Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Белоусов В. И.
заведующий кафедрой инновационного, финансового и экологического менеджмента Воронежского государственного аграрного университета,
доктор экономических наук, профессор

Иванов С. В.
Глава администрации Тербунского района (Липецкая область)

Развитие особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области)
В статье рассматриваются современные инструменты преодоления деградации и опустынивания сельских территорий России. Показано, что в Липецкой области начата и успешно продвигается масштабная работа по развитию особых экономических зон регионального уровня, направленная на подъем сельских муниципальных образований
Ключевые слова: устойчивое развитие, Липецкая область, региональные особые экономические зоны

Обеспечение устойчивого развития депрессивных районов и сельских территорий — одна из ключевых проблем современной России. Мировая практика выработала эффективный инструмент решения этой проблемы. Таким инструментом является формирование на этих территориях особых экономических зон (ОЭЗ) с льготным для бизнеса режимом, обеспечивающим перемещение туда капитала, идей и технологий. Формулировка понятия «особая экономическая зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе особая зона — это не только и не столько обособленная географическая территория, но и часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для развития бизнеса, не используемая в других его частях.
Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. В настоящее время в мире функционирует около 4000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (ОЭЗ) (1, 2). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны позиционируются , в основном, в качестве фактора ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.
Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран. В развитых странах ОЭЗ создаются, как правило, в застойных районах, страдающих безработицей, с неразвитой инфраструктурой. Придавая таким районам статус зон, правительства этих стран не делают акцента на привлечении иностранных инвестиций, а стараются создать условия, максимально стимулирующие развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечение дополнительных рабочих мест.
Со сходной целью создаются особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы. В развивающихся странах, имеющих невысокий уровень экономического развития, при создании свободных экономических зон, ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, стимулирования экспорта, улучшения его структуры, увеличения занятости и подготовки квалифицированных кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.
Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий в России использована для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций ( как отечественных, так и зарубежных) на льготных условиях. Следует подчеркнуть, что в России особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики. Особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны в России создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Согласно законодательства РФ в нашей стране могут создаваться ОЭЗ трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные. Могут создаваться еще и портовые ОЭЗ.
Мировая практика предполагает два варианта создания СЭЗ. Вариант «сверху» означает, что образование зоны происходит по инициативе центральных властей и в рамках государственной программы (как, например, в Южной Корее). Вариант «снизу», — создание СЭЗ в порядке рыночной самоорганизации (Доминиканская республика, Польша). В Законе РФ об ОЭЗ выбран первый подход — создание в России исключительно государственных ОЭЗ на государственной (муниципальной) земле и преимущественно на бюджетные средства.
Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов — наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах.
В последнее время в России распространена практика создания региональных особых экономических зон внутри территории (ОЭЗ РУ) субъекта федерации с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития отдельных сельских территорий. Инициаторами создания ОЭЗ РУ могут выступать органы местного самоуправления. Заявка на создание ОЭЗ РУ подается в конкурсную комиссию администрации региона с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач регионального и местного значения. Отбор заявок на создание ОЭЗ РУ одного типа осуществляется на конкурсной основе. Положение о проведении конкурса по отбору заявок утверждается администрацией региона.
Рассмотрим далее опыт Липецкой области в развитии особых экономических зон регионального уровня. В конце 2005 г. Липецкая область, наряду с другими пятью регионами России, выиграла конкурс Минэкономразвития РФ (МЭРТ) на создание особой экономической зоны. Заявлена была промышленно-производственная ОЭЗ «Казинка» (по названию села в Грязинском районе). Она представляет собой площадь в 1 тыс. га для организации на ней сборочных производств. Областные власти планировали инвестировать в инфраструктуру этой территории 800 млн рублей из облбюджета, около 760 млн рублей планировал выделить госбюджет. На территории ОЭЗ в ближайшие пять лет предполагалось разместить до 60 предприятий-резидентов. Общая сумма инвестиционных вложений ожидалась в размере порядка 21 млрд рублей.
Реальность этих планов дальнейшая практика подтвердила.
Властные структуры Липецкой области различного уровня определили порядок финансирования и ответственность, обязались совместно действовать для достижения целей по развитию обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для обеспечения функционирования особой экономической зоны. Органы власти в своей деятельности выработали принципы взаимной ответственности, сотрудничества и информационного обмена в целях наиболее эффективного использования их экономического, научно-технического и промышленного потенциала. Взаимодействующие государственные структуры в настоящее время осуществляют финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ за счет средств: федерального бюджета — 49 %; бюджета Липецкой области -51%. Определен перечень объектов, объем и сроки с указанием источников финансирования из федерального бюджета, бюджета Липецкой области для создания инфраструктуры особой экономической зоны (4).
Администрация Липецкой области, администрация Грязинского муниципального района Липецкой области совместно с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами разработала и осуществляют комплекс мероприятий по формированию перспективного плана развития особой экономической зоны: порядок финансирования, план обустройства и соответствующего материально-технического обеспечения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории, обеспечивают принятие в установленном законом порядке в пределах своих полномочий законов и решений, предусматривающих предоставление резидентам особой экономической зоны налоговых льгот, перечень и сроки действия и представляют на согласование в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Также определяются размеры долей, принадлежащих Российской Федерации, администрации Липецкой области в праве общей долевой собственности, на созданные объекты инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры ОЭЗ, порядок эксплуатации и содержания, в том числе осуществления капитального ремонта, объектов инфраструктуры ОЭЗ экономической зоны; порядок владения, пользования и распоряжения объектами инфраструктуры, находящимися в общей долевой собственности, после прекращения существования особой экономической зоны.
Механизм создания ОЭЗ РУ в Липецкой области был запущен уже в 2006 г., когда приняли соответствующий региональный закон (Закон Липецкой области от 18.08.2006 г. № 316-оз (в ред. Законов Липецкой области от 03.03.2010 г. № 357-ОЗ, 30.05.2008г. № 155-ОЗ, от 06.04.2007 г. № 37-ОЗ) «Об особых экономических зонах регионального уровня»)
. Муниципальные образования получили возможность подать в конкурсную комиссию заявку на создание ОЭЗ РУ на своей территории (Постановление администрации области от 04.09.2006г. № 122 «О порядке конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон регионального уровня» Распоряжение администрации области от 06.09.2006г. № 683-р «О составе конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон регионального уровня»). Создание особых экономических зон регионального уровня представлялось руководству Липецкой области как инструмент для диверсификации экономики области и ликвидации отставания в развитии сельских территорий области от города Липецка — финансово-промышленного центра. Для привлечения инвесторов региональные власти предоставили будущим участникам ОЭЗ РУ государственную поддержку в виде значительных льгот и преференций, рассчитанных на пятилетний срок.
Кроме того, Липецкая область взяла на себя обязательство по обеспечению свободных экономических зон регионального уровня необходимой инфраструктурой- дорожной сетью, электро- и водоснабжением, ливневой канализацией, очистными сооружениями.
Для разработки Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня с целью выявления проблем был осуществлен анализ развития основных отраслей народного хозяйства и направлений развития Липецкой области. На основе проведенного анализа выявлено, что развитие обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью является главным резервом подъема экономики и ориентиром на внедрение новейших технологий и возможно только за счет поворота к инновационному пути развития, созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. В сложившихся условиях инструментом, позволяющим решать поставленные задачи, выбрано создание на территории области особых экономических зон как федерального, так и регионального уровней. Создание особых экономических зон регионального уровня по замыслу позволяло придать ускорение развитию муниципальных образований области посредством создания и развития новых высокотехнологичных производств, позволяющих расширить доходную базу бюджетов различного уровня, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, привлечь инвестиции в реальные активы и создать привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях.
Взятая на вооружение технология реализации Программы создания ОЭЗ РУ в Липецкой области включала следующие этапы:
Предварительный этап. Процесс подготовки инвестиционного решения по размещению объектов в особой экономической зоне начинается с получения инвестором предварительного согласия «общественных институтов» (органов власти. управления, контроля, общественности) на реализацию своих намерений. Для получения согласия инициатор проекта должен произвести необходимые финансово-экономические расчеты, иметь представление о последствиях и условиях реализации проекта, обосновать их документально. В число таких документов входит декларирование намерений, оценка воздействия на окружающую среду вместе с оценкой существующей техногенной нагрузки, экоемкости территории.
Проектно-исследовательский этап — проводятся исследования инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, организуется процесс согласования приоритетов. Результатом деятельности на этом этапе является: — подготовка проекта Программы; завершение формирования основных положений перспективной пространственной структуры развития области; формирование пакета инфраструктурных проектов и системы мер их государственной поддержки и регулирования.
Этап выработки мер государственного регулирования — предполагает продолжение осуществления мер, направленных на реализацию Программы, в рамках принятых областных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития области с последующим анализом результатов действий. Результатом этого этапа реализации Программы является выработка системы мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации перспективной пространственной структуры развития области.
Этап системных преобразований — предполагает реализацию принятых в соответствии с ней областных целевых программ регионального развития. Результатом этого этапа станет формирование на территории области нескольких районов — «точек роста», выступающих значимыми центрами инновационного развития области и оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние на другие близлежащие районы.
В результате на территории Липецкой области начали создаваться ОЭЗ РУ следующих функциональных типов:
1) ОЭЗ РУ промышленно-производственного типа — территория площадью не более десяти квадратных километров, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на производство и (или) переработку, реализацию товаров (продукции), в том числе импортозамещающих, потребительского или производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках;
2) ОЭЗ РУ агропромышленного типа — территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на развитие высокорентабельных, конкурентоспособных сельскохозяйственных производств и переработку сельскохозяйственной продукции;
3) ОЭЗ РУ технико-внедренческого типа — территория, деятельность участников которой ориентирована преимущественно на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов
4) ОЭЗ РУ туристско-рекреационного типа -территория, деятельность участников которой ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов
Эффективность курса на создание ОЭЗ РУ сегодня стала очевидной: уже на конец 2010 года на каждый бюджетный рубль, вложенный в инфраструктуру ОЭЗ РУ, привлечено 200 инвестиционных рублей. Некогда глубоко депрессивные районы начали преобразовываться в доноров областного бюджета. В настоящее время администрацией области решается вопрос о продлении льгот для предприятий инновационной и экспортной направленности с нынешних 5 лет до 7–10.
Сегодня в области вертикаль работы с инвесторами выстроена так, чтобы совершенно нейтрализовать коррупционные факторы, исключить чиновничий произвол, минимизировать сроки прохождения документов. В Липецке работают с участниками ОЭЗ в режиме «одного окна», решая все вопросы от сложных земельных до юридического сопровождения и оказания консалтинговых услуг.
В общей сложности на сентябрь 2010 в особых экономических зонах регионального уровня в Липецкой области зарегистрирован 31 участник, а к концу года их количество по итогам ведущихся переговоров увеличиться до 100. Отмечается растущий интерес инвесторов к участию в деятельности ОЭЗ РУ в Липецкой области. Так, в туристско-рекреационной зоне «Задонщина» инвестор готов вложить до 200 миллионов рублей в восстановление усадебного комплекса героя Отечественной войны 1812 года полководца Николая Муравьева-Карского. В ОЭЗ «Елец» другим инвестором большие средства будут перечислены в реконструкцию комплекса «Петровский парк».
На настоящий период в Липецкой области зарегистрировано семь особых экономических зон. Четыре промышленно-производственного типа: «Тербуны», «Чаплыгинская», «Данков», «Елецпром»; две туристско-рекреационного типа: «Елец», «Задонщина»; одна агропромышленного типа — Астапово». В настоящее время рассматривается вопрос о создании восьмой по счету региональной ОЭЗ технико-внедренческого типа на базе Липецкого государственного технического университета. Первым здесь может стать нанотехнологический центр госкорпорации «Роснано». Эту ОЭЗ предполагается разместить на двух участках — в Центре будут вестись разработки инновационных наукоемких технологий, а изготовление и испытание опытных партий продукции будет осуществляться на промышленных площадках. Разработанные технологии, предварительно обкатанные на мини заводах ОЭЗ, будут доводиться до массового производства и таким образом коммерциализироваться. Совокупная емкость семи ОЭЗ РУ рассчитана на сотни инвестиционных проектов — ближайшие пять лет планируется построить 111 предприятий и 211 коммерческих объектов по обслуживанию туристов.
В промышленных зонах есть потребность в строительстве предприятий стройиндустрии, машиностроения и металлообработки, химии, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. В туристско-рекреационных зонах прихода инвесторов ждут площадки под водно-оздоровительные комплексы, аэроклуб, конно-спортивную базу, боулинг, гольф-клубы, базы отдыха, гостиницы, гаражи, стоянки, торгово-развлекательные центры.
В ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» разместятся производство и сервисное обслуживание свеклоуборочных комплексов немецкой фирмы «РОПА» (объем инвестиций составит 3,3 миллиарда рублей), завод по производству сантехнической арматуры (30 миллионов евро), завод по переработке нефтепродуктов (67 миллионов евро). В ОЭЗ РУ»Данков» будет построен центр логистики (3,3 млрд руб.). В ОЭЗ РУ»Елнцпром»- комплекс по переработке мяса птицы (12,5 миллиарда рублей), комплекс по выращиванию грибов (1 миллиард рублей). В ОЭЗ РУ «Тербуны» строится сахарный комбинат (7 млрд руб.), завод по производству керамического кирпича (1,3 млрд руб.), завод по производству антибиотиков и противораковых лекарственных средств (3,65 млрд руб.).
Работа по формированию ОЭЗ РУ в Липецкой области идет непрерывно. Сейчас рассматривается заявка от фирмы «Куриное царство» о выделении в аренду земельного участка площадью 200 гектаров. На них планируется построить предприятие по переработке свинины и мяса птицы, комбикормовый завод, хранилище, автопредприятие и создать систему логистики. ОАО «Куриное царство» (в нее входит группа ОАО «Черкизовский) готовится построить в Липецкой области крупнейший в Европе комплекс по производству мяса птицы, позволяющий увеличить объемы производства в 2,5 раза по сравнению с имеющимися сегодня. Мастер-план этого комплекса спроектировала австрийская компания. Оборудование здесь будет только импортное (отечественная промышленность пока не может предложить альтернативу). Реализация этого плана позволяет трудоустроить 4 тысячи человек и получить в бюджет Липецкой области налоговые отчисления 360 миллионов рублей в год.
На территории ОЭЗ РУ «Данков» компания-резидент ОЭЗ «Центр логистики «Новь» готовится к реализации амбициозного бизнес-проекта, первый этап которого планируется завершить к 2012 г. К этому времени будет возведен крупный складской комплекс класса А. Здесь будет создано 800 рабочих мест, а в зону обслуживания войдут не только Липецкая область, но и соседние регионы. Планируется, что центр будет сотрудничать с небольшими фермерскими хозяйствами, и с крупными предприятиями: таким, например, производством как завод автомобильных шин, который сооружает в окрестностях Липецка японская фирма «Иокохама». Центр станет недостающим звеном между производителем и потребителем продукции. Это будет полностью автоматизированный комплекс с максимальным набором логистических услуг и грузооборотом 620 тысяч тонн. Его основными клиентами будут торговые сети центральной части страны. ЦЛ «Новь» ведет переговоры о предоставлении услуг с Минобороны РФ: военные собираются хранить в нем продовольствие и вещевое имущество. Известно, что сельхозпроизводители сталкиваются с проблемой хранения и переработки продукции. Многим аграриям центр упростит жизнь: он будет самостоятельно искать потребителей и осуществлять им поставки.
На территории агропромышленной зоны РУ «Астапово» ЗАО «Центральный грибной комплекс» ведет строительство предприятий по выращиванию нескольких видов грибов, в том числе вешенок и шампиньонов. Комплексов такого уровня в России нет. Одной из причин строительства таких заводов на территории Липецкой области стало наличие в регионе основного компонента для производства грибов- высококачественной соломы. Срок реализации проекта намечен на конец 2012 года, в ноябре-декабре 2010 года состоится запуск завода по производству субстрата, предполагаемая мощность которого составит более 1,8 тысячи тонн в месяц. На первом этапе планируется производить 10 тонн грибов в сутки, через 4-5 лет объем возрастет до 30 тонн. Грибной комплекс позволит в районе им. Л. Толстого Липецкой области создать более 200 новых рабочих мест с достойной зарплатой. За время существования ОЭЗ РУ «Чаплыгинская» были рассмотрены более 20 бизнес-проектов. Три из них — завод по производству запорной арматуры для водоснабжения, предприятие по переработке нефти и «Ропа-Русь» (агрегатная сборка, продажа и сервисное обслуживание свеклоуборочных комбайнов) –уже реализуются.
Развитие ОЭЗ РУ невозможно без решения кадрового вопроса, возникшего из-за проблемы дефицита населения. Например, в ОЭЗ РУ «Тербуны» планируется создать 10 тысяч рабочих мест. Однако в селе Тербуны проживает всего 7 тысяч человек, а во всем Тербунском районе меньше 22 тысяч. В Липецкой области для решения кадровой проблемы разработан целый комплекс мер- создан координационный совет по кадровому обеспечению ОЭЗ РУ, налажено сотрудничество с миграционной службой, подписаны соглашения с ведущими компаниями, занимающимися подбором, обучением и переподготовкой персонала для новых предприятий. Как для запуска завода антибиотиков и противораковых препаратов «Рафарма» в Тербунах, требуется около 1,5 тыс. специалистов, которых нет в Липецкой области. Значит, чтобы эти специалисты приехали, нужно создать привлекательные условия для жизни. Поэтому в Тербунах построены комфортабельные коттеджи, бассейн, торгово-развлекательный центр. Данные о планируемых результатах развития ОЭЗ РУ в Липецкой области приведены в таблице.

Таблица
Перспективы развития ОЭЗ РУ в Липецкой области
Наименование ОЭЗ РУПлощадь,
га
Объем инвестиций, млн рубОбъем производства в год, млн руб.Количество
рабочих мест
Объем налоговых платежей в год, млн руб.
«Тербуны»9847040017600100002000
«Чаплыгинская»3613180079503000903
«Данков»3553120078003000887
«Елецпром»27037700942550001071
«Астапово»968202800070003000795
«Елец»93117000425010000483
«Задонщина»970002300057504000661
Итого19672123910059775380006800

В стране сегодня слышны разговоры о якобы налоговых потерях бюджета от создания ОЭЗ. Говорить о каких-то потерях, которые несет областной бюджет Липецкой области от недополученных налогов, на наш взгляд, абсурдно. Очевидно, если нет предприятий — нет и налогов, ни в настоящем, ни в будущем. Главное в этом деле — дать импульс развитию территории через механизм особых экономических зон, а льготы — необходимое условие для привлечения бизнеса. Особенно это актуально для сельских территорий России, где ныне царит бедность и безработица, имеет место опустынивание территорий (5, 6). С карты России за годы этих реформ исчезло более 20 тыс. деревень (7). Что касается оценок, то любую деятельность лучше всего характеризует независимая оценка. Так, в 2009 г. по результатам исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» Липецкая область вышла на первое место в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов.


Литература
1. Акопова Е.С., Мировая экономика и международные экономические отношения. — М., 2006. — С. 163
2. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. — М.: Благовест-В, 2007. — С. 137
3. Рыбаков С.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. — М.: Грант, 2006. — С. 165.
4. Егоров А.И. Особые экономические зоны регионального уровня: тенденции развития: Автореф. дисс....к.э.н. — Тамбов, 2008.
5. Белоусов А.В., Белоусов В.И. Развитие сельских подворий на черноземах и преодоление сельской безработицы // Интернет-журнал «Капитал страны». 2010.27.05.
6. Белоусов А.В., Белоусов В.И., Шевченко В.Е. Качество жизни сельских граждан и планирование устойчивого развития территорий Черноземья // Интернет-журнал «Капитал страны». 2010.10.05.
7. Бояркина Н. Хлеба хватит // Аргументы и факты. — 2010. — №35 (1–7 сент.). — С.3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия