Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Васильев Н. М.
ассистент кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского университета экономики и финансов

Роль трансфера технологий в развитии инновационного предпринимательства
В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с необходимостью стимулирования инновационного развития экономики в современных российских условиях, анализируются понятия инновационного предпринимательства и инноваций, а также роль предпринимателя в инновационном процессе. Особое внимание уделено значению трансфера технологий в обеспечении инновационного цикла
Ключевые слова: трансфер технологий, инновация, предпринимательство, инновационное развитие, инвестор

Мировой экономический кризис 2008 г. продемонстрировал необходимость перехода российской экономики к инновационному типу развития. Сырьевая зависимость последних десятилетий беспрецедентна в российской истории и сохранение ее на протяжении еще 15–20 лет может сделать деградацию отечественной экономики необратимой, поскольку отказ от инновационного развития ведет именно к деградации, а не к застою. Российская рыночная экономика не совсем готова к восприятию инноваций в настоящее время.
Известный специалист Владимир Мау в своей статье «Российская экономика не воспринимает инновации» считает, что очень немногие экономики изначально были инновационно восприимчивыми. Склонность к инновациям в начале Нового времени проявилась в отдельных районах Англии и Шотландии, что повлекло за собой промышленную революцию, о причинах которой до сих пор спорят экономисты. По мере становления глобального рынка инновационный климат стал формироваться и в других странах — изначально в Европе и Северной Америке, а потом и в Азии. Практически везде инновационная восприимчивость шла параллельно (хотя и не одновременно) с политической либерализацией. Менее всего спрос на инновации демонстрировали страны, богатые природными ресурсами [6].
Однако создание нового инновационного типа экономики предполагает не просто преодоление технологического отставания и модернизацию производства, а способность экономики быстро меняться, генерировать новые идеи, продукты, услуги. То есть инновационный подход должен стать нормой во всех сферах, в результате чего появление новых современных продуктов будет формировать совершенно иное качество жизни.
Недостаток стимулов к инновациям у частного бизнеса — одна из основных причин отставания России в области освоения разработок новейших технологий. Именно поэтому российское правительство в последние годы придает большое значение повышению интереса предпринимательских структур к инновационным процессам.
Преобладание в инновационном предпринимательстве крупных хозяйственных структур — это российский опыт (пример тому — не самый успешный проект, по оценкам аналитиков, «Ростехнологии»), обусловленный историческими традициями. Задача же состоит в том, чтобы активизировать малый бизнес. Именно малый инновационный бизнес может стать локомотивом инновационной экономики, как это произошло в западных странах.
При этом, одним из основных регуляторов взаимоотношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, должно выступать гражданское законодательство, в соответствии с которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Инновационное предпринимательство — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау приводит к созданию лучшей продукции и технологии.
Под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация (англ. innovation — нововведение, буквально означает «инвестиция в новацию») — это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
В России понятие об инновации зачастую связывают с венчурными фондами, однако такое одностороннее определение не вполне верно, поскольку выпадает такой важный инструмент, как трансфер технологий, который играет важнейшую роль в инновационном развитии. В переводе с английского (technology transfer) трансфер технологий означает: 1) процесс распространения научно-технических знаний; 2) практическое использование научных знаний, полученных в другой организации; 3) переход от фундаментальных знаний к техническим средствам; 4) приспособление существующей техники к новому использованию. По мнению многих ученых, занимающихся данным направлением, трансфер технологий — это не менее перспективный механизм инновационного развития, чем создание инноваторами собственных стартапов с последующим привлечением венчурных инвестиций.
В начале ХХI в. американский экономист Шумпетер впервые сформулировал в качестве основного условия развития общества конкурентное освоение инноваций. При этом «линейная модель» Шумпетера вкратце сводилась к следующему:
1. изобретательская, инновационная активность по сути своей находится вне экономики, а предприниматели лишь отслеживают появляющиеся открытия и, создавая на их основе изобретения и другие технологические инновации, используют их для получения прибыли;
2. экономическое развитие имеет место через технологические инновации, стараниями предпринимателей вызывающие появление новых продуктов и процессов;
3. инновационный процесс — линейный, начинается с изобретения и заканчивается инновацией, приносящей прибыль [4].
Й. Шумпетер рассматривал нововведения как изменения в технологии и управлении, как новые комбинации использования ресурсов, при этом он подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе. В соответствии с его взглядами предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением.
Сравнивая работу «Теория экономического развития» с более поздними книгами, исследователи взглядов Шумпетера отмечают, что ее центральной темой является фигура предпринимателя, именно он рассматривается как главное звено инновационного процесса. Само по себе изобретение не дает никаких эффектов, необходимо найти коммерческое применение этому изобретению.
Трансфер технологий, то есть передача информации об инновации, имеет место на каждом переходе инновационного цикла от стадии к стадии. Собственно, трансфер необходим объективно, так как в действительности каждая следующая стадия реализуется, как правило, другими людьми и эта передача является неотъемлемой частью инновационного процесса. При сегодняшнем объеме знаний уже невозможно реализовать в одиночку весь этот процесс, который проистекает от фундаментального открытия, проходит прикладную стадию и заканчивается получением прибыли от реализации конечного товарного продукта.
Чтобы технология дошла до потребителя, необходимо участие четырех сторон: разработчика (автора); центра трансфера технологий (ЦТТ), который помогает разработчику придать «товарный вид» его разработке и найти партнеров для коммерциализации технологии; инвестора, заинтересованного в эффективном вложении своих денег и предпринимателя, заинтересованного в повышении качества и снижении себестоимости выпускаемой им продукции, освоении производства новых перспективных видов продукции и получении прибыли.
Правительства многих стран мира пытаются стимулировать инновационное развитие — финансируют науку, создают инфраструктуру инновационного предпринимательства. Два самых успешных примера бурного инновационного развития не являются результатом сознательных усилий государства. Имеются в виду зоны инноваций вокруг Массачусетского технологического института (MIT) и Стэнфордского университета (знаменитая Кремниевая долина). Концентрация инновационной активности объясняется наличием мощных исследовательских центров и рядом субъективных факторов, в силу которых руководство университетов стало уделять повышенное внимание коммерциализации и трансферу технологий.
«Несмотря на то, что идея инновационного развития в последние годы овладела практически всеми ветвями и уровнями государственной власти, следует признать, что в стране отсутствует централизованная сбалансированная инновационная политика», — заявила вице-президент Инновационного центра Восточного автономного округа города Москвы С. Косенкова. Это приводит к тому, что многие мероприятия и программы, осуществляемые органами государственной власти в научно-технической и инновационной сферах, недостаточно эффективны.
Следует отметить, что, несмотря на значительный научный потенциал российской экономики накопленный в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, процессы трансфера технологий в нашей стране протекают с серьезными осложнениями.
Например, Рогова Е.М. выделяет несколько сдерживающих факторов:
— недостаток инвестиционных и финансовых ресурсов;
— слабость законодательной базы;
— отсутствие продуманной политики в отношении сохранения и укрепления кадрового потенциала;
— отличие российской системы учета и отчетности от зарубежных стандартов;
— неразвитость механизмов оценки интеллектуальной собственности и т.п. [3].
Таким образом, для развития инновационного предпринимательства следует обратить пристальное внимание на трансфер технологий, поскольку роль трансфера как сферы развития предпринимательской активности заключается в обеспечении инновационного цикла.


Литература
1. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 589 с.
2. Рогова Е.М. Формирование и реализация механизмов технологического трансфера. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 198 с.
3. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. — СПб.: Экономическая школа, 2004. — 1664 c.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер.с англ. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
5. http://www.forbes.ru/column/46400-innovatsii-eto-problema

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия