Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Беденко Н. Н.
заместитель директора по научно-методической работе и качеству филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Твери,
кандидат философских наук


Некоторые аспекты методологии формирования системы сбалансированных показателей современного вуза
В статье представлена авторская концепция методологии формирования системы сбалансированных показателей (ССП) в сфере высшего профессионального образования. Показано, что ССП в современном вузе может применяться для оценки: деятельности в целом, отдельных направлений деятельности, эффективности реализации стратегических инициатив, однако требуется адаптация системы оценочных показателей к специфике функционирования образовательного учреждения в современных социально-экономических условиях
Ключевые слова: система сбалансированных показателей, стратегические цели, индикаторы, целевые значения показателей

В настоящее время система сбалансированных показателей (ССП) нашла свое применение в сфере высшего образования. С учетом того, что она в принципе была разработана для бизнес-структур, ее внедрение в образование может быть осуществлено путем адаптации типовых показателей к особенностям функционирования данной сферы. Цели применения ССП в учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) могут быть различные — от оценки стратегических инициатив образовательных учреждений до оценки деятельности в области менеджмента качества (или какой-либо другой).
При формировании ССП вуза следует учитывать, что на качество высшего образования оказывает влияние множество факторов (как внешних, так и внутренних). К основным из них можно отнести: обеспеченность учебной и научной литературой; учебным лабораторным оборудованием и оборудованием для научных исследований; состав ППС; система материального поощрения работников вуза; начальный уровень знаний абитуриентов. [1]
Конечно, вышеприведенный перечень содержит лишь небольшую часть из огромного списка факторов, который можно дополнять каждый день. Отмеченное многообразие условий и процессов влияния учтено при разработке разделов ССП вуза, базирующихся на классическом варианте. [2]

Таблица 1
Сравнительная характеристика наименований разделов в классическом варианте ССП и проектном предложении для вуза
Классический вариант построения ССП организацииПроектный вариант ССП для вуза
ПроцессыПроцессы
ФинансыФинансы
Клиенты/рынокЗаинтересованные сто-роны
Инфраструктура/сотрудники
Потенциал и развитие

Анализ табл. 1 показывает, что два раздела («процессы» и «финансы») идентичны по названию, хотя по наполняемости они различаются, так как проектный вариант ССП учитывает специфику деятельности современного вуза.
Раздел «клиенты/рынок» трансформирован в раздел «заинтересованные стороны», причем изменения коснулись и его названия, и содержания в виду высокой значимости результатов деятельности образовательных учреждений.
Раздел «инфраструктура/сотрудники» исключен из перечня потому, что показатели этого раздела органично вписались в разделы «процессы» и «заинтересованные стороны».
Дополнительно введен раздел «потенциал и развитие» в связи с тем, что совершенствование деятельности вуза на основе эффективного использования имеющегося потенциала — верный путь к организационно-экономическому совершенству, максимально удовлетворяющему запросы как государства и общества в целом, так и отдельного гражданина, организации или их объединений.
Характеристика раздела «Процессы»
Как уже отмечалось, конечный результат деятельности практически любого экономического субъекта зависит от структурных особенностей, условий и качества протекания процессов, что в полной мере относится к системе ВПО. Если образовательный процесс осуществляется на должном уровне (с соблюдением установленных требований), то вероятность получения желаемого результата велика и наоборот.
В ходе оценки результативности и эффективности процессов, происходящих в вузе, может быть получена следующая информация:
● характеристика и оценка входа и выхода процессов;
● особенностей их протекания и ресурсного обеспечения;
● уровней и форм контроля на различных этапах и др.
Построение системы оценочных показателей данной группы базируется на применении процессного подхода к управлению вузом. В рамках данной концепции все процессы в образовательном учреждении подразделяются на основные, вспомогательные и процессы управления, при этом разрабатывается соответствующее методическое обеспечение (карты процессов, внутренние стандарты и др.).
Характеристика раздела «Финансы»
Трансформационные процессы в экономике страны обусловили изменения в системе финансирования высших учебных заведений. Сегодня экономическая база вуза формируется на основе комбинации следующих источников: средств государственного бюджета, обучаемого, его семьи или работодателей; средств, зарабатываемых самими учебными заведениями на основе использования собственного потенциала. [1]
Поэтому финансовые показатели деятельности образовательного учреждения (блок «финансы») должны включать показатели, учитывающие разноплановость системы финансового обеспечения деятельности:
● общий объем освоенных средств;
● общий объем полученных средств от приносящей доход деятельности;
● общий объем бюджетных средств, получаемых по смете на фонд оплаты труда;
● общий объем средств, направленных на научно-исследовательскую работу;
● общий объем средств, направленных на развитие вуза;
● среднегодовой объем финансирования научных исследований;
● среднегодовой объем финансирования научных исследований в расчете на единицу научно-педагогического персонала и др.
Источниками информации для формирования финансовых показателей вуза является общепринятая в РФ система организации бухгалтерского и статистического учетов, что нельзя сказать о показателях, входящих в другие разделы ССП. В случае необходимости для достижения поставленных целей вуз может применять механизмы и методы сбора и обработки информации в рамках получившего ныне широкое распространение управленческого учета. Важным дополнением информационно-аналитической базы ССП могут быть результаты самооценки деятельности образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что использование показателей данного раздела позволит не только получить аналитическую информацию о состоянии ресурсного обеспечения деятельности вуза и эффективности его использования, но и даст возможность принять рациональные управленческие решения в области совершенствовании процесса управления финансами.
Характеристика раздела «Заинтересованные стороны»
Никто не сомневается, что любое учебное заведение в современных условиях испытывает на себе влияние рынка. Это факт объективный. Для того, чтобы выстроить стратегию развития вуза, необходимо владеть информацией о состоянии рынка образовательных услуг. Это относится и к их количеству, и к качеству, и к цене. Таким образом, возникает необходимость выявить потребности рынка и адаптировать к ним свои услуги. Без изменения ориентации вуза на потребности рынка о завоевании или усилении позиций на нем говорить не приходится.
Кроме этого, управление качеством в современном вузе тоже основано на потребительском подходе, что оказывает определенное влияние на процесс его дальнейшего развития.
Взаимодействие организации с различными участниками рынка, методы воздействия на них и выгоды, получаемые от удовлетворения потребностей каждого из субъектов, наиболее полно описывает теория заинтересованных сторон [3].
Теория заинтересованных сторон или, как ее еще называют, «стейкхолдерская» концепция (stakeholder concept, stakeholder theory) является одной из основных концепций успешной организации, функционирующей в современных социально-экономических условиях. В рамках концепции действия организации зависят от широкого множества заинтересованных сторон (потребители, поставщики, акционеры, управляющие, работники и др.), при этом каждый из стейкхолдеров имеет свои интересы и определенные права на контроль деятельности. Концепция предполагает принятие решений, исходя из необходимости удовлетворения разнонаправленных запросов этих стейкхолдеров (групп заинтересованных сторон). [4].
В системе высшего образования данный термин следует рассматривать в более широком формате в виду высокой значимости результатов деятельности образовательных учреждений, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Поэтому, комплексная оценка системы менеджмента качества в вузе должна включать показатели, отражающие систему ценностей всех заинтересованных сторон [5, С.69].
Таким образом, ССП вуза не может не включать показатели, характеризующие степень удовлетворенности всех заинтересованных сторон. Несмотря на применение различных методик изучения мнений потребителей в вузах, все они базируются на технологиях анкетирования, опроса, интервьюирования и т.п. Каждый вуз в зависимости от поставленных целей разрабатывает собственные варианты анкет, опросных листов. Разнятся также и применяемые методы обработки полученных результатов: метод нечетких множеств; построение диаграммы Парето; использование логики RADAR и др.
Несомненно, различные стейкхолдеры для организации неравнозначны. При этом важность (значимость) их для разных вузов может быть существенно дифференцированной, равно как и для одного и того же вуза на разных этапах его развития (в разные моменты времени). Однако все группы заинтересованных сторон должны быть равноправны в том смысле, что запросы всех групп должны быть учтены, пусть и в различной степени. В какой? На этот вопрос ответит дальнейшая балансировка карты (определение значимости («весов») целей на основе увязки их с ресурсами) и определение значимости самих групп заинтересованных сторон с точки зрения их влияния на достижение организацией своих стратегических целей («вклада» в формирование организацией необходимой для этого ресурсной базы). [3]
Характеристика раздела «Потенциал и развитие»
Блок показателей «потенциал и развитие» должен оценить возможности вуза для дальнейшего улучшения деятельности.
Потенциал — совокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики развития организации при тех или иных сценариях изменения окружающей среды. Анализ потенциала организации (анализ сильных и слабых сторон) позволяет оценить: обладает ли она внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с угрозами внешней среды. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и к которой она должна стремиться. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы если не избавиться от них, то хотя бы нивелировать их влияние.
Основными показателями оценки потенциала вуза, обеспечивающего его дальнейшее устойчивое развитие, могут выступать следующие:
● положительная динамика роста доли рынка и объема оказания услуг;
● повышение их качества и конкурентоспособности;
● усиление влияния на общество;
● интенсификация процессов применения инновационных технологий;
● рост уровня доходов от научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей и др.
Современная социально-экономическая среда функционирования образовательного учреждения ВПО требует определения перспектив развития, причем измеримых или четко обозначенных.
Таблица 2
Формулирование стратегических целей развития вуза в условиях модернизации российского образования (фрагмент)

Среди других стратегических целей вуза в рамках образовательной деятельности можно выделить: соответствие содержания и уровня подготовки образования требованиям ГОС, расширение и оптимизация спектра реализуемых основных образовательных программ, повышение качества содержания, организации и обеспеченности учебного процесса и др.
Фактически ССП вуза позволяет определить следующую схему оценки его деятельности: качество входа — качество процессов — качество выхода.
В развитие информации, представленной в таблицах 1 и 2, формируется непосредственно сама система показателей, индикаторов с приведением алгоритма расчетов и обозначения источников получения информации (рисунок 1).
Учитывая, что за пределами образовательного учреждения в понятие «качество высшего образования» добавляется существенный компонент (образование как общественное благо), возрастает роль социального потенциала современного вуза:
● вуз несет ответственность перед государством, обществом, студентами, работодателями за качество подготовки кадров;
● несмотря на критикуемую «всеобщность» высшего образования, получение такового изменяет статус человека;
● никакие модернизационные процессы в экономике, социальной жизни, культуре и других областях не могут быть запущены без высококвалифицированных специалистов, подготовленных сферой ВПО.
Далее в соответствие с концепцией ССП должны быть определены пороговые значения показателей (таблица 4), причем необходимо отметить, что некоторые из них определены в нормативно-правовой базе регулирования сферы ВПО, а другие образовательные учреждения определяют самостоятельно на основе анализа своей деятельности, лучшего опыта в отрасли, статистических данных и др.
Рис. 1. ССП образовательного учреждения ВПО (фрагмент)
Таблица 4
Определение пороговых (целевых) значений показателей

В процессе оценки в дальнейшем плановые значения индикаторов сравниваются с фактическими и рассчитывается отклонение, а следующая таблица имеет две дополнительные графы:
● фактическое значение (показателей/индикаторов);
● пороговое (целевое) значение (показателей/индикаторов).
Некоторые исследователи считают, что требования к оценкам качества вузов будут постоянно эволюционировать, поэтому система показателей обязана быть гибкой и легко редактироваться. На первом этапе система показателей оценки деятельности вуза должна носить «скелетную структуру». Как правило, «скелетная структура» показателей опирается на структуру объектов вуза, и в некотором виде является ее отображением. [6]
Кроме этого, важным моментом при формировании системы показателей оценки деятельности вуза является периодичность их расчета. Так, Карловский А.В. считает, что показатели должны определяться:
● за семестр (полугодие);
● ежегодно;
● 1 раз в пять лет. [7, С. 20]
Таким образом, можно сформулировать основные требования к показателям, входящим в ССП вуза:
1) исключение дублирования;
2) возможность перевода качественных показателей в количественные;
3) доступность информационных источников, являющихся базой получения информации;
4) оптимизация трудозатрат, связанных с реализацией аналитической деятельности;
5) согласованность показателей;
6) четкое определение подразделения, в котором они рассчитываются;
7) формирование единожды; [7, С. 20]
8) удобство в установлении значений и использовании; [7, С. 20]
9) простота для понимания пользователей системы; [7, С. 20]
10) способность к быстрому редактированию (при необходимости).


Литература
1. Павлюченко Е.И. Эффективное управление образовательным процессов в вузе: теория, методология и практика: Автореф. дисс....к.э.н — Махачкала, 2009.
2. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners; Пер. с нем. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес: Букс, 2008. — 478 с.
3. Солодухин К.С., Дзина Г.А. Применение системы сбалансированных показателей в вузе с позиций теории заинтересованных сторон. — Электронный ресурс. — Свободный доступ из сети Интернет. — http://www.rusnauka.com/ 1_NIO_2008/Economics/25476.doc.htm
4. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем / ЦЭМИ РАН. — М.: Наука, 2004.
5. Кононова О.В. Контроллинг процесса учебно-методической деятельности в системе менеджмента качества вуза // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 6 — С. 69–81.
6. Адоладов К.Г. Система квалиметрического мониторинга высшего учебного заведения // Качество. Инновации. Образование. — 2008. — № 10 — С. 3–8.
7. Карловский А.В. Формирование системы показателей деятельности высшего учебного заведения // Качество, Инновации, Образование. — 2008. — № 9 — С. 20–22.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия