Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Константинова Н. Н.
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Применение индивидуально-дифференциального подхода при построении систем социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
В статье рассматриваются проблемы построения новой модели социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Ключевые слова: социальная защита, дети, попечение, модель социальной защиты

Сегодня в результате разрушения системы социальной защиты, кризисного состояния экономики, деградации общества обострилось положение определенных групп населения — пенсионеров, инвалидов, детей, многодетных семей — всех, кто не может самостоятельно, без поддержки государства удовлетворять свои потребности. Эти процессы провоцируют социальную нестабильность в большинстве регионов страны. Именно поэтому социальная защита вышеназванных категорий граждан является первоочередной задачей власти и всего общества в целом.
Очевидно, что первичная политика социальной защиты должна разрабатываться на региональном уровне, поскольку только в этом случае она действительно будет максимально приближена к населению, что позволит эффективно, учитывая региональную специфику и особенности, решить проблемы отдельных категорий граждан.
Особое внимание должно быть уделено проблемам социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее детей-сирот), поскольку в последнее время (до 2007 г.) их количество постоянно увеличивалось. Сегодня, несмотря на некоторое замедление негативных процессов, Россия все равно остается лидером в мире по числу детей-сирот.
Социальная защита этой категории детей должна стать одной из важнейших составляющих региональной социально-экономической политики.
На сегодняшний день существует некоторая неопределенность в определении термина «дети, оставшиеся без попечения родителей». В законодательстве, в научной литературе нет четких критериев, по которым можно определить, является ребенок оставшимся без попечения родителей или нет. Такая неопределенность в терминологии и классификации приводит к невозможности организовать эффективную систему социальной защиты рассматриваемой категории детей.
При разработке классификации групп детей, оставшихся без попечения родителей автор исходил из следующих предпосылок:
1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, всегда нуждаются в социальной защите именно со стороны государства (это отличает их, например, от таких педагогических категорий как «дети группы риска», «трудные дети»).
2. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, не должна ограничиваться только материальной помощью.
3. Часть детей, оставшихся без попечения родителей, может быть возвращена в биологическую семью.
4. После устройств ребенка в приемную семью независимо от формы усыновления, он должен иметь возможность рассчитывать на государственную социальную защиту (сегодня опыт усыновлений в России показывает, что часто приемные родители не могут справиться со своими обязанностями по удовлетворению потребностей ребенка и защите его прав).
5. Существует многочисленная категория так называемых «скрытых сирот», т.е. детей, над которыми не осуществляется ни родительская, ни государственная опека.
Все вышесказанное позволило сформулировать следующее определение:
Дети, оставшиеся без попечения родителей — это дети, развитие которых в силу отсутствия родителей или невыполнения (временного или постоянного) родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию происходит в условиях риска социальной деривации.
Рис. 1. Классификация групп детей, оставшихся без попечения родителей

На рис. 1 представлена классификация групп детей, оставшихся без попечения родителей. Как уже говорилось, такие дети нуждаются в комплексной системе социальной защиты.
Характерным для большинства существующих определений социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей является узкоотраслевая направленность с различными акцентами: социально-психологическим, правовым, организационным. Как правило, они ограничиваются перечислением отдельных элементов социальной защиты, набор которых не дает общего представления о ее сущности.
Необходимо, однако, подчеркнуть, что любой ребенок, в том числе и оставшийся без попечения родителей — это, прежде всего, человеческий капитал, который можно определить как сумму ресурсов и богатство общества вследствие трудовой деятельности людей, т.е. социально-экономический потенциал общества, экономическая категория, отмеченная полноценным и эффективным трудом, накоплением материальных и духовных ресурсов. И чем выше будет уровень образования, профессиональной подготовки и тесно связанных с ним трудоспособностью, здоровьем населения, тем больше будет величина человеческого капитала.
Обобщение подходов к социальной защите в плановой и рыночной экономике в Российской Федерации и зарубежных странах, а также проделанный анализ различных концепций, в том числе и концепции «человеческого капитала», позволили автору предложить следующее определение социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей:
Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей — это по своей сущности есть система мер, направленных на рост величины человеческого капитала страны, т.е. на восстановление нарушенных социально-экономических, политических, правовых, медико-экологических, психолого-педагогических и иных условий, обеспечивающих на современном уровне выживание и развитие детей, путем инвестиций различных видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, духовных, информационных и др.) в развитие просвещения, здравоохранения, науки, культуры, которые, воздействуя на ребенка, делают его более здоровым, образованным, профессионально подготовленным и, следовательно, способным привнести больший вклад в ВВП страны и в ВРП ее субъектов, принести больший доход, большую отдачу благодаря высокополезному и профессиональному труду [2].
Главной целью социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающей из вышеназванного определения является гармоничное развитие личности ребенка, способствующее его социализации и адаптации к внешним условиям.
Для того, чтобы социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей была эффективной и результативной, мероприятия в ее основе должны лежать определенные идеи, т.е. принципы.
Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, и ее направления должна основываться на следующих принципах:
● Системность — организация социальной защиты как системы, включающей в себя взаимодействующие друг с другом подсистемы, каждая из которых выполняет свою, законодательно закрепленную функцию.
● Приоритетность — направленность на соблюдение прав и улучшение качества жизни детей, оставшихся без попечения родителей, и, прежде всего, создание для них благоприятных условий развития.
● Комплексность — разработка оценки принимаемых и реализуемых решений с учетом экономических, социальных, политических и других аспектов.
● Непрерывность и своевременность — постоянство деятельности в рамках социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающей современным требованиям, обязательность контроля и оценки, позволяющих своевременно корректировать процесс.
● Перспективность — долгосрочность и стратегическая обоснованность решений.
● Индивидуальность и адресность — учет индивидуальных особенностей и потребностей детей, оставшихся без попечения родителей в процессе принятия решений [2].
В российской системе социальной защиты традиционно применяется категориальная модель социальной защиты, т.е. слепое следование установленным нормам и правилам. Простое деление населения на категории (пенсионеры, безработные, дети-сироты, инвалиды) и оказание помощи именно категориям граждан, а не конкретным индивидам, не может способствовать построению эффективных систем социальной защиты.
Социальная защита населения должна предполагать дифференцированное решение различных проблем, которые являются следствием свершения разных социальных рисков. Так, в нашей стране, например, практически не создана инфраструктура для инвалидов, что реально ограничивает их возможности. Выбор приоритетов социальной защиты населения должен быть основан на глубоком анализе социальной структуры общества, изучении причинно-следственных взаимосвязей социальных рисков и социальных проблем.
В теории и практике социальной работы широко применяется такой метод как «кейсуорк», предложенный М. Ричмондом и тесно связанный с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно популярен в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности [5].
Очевидно, что можно говорить о возможности применения, при некоторой модификации, данного метода и в реализации мероприятий социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Уполномоченные органы должны диагностировать личностные проблемы детей, нуждающихся в социальной защите и планировать свою работу в соответствии с особенностями конкретного случая.
Разумеется, полностью индивидуалистская модель системы социальной защиты невозможна, поскольку ее создание требует огромных финансовых и человеческих ресурсов. Но введение некоторых элементов индивидуализации необходимо. Это сможет радикально улучшить систему социальной защиты, повысить эффективность реализуемых в ее рамках мероприятий.
Таким образом, перспективным представляется создание принципиально новой модели социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, сочетающей в себе применение категориального и индивидуального подходов. Такую модель можно назвать индивидуально-дифференциальной категориальной. Она должна обеспечивать сочетание всеобщего обязательного удовлетворения базовых потребностей детей, оставшихся без попечения родителей, с разработкой и реализацией индивидуальных программ помощи, учитывающих индивидуальные потребности и развивающих личностный потенциал.
Такая модель позволит с одной стороны обеспечить достойный уровень жизни детей, а с другой — обеспечить высокое качество жизни в соответствии с потребностями каждого конкретного ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Для построения и функционирования индивидуально-дифференциальной категориальной модели социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо:
1 Увеличение количества субъектов управления социальной защитой. Необходимо привлечение педагогов, участковых, врачей и т.д. Это особенно важно для процесса выявления лиц, нуждающихся в социальной защите. Также эффективным представляется передача части полномочий на местный уровень.
2 Дифференцирование объема помощи. Необходимо вместо «обезличенных» единых пособий разработать систему денежных выплат в зависимости от уровня дохода защищаемых граждан.
3 Создание системы дифференцированных льгот. Люди должны иметь возможность получать льготы в соответствии со своими потребностями. Т.е. льготы не должны быть всеобщими.
4 Предотвращение социального иждивенчества, создание предпосылок для возможности реализации и социализации ребенка. Хорошим примером может служить создание рабочих мест, обучение в системе профессионального образования.
5 Индивидуализация социального обслуживания. Социальный работник должен помочь ребенку сформулировать возникшие проблемы и вместе с ним составить план мероприятий социальной защиты.
6 Создание и развитие рынка услуг социальной защиты. Сегодня очевидно, что государственная монополизация снижает эффективность мероприятий в рассматриваемой сфере.
7 Совершенствование и упрощение работы с жалобами и обращениями граждан. Необходимо более активно применять Интернет-технологии.
Внедрение индивидуально-дифференциальной категориальной модели позволит вывести социальную защиту детей, оставшихся без попечения родителей, на другой, более высокий уровень, повысив социально-экономическую эффективность реализуемых мероприятий. Это будет способствовать улучшению человеческого капитала, повышению социальной стабильности и экономическому росту.


Литература
1. Конституция РФ
2. Гасанов Н.А., Константинова Н. Н. Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасности. Центр региональной экономики СПб НЦ РАН и Правительства Ленинградской области. — СПб, Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006.
3. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
4. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997.
5. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). — М., 1997

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия