаемых результатов по повышению эффективности, качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке [4, 5].
Таким образом, говоря о построении Японского бизнеса в целом, следует отметить, что для него характерны способность и умение экспериментировать, поиск новых решений, всевозможные поиски и исследования. И это характерно для различных областей — технической, организационной, управленческой и производственной.
Изучение зарубежного опыта является важным и значимым для Российской Федерации, т.к. из всего спектра стратегического поведения создается собственная тактика формирования и проведения стратегии в организации.


Литература
1. Как работают японские предприятия / Под ред. Я. Мондена и др. — М.: Экономика, 1989.
2. Glenn R.Carroll, David Vogel. Organizational Approaches to Strategy. — Cambrige, Massachusetts: Ballinger Publishing Company, 1987. — 203 c.
3. Strategic Management: A methodological Approach / Rowe, Mason, Dickel, Snyder. — 3rd ed. — Addison-Wesley Publishing Company, Inc., 1989. — 417 c.
4. Вахрушев В. Принципы Японского управления // Эти невероятные японцы. — М.: Прогресс, 1992. — 32 с.
5.Глиньский Б. О японском опыте управления // Проблемы теории и практики управления — 2001. — № 4. — С.110–114.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия