| | Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Сафронова Л. М. старший преподаватель кафедры финансов и кредита экономического факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь),
cоискатель кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье раскрыта специфика экономики и инвестиционный потенциал промышленности Приднестровья, причины, сдерживающие иностранных инвесторов. Показано состояние нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов. Обоснована необходимость притока иностранных инвестиций в экономику региона и позиционирования положительного имиджа самоопределившихся государств для принятия инвесторами решений о вложении капиталов в ту или иную хозяйственную систему | Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, промышленный потенциал, экспортная квота, импортная квота, приватизация, открытость экономики, фактор риска | Современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций, которые существенно корректируют экономический потенциал стран их приема и происхождения и одновременно в обход защитных таможенных барьеров распространяют международную конкуренцию в национальные хозяйства. В большинстве случаев страны, занимающие лидирующие позиции по привлечению прямых инвестиций, имеют и высокие показатели экономического роста.
Приднестровская Молдавская Республика де-юре не признанное, но уже практически 20 лет де-факто существующее государство, расположенное в Юго-Восточной Европе и занимающее узкую полосу вдоль реки Днестр. Площадь республики составляет 4163 км2. Население на 1.04.09 составляет 527,5 тысяч человек.
За годы независимости в республике построена собственная кредитно-денежная система, соответствующая общепринятым критериям мирового сообщества, одним из которых является национальная денежная единица. Приднестровский рубль был введен в обращение в августе 1994 года, он выступает гарантом экономической самостоятельности нашего государства и успешно обслуживает экономические отношения внутри республики. Центральный банк Приднестровской Молдавской Республики, как и центральные банки других государств, осуществляет эмиссию денег, проводит собственную денежно-кредитную политику, выступает органом валютного контроля и выполняет другие функции, реализуемые с учетом потребностей и реально складывающейся макроэкономической ситуации1.
В апреле 2008 г. в Киеве состоялась международная конференция «Современные вызовы правам и свободам человека», в которой приняли участие правозащитники из 43 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Выступая на конференции, Уполномоченный по правам человека в Приднестровье Василий Калько осветил проблемы бедности и трудовой миграции в условиях неопределенного международного статуса ПМР и отметил, что за 18 лет Приднестровье доказало свою государственную состоятельность. При этом в республике сложились совершенно иные, чем в соседней Молдове, исторические ценности и геополитические предпочтения. «Однако непризнанный статус создает для страны множество экономических трудностей, ограничивает возможность для привлечения в экономику внешних финансовых инвестиций, не позволяет республике быть включенной в международные проекты развития»2.
Независимо от формального статуса, народ Приднестровья однозначно самоопределился в сторону теснейшего союза с Россией, что подтверждено референдумом 2006 года, на котором абсолютное большинство населения проголосовало за вхождение в состав России. Несмотря на три государственных языка, в Приднестровье наиболее распространено общение по-русски. Система образования и законодательная база максимально приближены к российским стандартам.
Привлечение иностранного капитала в приднестровский регион необходимо, так как кроме экономических блокад 2001–2002 гг. со стороны Молдовы, 2006 г. — со стороны Молдовы и Украины, препятствующих осуществлению экспорта продукции приднестровских товаропроизводителей, а также импорту сырья в республику, Приднестровье пережило и невиданную засуху 2007 г., и наводнение 2008 г. Сказались на экономике и глобальные финансовые проблемы — мировой финансовый кризис. Приднестровье испытывает недостаток в собственных средствах для финансирования капитальных вложений в основные фонды, для структурной перестройки и модернизации экономики, для повышения эффективности производства и выпуска конкурентоспособной продукции.
Приднестровье располагает мощным промышленным потенциалом. В состав промышленного комплекса входят следующие отрасли: электроэнергетика; черная металлургия; легкая промышленность; машиностроение и металлообработка; производство строительных материалов; электротехническая, химическая, деревообрабатывающая, мебельная, полиграфическая, стекольная промышленность.
Аграрно-промышленное производство в Приднестровье носит многоотраслевой характер с хорошо развитыми плодоовощеконсервной, зернопродуктовой и мясомолочной отраслями. Составной частью агропромышленного комплекса республики являются промышленные предприятия, которые перерабатывают сельскохозяйственную продукцию и производят необходимые для населения продукты питания. Особое место занимает винодельческая отрасль, в частности коньячное производство. Многие виды продукции, выпускаемые в республике, ориентированы на экспорт. Они широко известны за рубежом и получили сертификаты, подтверждающие их соответствие качеству мировых стандартов.
Специфика экономики Приднестровья состоит в том, что на территории имеются крупные высокотехнологичные предприятия (в прошлом — союзного значения). Более 90% производимой этими предприятиями продукции реализуется на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья. При этом собственная сырьевая база для деятельности предприятий (за исключением пищевой промышленности) в регионе отсутствует. Практически все комплектующие, сырье и материалы поступают извне. В результате объем внешнеторгового оборота в 1,5–2 раза превышает объем собственного ВВП3.
Платежный баланс страны является одним из основных индикаторов в системе макроэкономического анализа и прогнозирования социально-экономического развития любого государства. Для достижения стабильности валютного курса и денежного обращения необходимо равновесие платежного баланса. Поэтому данная задача входит в число главных целей экономической политики государства (наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей).
Анализируя состояние платежного баланса ПМР можно сделать вывод, что дефицит счета текущих операций имеет устойчивую тенденцию к росту, за 2008 г. увеличился в 2 раза и достиг 650,5 млн долл., а в 2009 г. дефицит составил 517 млн долл.
Анализ динамики составляющих первого счета платежного баланса свидетельствует об усилении зависимости текущих и в целом платежных операций экономических агентов республики от внешнеторговой конъюнктуры.
Еще одним показателем, характеризующим неустойчивость платежного баланса ПМР, является отношение дефицита текущего счета к ВВП, причем данный показатель значительно превышает свое пороговое значение (4–5%). В 2006 г. суммарная величина отрицательного сальдо составила 26% объема валового внутреннего продукта, в 2007 г. этот показатель увеличился до 40,6%, в 2008 г. суммарная величина отрицательного сальдо приблизилась к объему ВВП, составив 65% его величины, а в 2009 г. — 53,8%.
Дефицит внешнеторгового оборота (превышение импорта товаров над экспортом) в 2007 г. вырос на 27,9% по отношению к 2006 г., в 2008 г. — на 76,4% по отношению к 2007 г. В 2009 г. следует отметить снижение дефицита внешнеторгового оборота на 25,1%.
Экспорт продукции является одним из основных факторов экономического роста для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Для таких небольших регионов как Приднестровье, обладающих малой емкостью внутреннего рынка, за счет экспорта реализуется избыток продукции и обеспечивается получение иностранной валюты, используемой для развития внутренней экономики.
Объем экспорта приднестровских экономических агентов в 2007 г. увеличился на 72,2% и составил 727 млн долл., в 2008 г. экспорт увеличился на 27,8% и составил 928,9 млн долл., что более чем в 2,5 раза ниже темпов, зафиксированных в 2007 г. Большая часть итогового прироста была обеспечена стабильным наращиванием товарных потоков, когда мировые цены на основные статьи приднестровского экспорта достигали своих максимумов, и продукция пользовалась активным спросом зарубежных партнеров. Экспорт товаров в 2009 г. сократился практически в 2 раза, что связано с негативным влиянием мирового экономического кризиса на основные внешние рынки сбыта экспортной продукции предприятий республики и, как следствие, сокращением их производственно-хозяйственной деятельности.
Большая часть экспорта товаров была направлена в страны СНГ, на их долю пришлось около 55% совокупного экспорта. Наиболее крупными и постоянными партнерами являются экономические агенты из России, Молдовы, Украины. Спрос на приднестровскую продукцию со стороны государств дальнего зарубежья составляет порядка 45% совокупного показателя. Наиболее крупными потребителями являются экономические агенты из стран Европейского союза, ведущими рынками сбыта являются Румыния, Италия, Польша и Германия4.
В структуре экспорта 60% всех товарных продаж составляют черные металлы и изделия из них; 10% — строительные материалы, 21% — продукция предприятий легкой промышленности; 4,5% — электроэнергия. Таким образом, экспорт ПМР имеет ярко выраженный моноструктурный характер — в нем доминирует продукция черной металлургии. Такая высокая зависимость экономики страны от одного вида продукта создает угрозу для устойчивого развития производства и экспорта в случае неблагоприятных условий хозяйствования.
Экономика Приднестровья существенно зависит от импорта продукции.
Динамика совокупного объема импортированной продукции в 2008 году превзошла показатели 2007 в 1,5 раза и составила 1642,6 млн долл. США (1131,6 млн долл. США — в 2007 г.). В 2009 г. наблюдается значительное снижение импорта (1111,9 млн долл. США), что в основном связано с сокращением внутреннего спроса на товары сырьевого и промышленного назначения в связи с общим спадом производства.
Основными импортерами товаров являлись страны СНГ, объем поставок из которых на конец анализируемого периода увеличился на 47,4%. Основными партнерами являются экономические агенты России, сумма закупленных у них товаров увеличилась на 47%. Импорт из Украины вырос на 4%, объем поставок из Казахстана увеличился в 2,3 раза, из Молдовы в 1,9 раза. Из стран дальнего зарубежья наиболее крупными поставщиками являются контрагенты из США, объем закупок у которых увеличился на 32%. Потоки товаров из Китая возросли в 2,3 раза, их удельный вес составил 2,5%.
Объем продукции, ввезенной из Европейского союза, увеличился на 28,3% и составил более 50% всего импорта из дальнего зарубежья. Важными торговыми партнерами в данной географической группе остаются Германия, Италия и Польша5.
Основными статьями импортируемых товаров являются: минеральное топливо (бензин, дизтопливо, сжиженный газ, масла), сырье для металлургической и легкой промышленности, машины и оборудование, мясная продукция.
Особое место во внешнеэкономических связях занимает РФ, которая на протяжении всего периода после распада СССР оставалась и остаётся основным внешнеэкономическим партнёром ПМР. Она сохраняет ведущие позиции по многим товарным группам в экспортно-импортных операциях. В первую очередь, это касается поставок энергоносителей в Приднестровье. Поставки природного газа из России имеют кардинальное значение для развития республики, определяя её международную инвестиционную позицию, себестоимость и ценовую конкурентоспособность значительной части приднестровских товаров на внешних рынках, бытовые и жилищные условия населения.
География торговых отношений Приднестровья достаточно широкая. Большое количество стран — торговых партнеров свидетельствует о высокой степени интеграции экономики Приднестровья в международное распределение труда и, в первую очередь, об открытости экономики.
Рассмотрим факторы, которые сдерживают приток инвестиций в экономику ПМР.
К объективным факторам следует отнести социально-политическую нестабильность, высокую инфляцию, значительный уровень преступности, низкую покупательную способность населения, отток национального капитала за границу, слабость экономических и финансовых институтов, а также отсутствие общего рынка стран СНГ со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы без проблем таможенного урегулирования. Наличие внешних и внутренних политических рисков создает настрой неопределенности у инвесторов в выборе момента и объектов инвестиций. Все это предопределяет незначительные потоки иностранных инвестиций.
Основной формой осуществления иностранного инвестирования в Приднестровье является проведение приватизации. Вложение ПИИ через покупку или приватизацию происходит чаще, чем создание новых предприятий, и относится к числу наиболее распространенных и действенных форм иностранного инвестирования.
Приднестровье приступило к реформированию отношений собственности значительно позже других постсоветских республик. С целью ограничения возможных ошибок и отрицательных последствий приватизации, а также достижения максимального экономического эффекта были тщательно изучены варианты массовой приватизации государственного имущества, примененные в других странах СНГ. В результате анализа были разработаны собственный механизм приватизации и соответствующая ему нормативная база, коренным образом отличающаяся от аналогичных механизмов, реализованных на постсоветском пространстве6.
Особенность приватизации в Приднестровье состояла в том, что для этих целей не осуществлялась эмиссия соответствующих ценных бумаг (ваучеров, чеков, бонов) и не создавались инвестиционные фонды.
Приобретение собственности проводилось исключительно на возмездной основе. Приватизация стратегических предприятий осуществлялась по индивидуальным проектам, с обязательным выполнением ряда условий. Среди них можно выделить: сохранение профиля приватизированных предприятий; осуществление инвестиций на модернизацию, техническое перевооружение и ремонт предприятий; сохранение и увеличение численности персонала; обеспечение гарантированных рынков сырья (комплектующих) и рынков сбыта продукции; погашение кредиторской задолженности (в первую очередь, по заработной плате и в бюджеты). Средства, поступающие от приватизации государственной собственности, направляются в республиканский бюджет. Около 50% объектов госсобственности приобретены инвесторами из ближнего и дальнего зарубежья. На сегодняшний день в 61 приватизированном акционерном обществе иностранными акционерами-инвесторами являются 35 юридических лиц, владеющих акциями на сумму более 300 млн долл. США; 182 физических лица, владеющих акциями на сумму около 70 млн долл. США7. Доля предприятий с участием иностранного капитала за период с 2002 г. по 2008 г. увеличилась с 29,3 до 70,0%, частных предприятий — с 1,1 до 26,3%8.
Основными источниками права в области инвестиционных отношений в Приднестровье являются Законы «Об инвестициях» и «Об иностранных инвестициях», определяющие правовые и экономические условия, порядок осуществления инвестиционной деятельности и направленные на создание условий по привлечению инвесторов в целях развития экономики республики. Существуют также и другие законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, налогообложение, разгосударствление и приватизацию, тарифно-ценовую политику. Так, например, Законом «О налоге на доходы организаций» предусмотрены существенные льготы иностранным инвесторам. Величина льгот взаимоувязана с долей доходов от реализации продукции собственного производства и объемами фактически внесенных инвестиций в уставный фонд организации. Предприятия с иностранными инвестициями, у которых более 50% выручки образуется от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, имеют право в течение 5 лет после декларирования первой прибыли на понижение ставки налога на доходы в следующих размерах:
● на 10% — при сумме инвестиций от 10 до 150 тыс. долл.;
● на 30% — при сумме инвестиций от 150 до 400 тыс. долл.;
● на 50% — при сумме инвестиций от 400 до 500 тыс. долл.;
● на 70% — при сумме инвестиций свыше 500 тыс. долл.
Закон ПМР «О таможенном тарифе» предусматривает преференции по освобождению от пошлины оборудования, транспортных средств, комплектного оборудования и других средств производства, ввозимых на таможенную территорию ПМР для технического перевооружения и модернизации производства по договору финансовой аренды (финансового лизинга), сырья, оборудования, материалов, входящих в комплект поставки соответствующего оборудования, комплектующих изделий, ввозимых на таможенную территорию ПМР субъектами инновационной деятельности для реализации инновационного проекта в соответствии с законодательными актами об инновационной деятельности.
Предприятия, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет не менее 30%, имеют право беспошлинно импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства и экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства.
Иностранные инвестиции пользуются государственной защитой и гарантиями со стороны государства. Статьями №№ 32–36 Закона «Об иностранных инвестициях» предусматриваются гарантии для иностранных инвестиций, в соответствии с которыми иностранные инвестиции не могут быть реквизированы, национализированы, конфискованы или подвергнуты другим аналогичным мерам изъятия принудительного характера. Исключение составляют обстоятельства, не терпящие отлагательства, а также случаи угрозы для экономической и национальной безопасности государства, с предоставлением справедливой компенсации. Законом предусмотрены гарантии при принудительной приостановке и прекращению деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Следует отметить, что правовая база ПМР ориентируется преимущественно на правовую базу Российской Федерации и международные нормативно-правовые документы и доступна для всех потенциальных пользователей. При изменении внешней среды бизнеса, правовая база корректируется и адаптируется в соответствии с реально существующей ситуацией на рынке.
Одной из важнейших задач по улучшению инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности является сближение норм регулирования экономической деятельности с мировыми стандартами. Для решения этой задачи в Приднестровье осуществляется реформирование бухгалтерского учета и приведение его в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.
С целью последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Приднестровья, в ПМР создан Консультативный совет по вопросам инвестиционной деятельности представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционные вложения на территории республики.
Для решения задач по улучшению инвестиционной деятельности, в начале июня 2009 г. в Приднестровье проведен первый инвестиционный форум. Основная цель проведения форума состояла в возможности представить экономический потенциал республики иностранным инвесторам, презентовать перспективные возможности вложения денежных средств в развитие отраслей народного хозяйства Приднестровья, содействовать эффективному диалогу между зарубежными, приднестровскими инвесторами и авторами проектов, а также для преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Необходимо учесть, что имидж государства и инвестиционная привлекательность зависят и от успешного позиционирования государств с отложенным политическим статусом через СМИ9. Это во многом зависит не только от количества государств, поддерживающих ту или иную спорную территорию, но и от их непосредственного участия в развитии этих регионов, и, в первую очередь, через инвестиционную деятельность. |
| |
|
|