Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Шуть О. Н.
аспирант кафедры экономической теории
Санкт-Петербургского государственного
университета


ИНФОРМАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

За последние десятилетия информация стала одним из самых актуальных объектов экономических исследований. При этом в зависимости от исходных посылок и целей исследования изучаются различные аспекты ее влияния на экономику. Особое внимание уделяется анализу с учетом проблем информационной постиндустриальной экономики и теории управления. Соответственно исследуются вопросы информационной асимметрии, роль информационных сигналов, специфика отношений собственности на информацию и ценообразования. Но целостной экономической теории информации еще не создано.
Крайне важным в изучении информации является "раскрытие трех основных ее аспектов: синтаксического, семантического и прагматического"1 . Первый характеризует структуру и формы представления информации в рамках количественной теории информации. Однако для изучения информации в экономической системе наиболее значим семантический и прагматический аспект. С точки зрения семантики "информация должна обладать определенным смыслом"2 , прагматический же аспект информации должен характеризовать "ее способность влиять на процессы управления, т.е. ценность, полезность"3 .
В целом информацию следует рассматривать как средство снижения неопределенности, способствующее достижению конкретных целей того или иного субъекта (в данном случае в экономической сфере).
В последние десятилетия информация стала важным ресурсом в хозяйственной деятельности. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в сфере экономики. Развертывается процесс информатизации как единство трех взаимосвязанных процессов - компьютеризации, совершенствования технологий сбора, накопления и использования информации и интеллектуализации. Внедрение компьютерной техники, совершенствование информационно-коммуникационных технологий, развитие человеческого капитала на этой основе становятся одними из важнейших задач управления.
Информация в современной экономике востребована и как ресурс, и как товар, удовлетворяющий информационные потребности. На всех стадиях обращения информации как экономического блага проявляются ее уникальные свойства, способствующие совершенствованию организации бизнеса.
Еще в середине ХХ века основоположник кибернетики Норберт Винер обратил внимание на то, что информация, в отличие, например, от сырья и энергии, обладает уникальным свойством: величина информации по мере использования не только не убывает, напротив, ее качество и значимость повышаются4 . С этим ее свойством тесно связана и такая особенность информации как неисчерпаемость. Процесс потребления информации сопровождается созданием новой информации, знаний, повышением ценности информации благодаря изменению ее содержания. Исходная информация не исчезает, а накапливается. Неуничтожимость информации существенно влияет на специфику обращения этого ресурса.
Информация существует и в нематериальной форме, что, вместе с "неуничтожимостью" в процессе использования, предопределяет ее способность перемещаться в пространстве в режиме реального времени. Информация мобильна и в другом отношении, т.к. может использоваться в различных областях деятельности. "Знания, определяющие конкурентоспособные технологии, взаимно переплетаются, при этом нельзя предвидеть, в какой области могут генерироваться такие знания"5 . В то же время все более частым становится перелив знаний из одной области исследований в другие, что также свидетельствует о высокой ее мобильности.
Вместе с тем информация может морально устаревать, причем за весьма короткий срок.
Еще одним свойством информации является субъектный характер ее обращения. Обмен информацией требует усилий как субъекта, передающего информацию, так и субъекта, воспринимающего ее. Эффективность использования информации поэтому непосредственно зависит от характеристик индивидов, создающих и потребляющих информацию.
При исследовании информации неизбежно возникает и вопрос о соотношении информации и знания. Знание следует рассматривать как особую форму существования информации. Просто обезличенная информация снижает неопределенность конкретных действий, знание же расширяет общие представления человека об окружающем мире и своей деятельности. Оно всегда социально, т.е отражает достигнутый уровень общественного развития6 .
Важнейшими направлениями использования информации и знаний в хозяйственной деятельности являются развитие информационного производства, в котором исходным ресурсом выступают информация и знания, а также использование информации и знаний для эффективного функционирования фирм, повышения их конкурентоспособности.
Информационное производство объединяет два процесса, которые могут осуществляться и в различные моменты времени и разными экономическими субъектами: процесс создания информации и знаний и процесс их распространения. Первый - уникален по своим характеристикам, привлекаемым ресурсам и конечным результатам, второй в значительной степени похож на процесс материального производства, хотя также имеет свои особенности.
Под процессом информационного производства или процессом создания новой информации (знаний) понимается познающе-преобразующая деятельность индивидов, результатом которой является получение информации "на уровне всеобщего и на уровне особенного"7 . Это два самостоятельных вида деятельности. Во-первых, это процесс познания, в результате которого создается новое знание. Во-вторых, процесс производства информации может состоять из процесса преобразования доступной информации (знаний) с целью производства новой информации (знаний). В первом главным "средством производства" является интеллект человека, "свойство критически мыслящего разума, выражающего его способность к осуществлению процесса информационного производства"8 . Способность к созданию информации и знаний как посредством познания, так и путем преобразования имеющейся информации и знаний, определяется индивидуальными характеристиками человека, создающего информацию, и его знаниями.
Накопленная сумма формализованных (кодифицированных) знаний и информации, знания в субъективной (неформализированной) форме перерабатываются интеллектом, происходит производство новой информации и знаний. Элементами, способствующими производству информации и применению знаний, являются технические средства и информационно-коммуникационные технологии.
Информационное производство, направленное на создание новых знаний и не предполагающее реализации информации в материальных предметах, можно характеризовать как идеальное производство, которое также можно разделить на две составляющие. Абстрактное мышление создает новые (ранее не существовавшие) идеи. Труд, состоящий в обобщении наблюдаемых фактов и получении новых идей - первая форма идеального производства. Второй формой является распространение идей, сведений о происходящих в природе и обществе процессах9 . Речь идет о распространении именно неовеществленной в материальных предметах и технологиях информации. В последние десятилетия создание новой информации является все более распространенным видом деятельности, осуществляемой в рамках экономических организаций, не относящихся к научной сфере.
Среди наиболее значимых с экономической точки зрения особенностей идеального информационного производства следует отметить сложность прогнозирования конечного результата, неравномерность распределения затрат и результатов, а также отсутствие выраженной зависимости между прилагаемыми интеллектуальными усилиями и конечным результатом деятельности. Уникальность производства информации на этапе создания новых знаний проявляется и в том, что в качестве исходного материала выступает также информация, знания, в результате интеллектуального производства приобретающие иное качество.
Между производством идеальной информации и ее распространением, в т.ч. овеществлением в материальных предметах, может пройти весьма длительное время. Процесс распространения информации - это процесс овеществления идеальной информации. Под овеществлением при этом понимается, во-первых, процесс материализации результата идеального производства в различные предметы и технологии, во-вторых, процесс фиксации созданной информации (знания) на материальном носителе с целью последующей продажи последнего, что равнозначно распространению информации (знаний).
Распространение информации и знаний как в форме овеществления, так и посредством тиражирования материального носителя, на котором они фиксируются, действительно, похоже на процесс материального производства. Объемы тиражирования информации определяются и ограничиваются только техническими и технологическими возможностями, но не исчерпаемостью информационного продукта, зафиксированного на материальном носителе. Основные затраты концентрируются на стадиях разработки и производства первых (экспериментальных) экземпляров информационного товара. Затраты на тиражирование информационного продукта, как правило, ничтожно малы по сравнению с размером первоначальных инвестиций. Это не означает, что интеллектуальный продукт с течением времени будет приносить все больший или стабильно высокий доход, поскольку, как правило, информация как основа продукта, созданного знанием, имеет тенденцию к быстрому моральному устареванию, что существенно снижает ее полезность.
К основным видам деятельности, ориентированным на информационное производство, относятся научная деятельность, НИОКР, оказание образовательных и информационно-консультационных услуг. Результатом научной деятельности является создание новых знаний, которые впоследствии могут быть использованы в практических целях или могут составить основу для последующих фундаментальных исследований. НИОКР направлены на создание интеллектуальных продуктов, которые при дальнейшем использовании обеспечивают развитие технических средств, технологий, создание новых по своим характеристикам товаров и услуг. Применение знаний в производстве осуществляется путем внедрения инноваций как результатов создания и распространения информации, интеллектуальных продуктов, созданных при осуществлении НИОКР.
Система образования обеспечивает распространение знаний, что ведет к повышению качества человеческого капитала. В настоящее время, учитывая скорость обновления знаний, специалисты для поддержания своей квалификации должны заниматься самообразованием, приобретать знания в различных формах, в частности, в форме получения образовательных услуг.
Еще одной формой производства информации является информационно-консультационная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в информации и знаниях прикладного характера. При этом, как правило, производство и последующее применение знаний осуществляются производителем и потребителем информационно-консультационных услуг совместно.
Информационный сектор экономики охватывает сферу создания информации, ее накопления и распространения и отрасли материального производства, обеспечивающие процесс обращения информации в экономике. Развитие информационного производства происходит как в рамках организаций, специализирующихся на нем (информационные агентства, консалтинговые и исследовательские фирмы), так и в рамках ТНК, которые обладают широкими возможностями эффективного использования информации и знаний.
Особым направлением использования информации в экономической деятельности является обеспечение эффективного функционирования организаций за счет качественного обращения информации и знаний. По мере развития организаций объем накапливаемой информации и знаний увеличивается, формируются системы обращения информации и технологии управления информацией и знаниями. От качества использования информации и знаний непосредственно зависят эффективность и перспективы деятельности практически каждой фирмы.
Информация циркулирует в рамках фирмы в горизонтальном и вертикальном направлениях. Вертикальные информационные потоки обеспечивают, в основном, процессы управления, горизонтальные - производственную деятельность. Информация и знания становятся объектами управления, вырабатываются специальные методики и системы, ориентированные на управление этими ресурсами. Управление знаниями (knowledge management) направлено на создание таких условий, при которых сотрудники имеют возможность получить необходимые знания и информацию в нужное время и в необходимом объеме. При этом важной задачей управления становится организация эффективного взаимодействия сотрудников фирмы для обмена знаниями, передачи опыта, навыков, умений. Знания отдельных индивидов, взаимодействующих в рамках фирмы, дают несоизмеримо больший эффект нежели простая их сумма. (Эффективность информационного обмена, конечно, зависит и от технических средств, и от корпоративной культуры).
Для повышения определенности в отношении спроса и предложения, динамики их изменения, требуется коммерческая информация, представленная маркетинговыми исследованиями, а для уменьшения неопределенности знания о состоянии рынка, направлениях изменения его структуры - конъюнктурная информация. Важными видами информации являются и финансовая, научно-техническая, статистическая.
Обеспечение внутрифирменных процессов за счет организации эффективного внутреннего информационного обмена позволяет повысить качество отдельных бизнес-процессов, оптимизировать использование всех ресурсов хозяйственной деятельности. Электронные сети, системы коммуникаций представляют собой элементы неосязаемых активов фирмы, определяющие качество внутрифирменных взаимодействий в области использования информации и знаний. Эффективное использование информации и знаний способствует улучшению обслуживания потребителей, расширению возможностей планирования, ускорению реакции на изменения в экономике.
Увеличение скорости экономических процессов, ведущее к дефициту времени при принятии решений, ужесточение конкуренции, неравномерность распределения информации и другие факторы делают необходимым информационное сопровождение деятельности компаний, информационное программирование ожиданий и поведения экономических агентов, формирование у них определенных целевых установок1 0. Информационное программирование осуществляется посредством создания и распространения информационных сигналов и имеет место и тогда, когда компания не использует эту стратегию целенаправленно. Оно осуществляется посредством PR-компаний, рекламы, других мероприятий подобного рода. В результате формируются такие активы фирмы, как торговая марка, продуктовые брэнды, ориентированные на восприятие потребителей, репутация фирмы, поддерживающая ее отношения с партнерами, в частности, поставщиками и инвесторами.
В условиях избыточного информационного давления и дефицита времени для принятия решений, а также с учетом затрат на поиск необходимой информации брэнды и деловая репутация компании являются важными показателями, снижающими неопределенность в ее отношениях с другими субъектами рынка. Естественно, информационное программирование должно опираться на реальные достижения компании, ее корпоративную культуру.
Информационное программирование может использоваться и для манипулирования ожиданиями субъектов рынка, что может приводить и к неэффективному распределению ресурсов. Во многом кризис на рынках продукции высокотехнологичных компании имеет причиной именно переоценку их возможностей, что приводит и к неадекватным оценкам инвесторов, и к принятию неоптимальных решений. Чрезмерное информационное давление на экономических агентов, особенно на потребителей, также можно отнести к негативным последствиям информационного сопровождения.
В последнее время все более распространенными становятся и информационные войны, направленные на создание негативного образа фирмы-конкурента, негативное восприятие ее продукции.
Все большее значение приобретают в деятельности фирм так называемые неосязаемые активы, имеющие информационную основу, и, следовательно, требующие особых систем управления их использованием и развитием. К неосязаемым активам относятся патенты, лицензии, ноу-хау, торговые марки, знания, навыки и умения работников фирмы, организационная структура и корпоративная культура, во многом определяющие эффективность использования информации, особенно во внутрифирменных процессах. Неосязаемые активы все чаще становятся специфическими активами бизнеса, что создает предпосылки для совершенствования традиционных и создания новых его форм.
Виртуальные компании, сетевые организации, интернет-компании, виртуальные команды, аутсорсинг, взаимодействие с контрагентами посредством сети Интернет становятся все более распространенными формами ведения бизнеса, обусловленными их возможностями эффективно использовать информацию и знания для решения отдельных задач экономической деятельности.
Развитие компьютерной техники, информационно-коммуникационных технологий, создание и распространение глобальной сети Интернет, действительно, открывают невиданные ранее возможности для использования информации. В то же время проблемами в развитии информационной экономики в настоящее время является отсутствие адекватных систем оценки информации, трудности, обусловленные противоречивым сочетанием в информации характеристик общественного и частного блага и, конечно, отсутствие целостной экономической теории информации.


1 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - с. 166.
2 Там же. С.166.
3 Там же. С.166.
4 Винер Н. Кибернетика или управление, связь в живом организме и машине. М., 1968. -С. 166.
5 Мясникова Л. "Новая экономика" в пространстве постмодерна // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - N 12. - С. 4.
6 Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002. - С. 54.
7 Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Кн.1. Информационная Вселенная: Инф. Основы экономического роста. - М.: Кострома, 2002.- С. 48.
8 Там же. - С.51
9 Вальтух К.К. Информационная теория стоимости. - Новосибирск, 1996. С. 46.
10 Предмет и метод теории информационной экономики // Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю.М. Осипова, В.Т. Пуляева, В.Т. Рязанова, Е.С.Зотовой. - М.: Юристъ, 1998. С. 515.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия