Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Тарасова Ю. Г.
аспирант экономического факультета Чувашской государственной сельскохозяйственной академии

Основные направления совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства
В статье разработана стратегия поддержки малого предпринимательства на территории Чувашской Республики; проведено зонирование территории республики с выявлением сильных и слабых сторон; разработаны конкретные мероприятия по становлению и развитию данного сектора экономики для каждой из выделенных зон, обоснована необходимость совершенствования государственной поддержки малого бизнеса
Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, зонирование, территориально-производственный комплекс, стратегия

Одной из ключевых причин низких темпов становления и развития малого предпринимательства на муниципальном уровне является отсутствие понимания органами местного самоуправления того, какие технологии управления в данном секторе экономики следует использовать [1]. Это ведет к разногласиям между государством и бизнесом, что тормозит социально-экономическое развитие территории. Одной из наиболее часто используемых технологий управления малым предпринимательством является местная программа поддержки малого бизнеса. Однако анализ этих программ свидетельствует о том, что в них присутствуют существенные недостатки [2].
Стратегию экономического развития Чувашской Республики можно определить следующим образом — содействие превращению Чувашии в инновационный, конкурентоспособный, процветающий регион, с растущей экономикой, обеспечивающей постоянный рост качества жизни. Стратегия базируется на реализации совокупности взаимоувязанных стратегических целей и задач.
По мнению автора, необходимо выполнить следующую последовательность шагов для разработки стратегии становления и развития малого предпринимательства:
1. Формулирование стратегических целей.
2. Необходимо учитывать различия социально-экономического характера в различных муниципальных образованиях. По мнению автора, необходимо провести зонирование территории Чувашской Республики, позволяющее выявить различия на уровне районов по совокупности признаков.
3. Выявление баланса сильных и слабых сторон выделенных зон. Эта фаза представляет собой SWOT-анализ.
4. Выработка конкретных мероприятий по становлению и развитию данного сектора экономики для каждой из выделенных зон.
В ходе разработки стратегического плана поддержки малого предпринимательства территория Чувашской Республики была поделена на экономические зоны, признаки которых позволяют однозначно отличить их друг от друга. В основу деления были положены следующие критерии: ресурсы (природные, финансовые, административные, людские и т.д.); наличие крупных и средних субъектов экономической деятельности; специализация экономики; потенциальные точки роста и восстановления территории (уникальные производства, дешевые ресурсы, наличие условий для привлечения инвестиций); уровень развития рыночной инфраструктуры; потенциальные потребители производимой продукции; развитость внешнеэкономических связей.
По мнению автора, целесообразно разделить территорию республики на 4 территориально-производственных комплексов (ТПК). Каждая из выделенных зон, охватывает ряд районов, соседствующих друг с другом и имеющих сходство с точки зрения местной организации хозяйственной деятельности и условий жизни людей.
1. Северный ТПК с преимущественной ориентацией на развитие инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций, разработку эффективных инструментов поддержки малого предпринимательства республики. Северная зона состоит из следующих районов: — Ядринский, Моргаушскиц, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский, Аликовский, Красноармейский и Козловский. В этой зоне проживают 68% населения Чувашии, из них доля городского населения составляет 88,6%.
В табл. 1 представлены характеристики Северной зоны

Таблица 1
SWOT-анализ Северной зоны
Сильные стороны:
● Развита транспортная сеть (ж/д, аэропорт, речной порт, дорога федерального значения);
● В Северном ТПК сконцентрирован экономический, производственный, технический, торговый, финансовый и научный капитал;
● Более высокий, по сравнению с другими зонами, платежеспособный спрос населения;
● Наличие бизнес-инкубатора;
● Развитая инфраструктура организаций, содействующих разви-тию МП;
● Есть возможность для подготовки и переподготовки кадров для бизнеса и для инфраструктуры поддержки МП;
● Существуют устойчивые связи с другими регионами и зарубежными странами.
Возможности:
● Стабильная экономическая ситуация в зоне способствует развитию МП;
● Благоприятные условия для развития логистического бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности;
● Существующие взаимоотношения с зарубежными партнерами позволяют развивать взаимовыгодное сотрудничество и привлекать иностранные инвестиции;
● Северный ТПК — место, куда направляются наиболее мобильные и работоспособные кадры со всей республики, следовательно, в зоне наблюдается достаточное количество относительно дешевой рабочей силы для малого бизнеса.
Слабые стороны:
● Усилия отдельных организаций системы поддержки МП не согласованы друг с другом и с действиями властей;
● В государственных и муниципальных органах власти, ответственных за развитие МП, отсутствует активная деятельность в данном направлении;
● Отсутствие профессиональной подготовки ведения бизнеса у самих предпринимателей;
● Ограниченные возможности кредитования по бизнесу;
● Отсутствие у значительной части предпринимателей информации об инфраструктуре поддержки МП (куда обратиться за помощью с конкретным вопросом).
Угрозы:
● Усиление дифференциации местного населения по уровню жизни; падение платежеспособности местного населения;
● Опережающий рост цен по сравнению с заработной платой;
● Бюрократия и коррупция;
● Слабая внешняя и внутренняя инвестиционная активность в северном ТПК, обусловленная в значительной мере отсутствием у потенциальных инвесторов информации о Чувашской Республике;
● Административные барьеры.

Зона имеет развитый в отношении производственной структуры промышленный комплекс в гг. Чебоксары и Новочебоксарске. Здесь сосредоточены основные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые электростанции), самые крупные промышленные предприятия Чувашии (ОАО «Промтрактор», ОАО «Химпром», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» и др.). Сельское хозяйство имеет пригородную специализацию, достаточно мощный перерабатывающий комплекс, развита инфраструктура.
Северный ТПК отличается четко выраженной полярностью в отношении уровня развития малого предпринимательства. С одной стороны, два города (Чебоксары и Новочебоксарск), концентрирующие основной массив малых предприятий республики, являющиеся центром торговли, услуг, производства и рабочей силы, а с другой стороны, сельские районы, в которых малый бизнес практически отсутствует.
Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Северном ТПК [6]:
1. Создание малых предприятий в сфере торговли и услуг для развития рынков товаров и услуг. Это обеспечит нужды текущего потребления населения на местах.
2. Создание институциональной системы поддержки малого предпринимательства.
3. Усиление инновационной направленности малого бизнеса.
4. Поддержка проектов малого предпринимательства, имеющих высокую бюджетную отдачу.
5. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для северной зоны и республики в целом.
Для реализации поставленных задач, по мнению автора, необходимо выполнить следующие мероприятия, направленные на поддержку малого бизнеса в Северном ТПК:

Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса:
1. Развитие транспортно-инфраструктурных условий для обслуживания международных и российских транспортных коридоров, снижения транспортных издержек бизнеса, повышения трудовой мобильности населения. Предпосылкой для развития данного направления является наличие в г. Чебоксары портов и вокзалов для всех видов транспорта, соответствующих потребностям малых предприятий Северной зоны.
2. Создание на территории ТПК бизнес-инкубаторов, технопарков, муниципальных фондов поддержки МП и других элементов поддержки МП.
3. Содействие в поиске партнеров по бизнесу.
4. Создание единого информационного портала в сети Интернет «Малый бизнес Чувашской Республики».
5. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Северном ТПК.
6. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственных за развитие сферы малого предпринимательства.
7. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
8. Стимулирование лизинговых компаний на работу с субъектами МП.
9. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
10. Пониженная ставка арендной платы для начинающих предпринимателей.
11. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
12. Правовая поддержка (защита) со стороны государственных органов.
13. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
14. Предоставление государственных гарантий под эффективные предпринимательские проекты.
15 Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.
2. Центральная зона с преимущественной ориентацией на развитие сельского хозяйства. Зона богата природными ресурсами (глиной кирпичной, известняком, лесом, лекарственными травами, ягодами, грибами), здесь имеются предприятия по их переработке. Центральная зона включает следующие районы: Урмарский, Канашский, Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский. В Центральном ТПК находятся важнейший транспортный центр — г. Канаш с предприятиями машиностроения и металлообработки и пгт Вурнары — с ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов» — инновационным центром разработки и внедрения новых технологий в области агрохимии, что способствует размещению и развитию на территории этой зоны центра логистики и транспортного обслуживания. Табл. 2 отражает характеристики Центральной зоны.

Таблица 2
SWOT-анализ Центральной зоны
Сильные стороны:
● Удобное географическое положение: имеется крупнейший железнодорожный и транспортный узел в г. Канаше;
● Наличие предприятий по переработке продукции сельского хозяйства;
● Наличие богатых природных ресурсов;
● Наличие образовательных учреждений профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей.
Возможности:
● Благоприятные условия для развития малого бизнеса, ориентированного на производство и переработку сель-скохозяйственной продукции;
● Благоприятные условия для развития логистического бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности;
● Развитие современных альтернативных энергоресурсов на основе низкокачественных древесных ресурсов.
Слабые стороны:
● Отсутствие системы логистики
● Неполное использование потенциала Канашского железнодорожного узла;
● Низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства;
● Миграция населения трудоспособного возраста;
● Ограниченные возможности кредитования по бизнесу;
● Отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Угрозы:
● Падение платежеспособности местного населения;
● Высокая конкуренция с товаропроизводителями из других регионов;
● Бюрократия и коррупция;
● Дефицит трудовых ресурсов необходимой квалификации;
● Административные барьеры.

Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Центральном ТПК:
1. Создание малых предприятий, ориентированных на производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
2. Создание институциональной системы поддержки малого предпринимательства.
3. Усиление инновационной направленности малого бизнеса.
4. Сокращение оттока трудовых ресурсов и обеспечение занятости на предприятиях малого бизнеса.
5. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для центральной зоны.
6. Развитие логистического потенциала Канашского транспортного узла.

Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса [5]:
1. Развитие транспортно-инфраструктурных условий для обслуживания российских транспортных коридоров, снижения транспортных издержек бизнеса.
2. Создание на территории ТПК бизнес-инкубаторов и технопарков.
3. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Центральном ТПК.
4. Создание и развитие новых отраслей и технологий.
5. Государственная поддержка проектов, предусматривающих производство видов продукции, ранее не производившихся в Республике.
6. Создание интегрированных учебных заведений, осуществляющих подготовку профессиональных кадров.
7. Создание сельскохозяйственных рынков.
8. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственным за развитие сферы малого предпринимательства.
9. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
10. Стимулирование лизинговых компаний на работу с субъектами МП.
11. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
12. Пониженная ставка арендной платы для начинающих предпринимателей.
13. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
14. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
15. Предоставление государственных гарантий под эффективные предпринимательские проекты.
16. Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.

3. Юго-Восточная зона включает районы: Комсомольский, Яльчикский, Батыревский и Шемуршинский. Это сельскохозяйственная зона с наивысшей кадастровой оценкой земли в Чувашии [4]. Батыревский район — лидер по эффективному использованию сельхозугодий в республике. Объемы переработки незначительны в сравнении с объемами производимой продукции. Зона специализируется на сельскохозяйственном производстве, продуктивность которого выше общереспубликанского уровня. Культивируется коневодство.
Все население района проживает в сельской местности. Район привлекателен для организации выпуска экологически чистой продукции сельского хозяйства.
В табл. 3 отражены характеристики Юго-Восточной зоны.
Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Юго-Восточном ТПК:
1. Государственная поддержка проектов малого предпринимательства, ориентированных на производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
2. Создание малых предприятий в сфере придорожного сервиса.
3. Развитие малого предпринимательства в сельской местности, сфере услуг и трудозатратных областях.
4. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для юго-восточной зоны.

Таблица 3
SWOT-анализ Юго-Восточной зоны
Сильные стороны:
● Наличие дорог федерального и республиканского значения;
● Наличие сырьевых ресурсов (месторождения глины и песка);
● Высокий уровень плодородия земель;
● Благоприятная демографическая ситуация.
Возможности:
● Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
● Развитие рынка современных услуг связи;
● Благоприятные условия для развития малого бизнеса в сфере услуг и трудозатратных производств (швейное и обувное).
Использование природных ресурсов.
Слабые стороны:
● Отдаленность от столицы Чувашской Республики;
● Отсутствие железной дороги;
● Дефицит водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных угодий;
● Отсутствие научных и образовательных центров;
● Низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства;
● Ограниченные возможности кредитования по бизнесу;
● Отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Угрозы:
● Падение платежеспособности местного населения;
● Низкие темпы роста заработной платы;
● Бюрократия и коррупция;
● Дефицит трудовых ресурсов необходимой квалификации;
● Административные барьеры.


Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса:
1. Проведение активной маркетинговой кампании для позиционирования на рынке выращиваемой сельскохозяйственной продукции.
2. Создание бизнес-инкубаторов в каждом муниципальном районе.
3. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Юго-Восточном ТПК.
4. Формирование инвестиционных площадок для размещения объектов придорожного сервиса.
5. Оказание консультационно-правовой поддержке предпринимателей.
6. Создание сельскохозяйственных рынков
7. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственным за развитие сферы малого предпринимательства.
8. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
9. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
10. Пониженная ставка арендной платы для начинающих предпринимателей.
11. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
12. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
13. Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.

4. Юго-Западная зона включает в себя Красночетайский, Шумерлинский, Порецкий и Алатырский районы. Кроме того, на юго-западе расположены гг. Алатырь и Шумерля — крупные машиностроительные центры, с производством электрооборудования, готовых металлических изделий и производством транспортных средств.
Преимуществом данной зоны являются ее разнообразные природные ресурсы (добыча полезных ископаемых), наличие транзитной железнодорожной магистрали, крупных многопрофильных организаций в городах. Ее характеристики представлены в табл. 4.
Основные стратегические задачи поддержки малого предпринимательства в Юго-Западном ТПК:
1. Создание новых инновационных производств.
2. Создание кластера по производству строительных материалов.
3. Развитие малого предпринимательства в сфере производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
4. Создание малых предприятий в сфере туризма.
5. Разработка и внедрение инструментов поддержки малого бизнеса для юго-восточной зоны.

Таблица 4
SWOT-анализ Юго-Западной зоны
Сильные стороны:
● Удобное географическое положение, равноудаленность от гг. Чебоксары, Саранск, Ульяновск;
● Наличие природных ресурсов (залежи глины, известняка, гипса, торфа);
● Близость к важнейшим автомобильным магистралям;
● Развитая сеть учебных заведений, ориентированных на подготовку рабочих кадров.
● Благоприятные условия для отдыха и оздоровления жителей Республики и туристов;
● Большие площади необрабатываемых земель, которые могут быть использованы для организации малых предприятий в сфере сельского хозяйства.
Возможности:
● Производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
● Развитие высокотехнологичных производств;
● Конкурентоспособность выпускаемой продук-ции;
● Создание кластера по производству строительных материалов;
● Развитие туристической зоны, ориентированной на въездной туризм.
Слабые стороны:
● Отдаленность от столицы Чувашской Республики;
● Низкая плотность автомобильных дорог;
● Низкая предпринимательская активность населения;
● Ограниченные возможности кредитования по бизнесу;
● Отсутствие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
● Низкая обеспеченность объектами инженерной инфраструктуры
Угрозы:
● Падение платежеспособности местного населения;
● Демографическая проблема;
● Бюрократия и коррупция;
● Административные барьеры.


Мероприятия органов государственной власти, направленные на поддержку малого бизнеса:
1. Проведение активной маркетинговой кампании для позиционирования на рынке выращиваемой сельскохозяйственной продукции.
2. Создание бизнес-инкубаторов в каждом муниципальном районе и городском округе.
3. Подготовка и издание информационно-справочной литературы по развитию и проблемам МП в Юго-Западном ТПК.
4. Развитие услуг спортивно-охотничьих хозяйств.
5. Оказание консультационно-правовой поддержке предпринимателей.
6. Реконструкция исторической части г. Алатырь.
7. Проведение систематических исследований сферы малого бизнеса с передачей полученных результатов предпринимателям и органам власти, ответственных за развитие сферы малого предпринимательства.
8. Льготное кредитование высокоэффективных инновационных проектов, реализующих государственные интересы.
9. Развитие туризма любителей флористики, рыбного спорта;
10. Создание реестра нежилых помещений, предназначенных для передачи в аренду или продажи субъектам МП.
11. Обучение, подготовка и переподготовка кадров для МП. Вовлечение государственной службы занятости в процесс информирования и обеспечения МП кадрами, необходимой квалификации.
12. Организация выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов МП.
13. Стимулирование банков и страховых компаний к обслуживанию сферы малого бизнеса.
Анализ выделенных зон Чувашской Республики показал, что важнейшее место в экономики региона занимает сельское хозяйство.
В сфере агропромышленного комплекса основными стратегическими целями являются формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения, с активным продвижением товаров и сельскохозяйственного сырья, произведенного в республике, на местный, межрегиональный и зарубежный рынки [3].
Поскольку Чувашия является сельскохозяйственным регионом, по мнению автора, необходимо разработать отдельную программу для развития интеграции научно-технологического потенциала с социально-экономическим развитием сельской местности.
Целями программы являются:
1. Повышение квалификации сельских работников путем предоставления научно-технологической экспертной поддержки фермерам в оздоровлении сельской экономики;
2. Стимулирование предприятий, расположенных в городах сельской местности, к уходу от устаревших способов производства и переходу к современным методам управления и производства;
3. Установление моделей научно-технологически ориентированных предприятий, наиболее полным образом использующих сельскохозяйственные ресурсы;
4. Развитие комплекса технологий и оборудования, подходящего для использования в сельской местности.
Российские ученые отмечают серьезный дисбаланс в действующих формах государственной поддержки АПК, который не в состоянии устранить даже приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Основной акцент при реализации мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей сделан на субсидирование затрат. Проблемам регулирования цен и стабилизации конъюнктуры аграрного рынка уделяется, к сожалению, гораздо меньше внимания.


Литература
1. Анимица Е.Г. Малый бизнес в России — М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика (уч. для вузов). — М.: Дашков и К , 2003.
3. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. — М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика: учеб. для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2007.
5. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: РАГС, 2005.
6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М.: ИНФРА-М, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия