Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Смирнов А. Б.
доцент кафедры экономики и управления на предприятии водного транспорта
Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций,
кандидат экономических наук


Системы информационно-аналитического обеспечения предпринимательской деятельности
В статье исследуются вопросы формирования российского информационного рынка, его методическая обеспеченность. Рассматриваются возможности и механизмы его интеграции в мировую информационную систему
Ключевые слова: информационные потоки, государственные информационные массивы, информационная инфраструктура, автоматизированные коммуникационные системы, российская информационная продукция, централизованное управление информацией

В России еще не создана целостная система информационно-аналитического обеспечения предпринимательской деятельности. Самостоятельных ресурсов не хватает практически всем, даже самым мощным структурам. Между тем, конечный результат производственно-хозяйственной деятельности современного предприятия во многом зависит от степени эффективности информационных потоков (рис.1). Требования к рационализации информационных потоков связаны в настоящих условиях не только с накоплением, хранением, передачей, преобразованием информации, но и с обеспечением информационной безопасности предприятия. Особую актуальность это приобретает в связи с усилением внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, усложнением и ужесточением экономических условий в кризисной ситуации, а также вследствие объективных процессов формирования, развития и совершенствования отечественного рынка информационных продуктов и услуг [1].
Государственные массивы информации закрыты для информационного рынка и административного обмена, в том числе между собой. Тем более нельзя говорить о единственном органе, готовым взять на себя ответственность за полное информационно — аналитическое обеспечение предпринимательской хозяйственной деятельности в России.
Этому положению есть свои объяснения. Прежняя информационная инфраструктура России, ориентированная на управление централизованной экономикой, практически разрушена. Новая только создается.
За последние годы изменились механизмы экономической деятельности и управления государством, сложился совершенно новый спектр информационно-аналитических потребностей хозяйствующих субъектов. Интеграция российского рынка в мировую экономику обусловила необходимость соответствующего информационного обеспечения этого процесса. Появились новые аспекты в задачах и практической деятельности силовых структур. Произошло резкое изменение самих технологических возможностей информационной деятельности.
Рис.1. Информационная структура в системе хозяйственной деятельности предприятия
Подразделения информационно-аналитической поддержки соответствующих государственных структур функционально и информационно адаптируются к условиям рынка, в том числе такие мощные информационные центры, как ВИНИТИ, ИНИОН, МЦНТИ и др. Одновременно складывается информационный рынок, специально предназначенный для информационно-аналитического обслуживания коммерческих структур.
На информационном рынке появились и достаточно успешно функционируют различные специализированные предприятия: крупные коммерческие независимые информационно-аналитические центры и холдинги; держатели массивов информации; детективные агентства; охранные предприятия и их объединения; информационно-аналитические центры служб безопасности коммерческих структур; информационные брокеры. Появились первые примеры интеграции среди различных государственных, общественных, коммерческих и смешанных информационно-аналитических структур: МИАЦ при Ассоциации российских банков; МРАЦ, работающий с массивами информации Правительства Москвы; Координационно-методический Совет по информационно-аналитическому обеспечению управления предпринимательскими рисками и др. [2].
Совершенствуется методологический инструментарий проведения информационно-аналитической работы. Созданы или находятся в разработке автоматизированные информационные системы предприятий, а также регионов (например, Москвы). Начинается развитие технологической «ситуационной комнаты». Информационный обмен осуществляется, как правило, через коммуникационные системы. Появились средства создания «под ключ» автоматизированных информационных систем с развитыми базами данных («Кронус», «Бинар», «Лагуна» и др.) [3].
Среди последних методических разработок и технологических решений выделяются следующие:
● методика формирования деловой сводки со структуризацией по семантическим критериям («БПЛ»);
● методика проведения аналитических исследований политических и экономических факторов в территориальных и межотраслевых секторах рынка («СинС»);
● технология информационно-аналитической деятельности с использованием CD-ROM-продуктов («Ассоциация пользователей и разработчиков CD-ROM-продукции»);
● традиционные и коммуникационные технологии создания адресно-справочных информационных продуктов (МБИТ);
● технология предметно-ориентированной выборки и интеграции информации из открытых публикаций («СинС») и т. д.
В качестве перспективных идей, прорабатываемых в настоящее время, можно отметить создание по результатам мониторинга интегрированных реестров экономического состояния регионов, а также разработку типовой автоматизированной системы управления рисками и безопасностью — АСУ РБ (МИФИ).
Существует, как минимум, три подхода к информационно-аналитическому обеспечению, связанных со способами получения информации и, соответственно, с трудозатратами.
Во-первых, накопление массивов информации, интеграция их в единые центры и продажа клиенту в стандартных формах: «Диалог» (США); «Дейта Стар» (Швейцария); «МИР» (Россия) и др. Во-вторых, получение информации об объекте исследования путем опроса, т.е. проведение социологических исследований: «D&B» (США). В-третьих, детективные расследования: «Кролл Ассоциэйтед» (США); «Контрол рискс групп» (Великобритания) и др. [4].
Анализ современного информационно-аналитического рынка России показывает, что спрос на информационно-аналитическую продукцию возникает, как правило, лишь в динамично развивающихся секторах экономики, для которых характерно:
● привлечение инвестиций и оборотных капиталов;
● высокая динамика процессов создания и ликвидации хозяйствующих субъектов;
● повышенный интерес криминальных структур и коррумпированных госчиновников.
К таким секторам экономики России в настоящее время можно отнести: нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую и газодобывающую промышленность; черную и цветную металлургию; финансовые и банковские структуры; транспорт и связь; торговлю.
Спрос на информационно-аналитическую продукцию в региональном разрезе зависит от степени развития соответствующих секторов рынка и условий, созданных для развития малого и среднего бизнеса. Именно поэтому, для большинства регионов характерно наличие моноспроса: Тюмень — нефть; Череповец — черный металл; Хакассия — цветной металл и т.д. Исключение составляют города, являющиеся крупными бизнес-центрами. Сейчас подобными бизнес-центрами стали некоторые областные центры, в первую очередь, стоящие во главе ассоциативных объединений субъектов федерации: Воронеж — Черноземье; Екатеринбург — Урал; Владивосток — Дальний Восток и т.д. Возможна активизация спроса на информационно-аналитическую продукцию в приграничных городах, а также в свободных экономических зонах (Находка, Калининград, Мурманск и т.п.).
Особого внимания требует вопрос развития спроса на российскую информационно-аналитическую продукцию за рубежом и на зарубежную — в России. И в том, и в другом случае этот спрос представляют информационно-аналитические фирмы-посредники. Такая ситуация обусловлена отсутствием в России информационной культуры и знаний информационной инфраструктуры Запада, а на Западе — доверия к субъектам информационного рынка России. За посредническим спросом на российскую информационно-аналитическую продукцию стоят интересы зарубежных компаний, осваивающих российский рынок. А за российскими посредниками стоят интересы крупнейших экспортно-ориентированных добывающих и обрабатывающих производств. Дальнейшее развитие западного спроса и приход на этот рынок инвестиционных компаний разного профиля всецело зависят от политической стабильности в России.
Потребность в интеграции или, по крайней мере, в информационном обмене в той или иной мере понимается как государственными, так и коммерческими структурами. Сложились различные точки зрения по вопросу о возможных способах интеграции:
● создание интегрированных централизованных баз данных в рамках ассоциаций, координационных центров или других объединений;
● двустороннее сотрудничество в части информационного обмена;
● корпоративное информационное сотрудничество;
● создание мегабаз по информационным ресурсам и информационно-аналитическим возможностям.
Как показала практика, наиболее жизненными и перспективными способами интеграции в ближайшее время являются двустороннее информационное сотрудничество на договорной основе и создание мегабаз об имеющихся базах данных, сферах и возможностях информационно-аналитической деятельности субъектов. Первый обеспечивает механизм сотрудничества, второй — координацию интеграционных усилий субъектов информационно-аналитической деятельности [5].
Основная проблема интеграции и информационного обмена — преодоление противоречий между их участниками. Ее решение базируется, прежде всего, на создании механизма взаимного доверия, управляемого и подконтрольного всем участникам интеграционного процесса. Одним из вариантов такого решения может стать создание Информационно-аналитического центра как координатора и организатора взаимодействия всех заинтересованных государственных субъектов — Центра управления предпринимательскими рисками.
В настоящее время при содействии Совета безопасности предпринимательства России и активном участии Координационно-методического Совета по информационно-аналитическому обеспечению управления предпринимательскими рисками ведется работа по созданию концепции такого информационного центра.
Одной из важнейших задач при разработке концепции является выбор соответствующей организационно-правовой формы информационного центра для координации и интеграции информационных ресурсов. Решение этой задачи должно осуществляться с учетом следующих условий:
● бесприбыльность деятельности;
● возможность управления и контроля со стороны участников;
● обязательный государственный контроль деятельности;
● представительство всех информационных ресурсов и средств обмена информацией;
● соответствие законодательству РФ.
Возможно несколько альтернатив, удовлетворяющих этим условиям.
1. Информационно-аналитический центр организуется как хозрасчетное структурное подразделение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или Совета по безопасности предпринимательства России.
2. Центр организуется как некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства. Органы государственной власти и управления, а также обладатели основных информационных ресурсов будут представлены в составе учредителей как юридические лица.
3. Центр организуется как закрытое акционерное общество с участием государства.
В состав учредителей при любой организационно-правовой форме должны войти коммерческие и государственные структуры, которые можно подразделить на четыре группы:
● государственные органы, контролирующие развитие информационно-аналитического и телекоммуникационного рынка;
● владельцы основных информационных ресурсов и информационной инфраструктуры;
● инвесторы создания Центра — его будущие крупные клиенты;
● будущий трудовой коллектив.
Вторая важнейшая задача — это определение функций Центра по обработке информации.
Информация, удовлетворяющая информационным потребностям для решения задач управления предпринимательскими рисками, должна складываться из трех источников:
1. Базы данных, используемые по определенным запросам.
2. Собственные базы данных.
3. Распределенная база данных.
Для оперативного и устойчивого удовлетворения потребностей в информации Центр управления рисками должен самостоятельно накапливать информацию о поступивших запросах, выданных ответах и предположениях, а также о наиболее популярных источниках информации для оперативного обеспечения возникающих информационных потребностей.
Создание такой базы данных основывается на информационных массивах различных организаций, которые должны быть готовы делиться друг с другом информацией на коммерческой основе или из чувства корпоративности. Прежде всего, это компьютерные базы данных, реестры, картотеки, «черные списки» т. п. Чем больше коммерческих сделок за единицу времени проводит предприятие, тем большим количеством информации такого рода оно обладает и тем больше испытывает потребность в такой информации от коллег. Наиболее активными пользователями распределенной базы данных станут банки, страховые компании, брокерские конторы, разветвленные коммерческие структуры. Центр в этом случае будет играть роль средства коммутации, связывая потребителя и производителя информации в различных регионах России и мира.
При принятии экономических решений следует различать виды информационных рисков: по сфере проявления; по масштабам проявления и их влиянию на субъекты хозяйственной деятельности; по видам потерь от рисков; по возможности прогнозирования и источникам возникновения; по степени управляемости, возможности диверсификации, возможным последствиям, возможности страхования.
Поскольку качество экономической оценки хозяйственного проекта определяется тем, насколько полной и достоверной информацией располагает лицо, принимающее решение (англ. decision-maker), система управления должна предусматривать сбор и обработку информации о меняющихся условиях и соответствующую корректировку. Для учета факторов риска при оценке эффективности проекта используется вся имеющаяся информация о меняющихся условиях его реализации, в том числе и не поддающаяся выражению в форме каких-либо вероятностных законов распределения, а оцениваемая интуитивно, неформальными методами [6]. Последнее не отменяет необходимость использования специальных методов просчета информационной неопределенности, поскольку только такие методы позволяют выразить общие представления через конкретные цифры и стандартизированные критерии.
В целях уменьшения риска несвоевременного расчета за выполненные работы и реализованную продукцию и снижения риска финансирования в целом, необходимо формировать резерв, обеспечивающий осуществление проекта в заданные сроки и в пределах сметной стоимости. Этот резерв обычно рассчитывают как сумму затрат на уменьшение:
● риска незавершенного строительства или производства, влекущего за собой дополнительные затраты и перебои в поступлении денежных средств;
● риска временного уменьшения объема продаж и, как следствие, несвоевременного расчета с контрагентами;
● налогового риска, обусловленного отменой налоговых льгот.
Как показывает зарубежный опыт [7], гарантией надежности расчетов служит резервирование не менее 8 % всех планируемых на данном шаге затрат. Кроме того, следует предусматривать дополнительные источники финансирования проекта.
Можно добавить, что организация подобного Центра управления информацией позволит субъектам экономической деятельности, готовым платить за информацию, обеспечить состояние информационного комфорта, когда на любой заданный вопрос можно получить ответ без дополнительных усилий заказчика.


Литература
1. Мельник Л.Г. Экономика и информация: экономика информации и информация в экономике: энциклопедический словарь. — Сумы : Университетская книга, 2005. — 383 с.
2. «Электронное правительство» — информационный ресурс развития системы государственного управления и институтов гражданского общества: Матер. междунар. науч.-практ. конф. (15 марта 2007 года). — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. — 128 с.
3. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 256 с.
4. Гарнаев А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. — СПб.: БХВ — Санкт-Петербург, 1999. — 336 с.
5. Лавренов С.М. Excel: сборник примеров и задач. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 336 с.
6. Вечников Г.С., Ковалев С.Т., Чистов Л.М. Актуальные проблемы экономической теории и практики. — СПб.: Астерион, 2003.
7. Бартон Т.Л., Шенкир У.Г., Уокер П.Л. Риск-менеджмент: практика ведущих компаний. Уроки специалистов мирового уровня по управлению рисками в таких компаниях, как Chase Manhattan, Microsoft, DuPont, Unocal, United Grain Growers / Пер. с англ. Т.В. Клекоты и др. — М.: Вильямс, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия