Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Халимова С. Х.
аспирант Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Нормативное и организационно-методическое обеспечение реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения в многоквартирных домах
В статье рассмотрены и охарактеризованы основные и возможные направления нормативного и организационно-методического обеспечения реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения, связанные с объектами жилищного фонда. Приводятся прогнозные параметры потенциала энергосбережения в зданиях
Ключевые слова: энергосбережение, программа ресурсосбережения, учет потребления энергоресурсов, многоквартирный дом

Одним из существенных элементов комплекса мероприятий по ресурсосбережению являются мероприятия по энергосбережению в многоквартирных домах (МКД).
Мероприятия по энергосбережению в МКД можно разделить на две основных категории:
технологические мероприятия, организационно-правовые мероприятия.
При всем многообразии технологических мероприятий, специалистами по энергоэффективности и энергосбережению были отобраны семь наиболее перспективных мероприятий, дающих максимальный эффект от их реализации. Описание данных мероприятий нашли свое отражение в отчете «Энергоэффективность в России: скрытый резерв», подготовленном экспертами Всемирного Банка и Международной Финансовой Корпорацией, опубликованном в 2009 году.
К указанным технологическим мероприятиям были отнесены:
осуществление теплоизоляции стен (на основе технологии вентилируемых фасадов);
установка эффективных водоразборных приборов;
установка эффективных окон;
установка теплоотражающих пленок на окнах;
осуществление теплоизоляции дверных проемов;
осуществление теплоизоляции внутренних трубопроводов систем горячего водоснабжения;
осуществление теплоотражающих экранов за радиаторами.
Тем не менее, акцент при реализации Программы ресурсосбережения для многоквартирных домов должен быть сделан на реализации ряда организационно-правовых мероприятий параллельно с осуществлением технологических мероприятий, позволяющих собственникам квартир в многоквартирных домах более широко использовать возможности по повышению энергоэффективности.
Указанные организационно-правовые мероприятия включают в себя:
1. Закрепление минимально допустимых требований при строительстве, капитальном ремонте, модернизации и реконструкции зданий как обязательные для выполнения. Строительные нормы и правила являются широко применяемым инструментом повышения энергоэффективности и часто являются обязательными. Подобные стандарты уже существуют в России, как, например СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» или территориальные строительные нормы (ТСН), которые приняты в 52 субъектах Федерации. Однако, с 2010 г. СНиП стал добровольным, что может поставить под сомнение, достигнутое за последние годы повышение энергоэффективности в зданиях. Для предотвращения этого, необходимо сделать требование СНиП 23-02 «Тепловая защита зданий» по классу энергетической эффективности здания С («нормальный») минимально допустимым и обязательным к применению. Более того, минимально допустимый класс энергоэффективности зданий должен со временем повышаться. Именно на реализацию такого подхода направлены подготовленные в конце 2009 Минэнерго и Министерством регионального развития нормативные документы, фиксирующие требования к энергетическим паспортам на многоквартирные дома и, соответственно, о классах энергетической эффективности здания
2. Внедрение системы мониторинга энергоэффективности в процессе эксплуатации зданий.
Соответствующие структуры органов государственной власти (муниципалитетов) должны ввести обязательный мониторинг энергоэффективности и энергетические паспорта зданий в процессе эксплуатации зданий для контроля соблюдения требований СНиП и понимания потенциала энергосбережения. Выполнение этой рекомендации потребует разработки стандартизированных форм статистической отчетности и проведения регулярных энергетических обследований зданий. Энергетические паспорта нужны для превращения показателя энергоэффективности в знак качества в жилищном секторе, создания стимулов для инноваций и инвестиций и повышения информированности, как продавцов, так и покупателей на рынке жилья. К сожалению, предложенные Минэнерго формы энергетического паспорта пока недостаточно разработаны применительно к многоквартирным домам.
3. Введение требования реализации энергосберегающих мероприятий как обязательного условия предоставления финансовой поддержки из бюджетов всех уровней для проведения капитального ремонта, модернизации и реконструкции зданий.
В соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации, ответственность за проведение капитальных ремонтов жилых зданий возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. Существует ряд федеральных и муниципальных законодательных актов (например, Федеральный Закон № 185 от 21 июля 2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Закон СПб от 09 июля 2008 года «О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга»), предусматривающих оказание финансовой поддержки при проведении капитальных ремонтов и модернизации существующих зданий. Однако концепция повышения энергоэффективности почти не нашла отражения в российском законодательстве, и эти законы не являются исключением. Введение и четкое определение концепции повышения энергоэффективности в условия предоставления государственного и муниципального финансирования (софинансирования) приведет к тому, что в состав и виды работ по ремонту будут включаться и выполняться работы энергосберегающего характера, т.е., работы по модернизации конструктивных элементов и инженерного оборудования многоквартирных домов.
4. Разработка типовых контрактов на управление, ориентированное на результат (в т.ч., по энергосбережению), для ТСЖ и управляющих компаний.
ТСЖ или управляющие компании могут оказать содействие в агрегировании капиталов индивидуальных домовладельцев для реализации энергосберегающих мероприятий в местах общего пользования. В настоящее время в России мало действующих ТСЖ, и зачастую они недостаточно согласованно действуют, чтобы получить необходимое финансирование для реализации энергосберегающих мер в местах общего пользования, и не имеют никакой собственности, чтобы предложить банку в качестве залога. Пока немногие управляющие компании достигли должного уровня развития, но ситуация динамично меняется, поскольку недавно принятые законодательные акты требуют, чтобы каждый дом выбрал себе управляющую компанию. Однако оплата услуг этих компаний, как правило, имеет фиксированный размер, что не способствует повышению энергоэффективности.
Органы государственной власти могут способствовать тому, чтобы ТСЖ и управляющие компании, по мере того, как они берут на себя более важные функции, включили в свои обязанности управление энергоэффективностью зданий. Управляющие зданиями (ТСЖ или управляющие компании) могут выполнять функции ЭСКО, например, гарантируя жителям здания за определенную фиксированную плату некоторый уровень «комфорта» (то есть определенную температуру в помещениях, наличие освещения и проч.), а не конкретный объем энергопотребления.
Органы государственной власти могут содействовать реализации этой концепции путем разработки стандартизированных («типовых») контрактов на управление зданиями, включающих компонент энергетического менеджмента, показатели качества услуг (или «комфорта») и условия оплаты, что даст управляющим зданиями определенный стимул к выполнению этой задачи.
Поскольку индивидуальные приборы учета довольно дороги, а установка распределительных устройств оказалась недостаточно экономически целесообразной во многих странах, для разнесения затрат на услуги теплоснабжения и стимулирования энергосбережения можно вывести простые формулы, учитывающие отапливаемую площадь, мощность радиаторов, уровень теплоизоляции окон и наличие термостатических вентилей. Кроме того, управляющие компании также можно стимулировать к реализации энергосберегающих мероприятий в местах общего пользования, предоставив им возможность оставлять себе часть полученной экономии.
Следует отметить, что в настоящее время, число энергосервисных договоров (контрактов), заключенных муниципальными заказчиками весьма незначительно.
5. Предоставление стимулов к более массовому распространению систем учета.
Учет потребления газа, воды, электрической и тепловой энергии может привести к значительной экономии в жилых зданиях. Потребителей необходимо стимулировать к приобретению собственных приборов учета путем повышения величины оплаты по нормативам потребления; тогда их счета значительно снизятся после установки приборов учета и перехода на оплату за реальное, а не нормативное, потребление. Необходимо рассмотреть вопрос об установке приборов учета у малоимущих потребителей бесплатно или на льготных условиях, например, в рамках принятой целевой программы.
Во многих случаях потребители могут начать экономить деньги уже при переходе на оплату по показаниям приборов учета, без повышения величины оплаты по нормативам. Реальное потребление тепловой энергии в домах, оборудованных приборами учета, на 12–37% ниже установленных нормативов. По горячей воде реальное потребление на 10–33% ниже нормативов. Для содействия успеху программ установки приборов учета, региональные и муниципальные органы власти должны также активно информировать население о выгодах и экономии вследствие установки приборов учета.
В дополнение к приборам учета, позволяющим потребителям отслеживать и регулировать свое потребление, здания могут проектироваться таким образом, чтобы более эффективно способствовать регулированию теплоснабжения на индивидуальном уровне. Горизонтальная или двухтрубная вертикальная разводка систем теплоснабжения позволяет регулировать потребление тепловой энергии на уровне отдельной квартиры многоквартирного дома.
Однако, в силу значительных затрат, связанных с перепроектированием отопительных систем в существующих зданиях, применение более эффективных вариантов разводящих сетей рекомендуется только в новом строительстве и в зданиях, где планируется масштабная реконструкция. Аналогичным образом, на этих системах также должны устанавливаться индивидуальные приборы учета, чтобы у потребителей были экономические стимулы к регулированию и снижению потребления на уровне квартир.
6. Внедрение стандартов энергоэффективности и маркировки осветительных и электробытовых приборов.
Стандарты и маркировка энергоэффективности будут стимулировать промышленные предприятия к производству эффективной продукции, и содействовать информированию потребителей о наиболее эффективных товарах. Подобные стандарты широко и успешно используются во всем мире. Приблизительно в 60% европейских стран существуют стандарты энергоэффективности холодильников. Более 80% стран ОЭСР в Америке и Азии имеют стандарты для электробытовых приборов. В Европе стандарты для холодильников в сочетании с программами маркировки привели к увеличению продаж холодильников класса А (класс наивысшей эффективности) с 5% в 1995 г. до 23% в 2000 г. и 61% в 2005 г. Кроме того, исследования показали, что более широкое использование эффективных электробытовых приборов не привело к повышению цен для потребителей в этих странах.
7. Нахождение оптимальных способов изменения поведения потребителей.
Способ подачи информации является основным фактором, определяющим, изменят ли потребители свое поведение. Повышение уровня осведомленности в вопросах энергоэффективности через увязку с экологическими программами оказалось весьма успешным в Европе. Однако недавно проведенное в Калифорнии исследование показало, что на людей большее влияние оказывают социальные нормы, чем информация. В исследовании рассматривалась кампания по убеждению постояльцев отеля вторично использовать свои полотенца. Информация подавалась в трех форматах. В одном послании говорилось, что вторичное использование полотенец способствует защите окружающей среды. Другое — призывало к сотрудничеству с отелем для охраны окружающей среды. Третье, — оказавшееся наиболее успешным, — предлагало им поступать так же, как другие гости отеля, вторично использовавшие свои полотенца. Этот небольшой пример дает пищу для важных выводов при проведении информационных кампаний. При разработке информационных кампаний необходимо применять тактику, которая наиболее эффективно порождает желаемую ответную реакцию и действия со стороны индивидуальных домохозяйств. Только когда энергосбережение станет социальной нормой в России, произойдет изменение повседневных стереотипов потребления и сдвиг ценностей в сторону повышения энергоэффективности.
8. Начало формирования информационной кампании по повышению энергоэффективности.
При обсуждении поведения, информационная кампания может стать эффективным инструментом предоставления домохозяйствам информации о многочисленных выгодах и простоте реализации энергосберегающих мероприятий. Распространение информации необходимо для повышения осведомленности и понимания значения энергосбережения. Подобная кампания может нести информацию:
● о капитальных ремонтах, в т.ч. о возможностях их финансирования;
● о использовании теплоизоляционных материалов в квартирах;
● о выгодах от использования более эффективных осветительных приборов.
Помимо мер, непосредственно зависящих от государства (администраций и государственных структур различных уровней), возможно, выделить еще ряд потенциальных мер и мероприятий, которые в состоянии повысить эффективность использования ресурсов (энергии) в многоквартирных зданиях. Среди них можно отметить:
● потенциал сбережения со стороны потребителя;
● потенциал сбережения энергии за счет контроля перепада температуры в подающем и обратном трубопроводе;
● обучение и распространение информации;
● формирование тарифа на отопление, мотивирующего энергосбережение;
● мониторинг теплопотребления;
● другие возможности для энергосбережения.
Большая часть потенциальной экономии энергии в зданиях может быть достигнута путем экономически и финансово эффективных капиталовложений. Приблизительно 85% технического потенциала может быть реализовано через экономически эффективные инвестиции.
Жилищный сектор занимает второе место в России по величине конечного потребления энергии после обрабатывающей промышленности. Прямых статистических данных о структуре потребления энергии в жилищном секторе по конечным потребителям нет. Российский Центр по эффективному использованию энергии сделал оценку структуры энергопотребления на основе данных об оснащенности оборудованием, долях зданий, оснащенных определенными видами энергопотребляющего оборудования и удельного потребления энергии таким оборудованием. На долю отопления приходится 58% совокупного потребления энергии в жилых зданиях; три четверти зданий подключены к системам централизованного отопления. На долю горячего водоснабжения приходится 25% совокупного потребления энергии в жилых зданиях.
В жилищном секторе существует самый большой потенциал повышения энергоэффективности в России. Технический потенциал снижения энергопотребления составляет 53,4 млн т.н.э. Более 80% технического потенциала может быть реализовано через экономически целесообразные инвестиции и 46% — через инвестиции, финансово привлекательные при существующих внутренних ценах на топливо. Наибольшая часть потенциальной экономии энергии может быть достигнута в результате мер по повышению энергоэффективности в системах отопления и горячего водоснабжения.
Средняя энергоемкость систем отопления и горячего водоснабжения в российских зданиях заметно превышает достижимые показатели. Средняя энергоемкость систем отопления в российских многоквартирных домах составляет 229 кВт*ч/кВ.м./год. Энергоемкость систем отопления в новых многоквартирных домах в РФ составляет 77 кВт*ч/кВ.м./год. Модернизация существующего жилищного фонда может привести к снижению энергоемкости приблизительно до 151 кВтч/м /год.
Рис. 1. Показатели энергоемкости систем отопления жилых зданий.
На рисунке 1 приведено сравнение энергоемкости систем отопления жилых зданий в России с показателями энергоемкости систем отопления жилых зданий в других странах.
Небольшая доля зданий, построенных после 2000 г. в соответствии с новыми стандартами теплозащиты, отвечает современным требованиям к теплоизоляции и эффективности систем отопления. Однако большинство существующих зданий имеет гораздо более низкие параметры эффективности систем отопления. Как и в системах отопления, энергоемкость горячего водоснабжения зависит от возраста здания.
В России существуют значительные возможности энергосбережения, как в системах отопления, так и в системах горячего водоснабжения жилых зданий.
Технический потенциал снижения энергопотребления систем отопления жилых зданий варьирует между 17 и 42 млн т.н.э., в зависимости от используемой методики оценки этого потенциала. Диапазон экономии энергии составляет 35–49% совокупного конечного потребления тепловой энергии в 2005 году. Модернизация существующих жилых зданий может принести экономию в размере 30–60% от потребления энергии на цели отопления в 2005 году. Приблизительно 12% этой экономии достижимо через модернизацию систем горячего водоснабжения: устройств регулирования температуры воды, повышение эффективности теплоизоляции труб системы горячего водоснабжения. Почти 40% потенциальной экономии можно достичь через инвестиции на уровне отдельных квартир, например, в установку приборов учета потребления горячей воды.
Большая часть инвестиций в повышение эффективности систем отопления и горячего водоснабжения являются экономически и финансово эффективными. Приблизительно 78% инвестиций являются экономически целесообразными. Примерно 38% технически возможных инвестиций финансово привлекательны в ценах 2009 года.
С учетом вышеизложенного можно сделать предварительные выводы по мероприятиям ресурсосбережения.
Значительная экономия энергоресурсов может быть достигнута при налаживании учета потребления энергоресурсов (по зданию в целом и поквартирного). Следует отметить, что поставщики ресурсов в нынешних условиях формирования тарифов в редких случаях заинтересованы в установке приборов учета потребления и снижении фактического потребления. Интересы городского бюджета, в значительной мере финансирующего отопление и горячее водоснабжение, требуют организации учета потребления тепла.
Для каждого муниципального образования необходима разработка местной программы энергосбережения, направленной на реализацию конкретных мер в системе энергоснабжения. Помимо чисто технических мер, необходимы серьезные организационно-экономические и нормативно-правовые меры, направленные, в первую очередь, на стимулирование всех участников к более эффективному использованию энергии. В этой связи необходимо в кратчайшие сроки выработать систему стимулов, поощряющих потребителей устанавливать за свой счет приборы учета потребления тепловой энергии. Среди прочих, существенная роль должна принадлежать пропаганде в средствах массовой информации мер по энергосбережению, а также введению образовательных программ для различных целевых групп. В последнем случае основную роль должны играть ВУЗы.


Литература
1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Федеральный Закон № 185 от 21 июля 2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
5. Закон СПб от 09 июля 2008 года « О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга».
6. СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия