Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Куратова Л. А.
аспирант Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Российской академии наук (г. Сыктывкар)

Социально-экономическое развитие инфраструктуры почтовой связи Республики Коми
В статье рассмотрено социально-экономическое развитие инфраструктуры почтовой связи Республики Коми с момента ее образовании, а также положение мировой почтовой связи на современном этапе, в частности под влиянием финансового кризиса. Поставлен вопрос о возможности создания почтового банка в регионе
Ключевые слова: почтовая связь, финансовый кризис, приватизация, почтовый банк

Инфраструктура сети почтовой связи имеет большое значение для сбалансированного социально-экономического развития инфраструктуры любого региона России, аккумулируя опыт научно-технического и социокультурного развития общества в тот или иной исторический период. В Республике Коми многие аспекты повседневной жизни населения, в частности, экономические и социальные интересы граждан и организаций, отразились в развитии почтовой связи.
Основы российской почты были заложены в самом начале существования Киевской Руси (последняя четверть IX в.), что в дальнейшем сделало почтовую связь одной из главных инфраструктур государства. Регулярная, постоянно действующая государственная почта была учреждена в России в 1665 г. [1, 7].
Однако в Коми письменная корреспонденция приходила с огромным опозданием, так как государственная почта не была способна обслужить всю территорию страны, из-за плохих дорог и недостатка в средствах финансирования. Перевозка почтовой корреспонденции происходила только между городами и почтовыми станциями. Жителям коми приходилось преодолевать десятки километров, чтобы добраться до ближайшей почтовой конторы. В свою очередь, пришедшие в почтовую контору письма, лежали неделями и месяцами, дожидаясь, пока за ними придут.
Согласно сохранившимся документам архивного фонда Усть-Сысольской уездной земской Управы Вологодской губернии, первая почтовая контора в Усть-Сысольске была открыта только в 1830 г. В ней работали 3 почтальона, которые доставляли почту из Великого Устюга, позже — из Яренска, а между почтовыми доставками разносили почту в Усть-Сысольске [2, 8].
После отмены крепостного права в феврале 1861 г. новые органы местного самоуправления — Земские управы, получив в свое ведение обширное хозяйство, с первых шагов своей деятельности ощутили необходимость регулярной почтовой связи внутри уездов. Официальной датой создания земской почты в Коми принято считать 1 февраля 1872 г. Ее организовала для перевозки почты внутри уезда Усть-Сысольская земская управа. Сфера почтовых услуг значительно расширилась. Население могло пересылать простую казенную, простую частную корреспонденцию, а также объявления на посылочную, денежную и страховую корреспонденцию.
С 1918 г. обслуживание почтовой связью населения в уезде перешло в ведение народного комиссариата почт и телеграфов. За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918–1922 гг. почтовое хозяйство всей страны пришло в упадок. Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой — из-за нехватки лошадей не обеспечивал потребности почтовых перевозок.
После окончания Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, стала совершенствоваться система доставки почты. Началом механизации перевозки почты в Коми можно считать 1934 г., когда в распоряжение почты поступило 6 автомашин и уже к 1940 г. в республике насчитывалось 57 почтовых автомашин. В 1935 г. в коми начались первые перевозки почты авиационным транспортом. К 1966–1967 гг. почтовые перевозки осуществлялись уже по 20 авиалиниям, ежедневно происходила отправка почтовой корреспонденции в Москву, Пермь, Свердловск, Ленинград, Архангельск, Киров [3, 10].
В дальнейшем развитие почтовой связи в Республике Коми шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Происходила постоянная модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов — почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.
В начале 1990-х гг., после распада Советского Союза, стали происходить преобразования в социально-экономической сфере страны, что повлекло за собой изменение структуры управления почтовой связи. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль.
Почтовая служба Республики Коми также получила хозяйственную и коммерческую самостоятельность, при этом, уникальная почтовая сеть, охватывающая практически все населенные пункты республики, была сохранена.
В сентябре 2002 г. распоряжением Правительства было образовано Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». В этом же году в Республике Коми было создано Управление федеральной почтовой связи Республики Коми — филиал ФГУП «Почта России».
Количество отделений почтовой связи совместно с электросвязью в Республике Коми росло до 1970-1980 гг. Затем наблюдается снижение количества отделений, за счет тех, которые находились в сельской местности, при этом число городских отделений продолжало расти (рис.1.).
Рис.1. Динамика численности отделений почтовой связи в Республике Коми
Одной из причин, повлиявших на этот процесс, является динамика количества населения Республики Коми — рост городского и сельского населения до 1970 г., и снижение количества сельского населения после 1970 г. (рис. 2).
Рис.2. Динамика численности населения в Республике Коми
С 1994 г. сокращение отделений произошло за счет разделения почтовой связи и электросвязи.
В настоящее время почтовая связь в Республике Коми динамично развивается и продолжает оставаться одной из самых важных составляющих социально-экономической жизни региона, объединяющей жителей самых удаленных и труднодоступных населенных пунктов. В состав Почты России в Республике Коми входят 8 почтамтов, 362 отделения почтовой связи, из которых 280 отделений находятся в сельской местности. В почтовой сфере Республики Коми работают около 3 тыс. человек. Автопарк почтовой отрасли республики насчитывает 176 единиц автотранспорта [4].
Руководство Почты России в республике уделяет пристальное внимание не только расширению перечня услуг и географии их предоставления, но и качеству обслуживания клиентов.
Филиалом Почты России в Республике Коми предоставляется широкий перечень почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения республики осуществляется доставка пенсий и пособий, подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести товары народного потребления. В Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту и т.д.
При этом изменилось соотношение, оказываемых филиалом услуг. Наиболее популярной услугой почты до 1980 г. среди населения республики была отправка письменной корреспонденции, объем которой возрастал. В настоящее время количество письменной корреспонденции снизилось. В 2009 г. население отправило на 30 % меньше письменной корреспонденции, по сравнению с 1980 г.
Рис.3. Динамика количества услуг, предоставляемых почтовой службой Республки Коми
В настоящее время наибольшим спросом у населения пользуются такие услуги, как почтовые переводы денежных средств и выплата пенсий. В 2009 г. рост количества этих услуг составил 36%, по сравнению с 1980 г.
Почта России в Республике Коми несет существенную социальную нагрузку. Для жителей многих районов республики, а в особенности — сельских населенных пунктов, отделения почтовой связи являются единственными пунктами доступа к финансовым и инфокоммуникационным услугам, крайне необходимым в повседневной жизни.
В 2009 г. под влиянием мирового финансового кризиса на всей территории России возникла тенденция падения спроса на ряд услуг Почты России, например, переводов денежных средств, связанных с погашением кредитов. Проблемой 2010 г. также стало снижение тарифа на доставку пенсий до уровня 0,97%, который вызовет для предприятия убыток от этой деятельности на уровне 12 млрд рублей [5].
Мировой финансовый кризис отрицательно повлиял на почтовые службы всего мира. По данным исследования Всемирного почтового союза, внутренние объемы письменной корреспонденции и доходы от нее опрошенных почтовых операторов снизились во 2 квартале 2009 г. на 6–14% по сравнению с тем же периодом 2008 г. [6]. Это привело почтовую отрасль во многих странах к полномасштабному кризису. Например, в 2009 г. доходы USPS (почтовой службы Америки) снизились на 9% (3,8 млрд долларов), по сравнению с 2008 г. Это вынудило руководство американской почтовой службы прекратить доставку письменной корреспонденции по субботам, снизить ежегодные медицинские пособия пенсионерам, также рассматривается закрытие более 3 200 почтовых отделений по стране [7]. В 2009 г. администрация Royal Mail приняла решение о необходимости сокращения персонала компании для снижения стоимости доставляемых ею почтовых посланий на 10%. Это привело к ряду забастовок, росту потери корреспонденции и задержек в ее доставке, и как следствие к потере клиентов. По мнению аналитиков, традиционная модель почты не сможет продолжить свое существование ни в одной стране мира. Регламентированию и реформированию подлежат не только внутренние структуры организации, но и сама их деятельность [8].
Одним из выходов из сложившейся ситуации является акционирование почтовых учреждений, с последующей приватизацией и возможность их самостоятельных действий. Частные почтовые операторы во время кризиса показывают хорошие результаты. Например, Deutsche Post (почта Германии) и Netherlands’ TNT Post (почта Королевства Нидерландов), являющиеся приватизированными почтовыми службами, делают упор на посылки и экспресс-доставку, что позволяет компенсировать убытки от сокращения потока писем.
Финансовые услуги также позволяют почтовым службам более эффективно функционировать во время кризиса. Доходы от финансовых услуг Poste Italiane (почта Италии) и Japan Post (почта Японии) превышают доход от письменной корреспонденции. Во время кризиса почтовые банки во Франции и Швейцарии, имеющие поддержку правительства, давали людям возможность чувствовать себя более безопасно при размещении свои сбережений в почтовом отделении, а не в коммерческом банке.
Одной из перспектив развития почтовой связи в Республике Коми, как составной части ФГУП «Почта России», также может стать акционирование. В концепции реструктуризации организации федеральной почтовой связи, утвержденной Правительством в 2002 г., была заложена возможность реорганизации Почты России в 2010 г. в открытое акционерное общество, со 100% участием государства на первом этапе. Процесс акционирования начался в 2010 г. Почта России в форме ОАО в большей степени, чем сейчас, будет ориентирована на получение дохода, получит больше ресурсов для самостоятельного развития, компании будет проще избавиться от убыточных активов и привлечь средства для развития [5].
Преобразование Почты России в акционерное общество повлияет и на создание почтового банка. Наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ), возглавляемый В.В. Путиным, 17 декабря 2009 г. принял концепцию развития федерального почтового банка. По данной концепции вся территория Российской Федерации должна быть охвачена сетью отделений новой банковской структуры. Для этого будет использована инфраструктура Почты России. Это должно произойти в течение следующих 5 лет.
На данный момент банки сокращают свои филиалы в нерентабельных районах России, для снижения затрат. В республике кредитные организации также не спешат открывать дополнительные офисы, предпочитая работать только в крупных городах. Поэтому многие банковские услуги недоступны жителям отдаленных, труднодоступных населенных пунктов республики. Создание федерального почтового банка позволит на основе современных технологий обеспечить предоставление комплекса финансовых и почтово-банковских услуг населению не только в городах, но и во всех отдаленных районах Республики Коми.
Предполагается, что в сельской местности банковские и почтовые услуги будут осуществляться в одном окне, сотрудники почты одновременно будут сотрудниками банка. В городских почтовых отделениях для обслуживания клиентов будет несколько окон — отдельно банковские и отдельно почтовые.
На первоначальном этапе Почта России будет работать со Связь-Банком, на базе которого создается почтовый банк, и его владельцем ВЭБом на основе системы договоров. Объем инвестиций ВЭБ в создание Федерального почтового банка на базе Связь-банка может составить 100 млрд рублей (3,3 млрд долларов). В апреле 2010 г. из 7 претендентов ВЭБ выбрал заявки 3 претендентов на создание почтового банка на базе Связь-банка и почты: Юникредит банк, Русский стандарт и Номос-банк. Все они разработают финансовую модель почтового банка и представят ее ВЭБу. При выборе потенциальных партнеров по созданию кредитной организации были учтены мнение и опыт работы Почты России с подавшими заявку структурами. Юникредит Банк был выбран благодаря тому, что ранее принимал участие в проекте создания почтового банка в Италии. Банки Русский Стандарт и НОМОС-банк представляют интерес как кредитные организации с широкой розничной сетью [9]. Один из критериев отбора — готовность банка-партнера к финансовому участию в капитале Почтового банка (включая выкуп дополнительных эмиссий акций и поддержание своей доли участия в капитале) в размере от 25 до 50% [11].
Чтобы оперативно реализовать этот замысел, необходимо внести в ряд законов изменения, которые позволят Почте в форме государственного унитарного предприятия принять долевое участие в учреждении данного банка или ускорить решение вопроса об акционировании Почты России [5,10].
В Республике Коми в отделениях почтовой связи на данный момент уже оказываются такие финансовые услуги, как доставка и выплата пенсий и пособий, почтовые переводы денежных средств, прием платежей в пользу третьих лиц, услуги по кредитованию и страхованию населения, обслуживание банковских карт. Кроме того, российскими отделениями почтовой связи накоплен значительный практический опыт взаимодействия на основе агентских договоров с широким кругом банков-контрагентов в части обслуживания вкладов населения, открытия счетов и осуществления операций по ним, операций с ценными бумагами. Но на данный момент эти услуги не предоставляются в почтовых отделениях республики.
Таким образом, почтовая связь Республики Коми является составной и значимой частью российской почты. Одним из главных приоритетов в работе Почты России является удовлетворение спроса населения и организаций на почтовые и финансовые услуги. Разветвленная сеть почтовых отделений, охватывающих все территорию Республики Коми, является практически единственным каналом для предоставления социально значимых услуг широким слоям населения. Развитие республики было бы невозможным без почтовой связи, т.к. она является важнейшим звеном интеграции Республики Коми в социально-экономическое пространство страны. В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, одним из путей социально-экономического развития почтовой отрасли Республики Коми, как составной части российской почтовой отрасли, могут стать процессы акционирования и создания федерального почтового банка. При этом опыт ведущих почтовых служб мира показывает, что расширение спектра финансовых услуг и процесс приватизации положительно сказываются на работе почтового сектора, даже в условиях финансового кризиса.


Литература
1. Козлов В.А., Мурыгина Н.Н. От морзянки до Интернета. Сыктывкар, 2004. С.7.
2. Там же. — С.8.
3. Там же. — С.11.
4. Официальный сайт Почта России. URL: http://www.russianpost.ru (дата обращения: 02. 02. 2010).
5. Старостина Н. Дементьев А. Скорее всего процесс акционирования начнется в этом году // РБК Daily. 2010. № 9. URL: http://www.rbcdaily.ru/2010/03/01/finance/461591 (дата обращения: 01.03. 2010).
6. Faryal Mirza. Rheal LeBlanc. Postal leaders share business secrets // Union Postale. — 2009. — № 4. — С. 18–19.
7. Sort it out. // The Economist. 2009. URL: http://www.economist.com/node/14744974?story_id=14744974 (дата обращения: 31. 10. 2009).
8. Faryal Mirza. Postal leaders deal with world economic crisis // Union Postale. — 2009. — №2. — С.17–19.
9. Старостина Н. Владимир Дмитриев огласил почтовую тройку // РБК Daily. 2010. № 79. URL: http://www.rbcdaily.ru/2010/04/01/finance/468228 (дата обращения: 01.04.2010).
10. Почтовый банк должен заработать в начале 2011 года // Время новостей. — 2010. — №56. URL: http://vremya.ru/2010/56/all/ (дата обращения: 07.04.2010).
11. Олещук Н. Александр Киселев: 280 млн рублей — чистая прибыль в 2009 году // Почта России. — 2010. — № 3. — С. 10-15.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия