Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Коваленко Ю. В.
заместитель председателя Приморской торгово-промышленной палаты (г. Владивосток),
кандидат экономических наук


Торгово-промышленные палаты как возможные операторы транспортно-логистического процесса
В статье представлены типы зарубежных торгово-промышленных палат (ТПП). Отмечены положительные и отрицательные характеристики, определены пути возможных взаимодействий с зарубежными ТПП. Исследована Приморская ТПП как часть системы ТПП РФ и участник перевозочного процесса
Ключевые слова: внешнеторговые перевозки, торгово-промышленная палата (ТПП), транспортно-логистический процесс, транспортный комплекс

Транспортный комплекс Приморского края является одной из основных отраслей региональной экономики. Это связано не только с географическим положением, но и расположением веток Транссибирской железнодорожной магистрали, подразделений портовой индустрии, наличием крупных международных операторов грузоперевозок. В них участвуют: ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Приморское морское пароходство», ОАО «Приморавтотранс» и др. В этих условиях особое значение имеет взаимодействие с надежным оператором, представляющим качественные услуги, требуемые при транспортировке экспортно-импортного грузопотока, что позволит:
— повысить конкурентоспособность перевозок на рынке транспортных услуг;
— увеличить объем перевозок и рост прибыли компаний;
— улучшить инвестиционный климат компаний транспортной отрасли;
— создать более цивилизованный деловой имидж российской экономики, способствующий росту доверия международного бизнес-сообщества к экономическим реформам в РФ;
— обеспечить дополнительный рост международного авторитета российской системы торгово-промышленных палат (ТПП) и повышение их финансово-экономических показателей.
Каковы возможности торгово-промышленных палат?
Классификация типов ТПП представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация зарубежных типов торгово-промышленных палат
* В Польше в настоящее время обсуждается применение континентальной системы
** Бразилия и Мексика в настоящее время находятся в процессе реформирования своей системы палат
С учетом характерных черт вышеуказанных типов ТПП можно определить пути, по которым возможно рационально осуществлять взаимодействие:
— в Европе нет схожих с Россией типов палат, поэтому для более глубокого сотрудничества необходимо будет создавать дополнительные структуры (пример — совместная Российско-Британская палата);
— в Азии палата Японии и палата России принадлежат к одному типу, есть возможность строить сотрудничество на базе тех структур, которые уже имеются (например — управление внешнеэкономической деятельности Приморской ТПП обменивается коммерческой информацией с соответствующим управлением ТПП г. Осака);
— планируя совместные мероприятия с палатами различных государств необходимо учитывать их тип для большей эффективности взаимодействия и минимизации соответствующих расходов.
Торгово-промышленная палата РФ, оказывая помощь и содействие российским предпринимателям в решении широкого спектра международных вопросов по повышению конкурентоспособности отечественной продукции, выходу на новые зарубежные рынки, соблюдению различными сторонами норм международного права, активно использует сеть своих представительств за границей.
Система торгово-промышленных палат во главе с ТПП РФ выступает важнейшим звеном, связующим все слои отечественного предпринимательства, включая предприятия, участвующие в процессе транспортировки внешнеторговых грузов с учетом законодательной, исполнительной и судебной власти государства, а также со структурами гражданского общества на надежной правовой основе — федеральном законе «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
Региональная торгово-промышленная палата (в данном случае — Приморская), выделена как часть системы ТПП РФ. При подробном рассмотрении членской базы палаты выяснена достаточно важная особенность, что самыми крупными по финансово-экономическим показателям являются транспортные компании. К ним относятся: ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Приморское морское пароходство», ЗАО «РИМСКО», ОАО «Владивостокский морской торговый порт», ОАО «Восточный морской торговый порт», ОАО «Владивостокский рыбный порт», ОАО «ТУРНИФ», и др. Они же являются основателями Приморской торгово-промышленной палаты. Эти транспортные предприятия и компании к тому же являются важнейшими налогоплательщиками краевого бюджета (см. рис. 1).
Рис. 1. Динамика обращений компаний к услугам ТПП по видам деятельности
Этот факт дает возможность предположить, что функции палаты, номенклатура ее услуг и международный имидж необходим организациям внешнеторгового, транспортно-логистического комплекса, которые органично встроены во внешнеэкономическую деятельность края.
Для выделения более полного механизма взаимодействия между компаниями транспортного комплекса и других видов деятельности, предлагается произвести классификацию компаний, пользующихся услугами Приморской ТПП (ПТПП) следующим образом: по виду деятельности: а) транспортные; б) торговые; в) промышленные; г) другие (незначительная группа); по форме собственности: а) частные; б) государственные; в) общественные; по правовым взаимоотношениям с палатой: а) постоянный клиент; б) разовый клиент; в) не клиент (компании и индивидуальные предприниматели, не пользующиеся услугами палаты) (см. рис. 2).
Рис. 2. Схема классификации компаний пользующихся услугами ПТПП
С другой стороны, полезен будет анализ номенклатуры услуг, предлагаемых ТПП своим клиентам. Через эти услуги палата может непосредственно влиять на экономическую эффективность, повышение качества внешнеторговых операций, минимизацию коммерческих рисков (см. рис. 3).
Рис. 3. Номенклатура основных услуг ПТПП для клиента
Услуги ПТПП и преимущества, которые получает клиент палаты представлены табл. 2.

Таблица 2
Основные факторы участия ТПП в организации внешнеторговых перевозок грузов
Основные преимущества ТППЧто получает клиент
1Деятельность палат обеспечена надежной государственной законодательной базой (Закон РФ «О ТПП...»)Документирование на широкой правовой основе
2Палата сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001–2001Высокое качество услуг
3ТПП через членство в ТПП РФ является международно-признанной организацией и имеет свои представительства в 32 странаха) обеспечение международного имиджа клиента;
б) помощь в ведении бизнеса на территории других стран
4ПТПП ведет реестр надежных партнеровМинимизация рисков при работе с партнером
5При палате действует Третейский судУскорение и удешевление процедуры решения хозяйственно-экономических споров
6Возможность участия в работе Правления палаты по принятию основных решений функционированияЧленство в ТПП обеспечит участие в управлении палатой, получение скидок при оказании услуг
7Наличие широкой сети филиаловЭкономию средств и времени клиента при получении услуг по месту жительства

Преимущества клиентов от сотрудничества с торгово-промышленной палатой можно свести в две основные группы.
1. Экономия времени и средств при обработке сопроводительной документации, таможенных деклараций, хранении товара на складе и др.;
2. Уменьшение коммерческих рисков, их минимизация, а в некоторых случаях и полное их исключение.
Классификации экономических преимуществ от сотрудничества с ТПП Приморского края в сфере внешнеторговых перевозок показана в табл. 3.

Таблица 3
Характеристика положения клиента в зависимости от обращения к услугам ТПП Приморского края
При потреблении услуг ТППБез потребления услуг ТПП
Надежность в подборе партнера по бизнесу вследствие того, что деятельность палаты обеспечена надежной государственной законодательной базой (Закон РФ о ТПП).Высокие риски предпринимателей при заключении и исполнении контрактов по причине незнания партнеров по бизнесу.
Высокое качество услуг палаты, палата сертифицирована по ГОСТ Р ИСО 9001–2001.Недостаточное качество услуг других операторов может привести к увеличению времени хранения груза на складе вследствие неправильно оформленных документов.
Возможность совместного сотрудничества с международным бизнесом через представи-тельства ТПП РФ за рубежом (всего 16).Необходимость обращения в другие международные структуры работающие на более высоких тарифах.
Возможность заявить о себе как надежном партнере через специальный реестр, который ведет ПТПП.Невозможность найти крупные зарубежные или отечественные компании для совместного ведения бизнеса без надлежащей рекомендации
Получение скидок на все услуги палаты при условии вступления в члены ТППОтсутствие скидок на услуги без членства в ТПП, это приведет к увеличению стоимости товара, понижению его конкурентоспособности
Получение положительного имиджа надежной компании при условии членства в ТПП и получения членского билета.Большие затраты времени и средств на поиск новых отечественных и зарубежных партнеров.
Возможность ускорения решения хозяйственных споров в Третейском суде при палате, подтверждение международных обычаев.Отсутствие юридической поддержки может привести к значительным дополнительным финансовым потерям вследствие незнания внутренних и международных правовых актов.
Возможность использования адресной информации членской базы палаты (более 125 компаний и предпринимателей) для рас-ширения бизнесаНевозможность использовать адресную информацию, приведет к отсутствию дополнительной возможности расширения бизнеса.
Возможность получения дополнительной рекламы своей компании при участии в мероприятиях, проводимых палатой РФ и за рубежом (выставки, симпозиумы, семинары, презентации) и др.Отсутствие дополнительной рекламы своей компании может привести к невозможности увеличения объема продаж и роста прибыли.
Возможность получения номенклатуры услуг палаты в ее филиалах расположенных на всей территории Приморского края.Необходимость выезжать из мелких населенных пунктов в крупные города или краевой центр для получения услуг, дополнительно затрачивая время и средства на переезд.


Литература
1. Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте: Матер. 6-й Всерос. науч.-практ. конф. — Владивосток: МГУ им. Г.И. Невельского, 2008.
2. Коваленко Ю.В. Возможные пути интеграции услуг торгово-промышленной палаты Приморского края в территориальный транспортно-логистический комплекс // Транспортное дело России. — 2006. — № 11 (Спецвыпуск). — Ч.3. — М., 2006.
3. Российский Дальний Восток: тенденции пространственных социально-экономических трансформаций и перспективы международного сотрудничества со странами Северо-Восточной Азии: Матер. науч. конф. — Владивосток: Институт менеджмента и бизнеса Дальневосточного государственного университета, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия