Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Агеев Ш. Р.
доктор экономических наук, профессор,
Председатель Правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан,
член коллегии республиканских министерств
имущественных отношений, торговли и внешнеэкономических связей


БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА
Развитие малого предпринимательства - неотъемлемый элемент промышленной и инновационной политики, необходимый в современной экономике любой хозяйственной системе, в том числе для перетока людских, финансовых и материальных ресурсов в сферы повышенного спроса. Малое предпринимательство способствует оптимизации структуры экономики, обеспечивает формирование среднего класса общества, повышение уровня занятости, увеличение доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, снижение социальной напряженности и достижение политической стабильности.

По данным ООН, в мире малым бизнесом занято свыше 50% населения. В России же общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего продукта пока существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Доля работающих в сфере малого и среднего предпринимательства была в 2000 году по отношению к общей численности занятых в России в 4,5-7 раз ниже, чем в ФРГ, Японии, Великобритании, США. В среднем по России на 1000 человек населения приходится 6 малых предприятий, что в 5-8 раз ниже соответствующего показателя развитых стран. Вклад этих предприятий в ВВП составляет лишь 10-12%.
До тех пор, пока развитие малого и среднего предпринимательства не достигнет сопоставимых с ведущими странами показателей, пока не будет обеспечена "критическая" масса" малых и средних предприятий и должная их доля в основных количественных экономических характеристиках, российская экономика неизбежно будет испытывать трудности и потрясения. Снизится и уровень социальной напряженности.
Малый бизнес в РФ как самостоятельное социально-экономическое явление существует свыше 10 лет и развивается в сложных экономических условиях при нестабильном политическом климате.
В 2001 г. в стране функционировало около 900 тысяч малых предприятий (на протяжении последних пяти лет количество малых предприятий оставалось практически неизменным, ни разу не превысив 900 тыс), число занятых в них составляло 7 млн. человек. С учетом работников, выполняющих работы по договорам, совместителей, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято около 12 млн. человек.
По данным Госкомстата России, на 1 января 2001г. в стране работало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3% меньше, чем в январе 2000 г. На 1 января 2001 г. на территории Республики Татарстан действовало 26,7 тыс. экономически активных малых предприятий. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей) у малых предприятий составила в 2000 г. 40616,6 млн рублей. В Казани в 2000 г. существовало 10617 малых предприятий и 24664 частных предпринимателя. Объем реализации их товаров, работ и услуг за год составил 15,6 млрд рублей (173,3% к уровню 1999 г.).
Малые предприятия в Республике Татарстан по отраслям экономики (в % к общему числу малых предприятий) на 1 января 2001 г. распределялись следующим образом:
- промышленность - 14%;
- сельское хозяйство - 1%;
- транспорт - 2 %;
- связь - 1%;
- строительство - 19%;
- торговля и общественное питание - 39%;
- информационно-вычислительное обслуживание - 1%;
- операции с недвижимым имуществом - 1%;
- общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 7%;
- жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания - 2%
В Казани наиболее активно малое предпринимательство развивается в сфере строительства, торговли и общественного питания. Вместе с тем растет число малых предприятий в сфере промышленного производства, в частности в переработке продуктов химии и нефтехимии.
Отраслевая структура малого бизнеса за последние годы несколько изменилась. В ряде промышленных регионов наметились позитивные сдвиги: доля малых предприятий в реальном секторе экономики растет, но при этом значительно снизилось число малых предприятий в строительстве.
Региональная структура малого предпринимательства в современной России такова: большинство малых предприятий расположено на территории Центрального и Северо-Западного экономических районов (в Москве и Санкт-Петербурге - около одной трети от общего их числа. В этих городах на 1000 человек приходится, соответственно, 21 и 23 малых предприятия).
В настоящее время совместно с ТПП РФ определяются приоритеты отраслевой направленности создаваемых и действующих малых предприятий в различных регионах, в том числе на основе распоряжения Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 476-р "О проведении сплошного статистического обследования малых предприятий в 2001 г".
Наиболее злободневными проблемами для предпринимателей и в данной отрасли являются налогообложение, законодательство, финансирование и бюрократия, вопросы регистрации, лицензирования, сертификации, контроля за деятельностью предприятий, составления отчетности и ведения бухгалтерского учета.
О необходимости их безотлагательного решения говорили участники и первого и второго всероссийских съездов представителей малых предприятий, и их всероссийской конференции в 2000 году.
На вопрос: какие проблемы, прежде всего, необходимо решить для успешного развития малых предприятий при опросах были получены следующие ответы (в скобках даны усредненные результаты опросов, проведенных в предыдущие годы): 89% (85%) - налогообложение; 71% (6%) - совершенствование нормативно-правовой базы; 71% (51%) - упрощение отчетности, бухучета; 58% (64%) - финансово-кредитные вопросы; 47 (33%) - регистрация, лицензирование, сертификация, контроль и т.п.; 37% (26%) - обеспечение безопасности; 37% (23%) - арендные отношения; 26% (20%) - лизинговое обслуживание; 20% (20%) - вопросы кадров, квалификация; 19% (21%) - координация структур поддержки малого бизнеса; 19% (24%) - информационное обеспечение.
На наш взгляд, обоснование путей решения проблем развития малого бизнеса должно быть положено в основу комплексной стратегии реформирования и развития этого важнейшего сектора отечественной экономики.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия