Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Еременко А. А.
старший преподаватель кафедры экономики
Забайкальского института железнодорожного транспорта — филиала Иркутского государственного университета путей сообщения (г. Чита)


Реализация энергосберегающих проектов с учетом показателей эффективности и качества
В статье рассмотрены проблемы внедрения энергосберегающих мероприятий в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта на основе концепции системы менеджмента качества. Обоснована необходимость формирования энергосберегающих проектов, ориентированных на достижение ключевых показателей эффективности
Ключевые слова: энергосбережение, эффективность, энергосберегающий проект, система качества, процессный подход

Одной из важнейших проблем современного этапа развития мировой экономики является ограниченность мировых запасов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при постоянно растущих темпах их потребления. Затраты на освоение новых месторождений ТЭР постоянно увеличиваются в связи с тем, что они находятся в труднодоступных местах и все глубже в недрах земли. Начиная с 70-х гг. прошлого столетия, когда разразился глобальный топливно-энергетический кризис, ведущие экономически развитые державы обратили свое внимание на возможности, имеющиеся в области сбережения энергии. С этого периода началось активное развитие энергосберегающей деятельности. Практика показала, что вложения в энергосбережение, как минимум, в три раза эффективнее, чем освоение дополнительных ТЭР.
В нашей стране основное внимание проблеме энергосбережения начало уделяться с момента принятия в 1996 г. закона об энергосбережении (1), в котором были заложены организационно-экономические механизмы формирования энергосберегающей политики, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В это время появился такой вид деятельности, как проведение энергетических обследований предприятий с целью разработки их энергетического паспорта и программы внедрения энергосберегающих мероприятий. Возникли организации — энергоаудиторы, занимающиеся этим видом деятельности.
На железнодорожном транспорте была начата серьезная работа по реализации системной энергосберегающей политики. Начиная с 1998 года, была принята и действует до сегодняшнего времени отраслевая программа ресурсосбережения, элементом которой является программа энергосбережения. Была разработана нормативно-правовая база по проведению энергетических обследований всех структурных подразделений. При этом крупные подразделения с потреблением в год свыше 6000 тонн условного топлива (т.у.т.) прошли энергетическое обследование специализированными организациями — энергоаудиторами, более мелкие подразделения прошли процедуру самообследования. Проведение энергетических обследований и составление энергетических паспортов всех объектов было завершено компанией ОАО «Российские железные дороги» к 2005 г. Результатом целенаправленной деятельности компании в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности стало принятие в 2004 году «Энергетической стратегии компании ОАО «РЖД» на период до 2010 года и на перспективу до 2020 г.» (далее по тексту — Стратегия), а также программа по ее реализации (2).
Основное внимание в Стратегии уделяется вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности использования ТЭР на тягу поездов. Это вызвано тем, что в структуре потребления ТЭР тяга поездов занимает примерно 70%. Вместе с тем, в Стратегии отмечается необходимость сбережения ТЭР в стационарной энергетике, к которой относится и теплоэнергетика отрасли, при этом устанавливается конкретная долгосрочная цель — снижение к 2020 г. общего расхода энергетических ресурсов на 30–40%.
Большая актуализация энергосберегающей деятельности произошла после принятия нового закона об энергосбережении в конце 2009 г. (3), в котором появились дополнительные возможности и инвестиционные источники реализации энергосберегающих программ.
Стационарная теплоэнергетика компании ОАО «РЖД» вызывает большой интерес с точки зрения возможности экономии ТЭР в связи со свойственными ей специфическими особенностями:
— объекты железнодорожного транспорта расположены вдоль железнодорожных линий с большой протяженностью на территории всей страны, значительная часть из них в сложных климатических и географических условиях, часто в малонаселенных и труднодоступных местах. Для обеспечения этих объектов теплом на балансе компании ОАО «РЖД» находятся более 6000 отопительных котельных с годовым объемом выработки около 14,0 млн. Гкал тепловой энергии, что составляет примерно 1% от совокупного производства тепловой энергии в стране;
— в компании сохранилась вертикально-интегрированная система управления стационарной теплоэнергетикой. В настоящее время почти все стационарные теплоисточники в стране находятся на балансе отдельных муниципальных образований или предприятий и ведомств, для которых эта деятельность не является профильной;
— в связи с экономическими проблемами и отсутствием единой технической политики на сети железных дорог применяется более 100 модификаций и типов котлов, в том числе низкоэффективные паровозные котлы. Общий износ котельного оборудования и тепловых сетей достигает 80%. Наблюдается дисбаланс по использованию различных видов ТЭР, когда не учитывается сравнительная экономическая эффективность при выборе ТЭР, а также возможность использования местных видов топлива.
Рис. 1. Механизм реализации энергосберегающих мероприятий в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта
Механизм реализации энергосберегающих мероприятий в стационарной теплоэнергетике железнодорожного транспорта представлен на рис.1. Энергетическое обследование стационарных теплоисточников было выполнено по отдельным объектам с разработкой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ориентированной на каждый объект. В результате обобщения, мероприятия были разделены на инновационные быстроокупаемые и на традиционные с периодом окупаемости до 5–7 лет. Первая группа мероприятий попала в отраслевую программу энергосбережения, которую курирует департамент технической политики компании ОАО «РЖД». Вторая группа мероприятий вошла в инвестиционные программы железных дорог с контролем со стороны профильных служб. В инвестиционные программы попали не все мероприятия. Это было вызвано ограниченными собственными источниками финансирования и отсутствием механизмов привлечения заемных средств. В профильных службах за счет текущих расходов ежегодно выполняются работы по капитальному и текущему ремонту оборудования, приборов, тепловых сетей, проводятся малозатратные организационно-технические мероприятия.
С целью оценки результативности внедрения мероприятий по экономии энергии и повышению энергетической эффективности, на примере объектов стационарной теплоэнергетики Забайкальской железной дороги — филиала ОАО «РЖД», были рассмотрены программы внедрения энергосберегающих мероприятий, рекомендованные по итогам энергетических обследований объектов, отраслевая энергосберегающая программа и инвестиционные программы хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения (НГС) за период с 2000 по 2009 гг. с привязкой к такому важному показателю энергетической эффективности как удельный расход ТЭР на выработку единицы тепловой энергии.
Результаты оказались неутешительными. Несмотря на значительные объемы финансирования по всем видам планов и программ энергосбережения в целом по хозяйству НГС удельный расход ТЭР за исследуемый период не изменился и составил на конец периода 0,194 т.у.т. на выработку 1 Гкал тепловой энергии при целевом показателе — 0,160 т.у.т./Гкал. (на 21% выше). Таким образом, получается, что если даже достигается локальное уменьшение потребления ТЭР и повышение энергетической эффективности на каком-либо отдельном объекте, в целом по железной дороге наблюдается ухудшение энергетической эффективности использования ТЭР.
Можно выделить несколько факторов, повлиявших на результаты внедрения мероприятий:
1. При реализации энергосберегающих мероприятий нарушена связь и ориентация на достижение стратегических целей в этой области. Управление осуществлялось несколькими независящими друг от друга службами, имеющими разные цели. Цель службы технической политики — максимально короткие сроки окупаемости мероприятий, дальнейшая их «судьба» службу не интересует. Цель НГС, которая преобразована в настоящее время в Дирекцию тепловодоснабжения (ДТВ) — бесперебойное и безаварийное обеспечение железнодорожных объектов тепловой энергией. Вопросы эффективности использования ТЭР находятся на втором плане. Стратегической цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и тактических задач по ее выполнению фактически никто не имеет. По итогам энергетических обследований энергосберегающие мероприятия направлены локально на каждый объект стационарной теплоэнергетики, при этом нет никакой зависимости с достижением ключевых результативных показателей в целом по хозяйству.
2. Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий учитывается только по экономии ТЭР. Вместе с тем, внедрение мероприятий может приводить к снижению вредных выбросов в окружающую среду, к улучшению условий охраны труда и безопасности работы производственного персонала, к снижению его численности и др.
3. Практически никто не рассматривает возможность привлечения заемных источников финансирования энергосберегающих мероприятий.
4. Слабо организована внутренняя система управления ТЭР и внедрения энергосберегающих мероприятий, что приводит к срыву поставок энергосберегающего оборудования, а также выполнения работ по его монтажу и вводу в эксплуатацию. В процессе эксплуатации нового оборудования производственным персоналом не соблюдаются требования и нормативы по его эксплуатации.
Решением проблемы по реальному снижению потребления ТЭР и повышению энергетической эффективности может стать применение концепции системы менеджмента качества, рассматривающей любую деятельность как целевую функцию по управлению процессом, направленную на достижение стратегических целей и конкретных ключевых показателей (индикаторов) эффективности.
Построение такой системы необходимо начать с определения основных свойств и жизненного цикла единственной продукции (товара) стационарной теплоэнергетики — тепловой энергии с точки зрения потребителей.
Тепловая энергия, как товар, имеет следующие специфические свойства:
1. Потребитель не может «потрогать ее руками», а может оценивать только по желаемому уровню температуры в помещении.
2. Поставка товара осуществляется непрерывно, прекращение его поставки может привести к непоправимым последствиям для потребителя, поэтому принципиальное значение для него имеет надежность и безаварийность работы поставщика тепловой энергии. Нельзя создать запасы и резервы такого товара.
3. Для потребителя важно, по какой цене приобретается тепловая энергия и есть ли возможность снизить ее за счет других поставщиков или самостоятельного отопления помещений.
4. Потребителю важно, чтобы его отопительные приборы не засорялись и не портились преждевременно из-за несоблюдения поставщиком технологических параметров и химического состава теплоносителя.
5. Потребителю важно, чтобы в окружающую среду, особенно в атмосферу, попадало как можно меньше вредных веществ, способных оказать влияние на состояние его здоровья.
Жизненный цикл тепловой энергии заключается в нагреве теплоносителя до определенных параметров за счет сжигания ТЭР, доставке его до потребителя с минимальными потерями теплоносителя и тепла, потреблении тепловой энергии через отопительные приборы потребителем, в результате чего температура теплоносителя снижается, возврат теплоносителя с минимальными потерями в стационарный теплоисточник. Далее процесс начинается заново в непрерывном режиме. Важнейшим элементом жизненного цикла тепловой энергии является процесс преобразования ТЭР в тепловую энергию (рис. 2.).
Рис. 2. Процесс преобразования ТЭР в тепловую энергию
Основная задача поставщика тепловой энергии — максимально эффективно использовать ТЭР, а также ресурсы, используемые в процессе (котельное оборудование, тепловые сети, теплоноситель, человеческие ресурсы и др.). В связи с этим, процесс энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен быть направлен не только на основную цель энергетического обследования — получение экономии ТЭР, но и на повышение эффективности использования всех основных ресурсов, задействованных в этом процессе. И здесь, достаточно жестко регламентированные процедуры типового энергетического обследования уже не подходят.
Построим систему ключевых показателей эффективности энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основании общей модели ключевых показателей эффективности (KPI), являющейся частью системы сбалансированных показателей (ССП) (4).
Концепция KPI исходит из того, что для достижения стратегических целей деятельности компании должны эффективно решаться задачи по четырем основным направлениям:
1. Финансы — достижение максимальных результатов финансовой деятельности.
2. Клиенты — достижение максимального уровня удовлетворенности клиентов.
3. Процессы — достижение максимальной эффективности внутренних бизнес-процессов, в том числе в области обеспечения их качества.
4. Сотрудники — достижение максимального уровня удовлетворенности сотрудников условиями работы и карьерного роста, личная вовлеченность каждого сотрудника в достижении стратегических результатов.
Если подходить к этой модели с точки зрения стратегии, ориентированной на достижение максимального размера энергосбережения и повышения энергетической эффективности как за счет собственных, так и за счет заемных источников финансирования, то к уже указанным выше четырем группам KPI необходимо добавить еще одну группу — инвесторы (рис. 3).
Рис. 3. Система ключевых показателей эффективности
Исходя их основных целей, можно сформировать систему взаимосвязанных ключевых показателей эффективности KPI, которая ляжет в основу формирования программы внедрения энергосберегающих мероприятий и мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов, участвующих в процессе.
Необходимо также учитывать, что отдельные группы показателей являются результатом специфических видов деятельности, регламентированных на законодательном и нормативно-правовом уровне:
1. Целевые показатели по снижению расхода ТЭР и повышения энергетической эффективности определяются в ходе проведения обязательного энергетического обследования (аудита).
2. Целевые показатели по снижению вредных выбросов в окружающую среду определяются в ходе проведения обязательного экологического обследования (аудита).
3. Целевые показатели мероприятий по обеспечению условий охраны и безопасности труда определяются в ходе проведения обязательной аттестации производства и рабочих на определение вредных факторов.
4. Целевые показатели экономической эффективности внедрения мероприятий определяются в ходе разработки технико-экономического обоснования, бизнес-плана или инвестиционного проекта.
Проводимые в разное время отдельно друг от друга эти процедуры могут привести к «распылению» имеющихся инвестиционных ресурсов и снижению общей эффективности их внедрения и, наоборот, проведение этих процедур как единого комплекса мероприятий дает в результате синергетический эффект. Еще одним важным моментом является то, что вышеуказанные обследования проводятся по отдельным объектам, часто расположенным в одном населенном пункте или железнодорожном узле. В связи с этим более обоснованным является рассмотрение вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целом по железнодорожному узлу.
Преимущества совместного проведения процедур и формирования системы взаимосвязанных ключевых показателей эффективности KPI могут быть реализованы с помощью модели внедрения энергосберегающего инвестиционного проекта, которая включает:
1 ЭТАП — Оценка внешних факторов, оказывающих влияние на эффективность работы системы теплоснабжения железнодорожного узла.
2 ЭТАП — Проведение в процессе разработки проекта энергетического обследования, экологического обследования и аттестации производства и рабочих мест по вредным факторам стационарных теплоисточников железнодорожного узла. Как вариант, можно использовать результаты и рекомендованные программы уже проведенных обследований.
3 ЭТАП — Определение ключевых показателей эффективности KPI проекта. Подбор из перечня возможных мероприятий такой комбинации мероприятий, которая позволяет достичь наилучших показателей KPI.
4 ЭТАП — Разработка энергосберегающего инвестиционного проекта железнодорожного узла по форме, удовлетворяющей требованиям международных финансовых организаций, при соблюдении заданных параметров интегральных показателей экономической эффективности инвестиций по проекту, определение оптимального соотношения источников финансирования.
5 ЭТАП — Внедрение энергосберегающего инвестиционного проекта, корректировка отклонений в процессе внедрения проекта, контроль за ходом реализации проекта со стороны заитересованных сторон.
6 ЭТАП — Завершение реализации проекта, оценка фактически полученных результатов по ключевым показателям эффективности KPI и интегральным показателям экономической эффективности проекта, начало стадии текущей эксплуатации системы теплоснабжения железнодорожного узла.
Обязательным требованием к разработчику энергосберегающего инвестиционного проекта должно стать наличие у него сертифицированной системы менеджмента качества, а также допусков на проведение всех видов обследований (или договоров со специализированными организациями). С целью соблюдения системного подхода к реализации всех этапов жизненного цикла проекта его разработчик может выполнять функции энергосервисной компании, которая полностью отвечает за внедрение проекта и достижение ключевых показателей эффективности.


Литература
1. Федеральный закон РФ от 03.04.1996 года №28-ФЗ «Об энергосбережении» // Российская газета. — 1996 — № 68.
2. Котельников А.В. Энергетическая стратегия железных дорог России //Железные дороги мира. — 2005 — № 2.
3. Федеральный закон РФ от 23.11.2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета — 2009 — № 5050.
4. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп-Бизнес, 2010. — 320 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия