Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Рыжкова О. В.
старший преподаватель кафедры маркетинга Института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
Улас Ю. В.
консультант отдела развития и исполнения бюджетных обязательств департамента финансов Администрации города Красноярска

Индустрия туризма Красноярского края: проблемы и пути их преодоления
В статье определены основные причины, сдерживающие развитие туризма в Красноярском крае. Дана характеристика состояния организационных и правовых механизмов, а также факторов, влияющих на развитие туристической сферы. Предложены возможные пути дальнейшего развития туризма с целью обеспечения его конкурентоспособности, как на региональном уровне, так и на уровне муниципальных образований
Ключевые слова: индустрия туризма, туристический потенциал, внутренний туристический поток, социально-экономическое положение, маркетинг территории

Туризм оказывает огромное воздействие на целый ряд отраслей, таких как торговля, общественное питание, связь, транспорт, строительство, производство товаров народного потребления и др., являясь катализатором социально-экономического развития целых регионов. Играя значительную роль в экономике, туризм помогает успешно решать проблемы, прежде всего с занятостью населения. При этом следует учесть, что каждое рабочее место в туристической отрасли приводит к созданию в среднем 1,5 рабочего места в смежных отраслях.
Развитие туристической отрасли в субъектах РФ необходимо рассматривать в качестве одного из направлений стабилизации социально-экономического положения, повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований на региональном уровне, снижения уровня безработицы, увеличения денежных поступлений в местный бюджет, а следовательно, и повышения качества жизни населения.
Наличие в Красноярском крае богатого природно-ресурсного потенциала и культурно-исторического наследия являются одними из конкурентных преимуществ социально-экономического развития территории. Не меньшее значение для края имеет ресурс свободных территорий, экологически чистых, не подверженных природным катаклизмам, благоприятных для рекреационных занятий и туристической деятельности.
В настоящее время в Красноярском крае действуют 111 туристических компаний, 20 из которых занимаются въездным туризмом. Несмотря на ежегодный въездной туристический поток (около 589 тыс. человек) и внутренний туристический поток (около 670 тыс. человек), в 2009 г. услугами туристических компаний воспользовались всего 64,3 тыс. человек. Массовые туристические маршруты сосредоточены в центральном и южном районах края, а к наиболее популярным турам можно отнести:
● отдых вблизи водных объектов — Красноярское водохранилище, р. Мана, озера Шарыповского района, озера Ширинской группы;
● экскурсионные программы по городам и населенным пунктам края — Красноярск, Дивногорск, Минусинск, Шушенское;
● экологические и спортивные туры с посещением фан-парка «Бобровый Лог», заповедников «Столбы» и «Шушенский Бор», природного парка «Ергаки»;
● посещение этнографического музыкального фестиваля «Саянское Кольцо»;
● этнографический автобусный тур «Саянское Кольцо» (маршрут проходит по южным территориям края с заездом в Хакасию и Тыву).
● посещение соревнований по дрэг-рэйсингу «Дрэг-Битва» для автолюбителей.
Одними из наиболее популярных направлений в крае являются следующие виды туризма: лечебно-оздоровительный, рекреационный, экстремальный, экскурсионный, водный, спортивный, детский и молодежный, охотничий и рыболовный.
Очевидным является и то, что, несмотря на разнообразие направлений в области туризма, туристический потенциал Красноярского края используется далеко не в полной мере. В среднем за год край посещают около полумиллиона человек. Учитывая существующий природно-рекреационный потенциал, это довольно низкий показатель. Причиной тому служит ряд факторов, препятствующих полноценному развитию туристической отрасли на региональном уровне, а также отсутствие оперативной системы ее управления как единого комплекса. Причины, сдерживающие развитие туризма в Красноярском крае можно разделить на две группы (рис.1).
Рис. 1. Причины, сдерживающие развитие туристической индустрии в Красноярском крае

Во-первых, это нынешнее состояние законодательной и налоговой базы в сфере туризма, а также отсутствие проработанной туристической стратегии как программного документа на краевом и местном уровнях, которые пока не регулируют ни развитие отрасли в целом, ни отдельные виды туризма. В отличие от Красноярского краевого законодательства, правовое регулирование туристической деятельности активно развивается в других субъектах Российской Федерации. Кроме Федерального Закона от 24.11.1996 г. №132 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», в 48 субъектах Российской Федерации существуют специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма. Наряду с законами в трех субъектах Российской Федерации действуют концепции развития туризма (санаторно-курортного, туристического комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма.
Отправной точкой для становления туризма как отрасли в Красноярском крае является концепция его развития на 2004–2010 гг., разработанная Управлением внешних связей еще в 2004 г., включающая такие разделы, как создание нормативно-правовой базы, организацию управления и планирования в туризме, рекламно-информационное и кадровое обеспечение. Также здесь выделены наиболее перспективные города с точки зрения развития туризма и определены основные инвестиционные проекты. А в настоящее время готовится к принятию закон «О туристической деятельности в Красноярском крае».
Во-вторых, это отсутствие опыта у муниципальных образований в продвижении территории на региональный и российский рынок туристических услуг. И действительно, туристический рынок края характеризуется полным отсутствием информации о туристическом потенциале муниципальных образований. Даже на краевом уровне отсутствует разработанный туристический Интернет-портал, предоставляющий полную и необходимую информацию о туристических ресурсах края. Продвижением местных туристических продуктов занимаются только частные туристические компании путем создания сайтов в сети Интернет. Одним из ярких примеров является сайт компании «Саянское кольцо», с помощью которого осуществляется продвижение туристических ресурсов Сибири, как на русском, так и на английском языках. Также о достопримечательностях многих районов можно услышать лишь редкие отзывы людей, побывавших там в качестве «диких туристов», и посмотреть фотографии, размещенные ими же на Интернет-ресурсах и охватывающие лишь отдельные моменты их отдыха. На основании таких данных ни у кого даже не возникает вопроса о маркетинге территорий как туристско-рекреационных центров. А отсутствие действия есть отсутствие интересов у потенциальных инвесторов. Поэтому главной задачей в формировании благоприятного имиджа территории края как туристического центра является повышение информированности местного населения, потенциальных клиентов, инвесторов, туристических компаний о возможностях как туристического рынка края в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях.
В-третьих, в последнее время теряется координация деятельности субъектов туристической отрасли, выражающаяся в разрозненности усилий по развитию внутреннего туризма, нежелании внедрения механизмов экономической кооперации и управления. Несмотря на то, что туристическая отрасль охватывает в основном частный сектор, государство играет важную роль в стимулировании этой отрасли. Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Государственная поддержка необходима всем участникам туристического рынка. Одним из видов поддержки является разработка системы налоговых льгот. Так, по российскому законодательству стоимость предоставления туристических и экскурсионных услуг облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 18%. От налогообложения освобождаются лишь услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций, а также организаций отдыха, в том числе отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории России. Кроме того, данной льготой не имеют возможности воспользоваться туристические компании, так как они непосредственно не участвуют в предоставлении услуг, то есть являются посредниками. Но при соблюдении условий, соответствующим ст. ст. 346.12, 346.13 НК РФ, они могут быть освобождены от ведения бухгалтерского учета в полном объеме, то есть от общей системы налогообложения, переводом на упрощенную систему (УСНО). При этом, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%, согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Во многих регионах туроператорам, предоставляющим услуги в области внутреннего туризма, установлена льготная ставка единого налога при применении УСН. Например, в Вологодской области ставка налога составляет 5% (Закон Вологодской области от 27.02.2009 № 1960-ОЗ), а в Челябинской области — 10% (Закон Челябинской области от 30.04.2009 № 418-ЗО). Закон Красноярского края от 08.07.2010 № 10-4832 о пониженной ставке единого налога не включает услуги по организации туристической деятельности.
Кроме того, местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу в виде полного или частичного освобождения на определенный срок. Так, например, в Московском округе учреждения туризма освобождаются от уплаты земельного налога независимо от источника финансирования, в Северо-Кавказском округе данную преференцию имеют санаторно-курортные и оздоровительные учреждения отдыха, находящиеся в государственной, муниципальной и профсоюзной собственности. На территории Красноярского края решений об освобождении от уплаты земельного налога объектов туристической деятельности не принималось.
В-четвертых, наблюдается недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма. Известно, что нередко задействованными в сфере туризма оказываются люди, не имеющие специального отраслевого образования, не имеющие навыков и умений. В настоящее время в Красноярском крае основную подготовку специалистов в области туризма широкого профиля осуществляет Восточно-Сибирский институт туризма. К сожалению, свой образовательный процесс институт реализует только в Красноярске, дополнительных филиалов, которые могли бы располагаться в непосредственной близости от сельских поселений, нет, а между тем основной туристический потенциал края находится именно в муниципальных образованиях. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов в своем докладе «О социально-экономическом развитии региона на 2011 год и ближайшую перспективу» выделил в качестве одного из приоритетных направлений развития образовательной системы дистанционное обучение, с помощью которого можно создать условия для нормального преподавания детям, проживающим в сельской глубинке. Поэтому развитие туристической отрасли должно рассматриваться в качестве одного из направлений стабилизации социально-экономического положения путем снижения уровня безработицы и повышения квалификационного уровня трудоспособного населения.
В-пятых, современное состояние индустрии туризма указывает на недостаточный уровень ее развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Сдерживающими факторами являются слабое развитие, неудовлетворительное состояние или полное отсутствие:
● инженерной инфраструктуры (коммунальных услуг, средств связи, очистных сооружений);
● транспортной инфраструктуры (невысокое качество дорожной сети, низкий уровень обеспеченности территорий края автомобильными дорогами с асфальтобетонным покрытием, низкая комфортность транспортных услуг, малое количество пассажирских автотранспортных средств, отсутствие экскурсионного транспорта, удаленность уникальных объектов туристического показа от основных транспортных узлов);
● существующих средств размещения (износ материальной базы, низкое сервисное обслуживание, несоответствие международным стандартам);
● сети объектов торговли, общественного питания и развлечений;
● объектов туристического показа (памятников истории, культуры, архитектуры).
Таким образом, существующее состояние индустрии туризма не позволяет в полной мере круглогодично использовать рекреационный потенциал территории края. Следует отметить важность комплексного развития туристической инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристического показа и др.). При размещении вновь возводимых туристических комплексов необходимо учитывать как параметры туристического спроса по видам туризма, так и характер туристического предложения — наличие ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью. Не стоит забывать и о соотношении цены и качества, предлагаемых на краевом рынке туристических услуг. Цены на местный турпродукт достаточно высокие, при этом до европейского сервиса обслуживания, уровня комфорта, предлагаемых на местных базах отдыха еще очень далеко. Эта проблема в первую очередь негативно отражается на желании местных туристов посещать туристические комплексы, расположенные на территории края. Что касается иностранных туристов, то, конечно же, они едут за сибирской экзотикой, но при выходе с маршрута их также начинают интересовать гостиничный сервис и удобства.
Таковы основные проблемы, сдерживающие развитие туризма в Красноярском крае. Комплексное их решение может быть достигнуто путем:
— принятия на территории края закона о туристической деятельности и сопутствующих нормативно-правовых актов, охватывающих каждый элемент взаимоотношений всех сторон туристического рынка края, регулирующих отдельные вопросы обеспечения государственной поддержки развития туристского комплекса края, создания благоприятных инвестиционных условий, содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма и т.д.;
— создания комплексной стратегии развития туризма Красноярского края, включающей стратегии развития туристической отрасли отдельных МО, наиболее привлекательных для развития туризма;
— разработки концепции маркетинга территории края, как региона, привлекательного для развития внутреннего и въездного туризма, в том числе создание информационного туристического портала в сети Интернет;
— установления на территории края особых преференций как для компаний, непосредственно занимающихся туристической деятельностью, так и для потенциальных инвесторов в виде гарантий на предоставление более коротких сроков для оформления документов на землю и на строительство новой инфраструктуры туризма, а также в виде льгот по налогу на имущество, НДС, единому налогу по УСН, лизинговым сделкам и условиям кредитования;
— обновления существующей и строительства новой инфраструктуры туризма, в том числе и за счет привлечения средств частных инвесторов для осуществления смешанного финансирования приоритетных проектов;
— содействия кадровому обеспечению туристической деятельности, в том числе внедрения системы дистанционного образования для обучения населения, проживающего в труднодоступных и отдаленных территориях края;
— поддержки и развития научных исследований в сфере туристической индустрии;
— создания условий для совершенствования государственной статистики по вопросам туризма в силу практически полного отсутствия информации об эффективности его развития на территории края;
— выделения в органах местного самоуправления муниципальных образований края, привлекательных для развития туризма, новой должности, отвечающей за анализ развития туристической отрасли на конкретной территории.
По нашему мнению, для достижения синергетического эффекта от всех вышеперечисленных мероприятий необходимо создание сети туристско-рекреационных кластеров на территориях, привлекательных для развития туристической отрасли, объединяющих под единым брендом представителей туристических фирм, банковской системы, Восточно-Сибирского института туризма, страховых компаний, администрации края и иных заинтересованных лиц. Основополагающим звеном в этой цепочке может стать создаваемый кластер, объединяющий собой три региона — Тыву, Красноярский край и Хакасию. Звеньями же станут кластеры, созданные на территориях муниципальных образований края, привлекательных для развития туристической отрасли, и ответственные за разработку и создание конкретного конкурентоспособного туристического продукта на определенной территории. Данные кластеры станут точками роста муниципальных образований региона за счет повышения эффективности работы входящих в него предприятий и организаций и стимулирования развития новых туристических направлений.
Конечно, кластерная сеть — это не панацея от всех проблем, и эффективность использования кластерного подхода напрямую зависит от готовности краевых и районных властей выстраивать плодотворное взаимодействие со всеми участниками и заинтересованными лицами. Если такая готовность отсутствует, то любые разработки и исследования в сфере туризма могут так и остаться на бумаге.


Литература
1. Овчаров А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы — М.: Инфра — М, 2009.
2. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли — Ростов н/Д: МарТ, Феникс, 2010.
3. Мельникова Ю.А. Особенности применения УСНО в туристической отрасли // Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение — 2009. — № 9.
4. Авдеев В. Турфирма — страховой брокер // Аудит и налогообложение — 2010. — № 7.
5. Федеральный закон об основах туристической деятельности в РФ от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ.
6. Суслова Ю.А. Туризм и отдых внутри страны: вопросы налогообложения // Бухгалтерский учет — 2010. — № 9.
7. Трунова Н. Проблемные зоны использования кластерного подхода в России // Бюджет — 2009 — № 2.
8. Официальный портал Красноярского края: инвестиционный паспорт, http://www.krskstate.ru/econom/invest/investpasport/0/prog/94

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия