Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Смирнов В. П.
доцент кафедры национальной экономики Дальневосточного государственного технического университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук


Выявление методологических основ предпринимателЬской деятелЬности
В статье показана роль предпринимательства в переходе к инновационному экономическому развитию. Обоснована необходимость разработки методологии предпринимательской деятельности как учения о структуре, организации, методах и средствах ее осуществления. С позиций системного подхода рассмотрены методологические основы предпринимательской деятельности. Определены содержательные характеристики предпринимательской деятельности, ее принципы, ресурсы, факторы, условия, нормы, функции. Описаны саморегуляция и управление, организационная культура, миссия предпринимательства, логическая, процессная, временная и проектная структуры предпринимательской деятельности
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предпринимательство, структура деятельности

Предпосылками эффективного осуществления любой продуктивной деятельности, в том числе, предпринимательской, являются выявление и учет ее методологических основ. Методологию принято определять как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Учеными разных направлений широко обсуждаются и успешно решаются методологические проблемы науки. Однако понятие методологии, по мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова, не должно ограничиваться научной деятельностью. Методология как совокупность базисных установок распространяется на все виды продуктивной человеческой деятельности — на практическую, учебную, художественную и игровую деятельность [1].
Последнее положение необходимо уточнить. Методология действительно может распространяться на все виды продуктивной человеческой деятельности и быть предпосылкой их эффективного осуществления, но при выполнении трех условий, а именно: эти виды деятельности должны стать предметами осознания, предметами обучения и предметами рационализации. Специальные исследования по методологии учебной, образовательной и игровой деятельности в последние годы активизировались именно потому, что для этого сложились все требуемые условия.
Предпринимательство признается одним из главных стратегических ресурсов и внутренним источником развития национальной экономики. В то же время проблемы методологии предпринимательской деятельности разработаны в недостаточной степени, так как необходимые условия для этого пока еще не созданы. Во-первых, предпринимательская деятельность остается не до конца познанной. В научной среде отсутствует согласие в определении содержания и сущности предпринимательства; до сих пор не разработана теория предпринимательства, хотя необходимость такой теории признается всеми исследователями этого вопроса. Во-вторых, не определено содержание системы обучения предпринимательскому делу. В-третьих, не установлены направления рационализации предпринимательской деятельности. Возникшее противоречие можно разрешить одним возможным способом: одновременно завершать формирование указанных условий и разрабатывать методологию предпринимательской деятельности, учитывая продолжающееся приращение научных знаний и накопление практического опыта в этой сфере.
Согласованное осуществление этих процессов с целью кардинального повышения предпринимательской активности и привлечения капитала в экономику особенно важно в период перехода к инновационному типу экономического развития. В условиях современной России такой переход необходим, но имеет ряд особенностей. Он требует модернизации традиционных секторов национальной экономики и опережающего развития отраслей высоких переделов, превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирования новой экономики (экономики знаний и новых технологий). Он предполагает реализацию взаимоувязанных преобразований по ряду направлений, таких как развитие человеческого потенциала, создание высоко конкурентной институциональной среды, структурную диверсификацию экономики на основе инновационного технологического развития, закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ страны в традиционных сферах, укрепление внешнеэкономических позиций, переход к новой модели пространственного развития [2]. Без полного включения предпринимательского ресурса переход российской экономики к инновационному типу развития представляется невозможным.
Разработку методологии предпринимательской деятельности необходимо предварить уточнением ключевых понятий. Одно из них — это предпринимательская деятельность. С учетом сложившихся подходов к предпринимательству и современных представлений о человеческой деятельности предпринимательской следует считать практическую продуктивную (в отдельных случаях — и репродуктивную) экономическую деятельность, ведущуюся самостоятельно, на свой риск, направленную на получение объективно новых или субъективно новых результатов (инноваций) и на получение предпринимательского дохода [3]. Соответственно, другое ключевое понятие — методология предпринимательской деятельности — может быть определено как учение о структуре, организации, методах и средствах такой экономической активности людей.
Выявление методологических основ предпринимательской деятельности, как и любой другой, означает определение ее основных характеристик, принципов, ресурсов, условий, факторов, норм, функций, а также логической, процессной и временной структуры. Методологические основы общего характера должны быть дополнены специфическими моментами — предпринимательской организационной культурой, миссией предпринимательства, проектной организацией предпринимательской деятельности.
Основные (содержательные) характеристики предпринимательской деятельности включают, во-первых, признаки, присущие любой трудовой деятельности (теоретической и практической, индивидуальной и коллективной), во-вторых, черты или особенности собственно предпринимательской деятельности.
В специальной литературе отмечается, что признаками, присущими любой трудовой деятельности, являются:
— уникальность и непредсказуемость, наличие свободы воли и в то же время предельных возможностей, определяемых наличными ресурсами;
— способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и реагировать на вызовы;
— способность к целеобразованию (в случае продуктивной деятельности), умение вырабатывать различные варианты целеобразования и целевыполнения;
— способность противостоять внешним и внутренним разрушительным тенденциям;
— способность к самоорганизации и саморазвитию [4].
Характерные черты собственно предпринимательской деятельности — это:
— самостоятельность в принятии решений;
— восприимчивость к новому, нацеленность на получение результатов;
— способность к творчеству, к материализации идей;
— склонность к риску, готовность принять его на себя;
— предпочтение быстрого развития и инноваций;
— активность;
— видение возможностей, скрытых от других [5].
В общей теории систем к принципам организации продуктивной деятельности принято относить принципы иерархии, целостности (интегративности, эмерджентности), коммуникативности (открытости), историчности, необходимого разнообразия. Очевидно, что и предпринимательская (преимущественно продуктивная) деятельность должна строиться на применении этих принципов.
В соответствии с принципом иерархии, предпринимательская деятельность должна осуществляться на следующих уровнях: операционном (исполнительском), тактическом (деятельностном) и стратегическом (творческом). Предприниматель должен быть подготовлен к самостоятельному выполнению соответствующих функций или к закреплению этих функций за другими участниками.
Для реализации принципа целостности (интегративности, эмерджентности), характеризующего полноту выполнения предпринимателем своих функций, предприниматель должен располагать знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в новой ситуации, приобретать недостающие знания, ставить цель, определять способы и средства ее достижения, уметь вносить коррективы, добиваться поставленной цели. Профессиональная подготовка предпринимателя должна позволять ему одновременно осуществлять познавательную, преобразовательную (практическую и проектирующую), ценностно-ориентировочную, коммуникативную и эстетическую деятельность.
Принцип коммуникативности (открытости), характеризующий положение предпринимателя в пространстве, означает необходимость его вступления во взаимодействие с другими субъектами. Для этого необходимы знания и умения, позволяющие налаживать деловой и человеческий контакт, формировать партнерские и дружеские отношения с окружающими.
Принцип историчности, характеризующий осуществление предпринимательской деятельности во времени, требует: 1) знания (учета) предшествующего опыта человечества в выбранной и в других сферах деятельности; 2) накопления личного опыта предпринимателя, его систематизации и применения.
Принцип необходимого разнообразия (адекватности), характеризующий состав предпринимательской деятельности, был обоснован У. Р. Эшби [6] применительно к теории систем. Он заключается в следующем: при создании системы для решения какой-либо проблемы, обладающей определенным разнообразием (сложностью), необходимо у создаваемой системы обеспечить еще большее разнообразие. Соответственно, предприниматель должен ставить цели, для достижения которых достаточны уровень квалификации и накопленный опыт участников. Для решения любой проблемы он должен готовить несколько альтернативных вариантов. Компоненты предпринимательской деятельности должны быть взаимозаменяемыми, трансформируемыми, улучшаемыми.
Применение указанных принципов не должно быть разрозненным, случайным. Оно должно носить системный характер.
Предпринимательскую деятельность характеризуют ресурсы (запасы, возможности, источники средств, доходов). К ресурсам относятся: деньги, труд, оборудование, техническая оснастка, материалы, технология, информация, пространство, время. В случае целевого использования ресурсы становятся факторами (существенными обстоятельствами) предпринимательской деятельности, элементами предпринимательского капитала.
Условия предпринимательской деятельности (обстоятельства, от которых она зависит) определяются внешней и внутренней средой. Условия классифицируются по группам. Выделяются мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые и информационные условия осуществления предпринимательской деятельности.
Деятельность предпринимателя регулируют применяемые в обществе правовые и этические нормы, под которыми понимаются узаконенные установления, признанный обязательный порядок чего-либо, правила поведения, а также обычаи делового оборота.
Предпринимательская деятельность всегда осуществляется в рамках определенного типа организационной культуры. Типами организационной культуры принято называть формы организации деятельности. Выделяются четыре исторических типа организационной культуры: традиционный, корпоративно-ремесленный, профессиональный (научный) и проектно-технологический [7]. Типы организационной культуры не просто сменяют друг друга, но в различных сферах деятельности применительно к разным исполнителям или к одному и тому же исполнителю существуют одновременно. В настоящее время на смену профессиональному типу, господствовавшему до середины ХХ века, приходит проектно-технологический тип организационной культуры. Предпринимательская деятельность становится деятельностью по реализации проектов. Выдвигаются положения о формировании особой организационной культуры предпринимательских структур как системы знаний, ценностей, регуляторов, знаков и информационных процессов, способствующих эффективной организации бизнеса в условиях конкурентной борьбы. В ней в качестве составных элементов (подсистем) выделяются культура труда, культура производства и культура управления. Культура труда — это совокупность ценностей по поводу восприятия работниками труда, его места и роли в жизни человека, а также места и роли самого человека в процессе труда. Культура производства — это совокупность ценностей, отражающих уровень развития организационно-технологических процессов. Культура управления — это совокупность механизмов, характеризующих уровень развития процессов управления в предпринимательской структуре [8].
Сущностной чертой предпринимательства является его воздействие на социально-экономическую систему, приводящее к ее качественному изменению. Воздействие предпринимательства на социально-экономическую систему осуществляется через функции предпринимательства — внешние проявления его свойств в соответствующей системе отношений.
Специалисты разграничивают явные функции предпринимательства, совпадающие с его целями и задачами, открыто провозглашенными, и латентные (скрытые) функции, проявляющиеся с течением времени и отличающиеся от декларированных намерений предпринимателя. Среди явных выделяются функции внутреннего порядка и функции внешнего порядка. Латентные функции подразделяются: а) на общие — для малого и крупного предпринимательства; б) на специфические — для отдельных его форм.
Явными функциями внутреннего порядка признаются следующие функции:
— организация производства (оценка экономической ситуации, выработка плана действий, организация управления, контроль);
— взятие на себя риска;
— исполнение властных функций.
Явные функции внешнего порядка подпадают под сформулированное Й. Шумпетером понятие «осуществление новых комбинаций» и включают:
— изготовление нового, еще неизвестного потребителям экономического блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
— внедрение новых технологий, не обязательно основанных на научных открытиях, применение новых способов коммерческого использования товаров;
— освоение нового рынка сбыта;
— получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
— использование новой организации производства и сбыта продукции [9].
Латентными функциями общего характера являются следующие функции:
— оптимальное комбинирование факторов производства;
— обеспечение образования общественного продукта и содействие распределению национального дохода;
— организация деятельности предприятия, общественного производства;
— эффективное и полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на товары и услуги;
— инновационная.
Малому предпринимательству свойственны следующие специфические латентные функции:
— повышенная инновационная активность;
— обеспечение высокой мобильности и гибкости рыночной экономики;
— формирование среды предпринимательства, его духа и этики;
— поддержание и укрепление политической и социальной стабильности в обществе;
— финансовое наполнение доходной части бюджетов местных органов власти.
Крупному предпринимательству присущи следующие специфические латентные функции:
— осуществление реальной хозяйственной власти в стране;
— внешнеэкономическое представительство национальной экономики;
— обеспечение стабильной занятости, профессионального и служебного роста экономически активного населения;
— финансовое наполнение доходной части государственного бюджета страны;
— определяющее воздействие на специализацию национальных экономик и регионов страны;
— обеспечение экономического роста, внешней экономии, мультипликационных эффектов в национальной экономике [10].
По другим классификациям отмечаются экономические функции предпринимательства (несение риска, освоение и реализация нововведений, роль специфического «четвертого» фактора производства), социально-экономическая роль предпринимателя (новые подходы к управлению, новые комбинации ресурсов), феномен хозяйствования (совокупность социальных, психологических, организационных и чисто экономических характеристик). Предлагается различать общеэкономическую, ресурсную, инновационную, социальную и организаторскую функции предпринимательства [11].
С позиций «четырех волн» развития теории предпринимательства выделяются такие функции предпринимательства, как принятие и несение риска, применение новых комбинаций производственных факторов или нововведений, распределение ресурсов в перспективных направлениях, управление как механизм принятия решений на будущее, их организации и выполнения [12].
В литературе формулируется положение об особой миссии предпринимательства в экономике и в обществе. Миссией принято считать основную общую цель какой-либо организации. Миссия организации выражает философию и смысл ее существования, дает представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом. У предпринимательства также имеется своя миссия, разделяющаяся на экономическую и социальную составляющие.
Экономическая миссия предпринимательства определяется следующим образом:
— предпринимательство — это связующее звено между различными предметными секторами рынка, единственная экономическая сила, способная обеспечить стабильное создание индивидуализированных благ и удовлетворение индивидуального спроса, эффективный способ вовлечения личных сбережений в инвестиционный процесс и создания благоприятного делового климата, средство и стимул возрождения национальной науки, образец рыночного поведения;
— развитие предпринимательства — это основа целостности и конкурентоспособности современной экономики;
— предприниматель — это разведчик будущего, инновационный лидер, носитель основ экономической демократии, потенциальный лидер в снижении затрат и повышении производительности труда, лидер в освоении внешних рынков.
Социальную миссию предпринимательства формулируют следующим образом:
— предпринимательство — это способ самореализации предприимчивых, инициативных, готовых к риску людей, обладающих качествами лидера; источник преодоления социального расслоения; фактор укрепления целостности общества; резерв развития территориального самоуправления; единственный способ преодоления «деструктивного» предпринимательства (активности в сфере экономических операций, формально разрешенных, но наносящих вред обществу) и криминального предпринимательства; авангард борьбы с бюрократизмом и коррупцией; основа «среднего класса»;
— предпринимательская этика — это основа нравственности общества в целом;
— предприниматель — это современный представитель «экономического человека» [13].
Атрибутами предпринимательской деятельности, как и любой другой целесообразной человеческой деятельности, являются саморегулирование и управление.
В самом общем виде саморегулирование — это целесообразное функционирование живых систем. При осуществлении предпринимательской деятельности саморегулирование представляет собой замкнутый контур регулирования компонентов предпринимательской деятельности. По этому контуру непрерывно изучаются, уточняются и корректируются: принятая цель предпринимательской деятельности, модель значимых условий деятельности, программа собственных исполнительских действий, система критериев успешности деятельности, информация о реально полученных результатах, оценка соответствия полученных результатов принятым критериям, решение о необходимости и характере коррекций деятельности, осуществление необходимых изменений.
Под управлением понимается функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Управление предпринимательской деятельностью обеспечивает сохранение ее структуры и поддержание требуемого режима, реализацию предпринимательского проекта, достижение поставленной предпринимателем цели.
Предпринимательская деятельность имеет сложное, многоуровневое строение. В ней можно выделить логическую, процессную, временную и проектную структуры.
При рассмотрении логической структуры предпринимательской деятельности используется философское понимание субъекта, объекта, предмета, форм, средств, методов и результата деятельности.
Соответственно, субъект предпринимательской деятельности (индивидуальный или коллективный) — это предприниматель, носитель предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект, организатор и главный исполнитель предпринимательского проекта. Благодаря его активной деятельности тот или иной фрагмент объективной реальности выступает как объект, данный субъекту в формах его деятельности.
Объект предпринимательской деятельности — это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности; это часть объективной реальности, взаимодействующая с субъектом; это целостный производственный процесс. Предмет предпринимательской деятельности — это то, на что направлена деятельность субъекта, то, что является точкой ее приложения; это осуществляемый предпринимательский проект.
Средства предпринимательской деятельности в общем виде такие же, как средства любой деятельности. Их можно классифицировать как материально-технические, информационные, математические, языковые и логические приемы, способы, орудия, приспособления, с помощью которых предприниматель (индивидуальный или коллективный) воздействует на предмет деятельности.
Методы предпринимательской деятельности представляют собой способы достижения целей, решения конкретных задач; совокупности приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В предпринимательской деятельности применяются теоретические и эмпирические методы.
По форме (способу существования содержания) предпринимательскую деятельность можно классифицировать по разным основаниям. По составу участников она может быть индивидуальной и коллективной. В российской экономике индивидуальная предпринимательская деятельность ведется индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Коллективную предпринимательскую деятельность осуществляют коммерческие организации, создаваемые в следующих организационно-правовых формах: хозяйственного товариществ; хозяйственного общества; государственного и муниципального унитарного предприятия; производственного кооператив; некоторые виды некоммерческих организаций. По форме собственности можно разграничить частное, государственное, муниципальное и смешанное предпринимательство. По масштабам деятельности различаются мелкое, среднее и крупное предпринимательство.
В зависимости от сферы деятельности принято выделять виды предпринимательства — производственное, торговое, посредническое, финансовое, консультативное.
По использованию технологий различают две модели деятельности предпринимателя:
— классическую (осуществляемую с целью максимизации прибыли и получения возможно большей отдачи от имеющихся ресурсов на базе сложившихся технологий);
— инновационную (поиск более эффективных технологий переработки ресурсов, а также экономических методов ведения хозяйства в расчете на максимизацию прибыли в будущем).
Классическая модель имеет две модификации:
— рутинно-прагматическую (использование трудно осваиваемых производственных ресурсов);
— потребительскую (более полное, точное и адресное удовлетворение спроса потребителей).
В инновационной модели предпринимательства, на наш взгляд, также можно выделить две модификации: во-первых, деятельность по осуществлению технологических продуктовых и процессных инноваций, во-вторых, деятельность по применению организационно-управленческих инноваций.
Результатом предпринимательской деятельности является мера достижения конкретной цели, реализованный предпринимательский проект, новое экономическое благо, личная выгода, общественная польза, повышение эффективности использования ограниченных экономических ресурсов, расширение производственных возможностей общества.
Во все компоненты логической структуры в той или иной степени включены элементы основных характеристик предпринимательской деятельности.
Более конкретным является процессный уровень рассмотрения предпринимательской деятельности. Под процессом понимается последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. На процессном уровне компонентами структуры выступают потребности, мотив, цель, задачи, технология (формы, методы и средства деятельности), действие, результат, объединяемые в систему содержательными характеристиками предпринимательской деятельности.
Потребности представляют собой нужду в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности являются внутренними побудителями активности, объективно связывают человека с внешней средой. Предприниматель выявляет неудовлетворенные потребности индивидов, социальных групп, общества в целом, формирует новые потребности, обеспечивает их удовлетворение.
Мотивы, или опредмеченные потребности, в результате мотивации (анализа и оценки альтернативных вариантов, выбора и принятия решения) становятся побудителями деятельности индивидуального или коллективного предпринимателя.
Цель любой деятельности представляет собой предвосхищение в мышлении результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Цель предпринимательского проекта — это обусловленный мотивами субъективный образ желаемого результата, достижимого за намеченный период времени. К процессу предпринимательской деятельности подходят и другие введенные в научный оборот определения цели: цель как вариант удовлетворения исходной потребности, выбранный из некоторого множества альтернатив, сформулированных на основе специального знания; цель как конкретное выражение потребности, установленное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы; цель как совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта.
Цель предпринимательской деятельности непосредственно зависит от потребности и является ее прямым следствием. Цель выбирается субъективно на основе конкретного знания предпринимателя; она конкретна, но при этом содержит элемент неопределенности; она является средством оценки будущего результата.
Выбранная цель конкретизируется в комплексе задач. Задачей в предпринимательском проекте является желаемый количественно определенный результат, достижимый за установленный срок.
Для решения каждой задачи определяются соответствующие технологии — формы, методы и средства деятельности. На основе принятых технологий и с учетом состояния окружающей среды выбираются действия, изменяющие состояние объекта и приводящие к желаемому результату. Полученный результат (продукт, работа, услуга) как со стороны предпринимателя, так и со стороны других экономических субъектов подвергается оцениванию на соответствие цели по выбранным критериям.
Еще более конкретизируется содержание предпринимательской деятельности при ее развертывании во времени. Во временной структуре предпринимательской деятельности выделяются фазы, состоящие из стадий, делящихся, в свою очередь, на этапы. На всех фазах, стадиях и этапах проявляются основные характеристики предпринимательской деятельности.
Цикл процесса предпринимательской деятельности составляют три фазы: фаза проектирования, технологическая фаза и рефлексивная фаза (следует отметить, что специалистами в области управления проектами применяется классификация с выделением в цикле осуществления проекта четырех фаз — разработки концепции, разработки проекта, реализации проекта и завершения проекта [14]).
Фаза проектирования делится на четыре стадии: концептуальную, моделирования, конструирования и технологической подготовки. На концептуальной стадии этапами являются: выявление противоречия, постановка проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев. Стадия моделирования включает этапы: построения моделей, оптимизации, выбора (принятия решения). На стадии конструирования выделяются этапы: декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения программ. На стадии технологической подготовки выделение этапов специфично для различных видов предпринимательской деятельности и типов проектируемых систем. В самом общем виде можно выделить этапы подготовки и утверждения документации.
Технологическая фаза делится на стадии формирования условий, организации работ, координации работ, сдачи-приемки продукции или ввода объекта в эксплуатацию. Каждая из этих стадий с учетом специфики сферы деятельности может быть разделена на этапы.
Рефлексивная фаза включает две стадии: а) стадию итоговой оценки (самооценки) объекта предпринимательской деятельности (полученного результата) и б) стадию итоговой оценки (самооценки) субъекта деятельности (предпринимателя). Под рефлексией, или размышлением, самонаблюдением, самопознанием, понимается форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их оснований.
В современных условиях предпринимательская деятельность осуществляется в форме реализации проектов. Под проектом в этом случае понимается ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Предпринимательскому проекту дается ряд определений. Это целостный материальный объект; закономерно обусловленная совокупность функционально взаимодействующих компонентов; множество составляющих единство компонентов и набор связей и взаимодействий этих компонентов друг с другом и с внешней средой; средство решения предпринимательской проблемы. Все эти определения характеризуют предпринимательский проект как систему в ее строго научном понимании: системой признается только такой комплекс избирательно-вовлеченных элементов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимного содействия в получении фокусированного полезного результата [15].
Элементами системы — компонентами предпринимательского проекта — являются неделимые части, обладающие определенными свойствами, однозначно определяющими их в данной системе. Это такие параметры системы, как вход, процесс, выход, управление, ограничения. Эти параметры структурно автономны, функционально специфичны и однородны, интегрированы в другие элементы (подсистемы), в их внутреннюю и внешнюю среду. Связи представляют собой совокупности зависимостей свойств одного компонента от свойств других компонентов предпринимательского проекта. Взаимодействие рассматривается как процесс взаимного влияния отдельных компонентов, проекта в целом и окружающей среды друг на друга. Внешняя среда включает в себя совокупность объектов, не входящих в структуру предпринимательского проекта, но воздействующих на него.
Следующим шагом в исследовании методологических основ предпринимательской деятельности должно быть описание связей и взаимодействий рассмотренных характеристик и компонентов.
Учет выявленных методологических основ, применение полученного методологического знания на практике позволят улучшить организацию предпринимательской деятельности, обеспечат расширение ее масштабов и повышение эффективности.


Литература
1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.
3. Смирнов В. П. Предпринимательская деятельность с позиции методологии: направления разработки методологии предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. — 2010. — № 11 (1). С. 27.
4. Волкова В. Н., Денисов А. А. Основы теории систем и системного анализа. 2-е изд. — СПб.: СПбГТУ, 1999. — 510 с.
5. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. — М.: Экономика, 1993. — 367 с.
6. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. — М.: Мир, 1966. — 420 с.
7. Никитин В. А. Организационные типы современной культуры: Автореф. дис. докт. культурологии. — Тольятти, 1998. — 46 с.
8. Левкин Н. В. Развитие организационной культуры предпринимательских структур в условиях трансформации рыночной модели хозяйства. Автореф. дис. докт. экон. наук. — СПб., 2009. — 42 с.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.
10. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. — 414 с.
11. Матузенко Е. В. Предпринимательская деятельность организаций потребительской кооперации: теория, методология, практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Воронеж, 2009. — 44 с.
12. Предпринимательство в конце ХХ века /А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. — М.: Наука, 1992. — 312 с.
13. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики. — М.: Наука, 2002. — 448 с.
14. Воропаев В. И. Управление проектами в России. — М.: Аланс,1995. — 225 с.
15. Анохин П. К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. — М.: Наука, 1978.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия