Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Мазница Е. М.
доцент кафедры финансов, бухгалтерского учета и аудита
Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук


Перспективы реформирования жилищно–коммунального комплекса в современной системе регионального хозяйства России
В статье рассмотрен жилищно–коммунальный комплекс в составе регионального хозяйства. Дана краткая характеристика перспектив обновления его основных фондов, выявлена необходимость реформирования в целях преодоления кризисных явлений
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, региональное хозяйство, ресурсоснабжение, благоустройство населенного пункта, бытовое обслуживание

В новых экономических условиях формируется новая экономическая система — региональное хозяйство. Для прежней экономики, для которой был характерен отраслевой подход, региональное хозяйство не играло сколько-нибудь существенной роли. Возможность его формирования как самостоятельного субъекта экономики появилась только с переходом на рыночные отношения.
Под региональным хозяйством следует понимать конституционно закрепленный территориально–хозяйственный комплекс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность организаций и домашних хозяйств, а также соответствующую им инфраструктуру, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Взаимодействие структурного и функционального резервов позволяет говорить о региональном хозяйстве как о системе, т.е саморегулирующемся комплексе. Причем структурный аспект регионального хозяйства представляет собой не только организации, но и совокупность взаимодействующих объектов различных форм собственности и базирующихся на них форм хозяйствования. Функциональный разрез регионального хозяйства находит свое воплощение в экономическом механизме его функционирования, в управлении собственностью с учетом особенностей его организации [11, с. 26]. Одним из главных условий устойчивого развития любого экономического субъекта является рациональное использование ресурсов (материальных, труда, капитала, других ресурсов). Решению этой задачи во многом может помочь уточнение видов, форм и содержания таких организационно-экономических отношений и связей между экономическими субъектами, которые отвечали бы требованиям устойчивого функционирования предприятий всех форм собственности в рыночных условиях, обеспечивали их гибкость и жизнеспособность, и способствовали развитию национальной и региональной экономики [2, с. 50]. На наш взгляд, важнейшее место в системе регионального хозяйства в современных условиях занимает жилищно-коммунальное хозяйство.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — комплекс отраслей экономики, связанный с созданием и обслуживанием жилищного фонда. Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий и сооружений населенных пунктов, создает удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Рис. 1. Структура ЖКХ
ЖКХ подразделяется на следующие основные подотрасли (рис. 1.):
● теплоснабжение, обеспечение поставки тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;
● электроснабжение;
● газоснабжение;
● водоснабжение и водоотведение, прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор, очистка и доставка воды в жилые дома и на промышленные объекты, в т.ч. для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления;
● канализация и отведение сточных вод;
● дорожно-мостовое хозяйство;
● капитальный ремонт зданий;
● текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем;
● озеленение;
● санитарная очистка и утилизация отходов;
● текущая уборка мест общего пользования;
● банно-прачечное хозяйство;
● гостиничное хозяйство;
● ритуальные услуги.
Для жилищно-коммунального хозяйства характерны следующие особенности:
принадлежность к группе жизнеобеспечения;
социальная значимость;
низкая заменяемость другими услугами [11, стр. 154].
Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня и качества жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства регламентируется различными нормативными и подзаконными актами административного, гражданского, жилищного, финансового, градостроительного законодательства. Эффективное функционирование сложного и многофакторного механизма жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от того, кто и каким образом управляет им, а также регулирует его деятельность. Сфера ЖКХ находится в непосредственном ведении Министерства регионального развития России. Согласно Положению о Министерстве регионального развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2005 N 40) оно вырабатывает государственную политику в области архитектуры, строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Суть проводимой в сфере ЖКХ государственной политики заключается в ограничении роста тарифов при одновременном ускорении реформирования отрасли. Это неотъемлемая часть стратегической программы развития страны, направленной на повышение жизненного уровня людей, обеспечение их качественным и комфортным жильем. Это касается не только действующего, но и строящегося жилого фонда. Характерной чертой управленческого и регулирующего воздействия является объединение в единый предмет такого воздействия сферы строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Процесс строительства жилья и его последующей эксплуатации должен быть консолидирован. Управление и регулирование охватывает широкий диапазон — от предоставления земельного участка и выбора подрядчика до завершения строительства жилья и его последующей эксплуатации.
В специализированной литературе, в соответствующем законодательстве практически нет разницы между понятиями жилищно-коммунальное хозяйство и жилищно-коммунальный комплекс. Оба эти понятия подразумевают комплекс, систему отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность человека в населенном пункте и между населенными пунктами. Следовательно, можно предположить, что жилищно-коммунальный комплекс, как система, построенная на различных методологических, информационных и технологических принципах, охватывает отдельные виды работ и способы их обеспечения. При этом не гарантируется организационно-экономическое единство и до сих пор, практически не осуществляется должное влияние на результативность жесткого взаимодействия отдельных субъектов.
Важнейшей составной частью государственной политики в сфере ЖКХ является реформирование отрасли. Это не самоцель, а средство, позволяющее оптимизировать масштабы «государственного присутствия» в данной сфере. Назревшая практическая необходимость реформирования обусловлена комплексом причин. Их истоки берут свое начало в 1992 г., когда была разрешена приватизация жилья, т.е. его бесплатная передача в частную собственность. В результате население России разделилось на нанимателей жилья и его собственников. Тогда процедура приватизации квартир не сильно отразилась на квартирной плате тех и других. И наниматели, и собственники в равной степени оплачивали коммунальные услуги: тепло, горячую и холодную воду, газ и т.п. В сумму квартплаты также входила оплата текущего ремонта дома, содержание и обслуживание общего имущества дома (чердаков, подвалов, лестничных клеток, лифтов и т.п.). Все это был жилищный фонд, находящийся на балансе города, района или поселка в лице ЖЭКов, ЖЭУ и прочих организаций, которым население ежемесячно перечисляло квартирную плату. Причем коммунальные платежи покрывали только 20–40% реальных затрат. Все остальное поставщикам ресурсов (тепла, воды, энергии и т.п.) компенсировалось из бюджетов различных уровней.
Однако в последние годы в отрасли произошли большие перемены: во-первых, реорганизована система органов ЖКХ, во-вторых, предприятия ЖКХ передаются из муниципальной собственности в частную. В результате в системе управления сферой ЖКХ разделены организационные и хозяйственные функции, а сама система ЖКХ воссоздана в новом обличии. Первый компонент реформирования означает выделение нынешних ЖКХ из системы органов районной власти и создание муниципальных учреждений по управлению жилищно-коммунальным хозяйством. Это осуществлено параллельно с реформой местного самоуправления, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской федерации» (в ред. от 08.11.2007). Его сущность — перевод системы местного самоуправления с районного на поселенческий, а именно в городские или сельские поселения, муниципальные округа, внутригородские территории городов федерального значения. Таким образом, ЖКХ становится основной отраслью регионального хозяйства в целом.
Законодательство устанавливает характер функций, выполняемых учреждениями ЖКХ. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Соответственно, учреждения ЖКХ выполняют такие функции, как заключение от имени собственников многоквартирных домов договоров с обслуживающими организациями, целевое использование бюджетных средств, выделяемых на нужды ЖКХ.
Результатом практического осуществления второго компонента реформирования являются: ликвидация муниципальных предприятий ЖКХ, определение объекта управленческого воздействия и субъектов, осуществляющих это воздействие, а также способов управления. В современной России, вставшей на путь демократического развития и формирования гражданского общества, произошло резкое увеличение числа общественных организаций. Появились принципиально новые объединения граждан, основой для которых послужила частная собственность, — товарищества собственников жилья (ТСЖ). Ст. 161 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) теперь обязывает собственника выбрать один из трех способов управления многоквартирным домом[8].
По Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) объектом управленческого воздействия считается имущество, не являющееся частями квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме. Сюда относятся: лестницы, лифты, чердаки, подвалы, ограждения, конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование. Это также земельный участок, на котором расположен жилой дом с элементами благоустройства и озеленения. Управление указанным имуществом означает поддержание его в исправном техническом состоянии путем технического обслуживания, текущего и капитального ремонта. Что касается субъектов, осуществляющих это управление, то согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ таковым является общее собрание собственников жилых помещений. На общем собрании выбирается способ управления многоквартирным домом. Утверждаются тарифы на содержание и ремонт общедолевого имущества многоквартирного дома, а также форма договора на управление многоквартирным домом [8].
Актуальной проблемой, требующей безотлагательного решения, независимо от способа управления домом, является оформление собственниками квартир права собственности на земельный участок, где расположен их дом, соответственно, и их квартиры. Ввиду того, что в ряде многоквартирных домов сделать это технически нереально, представляется своевременным и правильным предложение ввести в юридический оборот понятие «право ограниченного владения». Смысл его введения заключается в следующем. Владение — это фактическое, т.е. реальное обладание вещью (в данном случае земельным участком). Это неотъемлемая часть «триады» правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение). Ограниченное же владение носит виртуальный характер. Однако на нынешнем этапе оно могло бы заполнить существующий вакуум. То есть вполне подходит для ситуаций, когда в силу отсутствия технической возможности земельный участок под жилым домом реально не может быть выделен собственнику квартиры в этом доме [10, с. 115].
Успешная реализация программы преобразований жилищно-коммунальной сферы, ее вывод на современный уровень требуют значительных средств и новаторских инженерных решений. Таким образом, приоритетное значение имеют промышленный и технический аспекты проводимой государственной политики. Сущность промышленной политики — привлечение в отрасль материальных, технологических, финансовых и иных ресурсов. Не меньшую значимость имеет целенаправленная техническая, и, в частности, градостроительная политика. В отношении существующего жилого фонда — это его модернизация, реконструкция, продление срока службы. В отношении нового строительства — повышение прочности и надежности строительных материалов, широкое внедрение ресурсосберегающих систем теплоснабжения жилых домов и т.п.
Таким образом, понимая под реформированием (reform) преобразование, изменение, переустройство какой либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей структуры *, под реформированием жилищно-коммунального комплекса мы предлагаем понимать механизм реализации стратегических целей развития данной отрасли, преобразование ее деятельности таким образом, чтобы ЖКК стал одним из передовых и наиболее стабильных, устойчиво развивающихся секторов российской экономики *. Реформирование по В. Далю — это «новизна, преобразование в порядках, устройстве...» *. При проведении реформ могут кардинально изменяться цели экономической политики, что отличает реформы от, например механизма корректировки экономической политики, когда стратегический курс не меняется.
В современной российской практике государственного управления экономикой термин «реформа» используется с 1990 г. (законы о земельной реформе, налоговой реформе, Постановления Правительства РФ об аграрной реформе (приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов), об экономической реформе, жилищной реформе и т.д.). Какая–либо система в употреблении понятия «реформа» в российской законотворческой практике отсутствует. На уровне управления частным сектором экономики данным термином в РФ не пользуются. А в развитых странах, где общество стремится жить спокойно, без перемен, при проведении экономической политики избегают слова «реформа», большое значение имеет понятие устойчивости как состояния экономики, которое необходимо поддерживать при корректировке экономической политики [11, с. 503].
Приоритетным организационно-экономическим фактором, соответствующим проводимой в отрасли промышленной и технической политике, является формирование системы инвестирования строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Это требует широкого комплекса мер: поощрение добросовестной конкуренции, пресечение монополизма, совершенствование механизма финансового оздоровления, поддержка малого и среднего предпринимательства и т.п. Наличие системы инвестирования призвано обеспечить целенаправленное движение инвестиционных потоков и решить такие актуальные задачи: выявить и вовлечь в указанную сферу разнообразные источники всех без исключения инвесторов; придать стабильность и ритмичность поступлению инвестиций, причем в требуемых объемах. Названные меры должны в итоге «переломить» сегодняшнюю ситуацию, при которой инвестирование остается вероятностным явлением. Более того, они должны минимизировать, предотвратить возможные злоупотребления в данной сфере.
Сказанное непосредственно касается сферы жилищно-коммунального хозяйства. Здесь создаются новые компании, идут слияния и поглощения, закупаются и распродаются активы и т.п. Интерес частных инвесторов к этому сектору обусловлен тем, что за последние годы предприятия ЖКХ практически доведены до банкротства, хотя население оплачивает почти 100% коммунальных услуг. Первое обстоятельство свидетельствует, что предприятия ЖКХ можно приобрести за бесценок или забрать за долги, второе означает безубыточность предпринимательской деятельности в этой сфере [3, с. 30.]. Не менее привлекательна для инвестирования сфера жилищного строительства, чья продукция не дешевеет и всегда востребована. Инвестирование в жилищное строительство включает различные компоненты: инструменты и технологии накопления, финансовые источники, ипотечное кредитование, эмиссионные институты и т.п. [5, с. 106.]. Инвестиции, по существу, являются связующим звеном между всеми участниками строительства жилья и его последующей эксплуатацией. Учитывая неразрывную связь инвестиционной и строительной деятельности, целесообразно поручить выполнение управленческих и регулирующих функций в этой сфере Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и переименовать его в Федеральное агентство по строительству, инвестициям и жилищно-коммунальному хозяйству.
Жилищное строительство финансировалось до 2008 г. в основном из внебюджетных источников, один из которых — средства (как собственные, так и заемные) нуждающихся в жилье граждан. Ряд потенциальных заказчиков не владеют достаточными средствами для приобретения жилья. Они должны иметь возможность свободно определять порядок и сроки оплаты (аванс, предварительные платежи, рассрочка и отсрочка платежа и т.п.). Если заказчик выполнил свои обязательства по участию в финансировании строительства, у него возникает право требования к застройщику на предоставление квартиры. Данное право может быть передано третьему лицу путем уступки права требования. Такая уступка оформляется лишь в случае, если основной инвестор выполнил свои обязательства по внесению инвестиционного взноса [13, с. 159.].
Вместе с тем застройщики (подрядные организации) являются, как правило, самодостаточными хозяйствующими субъектами. Они способны вести масштабное жилищное строительство, оснащать застраиваемые территории объектами инженерной и социальной инфраструктуры. При этом они в состоянии выполнять функции инвестора, т.е. привлекать и аккумулировать необходимые средства, а затем на взаимовыгодных условиях оказывать содействие клиентам, не имеющим достаточных средств для приобретения жилья.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности неразрывно связано с ценообразованием. Проводимый курс на сокращение расходов, включая расходы федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов влечет существенное сокращение бюджетного финансирования в данной сфере. Между тем за последние несколько лет резко (в разы) выросли размеры коммунальных платежей, что ухудшило материальное положение населения, особенно тех его слоев, которые имеют низкие доходы. Местные органы власти предлагают таким лицам переходить в более скромное жилье. Однако, как правило, делать этого они не собираются, надеясь, что все «авось обойдется». Это вполне резонно, поскольку выселить (переселить) всех неплательщиков с соблюдением предусмотренных в подобных случаях гарантий практически невозможно. Видя такую картину, ряд платежеспособных граждан тоже перестают платить за квартиру (либо платят в неполном объеме или нерегулярно). В итоге размер задолженности становится на порядок выше.
Чтобы переломить данную негативную тенденцию, требуются целенаправленные усилия макроэкономического и организационно-технического характера. Это, прежде всего, уменьшение инфляции до уровня, не превышающего 4–5% в год. Именно при таких параметрах идет устойчивый экономический рост. Однако в 2010 г., например, при прогнозе 6–7% инфляция составит не мене 7–8% [1]. Не менее важен технический аспект проблемы. Дело в том, что преобладающий удельный вес в структуре и без того высоких коммунальных платежей составляет оплата теплоуслуг, т.е. топлива, которое постоянно дорожает. Адекватным инженерным решением может быть перевод системы отопления жилых домов с углеводородных источников топлива (мазут, солярка и т.п.) на альтернативные и возобновляемые виды энергии (энергия солнца, ветра, волн, а также гидроэлектрическая энергия и тепловая энергия океана).
Но практические возможности реализации этих мероприятий следует оценивать весьма сдержанно. Достаточно сказать, что в настоящее время существует много трудностей, связанных с производством и запуском альтернативных источников энергии. Работы по созданию таких источников в России практически не ведутся. Промышленное производство за постсоветский период упало во всех отраслях, кроме тех, которые связанны с добычей сырья. Рост экспорта сырьевых ресурсов показан в таблице 1, что определяет и рост выручки от его экспорта [7].

Таблица 1
Экспорт сырья по сравнению с его добычей, от 100%
Вид сырьевого экспортного продукта1980-е годы, СССРНастоящее время, Россия
Круглый лес5,523,8
Газ10,728,8
Нефть19,758,4
Уголь535,2

Только лишь продажа нефти и нефтепродуктов в 2009 г. принесла стране $140,3 млрд, или 46,6% экспортных доходов. Казалось бы, огромные цифры. Но посмотрим внимательнее. Среднегодовая цена нефти выросла с 2000 по 2009 гг. в 2,16 раза, а физический объем экспорта — в 2,7 раза. Если взять среднегодовой объем экспорта за этот период и умножить его на разницу цен, получим, что нефтяной «нетрудовой доход» России составляет «всего» $33–35 млрд ежегодно, или 2,6–2,7% ВВП, если считать по рыночному курсу (в 2008 г. он достигал 5,0%, что было своего рода аномалией.) Назовем эти деньги «нежданным подарком».
Куда более важным источником является сокращение инвестиций в основные фонды. В РСФСР в годы ХП пятилетки (1986–1990 гг.) доля инвестиций в ВВП была несколько большей, чем в среднем по СССР, и достигала 31–31,5%. В 2009 г., согласно официальной статистике, на валовое накопление тратилось лишь 18,6% ВВП (в среднем за 2002–2009 гг. — 21,3%). Этот грубый подсчет показывает, что дополнительные средства, направляемые на потребление по сравнению с советским временем, составляют до 10% ВВП. Таким образом, «заем у будущего» (а иначе его нельзя назвать) почти вчетверо превышает «нежданный подарок». И неудивительно, что средний срок службы зданий, сооружений и оборудования в промышленности сегодня достигает 17 лет (в 1987 г. в РСФСР — 10,7 года), а коэффициент износа превышает 48,8%, а в ряде отраслей достигает 75% (в 1987 г. — в среднем 36%). Из 750 тыс. объектов незавершенного строительства, насчитывавшихся в Российской Федерации в 1990 г., закончены были менее 1%. При этом процесс «перекачки» средств из инвестиционных нужд на потребительские лишь ускоряется при появлении трудностей. Так, в 2009 г. доля расходов на конечное потребление домохозяйств в ВВП выросла с 48,0 до 53,6%, а органов государственного управления — с 17,2 до 20,0% (в совокупности на 8,4 процентных пункта), тогда как доля накопления сократилась на 6,6 процентных пункта. Сохранение привычного текущего уровня жизни, несмотря на кризис, было почти полностью профинансировано за счет сокращений вложений в будущее.
Некоторые признаки упадка сегодня видны невооруженным глазом. Не увеличивается железнодорожная сеть, почти не строятся новые автомобильные дороги, остановлены многие крупные предприятия обрабатывающей промышленности. Глубина падения объемов выпуска в различных отраслях в условиях кризиса оказалась прямо пропорциональной сложности производства. Прошедшее лето показало, в каком состоянии находится инфраструктура борьбы с природным катастрофами, а каждая зима становится новым испытанием на прочность энергетического и коммунального хозяйства [7]. Следовательно, наряду с реализацией указанных и иных долговременных задач, надо принимать незамедлительные меры, позволяющие уже сейчас минимизировать непроизводительные потери в системе ЖКХ.
Предпринимаемые усилия по сдерживанию роста цен на коммунальные услуги неразрывно связаны с обеспечением их надлежащего качества. Таковым является совокупность технических, художественных, эстетических и иных свойств продукции (услуг). Приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» по отношению к возводимому жилью был выдвинут критерий комфортности. Он предполагает как качество и обеспечение его нормативными коммунальными услугами, так и своевременный ремонт жилых помещений, а также порядок на придомовой территории [6, с. 7.]. Диапазон необходимых для этого экономических рычагов и правовых стимулов достаточно широк — гарантии качества, наличие дифференцированных мер ответственности за некачественные услуги и т.п. Немаловажное значение имеют меры, предусмотренные Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Это право потребителя на достоверную информацию о товаре (услугах), дифференцированные способы защиты прав и интересов потребителей: широкое участие общественности в реализации потребителями своих прав.
Проблема обеспечения качества и комфортности проживания требует комплексного решения в силу особенностей существующего жилого фонда. К примеру, многоквартирные дома в кирпичном и панельном исполнении, построенные во второй половине прошлого столетия, являются типовыми. Массовая квартальная застройка велась по серийным проектам. Причем строительство велось с высокой степенью индустриальности, т.е. поточным методом с жестким суточно-часовым графиком производственно-технологической комплектации объектов. Это позволило в те годы в значительной степени ускорить решение жилищной проблемы. Однако квартиры в таких домах являются, как правило, малогабаритными и имеют стандартные технические характеристики (планировка, расположение комнат, подсобных помещений, балконов, лоджий и т.п.). Чтобы сегодня обеспечить фирменное обслуживание подобной квартиры или, например, сделать евроремонт, должна быть техническая возможность, обеспечивающая конструктивную целостность такого дома.
Также думается, что одной из важнейших проблем функционирования ЖКХ является информационная «закрытость» отрасли. Восходящие информационные потоки, закрепленные законодательно, для обеспечения функций по управлению жилищно-коммунальным комплексом отсутствуют. Потенциальным инвесторам практически невозможно получить достоверную информацию из открытых источников о состоянии дел в отрасли и на ее отдельных объектах. Гражданам также не предоставляется всесторонняя информация о порядке оказания, качестве, структуре цены на предоставляемые услуги. Для выяснения оснований, содержащихся в квитанции платежей за услуги, потребуются существенные дополнительные затраты времени. При этом создание единого информационного пространства в сфере ЖКХ не является сейчас приоритетной управленческой задачей, даже, несмотря на принятие Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Экономический кризис — это не только вызовы, но и возможности. Кризис дает возможность сконцентрировать усилия на наиболее значимых отраслях экономики и переориентировать ресурсы со второстепенных задач на первоочередные. Одной из таких задач могло бы стать реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Реформа ЖКХ позволяет убить сразу двух зайцев в преодолении последствий кризиса — создать тысячи новых рабочих мест и увеличить спрос на продукцию и услуги отечественных производителей. То есть, как это ни парадоксально, государственные инвестиции в ЖКХ именно в кризисный период могут дать наибольший мультипликативный эффект[4].
В то же время развитие ЖКХ в кризис — это проверенный временем экономический рецепт. Реформа ЖКХ ставилась во главу угла и президентом США Теодором Рузвельтом с его «новым курсом» в преодолении последствий Великой депрессии в 30-х годах прошлого века. Именно благодаря политике Рузвельта в США было создано огромное количество рабочих мест в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а вчерашние безработные направлены на строительство дорог, мостов, школ и больниц. Нынешний американский президент Барак Обама в масштабном «Плане реинвестирования и возрождения Америки» также среди прочего предполагает сделать акцент на ремонт транспортных и инженерных коммуникаций и развитие энергосберегающих технологий. Обновление комплекса ЖКХ создает крупный пул рабочих мест, как для квалифицированных специалистов, так и для рабочих. Фронт работ большой: это и облагораживание фасадов, и рытье канав и траншей, и вывоз, переработка отходов, и сооружение дорог и мостов, и прокладка новых инженерных сетей. Для всего этого нужны рабочие руки и профессионализм. Специалистов, оставшихся без работы в связи с кризисом, государство могло бы бесплатно переучивать и направлять на ремонт и строительство городской и поселковой инфраструктуры.
Строительные и другие материалы, которые в большом объеме понадобятся для реализации этой грандиозной программы, также выпускаются или могут выпускаться отечественными предприятиями. Таким образом, обновляя ЖКХ, государство создает спрос на российскую продукцию, что также является важнейшим антикризисным инструментом. Развитие ЖКХ — долгосрочный стратегический инфраструктурный проект, в который государство должно направить крупные финансовые средства. Жилищный фонд, дороги и мосты, водопровод и канализация, благоустройство и озеленение, вывоз и переработка мусора — все эти составляющие махины жилищно-коммунального хозяйства должны получить качественно новое развитие. В этой связи вполне могут быть созданы условия и предпосылки для формирования инновационного заказа самим жилищно–коммунальным комплексом.


Литература
1. Аронов А. Инфляцию нашли в капусте // Известия. — 2010. — №179 (28195) (27 сент.)
2. Беляев М.К., Мазница Е.М. Развитие предпринимательства в ЖКХ на основе инновационных решений — Волгоград: ВолгГАСУ, 2010.
3. Варнавский В. Частный капитал в коммунальном хозяйстве России // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 1.
4. Ковальчук М. Для успеха инновационной экономики надо освоить парное катание. // Известия. — 2009. — №24.
5. Козлова О., Глушков А. Инвестиции в недвижимость в условиях рыночной экономики // Маркетинг. — 2006. — № 6.
6. Кошман Н.П. Профессиональное управление как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2007. — №7.
7. Иноземцев В. Украденное завтра // Известия. — 2010. — №180 (28195) (28 сент.)
8. Лушкин С.А. Способы управления многоквартирным домом. Товарищество собственников жилья. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
9. Овчинцева О.С., Мазница Е.М. Сущность и перспективы развития товариществ собственников жилья как составной части регионального жилищно-коммунального комплекса // Бюджет и финансы. — 2010. — №2 (8).
10. О концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе (Материалы заседания Ученого совета ИГП РАН) // Государство и право. — 2005. — № 9.
11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. — М.: ИНФРА — М, 2006.
12. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. — М.: КНОРУС, 2009.
13. Титаева А.В. Налогообложение и бухгалтерский учет долевого строительства у инвестора, выполняющего функции заказчика (застройщика) // Налоговый вестник. — 2003. — № 7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия