Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Сафронова Л. М.
старший преподаватель кафедры финансов и кредита экономического факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь),
cоискатель кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета


Инвестиционные возможности Приднестровья для интеграции в мировые инвестиционные процессы
В статье раскрыта специфика экономики и инвестиционный потенциал промышленности Приднестровья, причины, сдерживающие иностранных инвесторов. Показано состояние нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность иностранных инвесторов. Обоснована необходимость притока иностранных инвестиций в экономику региона и позиционирования положительного имиджа самоопределившихся государств для принятия инвесторами решений о вложении капиталов в ту или иную хозяйственную систему
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, промышленный потенциал, экспортная квота, импортная квота, приватизация, открытость экономики, фактор риска

Современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций, которые существенно корректируют экономический потенциал стран их приема и происхождения и одновременно в обход защитных таможенных барьеров распространяют международную конкуренцию в национальные хозяйства. В большинстве случаев страны, занимающие лидирующие позиции по привлечению прямых инвестиций, имеют и высокие показатели экономического роста.
Приднестровская Молдавская Республика де-юре не признанное, но уже практически 20 лет де-факто существующее государство, расположенное в Юго-Восточной Европе и занимающее узкую полосу вдоль реки Днестр. Площадь республики составляет 4163 км2. Население на 1.04.09 составляет 527,5 тысяч человек.
За годы независимости в республике построена собственная кредитно-денежная система, соответствующая общепринятым критериям мирового сообщества, одним из которых является национальная денежная единица. Приднестровский рубль был введен в обращение в августе 1994 года, он выступает гарантом экономической самостоятельности нашего государства и успешно обслуживает экономические отношения внутри республики. Центральный банк Приднестровской Молдавской Республики, как и центральные банки других государств, осуществляет эмиссию денег, проводит собственную денежно-кредитную политику, выступает органом валютного контроля и выполняет другие функции, реализуемые с учетом потребностей и реально складывающейся макроэкономической ситуации1.
В апреле 2008 г. в Киеве состоялась международная конференция «Современные вызовы правам и свободам человека», в которой приняли участие правозащитники из 43 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Выступая на конференции, Уполномоченный по правам человека в Приднестровье Василий Калько осветил проблемы бедности и трудовой миграции в условиях неопределенного международного статуса ПМР и отметил, что за 18 лет Приднестровье доказало свою государственную состоятельность. При этом в республике сложились совершенно иные, чем в соседней Молдове, исторические ценности и геополитические предпочтения. «Однако непризнанный статус создает для страны множество экономических трудностей, ограничивает возможность для привлечения в экономику внешних финансовых инвестиций, не позволяет республике быть включенной в международные проекты развития»2.
Независимо от формального статуса, народ Приднестровья однозначно самоопределился в сторону теснейшего союза с Россией, что подтверждено референдумом 2006 года, на котором абсолютное большинство населения проголосовало за вхождение в состав России. Несмотря на три государственных языка, в Приднестровье наиболее распространено общение по-русски. Система образования и законодательная база максимально приближены к российским стандартам.
Привлечение иностранного капитала в приднестровский регион необходимо, так как кроме экономических блокад 2001–2002 гг. со стороны Молдовы, 2006 г. — со стороны Молдовы и Украины, препятствующих осуществлению экспорта продукции приднестровских товаропроизводителей, а также импорту сырья в республику, Приднестровье пережило и невиданную засуху 2007 г., и наводнение 2008 г. Сказались на экономике и глобальные финансовые проблемы — мировой финансовый кризис. Приднестровье испытывает недостаток в собственных средствах для финансирования капитальных вложений в основные фонды, для структурной перестройки и модернизации экономики, для повышения эффективности производства и выпуска конкурентоспособной продукции.
Приднестровье располагает мощным промышленным потенциалом. В состав промышленного комплекса входят следующие отрасли: электроэнергетика; черная металлургия; легкая промышленность; машиностроение и металлообработка; производство строительных материалов; электротехническая, химическая, деревообрабатывающая, мебельная, полиграфическая, стекольная промышленность.
Аграрно-промышленное производство в Приднестровье носит многоотраслевой характер с хорошо развитыми плодоовощеконсервной, зернопродуктовой и мясомолочной отраслями. Составной частью агропромышленного комплекса республики являются промышленные предприятия, которые перерабатывают сельскохозяйственную продукцию и производят необходимые для населения продукты питания. Особое место занимает винодельческая отрасль, в частности коньячное производство. Многие виды продукции, выпускаемые в республике, ориентированы на экспорт. Они широко известны за рубежом и получили сертификаты, подтверждающие их соответствие качеству мировых стандартов.
Специфика экономики Приднестровья состоит в том, что на территории имеются крупные высокотехнологичные предприятия (в прошлом — союзного значения). Более 90% производимой этими предприятиями продукции реализуется на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья. При этом собственная сырьевая база для деятельности предприятий (за исключением пищевой промышленности) в регионе отсутствует. Практически все комплектующие, сырье и материалы поступают извне. В результате объем внешнеторгового оборота в 1,5–2 раза превышает объем собственного ВВП3.
Платежный баланс страны является одним из основных индикаторов в системе макроэкономического анализа и прогнозирования социально-экономического развития любого государства. Для достижения стабильности валютного курса и денежного обращения необходимо равновесие платежного баланса. Поэтому данная задача входит в число главных целей экономической политики государства (наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей).
Анализируя состояние платежного баланса ПМР можно сделать вывод, что дефицит счета текущих операций имеет устойчивую тенденцию к росту, за 2008 г. увеличился в 2 раза и достиг 650,5 млн долл., а в 2009 г. дефицит составил 517 млн долл.
Анализ динамики составляющих первого счета платежного баланса свидетельствует об усилении зависимости текущих и в целом платежных операций экономических агентов республики от внешнеторговой конъюнктуры.
Еще одним показателем, характеризующим неустойчивость платежного баланса ПМР, является отношение дефицита текущего счета к ВВП, причем данный показатель значительно превышает свое пороговое значение (4–5%). В 2006 г. суммарная величина отрицательного сальдо составила 26% объема валового внутреннего продукта, в 2007 г. этот показатель увеличился до 40,6%, в 2008 г. суммарная величина отрицательного сальдо приблизилась к объему ВВП, составив 65% его величины, а в 2009 г. — 53,8%.
Дефицит внешнеторгового оборота (превышение импорта товаров над экспортом) в 2007 г. вырос на 27,9% по отношению к 2006 г., в 2008 г. — на 76,4% по отношению к 2007 г. В 2009 г. следует отметить снижение дефицита внешнеторгового оборота на 25,1%.
Экспорт продукции является одним из основных факторов экономического роста для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Для таких небольших регионов как Приднестровье, обладающих малой емкостью внутреннего рынка, за счет экспорта реализуется избыток продукции и обеспечивается получение иностранной валюты, используемой для развития внутренней экономики.
Объем экспорта приднестровских экономических агентов в 2007 г. увеличился на 72,2% и составил 727 млн долл., в 2008 г. экспорт увеличился на 27,8% и составил 928,9 млн долл., что более чем в 2,5 раза ниже темпов, зафиксированных в 2007 г. Большая часть итогового прироста была обеспечена стабильным наращиванием товарных потоков, когда мировые цены на основные статьи приднестровского экспорта достигали своих максимумов, и продукция пользовалась активным спросом зарубежных партнеров. Экспорт товаров в 2009 г. сократился практически в 2 раза, что связано с негативным влиянием мирового экономического кризиса на основные внешние рынки сбыта экспортной продукции предприятий республики и, как следствие, сокращением их производственно-хозяйственной деятельности.
Большая часть экспорта товаров была направлена в страны СНГ, на их долю пришлось около 55% совокупного экспорта. Наиболее крупными и постоянными партнерами являются экономические агенты из России, Молдовы, Украины. Спрос на приднестровскую продукцию со стороны государств дальнего зарубежья составляет порядка 45% совокупного показателя. Наиболее крупными потребителями являются экономические агенты из стран Европейского союза, ведущими рынками сбыта являются Румыния, Италия, Польша и Германия4.
В структуре экспорта 60% всех товарных продаж составляют черные металлы и изделия из них; 10% — строительные материалы, 21% — продукция предприятий легкой промышленности; 4,5% — электроэнергия. Таким образом, экспорт ПМР имеет ярко выраженный моноструктурный характер — в нем доминирует продукция черной металлургии. Такая высокая зависимость экономики страны от одного вида продукта создает угрозу для устойчивого развития производства и экспорта в случае неблагоприятных условий хозяйствования.
Экономика Приднестровья существенно зависит от импорта продукции.
Динамика совокупного объема импортированной продукции в 2008 году превзошла показатели 2007 в 1,5 раза и составила 1642,6 млн долл. США (1131,6 млн долл. США — в 2007 г.). В 2009 г. наблюдается значительное снижение импорта (1111,9 млн долл. США), что в основном связано с сокращением внутреннего спроса на товары сырьевого и промышленного назначения в связи с общим спадом производства.
Основными импортерами товаров являлись страны СНГ, объем поставок из которых на конец анализируемого периода увеличился на 47,4%. Основными партнерами являются экономические агенты России, сумма закупленных у них товаров увеличилась на 47%. Импорт из Украины вырос на 4%, объем поставок из Казахстана увеличился в 2,3 раза, из Молдовы в 1,9 раза. Из стран дальнего зарубежья наиболее крупными поставщиками являются контрагенты из США, объем закупок у которых увеличился на 32%. Потоки товаров из Китая возросли в 2,3 раза, их удельный вес составил 2,5%.
Объем продукции, ввезенной из Европейского союза, увеличился на 28,3% и составил более 50% всего импорта из дальнего зарубежья. Важными торговыми партнерами в данной географической группе остаются Германия, Италия и Польша5.
Основными статьями импортируемых товаров являются: минеральное топливо (бензин, дизтопливо, сжиженный газ, масла), сырье для металлургической и легкой промышленности, машины и оборудование, мясная продукция.
Особое место во внешнеэкономических связях занимает РФ, которая на протяжении всего периода после распада СССР оставалась и остаётся основным внешнеэкономическим партнёром ПМР. Она сохраняет ведущие позиции по многим товарным группам в экспортно-импортных операциях. В первую очередь, это касается поставок энергоносителей в Приднестровье. Поставки природного газа из России имеют кардинальное значение для развития республики, определяя её международную инвестиционную позицию, себестоимость и ценовую конкурентоспособность значительной части приднестровских товаров на внешних рынках, бытовые и жилищные условия населения.
География торговых отношений Приднестровья достаточно широкая. Большое количество стран — торговых партнеров свидетельствует о высокой степени интеграции экономики Приднестровья в международное распределение труда и, в первую очередь, об открытости экономики.
Рассмотрим факторы, которые сдерживают приток инвестиций в экономику ПМР.
К объективным факторам следует отнести социально-политическую нестабильность, высокую инфляцию, значительный уровень преступности, низкую покупательную способность населения, отток национального капитала за границу, слабость экономических и финансовых институтов, а также отсутствие общего рынка стран СНГ со свободным перемещением капитала, товаров и рабочей силы без проблем таможенного урегулирования. Наличие внешних и внутренних политических рисков создает настрой неопределенности у инвесторов в выборе момента и объектов инвестиций. Все это предопределяет незначительные потоки иностранных инвестиций.
Основной формой осуществления иностранного инвестирования в Приднестровье является проведение приватизации. Вложение ПИИ через покупку или приватизацию происходит чаще, чем создание новых предприятий, и относится к числу наиболее распространенных и действенных форм иностранного инвестирования.
Приднестровье приступило к реформированию отношений собственности значительно позже других постсоветских республик. С целью ограничения возможных ошибок и отрицательных последствий приватизации, а также достижения максимального экономического эффекта были тщательно изучены варианты массовой приватизации государственного имущества, примененные в других странах СНГ. В результате анализа были разработаны собственный механизм приватизации и соответствующая ему нормативная база, коренным образом отличающаяся от аналогичных механизмов, реализованных на постсоветском пространстве6.
Особенность приватизации в Приднестровье состояла в том, что для этих целей не осуществлялась эмиссия соответствующих ценных бумаг (ваучеров, чеков, бонов) и не создавались инвестиционные фонды.
Приобретение собственности проводилось исключительно на возмездной основе. Приватизация стратегических предприятий осуществлялась по индивидуальным проектам, с обязательным выполнением ряда условий. Среди них можно выделить: сохранение профиля приватизированных предприятий; осуществление инвестиций на модернизацию, техническое перевооружение и ремонт предприятий; сохранение и увеличение численности персонала; обеспечение гарантированных рынков сырья (комплектующих) и рынков сбыта продукции; погашение кредиторской задолженности (в первую очередь, по заработной плате и в бюджеты). Средства, поступающие от приватизации государственной собственности, направляются в республиканский бюджет. Около 50% объектов госсобственности приобретены инвесторами из ближнего и дальнего зарубежья. На сегодняшний день в 61 приватизированном акционерном обществе иностранными акционерами-инвесторами являются 35 юридических лиц, владеющих акциями на сумму более 300 млн долл. США; 182 физических лица, владеющих акциями на сумму около 70 млн долл. США7. Доля предприятий с участием иностранного капитала за период с 2002 г. по 2008 г. увеличилась с 29,3 до 70,0%, частных предприятий — с 1,1 до 26,3%8.
Основными источниками права в области инвестиционных отношений в Приднестровье являются Законы «Об инвестициях» и «Об иностранных инвестициях», определяющие правовые и экономические условия, порядок осуществления инвестиционной деятельности и направленные на создание условий по привлечению инвесторов в целях развития экономики республики. Существуют также и другие законодательные и нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, валютные отношения, налогообложение, разгосударствление и приватизацию, тарифно-ценовую политику. Так, например, Законом «О налоге на доходы организаций» предусмотрены существенные льготы иностранным инвесторам. Величина льгот взаимоувязана с долей доходов от реализации продукции собственного производства и объемами фактически внесенных инвестиций в уставный фонд организации. Предприятия с иностранными инвестициями, у которых более 50% выручки образуется от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, имеют право в течение 5 лет после декларирования первой прибыли на понижение ставки налога на доходы в следующих размерах:
● на 10% — при сумме инвестиций от 10 до 150 тыс. долл.;
● на 30% — при сумме инвестиций от 150 до 400 тыс. долл.;
● на 50% — при сумме инвестиций от 400 до 500 тыс. долл.;
● на 70% — при сумме инвестиций свыше 500 тыс. долл.
Закон ПМР «О таможенном тарифе» предусматривает преференции по освобождению от пошлины оборудования, транспортных средств, комплектного оборудования и других средств производства, ввозимых на таможенную территорию ПМР для технического перевооружения и модернизации производства по договору финансовой аренды (финансового лизинга), сырья, оборудования, материалов, входящих в комплект поставки соответствующего оборудования, комплектующих изделий, ввозимых на таможенную территорию ПМР субъектами инновационной деятельности для реализации инновационного проекта в соответствии с законодательными актами об инновационной деятельности.
Предприятия, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет не менее 30%, имеют право беспошлинно импортировать продукцию (работы, услуги) для собственного производства и экспортировать продукцию (работы, услуги) собственного производства.
Иностранные инвестиции пользуются государственной защитой и гарантиями со стороны государства. Статьями №№ 32–36 Закона «Об иностранных инвестициях» предусматриваются гарантии для иностранных инвестиций, в соответствии с которыми иностранные инвестиции не могут быть реквизированы, национализированы, конфискованы или подвергнуты другим аналогичным мерам изъятия принудительного характера. Исключение составляют обстоятельства, не терпящие отлагательства, а также случаи угрозы для экономической и национальной безопасности государства, с предоставлением справедливой компенсации. Законом предусмотрены гарантии при принудительной приостановке и прекращению деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Следует отметить, что правовая база ПМР ориентируется преимущественно на правовую базу Российской Федерации и международные нормативно-правовые документы и доступна для всех потенциальных пользователей. При изменении внешней среды бизнеса, правовая база корректируется и адаптируется в соответствии с реально существующей ситуацией на рынке.
Одной из важнейших задач по улучшению инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности является сближение норм регулирования экономической деятельности с мировыми стандартами. Для решения этой задачи в Приднестровье осуществляется реформирование бухгалтерского учета и приведение его в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.
С целью последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Приднестровья, в ПМР создан Консультативный совет по вопросам инвестиционной деятельности представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционные вложения на территории республики.
Для решения задач по улучшению инвестиционной деятельности, в начале июня 2009 г. в Приднестровье проведен первый инвестиционный форум. Основная цель проведения форума состояла в возможности представить экономический потенциал республики иностранным инвесторам, презентовать перспективные возможности вложения денежных средств в развитие отраслей народного хозяйства Приднестровья, содействовать эффективному диалогу между зарубежными, приднестровскими инвесторами и авторами проектов, а также для преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Необходимо учесть, что имидж государства и инвестиционная привлекательность зависят и от успешного позиционирования государств с отложенным политическим статусом через СМИ9. Это во многом зависит не только от количества государств, поддерживающих ту или иную спорную территорию, но и от их непосредственного участия в развитии этих регионов, и, в первую очередь, через инвестиционную деятельность.


Литература
1. Закон ПМР «Об иностранных инвестициях на территории ПМР» (текущая редакция по состоянию на 25.06.2009 г.). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minfin-pmr.org/?m=7&s=12&tip=1
2. Закон ПМР «Об инвестиционной деятельности» (текущая редакция по состоянию на 25.06.2009 г.).
3. Закон ПМР «О налоге на доходы организаций» (текущая редакция по состоянию на 23.10.2009 г.).
4. Закон ПМР «О государственной поддержке инновационных видов деятельности» (текущая редакция по состоянию на 06.05.2008 г.).
5. Закон ПМР «О разгосударствлении и приватизации» (текущая редакция по состоянию на 14.10.2005 г.).
6. Брусалинская Г.С. Органы законодательной и исполнительной власти Приднестровской Молдавской Республики на современном этапе: Автореф. дисс.... канд. юр. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. — М., 2007. — С. 26.
7. Ганин Ю. Инвестиционная привлекательность Приднестровья // Партнер: Журнал для деловых людей. — 2009. — № 6. — С.25–26.
8. Олейников С.В. Культурно-информационное пространство самоопределившихся государств. — Тирасполь: Изд-во ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2010. — С.284.
9. Сергеева Т.И. Завод металлоизделий: инвестирование — как шанс шагнуть в современность // Экономика Приднестровья. — 2007. — № 3. — С.48.
10. Цветков В.В. Основные направления влияния интеграционных процессов на развитие банковской системы на постсоветском пространстве // Экономика Приднестровья. — 2008. — № 1. — С.32–34.
11. Вестник приднестровского республиканского банка. Информационно-аналитическое издание. — 2008. — № 4. — С.3; 2009. — № 3. — С.3.
12. Официальный сайт торгово-промышленной палаты ПМР. www.tiraspol.ru
13. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/923761.html от 29.11.2007
14. Электронный ресурс. Режим доступа: http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=12421 от 09.05.2009

1 Электронный ресурс. Режим доступа: http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=12421 от 09.05.2009
2 Электронный ресурс. http://pda.nr2.ru/175236.html РИА Новый Регион — Приднестровье.24.04.2008.
3 Цветков В.В. Основные направления влияния интеграционных процессов на развитие банковской системы на постсоветском пространстве // Экономика Приднестровья. — 2008. — № 1. — С.32–34.
4 Вестник приднестровского республиканского банка. Информационно-аналитическое издание. —2008. — № 4. — С.3; 2009. — № 3. — С.3
5 Вестник приднестровского республиканского банка. Информационно-аналитическое издание. — 2008. — № 4. — С.3; 2009. — № 3. — С.3.
6 Сергеева Т.И. Завод мелаллоизделий: инвестирование — как шанс шагнуть в современность // Экономика Приднестровья. — 2007. — № 3. — С.48.
7 Черненко Е.Е. Инвестиционный климат Приднестровской Молдавской Республики // Экономика Приднестровья. — 2009. — № 6. — С.9.
8 Черненко Е.Е. Экономическая стратегия и тактика государственной политики в сфере экономической безопасности // Экономика Приднестровья. — 2010. — № 8-9. — С.9.
9 Олейников С.В. Культурно-информационное пространство самоопределившихся государств. — Тирсполь: Изд-во ПГУ им. Т.Г. Шевченко, 2010. — С.284.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия