| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003 | | ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ | | Черкасов Н. А. главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук
| |
| | Монография Н.Г.Багаутдиновой, Н.Н.Маливанова, Д.С.Новикова, по существу, одно из первых комплексных исследований проблем управления качеством образования в высшей школе России.
Вместе с тем, это исследование выходит за рамки только российских проблем, представляя собой серьезную попытку, в целом вполне удавшуюся авторам, анализа мировых тенденций в развитии современного высшего образования. Коротко они формируются в авторском Заключении как реализация на практике "гуманистически-прагматической идеи и концепции образования на протяжении всей жизни человека" (с. 248).
О комплексном характере рецензируемой работы свидетельствует уже сама ее структура. В 10-ти главах книги достаточно последовательно рассматриваются: во-первых, место высших учебных заведений в системе образования, управление высшим образованием, управление качеством образования в современных условиях; во-вторых, проблемы повышения качества образования в России; в-третьих, особенности управления качеством образования в вузе и на государственном уровне; в-четвертых, проблемы оценки качества и эффективности образования; в-пятых, использование в высшей школе международных образовательных стандартов; в-шестых, значение управления знаниями для фирменного менеджмента; в-седьмых, особенности управления качеством дистанционного образования; в-восьмых, требования к качеству подготовки современных инженеров.
Наибольший интерес, на наш взгляд, представляют следующие разделы книги: 2.5 и 2.6 - применение методов всеобщего управления качеством обучения и совершенствование системы управления качеством обучения и системы управления в высшей школе; 4.2. - зарубежный опыт использования стандартов в системе управления качеством образования; 5.3. - затраты при управлении качеством образования; 7.2 - мониторинг высшего образования, вузов и качества образования на основе стандартов ИСО; 10.1 и 10.2 - качество инженерного образования и механизм подготовки к инженерно-инновационной деятельности.
Правда, эта последняя, 10-я глава была бы более уместна в первой части исследования в связи с возрастанием роли инженерно-инновационной деятельности при переходе к информационной экономике и решением проблем в области изменения структуры высшего образования.
В целом эта монографическая работа будет, без сомнения, полезна и исследователям проблем высшего образования, и преподавателям, и студентам высшей школы. Ее отличают профессиональная постановка вопросов (свидетельствующая о высоком профессионализме авторов исследования), достаточная глубина и точность аналитических оценок, свидетельствующая о глубине знания проблем высшей школы, обобщение интересного и заслуживающего всеобщего внимания опыта по управлению качеством подготовки специалистов в высших учебных заведениях России. | |
|