Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (7/8), 2003
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК УГРОЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВ"

27 - 28 ноября 2003 года в г. Минске по инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Совета Министров и Постоянного Комитета Союзного государства, а также Национальной академии наук Беларуси прошла международная конференция на тему "Нелегальная миграция как угроза международной стабильности и безопасности государств". В конференции приняли участие депутаты национальных парламентов и международных парламентских объединений, представители специализированных международных организаций, в том числе системы ООН, сотрудники заинтересованных министерств и ведомств, научных центров и общественных организаций Беларуси и России.
Участники конференции подчеркнули, что произошедшие в последние годы изменения в мировой геополитической обстановке создали условия для возникновения устойчивой тенденции к ежегодному увеличению объемов незаконной миграции. Высокая мобильность населения в различных регионах мира связана и с увеличивающимся разрывом в уровнях жизни, благосостояния, культуры, здравоохранения развитых и развивающихся государств.
Миграция, в зависимости от конкретных обстоятельств, может служить как положительным импульсом для увеличения экономического и научно-технического потенциала отдельных стран, так оказывать и негативное, дестабилизирующее воздействие на социумы.
Нелегальная же миграция как трансграничный процесс приобретает и черты высокоорганизованной, высокодоходной и часто хорошо законспирированной международной преступной деятельности, посягающей на экономическое и социальное благополучие государств, а также их суверенитет. Она - один из факторов, способствующих росту контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний, влекущих за собой усиление напряженности в межгосударственных отношениях и создающих угрозу национальной безопасности государств.
Конференция отметила особую роль Беларуси и России, находящихся на перекрестках массовых миграционных потоков, в отношении ограничения их распространения на территорию других европейских государств. (При этом Беларусь и Россия при решении такой сложной и масштабной задачи опираются только на собственные ресурсы).
Осознавая важность комплексного решения проблемы миграции, участники конференции приняли следующие рекомендации:
- предложить органам законодательной и исполнительной власти, неправительственным организациям, научным центрам активизировать международный диалог по миграционным проблемам для выработки совместной стратегии управления миграционными процессами на территории европейских государств, содействовать активной политике, направленной на преодоление социального неравенства и бедности в целях искоренения основных причин миграции, в том числе путем осуществление программ развития для экономически менее развитых стран и соблюдения основных прав и свобод человека;
- государствам - участникам Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Союзного государства наладить сотрудничество с Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), с существующими и вновь создаваемыми органами Европейского союза для организации борьбы с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью; активно участвовать в программах и планах европейских организаций по борьбе с преступностью, подготовке кадров, в программах оказания технического содействия;
- расширить сотрудничество со странами Европы в сфере трудовой миграции в целях борьбы с незаконной трудовой миграцией, эксплуатацией мигрантов и обеспечения цивилизованного доступа специалистов СНГ, ЕврАзЭС и Союзного государства на рынки труда экономически развитых стран, в том числе через подготовку и подписание единых юридических документов, способствующих созданию правовых основ для взаимовыгодного сотрудничества в области миграции и механизмов общего рынка труда. Коллективные усилия по регулированию легальных миграционных потоков существенно сузят возможности для незаконной миграции;
- активизировать борьбу с торговлей людьми, их незаконной транспортировкой, эксплуатацией мигрантов, особое внимание уделить правовой, социальной и другой защите мигрантов-детей;
-совершенствовать взаимодействие компетентных органов Беларуси и России и европейских институтов в борьбе с незаконной миграцией;
- органам Союзного государства совместно с органами государственной власти и управления Республики Беларусь и Российской Федерации предусмотреть возможность разработки и принятия миграционной программы Союзного государства, направленной на обеспечение согласованной миграционной политики Беларуси и России, а также выработать скоординированные меры по противодействию нелегальной миграции на территории Союзного государства;
- депутатам-участникам конференции инициировать в своих парламентах решения проблем, связанных с миграцией, включая ужесточения мер административного и уголовного воздействия в отношении лиц, содействующих нелегальной миграции, проблем трудовой деятельности мигрантов в стране пребывания, способствовать скорейшему заключению соглашений о реадмиссии (приеме и передачи нелегальных мигрантов) в рамках СНГ;
- государствам-участникам СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства проанализировать выполнение взятых на себя обязательств по пресечению нелегальных миграционных потоков; осуществить систематизацию и кодификацию положений национального законодательства по вопросам миграции и международных договоров (соглашений), заключенных в их рамках, способствовать скорейшей ратификации в национальных парламентах уже подписанных соглашений и договоров, касающихся вопросов миграции.
Участники конференции заявили о необходимости координации действий по формированию единого информационного пространства в сфере трудовой миграции и создания единой информационной базы данных.


И.А.Кубасова, кандидат юридических наук,
Е.В.Лобанова, кандидат юридических наук
(Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия