Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЕврАзЭС на 2003-2006 И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ

Настоящий документ разработан на основе доклада Председателя Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества Н.А.Назарбаева "О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества", выступлений руководителей правительств государств ЕврАзЭС на первом Экономическом форуме ЕврАзЭС, состоявшемся 19-20 февраля 2003 года, предложений правительств Сторон и органов Сообщества.
Реализация положений данного документа позволит: ускорить формирование Единого экономического пространства с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия; реализовать совместными усилиями общие выгоды и национальные интересы его участников; развивать общий рынок Сообщества за счет объединения национальных рынков; обеспечить совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран; усилить потенциал противодействия общим экономическим угрозам, в частности, связанным с обострением международной конкуренции, обусловленной развитием глобализации в мировой экономике; создать благоприятные условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Государства-члены ЕврАзЭС определили следующие основные направления интеграционного сотрудничества на 2003-2006 и последующие годы.
1. Формирование таможенного союза является одной из главных целей создания ЕврАзЭС и предполагает скоординированное движение по пути унификации внешнеторгового и таможенного законодательства, а также проведение согласованной пограничной политики.
Для достижения этих целей предстоит:
в области внешнеторговой политики
-обеспечить эффективное взаимодействие и координацию позиций государств-членов ЕврАзЭС в процессе переговоров по присоединению к ВТО;
-создать условия, разработать и принять механизмы, исключающие применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле, а также выработать правила применения единых антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер в торговле с третьими странами;
-сформировать Общий таможенный тариф Сообщества;
-разработать и принять единую систему преференций по отношению к третьим странам;
-разработать и перейти к единым правилам применения тарифных и нетарифных мер регулирования торговли (экспортных, импортных и тарифных квот, лицензирования экспорта и импорта) по отношению к третьим странам на основе норм и правил ВТО;
-перейти к единой политике взимания экспортных пошлин в отношении товаров, поставляемых в третьи страны;
-унифицировать торговые режимы государств-членов ЕврАзЭС в отношении третьих стран, включая согласованное введение изъятий из режима свободной торговли с государствами-участниками СНГ, не входящими в ЕврАзЭС, с их последующей отменой;
-гармонизировать законодательство государств-членов Сообщества в сфере технического регулирования;
-разработать и перейти к проведению единой политики в области торговых аспектов и охраны прав на интеллектуальную собственность;
-выработать единые правила конкуренции и перейти к единой политике, правилам и механизмам предоставления субсидий в области промышленного производства;
-перейти к единой политике, нормам и механизмам субсидирования сельскохозяйственного производства;
-перейти к единому порядку взимания косвенных налогов на территории государств-членов ЕврАзЭС;
в области таможенного дела
-унифицировать национальные таможенные кодексы, подготовить Основы таможенного законодательства государств-членов ЕврАзЭС;
-упростить таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних таможенных границах с последующей отменой таможенного оформления и отдельных форм таможенного контроля на внутренних границах на завершающем этапе формирования таможенного союза государств-членов ЕврАзЭС, при обеспечении контроля на внешних границах;
-не допускать несанкционированный реэкспорт в третьи страны;
-разработать единые правила таможенной оценки товаров, в том числе происходящих из третьих стран, с учетом норм и правил ВТО;
-разработать единые правила определения страны происхождения товаров, в том числе происходящих из третьих стран;
-создать единую автоматизированную информационную систему таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС, ориентируясь в перспективе на формирование общей системы управления таможенным делом;
-осуществлять совместные меры по борьбе с контрабандой;
-продолжить работу по реализации Программы обустройства пунктов пропуска на внешних границах государств Сообщества на период 2001-2005 годов;
-совершенствовать работу по подготовке высокопрофессиональных таможенных кадров в соответствии с международными стандартами и требованиями;
в области пограничной политики
-обеспечить реализацию "Основ пограничной политики государств-членов ЕврАзЭС", принятых Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 13 мая 2002 года N55;
-принять меры по усилению координации действий при укреплении общей системы безопасности и охраны государственных границ, устранению фрагментарности пограничного контроля на внешних границах ЕврАзЭС;
-разработать и реализовать Комплексную целевую программу по укреплению и обустройству внешних границ государств-членов ЕврАзЭС;
-обеспечить реализацию Договора о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов ЕврАзЭС от 21 февраля 2003 года;
-совершенствовать работу по подготовке высокопрофессиональных пограничных кадров в соответствии с международными стандартами и требованиями.
2.Проведение согласованной экономической политики.
Для достижения этой цели предстоит:
-обеспечить согласование действий по проведению экономических реформ и макроэкономической политики государств-членов ЕврАзЭС;
-разработать механизм компенсации в случаях, когда принятое решение наносит существенный экономический ущерб одной или нескольким Сторонам;
-активизировать действия по реализации Основных направлений проведения согласованной структурной перестройки экономик государств - членов ЕврАзЭС, утвержденных Решением Межгосударственного Совета от 10 октября 2000 года N81;
-согласовать основные направления налоговой и бюджетной политики;
-сформировать единые принципы регулирования деятельности естественных монополий, а также согласовать основные направления и пути проведения структурных преобразований в сфере реструктуризации естественных монополий;
-обеспечить национальный режим доступа и уровень тарифов на услуги субъектов естественных монополий для хозяйствующих субъектов государств-членов ЕврАзЭС;
-приступить к проведению согласованной инновационной политики;
-обеспечить на постоянной основе проведение анализа экономического развития государств-членов ЕврАзЭС, включая анализ состояния и динамики взаимной торговли товарами и услугами, инвестиционной деятельности, согласование сценарных условий экономического развития государств-членов ЕврАзЭС;
-перейти к согласованной политике в области приватизации.
3.Взаимодействие в реальном секторе экономики должно стать основой интеграционного развития Сообщества.
Необходимо перейти от общих и организационных вопросов к решению конкретных задач:
-обеспечить разработку и реализацию совместных инвестиционных проектов и программ в приоритетных отраслях экономики;
-завершить подготовку организационно-правовой базы по разработке и реализации межгосударственных целевых программ, отрегулировать механизмы их финансирования за счет средств, предусмотренных в национальных бюджетах государств-членов ЕврАзЭС на реализацию национальных программ, а также за счет средств бюджета Сообщества и внебюджетных источников;
-оказывать всемерное содействие предпринимательским структурам государств-членов Сообщества в установлении и укреплении производственных взаимосвязей, развитии производственной кооперации и внутрирегиональной специализации, создании совместных предприятий и финансово-промышленных групп;
-активно вовлекать представителей деловых кругов в интеграционные процессы, в том числе в разработку и реализацию межгосударственных целевых программ, использовать потенциал Ассоциации "Деловой Совет ЕврАзЭС" для углубления взаимодействия Сторон в реальном секторе экономики;
-выработать скоординированную политику в области государственных закупок.
4.Формирование и совместное развитие энергетического рынка.
Для достижения этой цели предстоит:
-продолжить целенаправленные действия по совместному развитию энергетического рынка и созданию единой энергосистемы Сообщества, в том числе путем обеспечения равного свободного доступа к магистральным электрическим сетям энергосистем государств-членов
ЕврАзЭС и равного уровня тарифов на услуги по передаче (транзиту) электрической энергии по электрическим сетям;
-развивать сотрудничество по совместному освоению гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии, что позволит решить проблему водопользования в регионе;
-активизировать работу по унификации национального законодательства в области энергетики, обеспечить составление топливно-энергетического баланса государств Сообщества, совместное освоение энергетических проектов;
-разработать программы развития сотрудничества в электроэнергетическом, угольном, нефтяном и газовом секторах, включая вопросы транспортировки энергоресурсов.
5.Формирование Транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС.
Для достижения этих целей предстоит:
-разработать и реализовать Программу формирования Единого транспортного пространства государств-членов ЕврАзЭС;
-принять участие в развитии сети международных транспортных коридоров, проходящих по территориям стран ЕврАзЭС, в интересах всех государств-членов Сообщества;
-разработать общие принципы формирования и применения железнодорожных тарифов на перевозки грузов между государствами -членами ЕврАзЭС;
-обеспечить беспрепятственный транзит грузов и транспортных средств государств-членов Сообщества на его территории, за исключением грузов, перевозка которых осуществляется в соответствии с отдельными соглашениями, на основе введения безразрешительной системы и устранения всех барьеров и ограничений, противоречащих международной практике внешнеторговых отношений и принципам добросовестной конкуренции;
-создать условия для проведения единой политики и порядка в отношении транзита товаров из третьих стран/ в третьи страны через таможенные территории государств-членов ЕврАзЭС.
6.Взаимодействие в агропромышленном секторе.
Для эффективного использования продовольственного потенциала государств -членов ЕврАзЭС необходимо:
-проводить согласованную аграрную политику, в том числе в области субсидирования сельскохозяйственной продукции;
-разработать проекты и программы взаимодействия по отдельным сегментам агропромышленного сектора.
7.Формирование общего рынка услуг.
Для достижения этих целей предстоит:
-создать условия для полной либерализации взаимной торговли услугами;
-согласовать политику торговли услугами в отношении третьих стран;
-согласовать и оформить изъятия из режима наибольшего благоприятствования в пользу государств-членов ЕврАзЭС в договорно-правовых отношениях с третьими странами и таможенными союзами.
8.Формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции.
Для достижения этой цели предстоит осуществить работу в следующих направлениях:
-обеспечение свободы движения капитала;
-формирование общего финансового рынка;
-согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС.
Для обеспечения свободы движения капитала предстоит:
-государствам -членам ЕврАзЭС предоставить друг другу национальный режим с сохранением изъятий в отдельных секторах экономики в отношении учреждения и деятельности компаний, осуществления капиталовложений, в том числе путем приватизации;
-гармонизировать меры регулирования движения капитала в отношении третьих стран;
-осуществить полную либерализацию операций, связанных с движением капитала между государствами-членами ЕврАзЭС.
Формирование общего финансового рынка предполагает осуществление следующих мер:
-проводить согласованную политику в области надзора и регулирования деятельности финансовых институтов;
-гармонизировать законодательство, регулирующее деятельность финансовых институтов государств-членов ЕврАзЭС;
-разработать принципы и условия формирования интегрированного валютного рынка.
Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС должно стать завершающим этапом формирования общего финансового рынка и осуществления валютной интеграции. В этих целях необходимо:
-обеспечить согласованные подходы к проведению денежно-кредитной политики, а также к принципам функционирования центральных банков;
-обеспечить стабилизацию цен и обменных курсов национальных валют;
-определить единые критерии сближения по согласованным макроэкономическим показателям (инфляция, дефицит бюджета, размер государственного долга и др.) и обеспечить их выполнение;
-создать условия для расширения использования национальных валют во внешнеторговых платежах и расчетах и формирования на их основе общей платежной системы;
-обеспечить проведение согласованной валютной политики государств-членов ЕврАзЭС;
-сформировать механизм согласования обменных курсов национальных валют и разработать режим их совместного регулирования;
-приступить к формированию институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты;
9.Сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики.
Для этих целей предстоит:
-приступить к формированию согласованной социальной политики;
-начать разработку системы индикаторов социального развития Сообщества на основе анализа социальных процессов и явлений в каждой из стран Сообщества, обеспечить информационный обмен по социальным вопросам;
-обеспечить свободное перемещение граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер контроля за миграцией населения;
-разработать принципы регулирования трудовой миграции и повышения трудовой мобильности населения государств-членов Сообщества;
-сформировать общее образовательное пространство, обеспечивающее равные условия для поступления в учебные заведения, взаимное признание документов об образовании, ученых степенях и званиях.
10.Расширение полномочий органов ЕврАзЭС.
По мере формирования Таможенного союза государства-члены ЕврАзЭС в соответствии со статьей 1 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества принимают решение о расширении функций и полномочий органов ЕврАзЭС и иных структур, создаваемых на межгосударственном уровне, действующих в соответствии со статьями 3 и 5 учредительного Договора. Государства - члены ЕврАзЭС добровольно передают часть своих полномочий органам ЕврАзЭС либо иным структурами, создаваемым на межгосударственном уровне. Объем и содержание названных функций, а также структура указанных органов определяются соответствующим межгосударственным договором. Их решения носят обязательный характер и выполняются государствами-членами ЕврАзЭС в соответствии со статьей 14 Договора об учреждении ЕврАзЭС.
В целях полноценной реализации достигнутых договоренностей государства - члены ЕврАзЭС, признавая сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества одним из приоритетов своей национальной внешнеэкономической политики, будут:
-предусматривать меры по дальнейшему развитию Сообщества в политических документах стратегического характера - ежегодных Посланиях президентов и программных документах правительств государств-членов ЕврАзЭС;
- разрабатывать совместно с органами Сообщества организационно-правовой механизм реализации и контроля за выполнение принятых договоров и решений;
-принимать все необходимые меры для реализации Приоритетных направлений сотрудничества на 2003-2006 и последующие годы и включать их в свои национальные программы межгосударственного экономического сотрудничества и планы работы правительств.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия