Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Чистова Е. Ю.
соискатель кафедры управления финансово-экономической деятельностью и контроля Военного университета Министерства обороны РФ (г. Москва)

Подход к разработке синергетической концепции формирования и регулирования затрат на предприятиях промышленности
В статье рассматривается эффективность управления затратами на промышленных предприятиях. Проводится анализ эффектообразующих факторов с целью определения основных параметров оптимизации управления затратами на предприятиях промышленности. Синергетическую концепцию развития предприятия предложено разрабатывать на основе системного подхода и принципов гармоничного производства
Ключевые слова: управление затратами, затраты, эффективность, синергетика, системный подход, гармоничное производство

Основным методологическим принципом при определении экономической эффективности управления затратами на предприятиях промышленности должен быть принцип системного подхода, реализация которого предопределяет оценку экономического эффекта от деятельности для всех участников процесса оказания услуг по производству продукции с учетом их экономических интересов, а также учет общих затрат на протяжении всего процесса их взаимодействия.
Эффективность отдельных операций должна оцениваться с точки зрения достижения стратегической цели функционирования всей системы и роста общей эффективности. В этой связи задачами адаптации управления затратами на предприятиях промышленности могут быть:
1. Формирование синергетической концепции развития предприятий промышленности на основе системного подхода и принципов гармоничного производства.
2. Выявление самоорганизующих факторов.
3. Формирование системы показателей эффективности управления.
4. Разработка механизма управления затратами.
5. Выявление и мобилизация резервов повышения экономического эффекта.
Рассмотрим существующие точки зрения на возможности повышения эффективности управления затратами на предприятиях промышленности.
Процесс эффектообразования [1] целесообразно рассматривать в целостной совокупности, что предполагает определение общего эффекта с учетом затрат в подсистемах предприятия для всех видов потоковых процессов. Анализ эффектообразующих факторов позволит определить основные слагаемые оптимизации управления затратами на предприятиях промышленности.
Снижение затрат необходимо рассматривать с позиций повышения доходности участников соглашения по обслуживанию, а экономический эффект определяется по результату реализации услуг.
При формировании системы показателей эффективности управления затратами необходимо учитывать следующие требования: актуальность, однозначность интерпретации, точность, ориентированность на получение информации с учетом основных целей системы. В практике финансового анализа используют два основных подхода к определению экономической эффективности хозяйственной деятельности: результативность финансово-хозяйственной деятельности предприятия относительно величины авансируемых ресурсов, либо относительно величины их затрат в процессе производства. Этот подход применим в исследовании при построении системы показателей для количественной оценки экономической эффективности предприятия, характеризующейся совокупностью взаимосвязанных показателей.
Основным финансовым показателем функционирования предприятия является доход от реализации продукции, оказания услуг [2]. Этот показатель учитывает и дает количественную оценку совокупному влиянию различных факторов. Для осуществления производственных операций требуются затраты ресурсов: труд персонала, занятого выполнением производственных; материальные ресурсы на создание запасов на предприятии; часть основных производственных фондов (ОПФ), используемых для производственных операций. Использование перечисленных ресурсов находит свое отражение в показателе затрат. При оценке затрат необходимо учитывать, что эти затраты можно подразделить на две группы:
— затраты, связанные с формированием и перемещением материального потока в сфере предложения услуги;
— затраты, связанные с процессом реализации услуги.
Учет затрат на обслуживание представляет сложность вследствие неприспособленности современных систем бухгалтерского учета к обслуживанию процесса управления потоковыми процессами. В этой связи для учета полных затрат на предприятии целесообразно применять функциональный подход и пользоваться методами управленческого учета.
Дальнейшее исследование будет осуществляться по этапам постановки задач адаптации управления затратами на предприятии, изложенных выше.
Рассмотрим этап формирования синергетической концепции развития предприятия на основе системного подхода и принципов гармоничного производства.
В сферу понятия синергизма входят различные ситуации и обстоятельства. Синергизм, создавая предпосылки для подобных действий, является решающим фактором при принятии решений о целесообразности тех или иных действий. Различные формы синергизма, многообразие ситуаций, в которых возникает возможность создания эффекта и широкий спектр релевантных понятий открывает широкое поле для исследований. Внимание к синергизму как к одной из важных концепций корпоративной стратегии было привлечено работой Ансоффа в 1960-х гг., где он показал, что основанная на использовании выгод синергизма стратегия может рассматриваться как стержень процесса диверсификации, позволяя хозяйствующему субъекту использовать текущие преимущества в новых областях деятельности [3].
В 1990-х гг. особую актуальность приобрел ресурсный подход, в соответствии с которым предприятия представляют собой совокупности материальных и нематериальных ресурсов, включая компетенции, знания и навыки [4]. Г. Хэмел и К. Прахалад в 1990 г. опубликовали статью «Стержневые компетенции корпораций», в которой они утверждали, что успешные корпорации строят свою стратегию на использовании технологических и других компетенций в разнообразных сферах бизнеса [5]. По их мнению, одна из основных обязанностей менеджмента заключается в идентификации и развитии стержневых организационных навыков и ноу-хау, изучение того, каким образом имеющиеся возможности могут быть использованы для производства различных видов конечной продукции.
На протяжении последних сорока лет концепция синергизма оставалась фундаментальной идеей научной и управленческой деятельности. Однако, несмотря на то, что многие ученые утверждают, что синергизм является краеугольным камнем успешной стратегии, многие высокоэффективные компании игнорируют управление синергизмом.
Анализ развития теоретических исследований концепций синергизма и организации производства, прогноз предприятий будущего и тенденций развития социально-экономических и производственно-сбытовых систем позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового подхода к формированию и регулированию затрат на предприятиях, поиска других способов повышения эффективности относительно принятия управленческих решений. Такую возможность может предоставить концепция, основанная на системно-синергетическом подходе, значительный вклад в который внесли И. Пригожин, Т. Кун, Г. Хакен, — на принципах гармоничного производства. Принцип, предложенный А.И. Клевлиным и Н.К. Моисеевой, предусматривает учет следующих постулатов: гармонии производства и окружающей сферы; стабильности и изменений; качества и стоимости элементов и процессов (потоков); основных и обеспечивающих функций; связь между управляющими и управляемыми звеньями; учет человеческих отношений, интересов и стимулов.
В качестве основы концепции приняты базовые теории и прикладные дисциплины: логистика, маркетинг. Цели создания синергетической концепции развития предприятия имеют научное и практическое содержание. Научной целью является развитие теории и методологии управления затратами на предприятиях на макро- и микроуровне применительно к условиям гармонизированного производства. Практическая цель заключается в оценке состояния, диагностике предприятий, анализе проблемных мест и выработке рекомендаций по их разрешению и приближению к способности самоорганизации.
Гармоничное производство — это производство, основанное на соблюдении оптимальных пропорций в использовании факторов производства, логистических и маркетинговых взаимосвязях и солидарной ответственности всех элементов цепочек ценностей за конкурентоспособность продукции при совместном участии партнеров в процессе развития системы в условиях изменяющейся внешней сферы.
В центре национальной экономики, ориентированной на удовлетворение дифференцированных индивидуальных потребностей — потребитель, конкретный единичный клиент. Складом становится транспортный поток от предприятия к предприятию, от поставщика к поставщику; формируется новое понятие хранения товара — на транспортных средствах, во время транспортировки. Скорость оборачиваемости капитала увеличивается многократно. Экономия лишь на содержании складов и создании запасов дает выигрыш тому, кто сможет воспользоваться этим преимуществом.
Приспособление к интересам клиентуры в условиях конкуренции требует от производителей адекватной реакции на условия, а результатом становится повышение качества обслуживания — сокращение времени выполнения заказов и обязательное соблюдение согласованного графика поставок. Таким образом, фактор времени наряду с ценой и качеством продукции определяет успех функционирования предприятия.
Проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения вызывает у производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В результате образовывается сложная система связей между различными субъектами рынка, которая требует модификации существующих моделей организации в сфере снабжения и сбыта.
Возрастает роль человеческого фактора, где одним из важных критериев увеличения эффекта от деятельности, то есть получение прибыли, сокращение затрат является обеспечение командного функционирования и развитие профессионализма. Отсюда вытекает необходимость создания условий для гармоничного взаимодействия людей на всех уровнях управления. Гармоничное производство выступает как перспективная концепция развития предприятий.
По современным представлениям концепций естествознания все, что происходит в мире, — взаимосвязано, гармонично и экономично. Человек, общество своей деятельностью открывает суперсистемы как элементы, которые могут долго выживать вне точного отражения ими экономических и гармоничных преобразований объективного мира. Любая система, в том числе и производственная, по своему определению и существу представляет собой множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образуя определенную целостность. Подобное единство имеет совместную для элементов целенаправленную деятельность.
В случае сбоя устойчивого взаимосвязанного развития могут возникать последствия, приводящие к трансформации продуктивного взаимодействия и потерям. Под устойчивым развитием предприятия в исследовании понимается способность к самосохранению своих структур, адаптируя свою внутреннюю среду к внешним условиям за счет самоорганизации, обеспечивающей минимальные отклонения от вектора равновесия воздействующих сил. При таком подходе к понятию устойчивости производственной системы самоорганизующая эффективность устойчивого ее развития полностью отвечает эффективности Парето: эффективной считается такая форма организации системы, при которой достигается максимальная полезность из существующих решений, технологий и ресурсов. Невозможно увеличить чью-либо долю в получаемом результате, не сократив долю смежных сторон. Максимальная полезность всех участников процесса производства соответствует максимальной возможности каждого из них при исключении нанесения убытков друг другу.
В общем виде все виды затрат и доходов можно изобразить на модели в виде обобщенных потоков: притоки денежных потоков D1 + D11; оттоки денежных потоков D2.
В общем случае эффект логистической деятельности будет равен:
ЭЛ.Д. = (D1 + D11 – D2) f(τ) → max (1)
Производственные системы и процессы, протекающие в них, обладают свойством самоорганизации. В интуитивном понимании это свойство сводится к способности системы менять поведение или структуру в зависимости от окружающей обстановки в направлении, отвечающем интересам этой системы.
В формализованном представлении свойство самоорганизации можно описать следующим образом. Пусть имеется некоторая система А, которая может быть представлена в форме модели сложной системы с дополнительными управляющими входами G = g1, g2,..., gp. Имеется также система Б, модель которой вырабатывает значения управляющих сигналов g1, g2,..., gp в зависимости от значения показателя качества управления системой W (формула (2)):
G = Ψ(W, λ) (2)
где G — множество управляющих входных сигналов, способных корректировать значение качества управления W в зависимости от набора заданных правил λ;
Ψ — функционал, увязывающий заданную зависимость между W и λ.
Наборы правил λ и взаимосвязь их с качеством управления W, формирующие управляющий входной сигнал G, могут быть заданы только экспертами.
Управляющий сигнал G корректирует значение показателя качества управления W, что в свою очередь может привести к изменению параметров системы α1, α2,..., αk в желаемом направлении, где корректировка качества управления может быть также связана и с изменением структуры данной системы, то есть всей совокупности ее атрибутов.
Моделирование самоорганизующихся систем не представляет особых теоретических проблем, если применяется имитационная модель, позволяющая ввести любой набор правил λ1, λ2,..., λˆ , корректирующих качество управления W. Входы, выходы и состояние этой модели (соответственно X, Y и Z) работают в имитационной модели в обычном режиме и описывают объект или процесс. Выходы системы с индексом «g», т.е. Yg, отображают параметры качества управления W. Они поступают в систему Б, где анализируются в соответствии с имеющимся набором правил λ 1, λ 2,..., λˆ , и формируют управляющие сигналы G.
В зависимости от набора правил самоорганизации различают адаптивные, гомеостатические и экстремальные системы.
Адаптивные системы улучшают поведение в зависимости от значений состояния за определенный период времени, т.е. в начале, середине или конце интервала, в течение которого измеряется состояние системы. Примерами адаптивных моделей можно назвать статистические модели Брауна и Хольта, которые, не являясь имитационными моделями, могут применяться в последних при оценке тех или иных параметров или способов формирования правил λ1, λ2,..., λˆ .
Гомеостатические системы характерны тем, что поддерживают свое состояние в заданных границах.
Экстремальные системы поддерживают свое состояние в каком-то экстремальном значении, то есть в минимуме или максимуме.
В условиях неопределенности риск принятия неправильного решения очень высок. Единственный механизм, на который можно в этом случае опереться — использование обратной связи. При использовании обратной связи следует учитывать следующие существенные проблемы:
1. При неправильной оценки времени реакции среды получаем не обратную связь на наше действие, а совокупность результатов других воздействий;
2. Отделение результатов своих и сонаправленных с ними воздействий от других;
3. Определение границ внешней системы, от которых получена данная обратная связь, в возможности и степени обобщения полученных результатов анализа на более широкую область применения.
На основании вышеизложенного анализа можно разработать синергетическую концепцию формирования и регулирования затратами на предприятиях промышленности на основе системного подхода и принципов гармоничного производства.


Литература
1. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. — М.: Наука, 1994.
2. Семенов В., Володина Е. Эффективность логистических систем // Маркетинг. — 2000. — № 2.
3. Ansoff J.H. Implanting Strategic Management Prentice Hall International, 1984. — P. 81.
4. Geneen H, The Synergy Myth. — New York: St, Martins Press 1997+, 1997.
5. Prahalad C.K., Hamel G The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Rewiew. — 1990. — May-June. — P. 79–91.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия