Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Бражник М. В.
докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Формирование и совершенствование системы отраслевых органов государственного управления сельским хозяйством СССР в период второй половины 1940-х — середины 1970-х гг.
В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов, а также литературных источников и энциклопедических изданий рассмотрены проблемы поиска оптимального сочетания сфер агропромышленного производства и формирования соответствующих центральных отраслевых органов государственного управления во второй половине 1940-х — конце 1950-х гг., а также вопросы совершенствования системы органов государственного управления сельским хозяйством в СССР на всех уровнях в период 1960-х — середины 1970-х гг.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное управление, министерства

Предлагаемая статья посвящена вопросам формирования и совершенствования системы отраслевых органов государственного управления сельским хозяйством СССР в период второй половины 1940-х — середины 1970-х гг.
В соответствии с Законом СССР «О преобразовании Совета Народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик» [12], принятым на 1-й сессии Верховного Совета СССР 2-го созыва 15 марта 1946 г., в СССР, союзных и автономных республиках была создана система министерств — центральных отраслевых органов государственного управления [5].
Так в 1946 г. Народный комиссариат земледелия СССР был преобразован в Министерство земледелия СССР. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1946 г. «О разделении Министерства земледелия СССР на два Министерства — Министерство земледелия СССР и Министерство животноводства СССР» [13] Министерство земледелия СССР было разделено на два союзно-республиканских Министерства: Министерство земледелия СССР и Министерство животноводства СССР с передачей Министерству земледелия СССР зерновых совхозов и Министерству животноводства СССР животноводческих совхозов, находившихся в ведении бывшего Народного Комиссариата зерновых и животноводческих совхозов СССР. Указанные Министерства были образованы также в союзных и автономных республиках.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1947 г. «Об объединении Министерства земледелия, Министерства технических культур и Министерства животноводства в Министерство сельского хозяйства СССР» [21] путем объединения Министерств земледелия СССР, технических культур СССР и животноводства СССР было образовано союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства СССР с возложением на него руководства развитием всех отраслей сельского хозяйства. Объединения указанных Министерств были проведены в союзных и автономных республиках с образованием в них Министерств сельского хозяйства. На краевом и областном уровне были образованы управления сельского хозяйства, а на уровне районов — отделы сельского хозяйства в составе соответствующих исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1947 г. «Об образовании Министерства совхозов СССР» [17] было организовано союзно-республиканское Министерство совхозов СССР с возложением на него руководства зерновыми, овощными, животноводческими и хлопководческими совхозами, находившимися в ведении Министерства земледелия, Министерства животноводства и Министерства технических культур СССР.
Согласно Закону СССР от 15 марта 1953 г. «О преобразовании Министерств СССР» [11] Министерство сельского хозяйства СССР, Министерство хлопководства СССР, Министерство совхозов СССР, Министерство заготовок СССР и Министерство лесного хозяйства СССР были объединены в Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР. Указом Президиума Верховного совета СССР от 1 сентября 1953 г. «Об образовании Министерства совхозов СССР» [18] было вновь образовано союзно-республиканское Министерство совхозов СССР. Одновременно было признано необходимым образовать Министерства совхозов в РСФСР, Украинской ССР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР и Карело-Финской ССР.
В связи с образованием согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1953 г. «Об образовании общесоюзного Министерства заготовок СССР» [19] общесоюзного Министерства заготовок СССР, на базе организаций и предприятий Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР, связанных с заготовкой и переработкой продуктов сельского хозяйства, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1953 г. «О переименовании Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР» [6] Министерство сельского хозяйства и заготовок СССР было переименовано в Министерство сельского хозяйства СССР.
Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1957 г. «Об объединении Министерства сельского хозяйства СССР и Министерства совхозов СССР в Министерство сельского хозяйства СССР» [22] Министерство сельского хозяйства СССР и Министерство совхозов СССР были объединены в одно союзно-республиканское Министерство — Министерство сельского хозяйства СССР.
В конце 1950-х — начале 1960-х гг. в управлении народным хозяйством была осуществлена переориентация с отраслевого на территориальный принцип. Вместо упраздненных или реорганизованных союзных или союзно-республиканских министерств организационной основой территориальной структуры управления стали советы народного хозяйства, осуществлявшие руководство экономическими районами. Данные преобразования были ориентированы на преодоление ведомственного подхода, развитие производства, обеспечение комплексного развития экономических районов, установление рациональных хозяйственных связей между предприятиями. [29, с. 12]
В рамках расширения прав союзных республик в управлении народным хозяйством, в аграрном секторе была осуществлена передача многих управленческих функций от Министерства сельского хозяйства СССР иным ведомствам и организациям, а именно соответствующим республиканским органам, Госплану СССР, Центральному статистическому управлению при Совете Министров СССР и его местным органам, а также объединению по продаже колхозам и совхозам машин, удобрений и других материальных средств.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 февраля 1961 г. № 152 «О реорганизации Министерства сельского хозяйства СССР» [15] дальнейшая перестройка аппарата руководящих сельскохозяйственных органов была ориентирована на превращение «его из аппарата административного управления сельским хозяйством ... в организаторский центр по внедрению в производство достижений науки и передового опыта». Приложениями № 1–3 к данному постановлению были соответственно определены структура центрального аппарата Министерства сельского хозяйства СССР и перечень организаций, состоящих при данном Министерстве; примерная структура центрального аппарата министерств сельского хозяйства союзных республик и перечень организаций, находящихся в ведении данных министерств; а также примерная структура краевого, областного управления сельского хозяйства и перечень организаций, находящихся в ведении данных управлений. В приложении № 4 к данному постановлению были определены основные направления в работе районного опытно-показательного хозяйства [15].
В этой связи, в силу изменения задач и характера работы Министерства сельского хозяйства СССР и местных сельскохозяйственных органов, некоторые из ранее выполнявшихся министерством функций были возложены на Госплан и ЦСУ СССР [15].
В результате этого от Министерства сельского хозяйства СССР отпали следующие функции: планирование сельскохозяйственного производства, ведение учета и статистики, финансирование и материально-техническое снабжение сельского хозяйства, ремонт машинно-тракторного парка. Кроме того, отход от шаблонного метода организации и проведения основных видов сельскохозяйственных работ выявил необходимость ликвидации функции оперативного контроля над деятельностью сельскохозяйственных предприятий в разрезе всех районов страны.
Данные преобразования привели к распылению функций по управлению сельскохозяйственным производством и фактической ликвидации Министерства сельского хозяйства СССР как центрального руководящего органа.
В качестве низового сельскохозяйственного звена предусматривалась организация в районах на базе передовых колхозов и совхозов опытно-показательных хозяйств. На специалистов данных хозяйств были возложены обязанности по накапливанию собственного опыта и обобщению опыта других колхозов и совхозов и его активному внедрению в хозяйствах своей зоны с целью достижения более высокого научного и практического уровня проведения сельскохозяйственных работ.
С целью упорядочения системы заготовок, достижения единства в организации закупок сельскохозяйственных продуктов и усиления государственного контроля над деятельностью заготовительных организаций, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1961 г. № 175 «О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов» [7] была осуществлена переориентация на осуществление государственных закупок в порядке контрактации.
Для руководства организацией закупок всех сельскохозяйственных продуктов и сырья были созданы районные (межрайонные) государственные инспекции по закупкам, функционировавшие под руководством главных государственных инспекторов. Правовой статус главных государственных инспекторов регламентировался Положением о районном (межрайонном) главном государственном инспекторе по закупкам, утвержденным одноименным постановлением Совета Министров СССР от 15 апреля 1961 г. № 328 [24]. В штате этих органов была предусмотрена группа инспекторов по закупкам из расчета один инспектор на 3–7 хозяйств. Для обобщения передового опыта по закупкам сельскохозяйственных продуктов, разработки рекомендаций по обеспечению выполнения планов государственных закупок, устранения имеющихся недостатков и рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением приемки пунктами и предприятиями сельскохозяйственной продукции от колхозов и совхозов была признана необходимой организация при главном государственном инспекторе постоянно действующих советов в составе: председателей колхозов, директоров совхозов, руководителей опытно-показательных хозяйств и директоров приемных пунктов и предприятий, осуществлявших приемку сельскохозяйственной продукции. Заседания указанных советов проводились 2–3 раза в год.
Таким образом, проведенные в конце 1950-х — начале 1960-х гг. преобразования сельскохозяйственных органов, коснувшись в основном высшего управленческого звена, не затронули сферу производства, вопросы непосредственного руководства колхозами и совхозами. Существовавшая структура управления сельским хозяйством перестала соответствовать возросшим требованиям, ограничивала возможности использования резервов и нуждалась в коренной перестройке. На районном уровне фактически не было единого органа управления сельским хозяйством, в обязанности которого входила бы организация производства и заготовок, повышение эффективности использования земли, техники и других средств производства в колхозах и совхозах административного района. В этой связи мартовский (1962 г.) Пленум ЦК КПСС постановлением «Современный этап коммунистического строительства и задачи партии по улучшению руководства сельским хозяйством» признал необходимым коренным образом перестроить управление сельским хозяйством, приблизить его к производству, сделать конкретным и оперативным [3, с. 4].
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 марта 1962 г. № 267 «О перестройке управления сельским хозяйством» [8] были созданы территориальные производственные колхозно-совхозные или совхозно-колхозные управления. В соответствии с этим же постановлением в областях, краях, автономных и союзных республиках были созданы комитеты по сельскому хозяйству; на союзном уровне также был создан Комитет по сельскому хозяйству. В состав указанных комитетов вошли руководители партийных органов соответствующих уровней, руководители государственных органов управления сельским хозяйством и другими, связанными с ним, отраслями, руководители организаций АПК. В развитие данного постановления в союзных республиках были разработаны и утверждены положения о территориальных производственных колхозно-совхозных или совхозно-колхозных управлениях. В частности, в РСФСР Положение о территориальном производственном колхозно-совхозном (совхозно-колхозном) управлении по руководству сельскохозяйственным производством, совете и инспекторе-организаторе этого управления было утверждено постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР 24 марта 1962 г. № 385 «О перестройке управления сельским хозяйством РСФСР» [9]
Территориальные производственные управления в зависимости от количества колхозов и совхозов, объема производства и закупаемой продукции, а также с учетом других экономических и территориальных особенностей могли создаваться на несколько районов или в границах административного района. При этом в зависимости от того, какая форма хозяйства преобладала на данной территории — колхозы или совхозы, территориальные производственные управления именовались колхозно-совхозными или совхозно-колхозными. В случае создания производственных управлений в границах одного административного района одновременно учитывался и производственный и территориальный принцип, поэтому они и назывались «территориальные производственные колхозно-совхозные управления». В дальнейшем, в связи с тем, что в основу построения органов управления сельским хозяйством был положен производственный принцип, отпала необходимость именовать управления территориальными, и уже в решениях ноябрьского (1962 г.) Пленума ЦК КПСС, в последующих постановлениях партии и правительства, а также в экономической литературе они называются производственными колхозно-совхозными управлениями [28, с. 5].
Одной из важнейших отличительных особенностей производственных управлений от существовавших ранее районных земельных отделов или районных инспекций по сельскому хозяйству, являвшихся отделами райисполкома и осуществлявших свою деятельность в районе наравне с другими отделами местных органов государственного управления, явилась самостоятельность их как специальных органов, созданных исключительно для управления сельскохозяйственным производством [28, с. 8]. Возложение на производственные управления обязанностей по руководству производством как в совхозном, так и в колхозном секторе явилось попыткой преодоления имевшей место ранее ситуации разобщенности, в которой совхозами руководили министерства совхозов или главные управления совхозов союзных республик, а колхозами — сельскохозяйственные органы [28, с. 9].
Кроме совхозов в ведение производственных управлений были переданы районные ветеринарные лечебницы, семенные и агрохимические лаборатории, станции по племенной работе и искусственному осеменению животных, инкубаторно-птицеводческие станции, отряды и пункты по защите растений от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. На производственные управления было также возложено руководство работой опытно-показательных хозяйств [28, с. 11].
Важным принципом организации производственных управлений явилось также и то, что они не только осуществляли руководство сельскохозяйственным производством, но и выполняли работу, связанную с заготовками сельскохозяйственных продуктов [28, с. 8]. В связи с этим были упразднены созданные в 1961 г. районные (межрайонные) государственные инспекции по закупкам [29, с. 12].
Исходя из специфики новых условий деятельности производственных управлений, на них были возложены соответствующие функции, перечень которых в общей сложности составил одиннадцать позиций. [9]
Кроме того, первейшей обязанностью производственных управлений, партийных органов явилась правильная организация производства, нормирование и оплата труда в колхозах и совхозах, широкое внедрение дополнительной оплаты труда во всех отраслях колхозного производства и аккордно-премиальной системы оплаты труда во всех отраслях совхозного производства исходя из того принципа, что усиление материальной заинтересованности — важнейшее условие успешного развития сельского хозяйства.
Особое внимание акцентировалось на широкое внедрение в производство достижений науки, опыта опорно-показательных и других лучших хозяйств.
Одной из главных задач явилось укрепление колхозов и совхозов кадрами — подбор руководящих кадров и специалистов колхозов и совхозов, обучение кадров передовым методам работы. [8, с. 5–7]
В соответствии с ориентацией на выполнение закрепленных функций постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 24 марта 1962 г. № 385 «О перестройке управления сельским хозяйством РСФСР» [9] была утверждена примерная структура территориального производственного колхозно-совхозного (совхозно-колхозного) управления. В каждом случае структура производственного управления формировалась на основании утвержденной, но с учетом конкретных местных условий и особенностей [3, с. 17].
С целью привлечения трудящихся к участию в управлении сельскохозяйственным производством предусматривалось создание Советов производственных управлений в составе: начальника производственного управления (председатель Совета); представители работников управления; соответствующих партийных, комсомольских, советских и хозяйственных органов; председатели колхозов и директора совхозов; управляющие отделениями (объединениями) «Союзсельхозтехника»; специалисты и передовики сельского хозяйства [3, с. 18–19].
Состав Совета (от 25 до 40 человек) утверждался соответствующим обкомом, крайкомом партии, исполкомом областного, краевого Совета, Советом Министров автономной республики, ЦК Компартии и Советом Министров союзной республики (не имеющей областного деления). Совет производственного управления сельского хозяйства являлся органом по координации деятельности всех органов, обслуживающих сельское хозяйство в зоне деятельности производственного управления. Заседания Совета созывались примерно один раз в три месяца. Решения, принимаемые Советом, проводились в жизнь приказами начальника производственного управления. [3, с. 18] Также была определена и компетенция Совета, вобравшая в себя семь основных направлений его деятельности
Для осуществления контроля и оказания помощи колхозам и совхозам в организации выполнения планов производства и заготовок в составе производственных колхозно-совхозных управлений предусматривались должности инспекторов-организаторов, закрепленных за определенным количеством колхозов и совхозов [8, с. 7], а также определялся круг обязанностей, на выполнение которых инспектор-организатор должен был ориентировать свою работу [8, с. 7–8].
На основе изучения состояния дел в колхозах и совхозах от инспектора-организатора требовалось представлять свои замечания, рекомендации и добиваться, чтобы на основе лучшей организации ведения хозяйства увеличивалось производство продуктов. В случае возникновения между инспектором-организатором и председателем колхоза или директором совхоза разногласий по вопросам организации производства, право принятия окончательного решения было оставлено за руководителем хозяйства, поскольку именно правление колхозов и директора совхозов несла непосредственную ответственность за производственное, финансовое и экономическое состояние хозяйств. [3, с. 20; 8, с. 7–8; 28, с. 21] Однако, в случаях, когда, по мнению инспектора-организатора, председатель колхоза или директор совхоза занимали в том или ином вопросе неправильные позиции, инспектор-организатор докладывал об этом производственному управлению, которое решало спорный вопрос. [3, с. 20; 28, с. 21]
Проведение работы инспектором-организатором предусматривалось осуществлять в тесном контакте с опорно-показательными хозяйствами, опытными станциями и научно-исследовательскими учреждениями, привлекая в случае необходимости специалистов этих или других организаций для консультаций по вопросам организации производства и проведения заготовок сельскохозяйственных продуктов. [8, с. 6; 28, с. 21]
Первые итоги функционирования производственных колхозно-совхозных управлений обнадеживали. Об этом позволяло судить определенное увеличение объемов производства и заготовок зерна, мяса, молока, шерсти и яиц, несмотря на неблагоприятные погодные условия в ряде важнейших сельскохозяйственных районов. Вместе с тем стала очевидной необходимость совершенствования форм и методов руководства и хозяйственного управления сельским хозяйством, развития материально-технической базы, совершенствования планирования, реорганизации системы контроля. [2, с. 18–19]
Данные преобразования при всей их предполагаемой рациональности носили в основном организационно-административный характер и без существенного улучшения экономических методов управления не могли дать ожидаемого результата, обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Так, например, реализация порядка планирования, установленного еще постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 г. № 454 «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» [16, с. 492–498] (с последующими изменениями [8]), при котором в соответствии с государственными заданиями и потребностями колхозов, совхозов и МТС с одной стороны, а также с учетом экономической выгодности, природными и хозяйственными условиями — с другой стороны, колхозы, совхозы и МТС самостоятельно должны были составлять планы производственной и финансовой деятельности, не привела к существенным сдвигам. Более того, в начале 1960-х годов возросло воздействие волевых решений, в рамках которых спускаемые сверху многочисленные указания по различным вопросам сдерживали инициативу руководителей и специалистов на местах и мешали нормальной работе предприятий. [30, с. 481; 29, с. 12]
К середине 1960-х гг. относится начало следующего этапа преобразований в сфере АПК, основные направления которых были обозначены в решениях мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС.
В рамках данных преобразований в целях усиления централизованного управления сельским хозяйством постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1965 г. «О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством» [10] было восстановлено Министерство сельского хозяйства СССР. В утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 18 мая 1965 г. структуре Министерства сельского хозяйства СССР были созданы Управление по делам колхозов и Главное управление совхозов. [27, с. 132]
Что касается правового положения и специфики деятельности районных органов управления сельскохозяйственным производством, то ситуация развивалась следующим образом. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 1 марта 1965 г. «О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством» [10] производственные колхозно-совхозные управления были преобразованы в районные производственные управления сельского хозяйства, должности инспекторов-организаторов были заменены должностями специалистов по отраслям сельскохозяйственного производства. [27, с. 241] В соответствии с постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 8 января 1965 г. «Об организации районных (межрайонных) производственных управлений сельского хозяйства» данные органы могли обслуживать хозяйства нескольких районов. [1, с.210] В отличие от областных (краевых) управлений сельского хозяйства, являвшихся органами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов, районные производственные управления до 1969 г. не являлись органами райисполкомов и подчинялись только по вертикали — областному (краевому) управлению сельского хозяйства и через него исполкому областного (краевого) Совета депутатов трудящихся. В этой связи (для оптимизации работы районных производственных управлений сельского хозяйства) высказывались мнения о необходимости подчинения их райисполкомам [1, с. 225; 4, с. 15–16; 27, с. 244], хотя были и противники такого подхода [25, с. 117–118]. В итоге более предпочтительным был признан первый вариант.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 ноября 1969 г. «О районных производственных управлениях сельского хозяйства» [14, с. 375] было решено преобразовать районные производственные управления сельского хозяйства в управления сельского хозяйства райисполкомов. При этом за специалистами и другими работниками районных управлений сельского хозяйства сохранялась заработная плата и другие условия, действовавшие на момент реорганизации в производственных управлениях сельского хозяйства. Данным постановлением признавалось целесообразным, чтобы начальник районного управления сельского хозяйства одновременно являлся заместителем председателя райисполкома. Кроме того, данным постановлением Советам Министров союзных республик поручалось по согласованию с Министерством сельского хозяйства СССР в 2-х месячный срок уточнить структуру и штаты управлений сельского хозяйства райисполкомов, имея в виду при этом использование части численности и ассигнований для укомплектования государственных инспекций по закупкам и качеству сельскохозяйственных продуктов в районах.
В результате этого, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1969 г. «Об образовании управлений сельского хозяйства исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся РСФСР» [20] были созданы управления сельского хозяйства исполнительных комитетов районных Советов депутатов трудящихся, а также исполнительных комитетов городских Советов депутатов трудящихся, в подчинении которых находились территории сельских районов. Таким образом, в декабре 1969 г. районные производственные управления сельского хозяйства по горизонтали были подчинены исполнительным комитетам районных советов, что восстановило двойное подчинение и привело к возможности влияния районных Советов (в составе которых появился соответствующий аппарат) на развитие сельскохозяйственного производства в районе. При этом начальник управления сельского хозяйства становился одновременно и заместителем председателя райисполкома, что также было ориентировано на повышение роли районных советов в развитии сельскохозяйственного производства. [27, с. 233] С этого периода районные производственные управления сельского хозяйства стали именоваться производственными управлениями сельского хозяйства райисполкомов.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г. № 1336–VIII «Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся» [23] была определена компетенция местных Советов в вопросах руководства сельским хозяйством на районном уровне. [4, с. 16]
Поскольку для переименованных управлений формально были сохранены функции, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 марта 1962 г. № 267 «О перестройке управления сельским хозяйством» [8] и Положением о территориальном производственном колхозно-совхозном (совхозно-колхозном) управлении по руководству сельскохозяйственным производством, совета и инспектора-организатора этого управления, одобренным постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 24 марта 1962 г. № 385 «О перестройке управления сельским хозяйством РСФСР» [9], постольку их основные полномочия не изменились. На практике это приводило за небольшим исключением к деятельности управлений, ориентированной на подмену руководителей хозяйств, и произвольному вмешательству этих управлений в дела хозяйств, администрированию и т.д. [27, с. 241–242] В этой связи высказывались пожелания по пересмотру компетенции районных управлений, чтобы основу их работы составляли квалифицированная научно-техническая, технологическая, экономическая (заключения по планам и результатам их выполнения, контрольно-ревизионная деятельность) и государственный контроль без вмешательства в оперативную работу органов управления самих хозяйств и с учетом недопущения ограничения хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных предприятий. В то же время на районные управления налагались определенные ограничения их самостоятельности, что было обусловлено отсутствием возможности влияния на подчиненные управлениям совхозы и некоторые организации, связанные с сельскохозяйственным производством (отделения «Сельхозтехники», заготовительные, торговые организации), что приводило к мысли о необходимости подчинить районным управлениям сельского хозяйства все технологически связанные с сельским хозяйством предприятия и организации, для обеспечения возможности их деловой, творческой координации. [27, с. 243]
Продолжали функционирование и советы производственных районных управлений, включавшие в себя, как отмечает В.Ф. Волович, признаки государственных и общественных органов: по субъектам (составу), порядку формирования и утверждения советы являлись общественно-государственными органами; по объектам деятельности (задачам и кругу рассматриваемых вопросов) — государственными органами. Поскольку данные советы были наделены правами контролировать деятельность аппарата управления, поэтому являлись не только совещательными, а непосредственно принимающими решения, коллегиальными органами. [1, с. 215–216] В этой связи высказывались мнения о необходимости активизации их работы. [1, с. 217]
Давая обобщенную характеристику территориальным производственным колхозно-совхозным (совхозно-колхозным) управлениям с момента их организации, И.В. Павлов отмечает, что вся их деятельность характеризовалась, прежде всего, выходом за рамки административного района в двух направлениях. Во-первых, данные органы могли обслуживать хозяйства нескольких районов, в дальнейшем сельские районы были укрупнены до размеров зоны деятельности производственных управлений. Во-вторых, производственные управления первоначально являлись органами областного (краевого) или республиканского (т.е. «вертикального». — М.Б.) подчинения. [27, с. 240]
В РСФСР для осуществления руководства деятельностью совхозов было создано Министерство совхозов, состоявшее из нескольких управлений по зонам (управление совхозов Поволжья, Урала и др.), а также из ряда отраслевых управлений (управление племенных совхозов, управление организации и оплаты труда и др.). В краях и областях были созданы управления совхозов на хозрасчетных началах. Низовыми органами являлись районные (межрайонные) тресты совхозов (один трест на 25–30 совхозов) [26, с. 18].
Функции и структура краевых (областных) управлений сельского хозяйства были построены таким образом, чтобы обеспечить сосредоточение внимания этих органов на следующих вопросах: организации и внедрения достижений науки и передового опыта в сельское хозяйство. В ведении краевых (областных) управлений сельского хозяйства находились все расположенные на территории области (края) научные и опытные сельскохозяйственные станции, лаборатории. В частности, областная сельскохозяйственная опытная станция или научно-исследовательский институт, на которые возлагались функции отдела науки областного (краевого) управления сельского хозяйства, осуществляли научно методическое руководство опытно-показательными хозяйствами района, агрохимлабораторией и всеми опытными сельскохозяйственными станциями. В этой связи коренным образом изменился характер областного (краевого) звена сельскохозяйственных органов в плане переноса акцентов с административного на научно-организационное руководство сельским хозяйством, ориентированное на внедрение во всех хозяйствах достижений науки и передового опыта. [26, с. 18–19]
Структура производственных управлений сельского хозяйства райисполкомов была образована совокупностью следующих функциональных блоков: производственный отдел под руководством, как правило, первого заместителя начальника управления; планово-экономический отдел под руководством начальника отдела — заместителя начальника управления; счетно-финансовый отдел (бухгалтерия) с ревизорским аппаратом под руководством главного бухгалтера; хозяйственный отдел, обслуживавший аппарат управления. В непосредственном подчинении начальника производственного управления сельского хозяйства райисполкома находились старший инженер по подбору и расстановке кадров (начальник отдела кадров) и секретарь-стенографистка.
Приведенная структура производственного управления сельского хозяйства райисполкома носила общий характер: вопросы формирования конкретных отделов и групп при утверждении структуры и штатов решались в каждом случае в соответствии с особенностями района и спецификой функционирования управления.


Литература
1. Волович В.Ф. Государственное управление и руководство сельским хозяйством СССР в современный период. — Томск: Изд. Томского ун-та, 1969. — 228 с.
2. Ильин С.С. Роль государственного руководства в развитии сельского хозяйства СССР. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1963. — 19 с.
3. Котовой С.П., Петров Г.И. Производственные колхозно-совхозные управления. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 45 с.
4. Кузнецов А.А., Стукач В.Ф. Управление сельскохозяйственным производством в районе. — Алма-Ата: «Кайнар», 1975. — 159 с.
5. Министерства // БСЭ. — 2-е изд. — М., 1954. — Т. 27. — С. 529–532.
6. О переименовании Министерства сельского хозяйства и заготовок СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 ноября 1953 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1953. — № 20 (792). — 1 декабря 1953 г. — Стр. 1.
7. О перестройке и улучшении организации государственных закупок сельскохозяйственных продуктов. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 25 февраля 1961 г. № 175 // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1961. — № 4. — ст. 21.
8. О перестройке управления сельским хозяйством. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 марта 1962 г. № 267 // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1962. — № 5. — ст. 38 — М.: Госполитиздат, 1962. — 16 с.
9. О перестройке управления сельским хозяйством РСФСР. Постановление Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 24 марта 1962 г. № 385 // Собрание постановлений Правительства РСФСР. — 1962. — № 6. — ст. 32.
10. О повышении роли Министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 марта 1965 г. // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1965. — № 4. — ст. 20.
11. О преобразовании Министерств СССР. Закон СССР от 15 марта 1953 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1953. — № 3 (775). — 20 марта. — С. 1.
12. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик. Закон СССР от 15 марта 1946 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1946. — № 10 (419). — 28 марта. — С. 1.
13. О разделении Министерства земледелия СССР на два Министерства — Министерство земледелия СССР и Министерство животноводства СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1946 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1946. — № 12 (421). — 23 апреля. — С. 1.
14. О районных производственных управлениях сельского хозяйства. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 ноября 1969 г. // Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965 — 1974 гг.). — М.: «Колос», 1975. — 928 с. — С. 375.
15. О реорганизации Министерства сельского хозяйства СССР. Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 20 февраля 1961 г. № 152 // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1961. — № 3. — ст. 17.
16. Об изменении практики планирования сельского хозяйства. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 марта 1955 г. № 454 // КПСС. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 8. 1946–1955. — 9-е изд., доп. и испр. — М.: Политиздат, 1985. — С. 492–498.
17. Об образовании Министерства совхозов СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1947 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1947. — № 6 (460). — 12 февраля. — Стр. 1.
18. Об образовании Министерства совхозов СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 г. / В Президиуме Верховного Совета СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1953. — № 11 (783). — 18 сентября. — С. 1.
19. Об образовании общесоюзного Министерства заготовок СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1953 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1953. — № 20 (792). — 1 декабря. — С. 1.
20. Об образовании управлений сельского хозяйства исполнительных комитетов районных, городских Советов депутатов трудящихся РСФСР. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1969 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. — 1969. — № 52 (586). — Ст. 1497.
21. Об объединении Министерства земледелия, Министерства технических культур и Министерства животноводства в Министерство сельского хозяйства СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1947 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1947. — № 6 (460). — 12 февраля. — С. 1.
22. Об объединении Министерства сельского хозяйства СССР и Министерства совхозов СССР в Министерство сельского хозяйства СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 мая 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1957. — № 13. — ст. 322.
23. Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г. № 1336–VIII // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1971. — № 12 (1566). — Ст. 132.
24. Об утверждении Положения о районном (межрайонном) главном государственном инспекторе по закупкам. Постановление Совета Министров СССР от 15 апреля 1961 г. № 328 // Собрание постановлений Правительства СССР. — 1961. — № 8. — ст. 60.
25. Панкратов И.Ф. Государственное руководство сельским хозяйством в СССР. — М.: «Юрид. лит.», 1969. — 216 с.
26. Панкратов И.Ф. О дальнейшем совершенствовании руководства сельским хозяйством. — М.: Госюриздат, 1961. — 53 с.
27. Правовые проблемы руководства и управления сельским хозяйством в СССР / Отв. ред. И.В. Павлов. — М.: «Наука», 1970. — 286 с.
28. Рускол А.А., Денисов А.А. Производственные колхозно-совхозные управления и их правовое положение. — М.: «Юрид. лит.», 1964. — 127 с.
29. Управление агропромышленным комплексом / Под ред. И.Г. Ушачева. — М.: Агропромиздат, 1985. — 336 с.
30. Файн Л.Е. Прения // Проблемы истории современной советской деревни. 1946 — 1973 гг.: Материалы конф. 19–21 ноября 1973 г. Ред. коллегия: чл.-кор. АН СССР М.П. Ким (отв. ред.) и др. — М.: «Наука», 1975. — С. 478–482.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия