Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Шелунцова М. А.
преподаватель кафедры финансового менеджмента Пермского филиала Государственного Университета — Высшей Школы Экономики

Риск-менеджмент в общественном секторе экономики
В статье рассматривается зарубежный опыт реализации риск-менеджмента в общественном секторе экономики, а также российская практика оценки эффективности и рисков инвестиционных решений в данной сфере. Применительно к общественному сектору экономики определено понятие «риск», выделены риски, которые должны анализироваться при оценке проектов, а также рассмотрены основные этапы проведения риск-менеджмента
Ключевые слова: риск-менеджмент, инвестиции, общественный сектор, оценка рисков
УДК 336.132; ББК 65

В настоящее время в связи с возрастающей ролью государства в экономике появляется необходимость поиска инструментов, которые позволяют не только оценивать эффективность инвестиций в государственном (общественном) секторе экономики, но и управлять возникающими при этом рисками.
Вопрос управления рисками, связанными с реализацией частных инвестиционных проектов, исследован достаточно глубоко, однако проведение риск-менеджмента в общественном секторе экономики в отечественной научной литературе подробно не рассматривался. Принципы риск-менеджмента в общественном и частном секторах различаются, поскольку инвестирование в первом из них направлено на создание выгод не для конкретной фирмы, а для общества в целом. Следовательно, анализ рисков, связанных с такими инициативами, должен включать исследование ряда дополнительных аспектов по сравнению с изучением частных инвестиций.
Рассматривая практику проведения риск-менеджмента в общественном секторе экономики России, стоит отметить, что данный вопрос остается, как правило, за рамками внимания исследователей, а также нормативно-правовых актов. На сегодняшний день во многих областях России приняты нормативные документы, регламентирующие оценку эффективности программ и проектов, осуществляемых в общественном секторе. В числе таких регионов можно назвать Ленинградскую, Тульскую, Нижегородскую, Самарскую, Хабаровскую области, Пермский край и др. Однако каких-либо инструментов, позволяющих управлять рисками, сопровождающими инвестиционные решения, в этих нормативных актах не обозначено. Более того, в некоторых из подобных документов вообще не упоминается о необходимости проведения оценки рисков; не всегда определяется понятие «риск» применительно к общественному сектору экономики. Можно утверждать, что в существующей практике анализа эффективности региональных инвестиционных проектов не используются систематизация рисков и количественные методы их оценки.
Рассмотрим методику, которая разработана в Пермском крае для определения эффективности инвестиционных проектов, реализуемых в общественном секторе. Согласно этим методическим указаниям при оценке инвестиций учитываются не только их эффективность, но и риски. Паспорта инвестиционных проектов, относящихся к различным сферам общественного сектора Пермского края, находятся в открытом доступе на сайте правительства края. В них перечисляются основные риски, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на результаты инвестирования. Вместе с тем, риск-менеджмент слабо интегрирован в процесс реализации таких инноваций. В частности, в паспорте проекта закрепляется матрица ответственности и его контрольные точки, однако анализ рисков ограничивается перечислением отдельных событий, возникновение которых может оказать неблагоприятное воздействие на достижение намеченных в программе целей. Систематизация возможных рисков и их количественный анализ отсутствуют.
Зарубежный опыт проведения риск-менеджмента в общественном секторе экономики изложен в разнообразных руководствах, а также научных статьях. Среди специальных руководств стоит отметить разработанные в Великобритании «Оранжевую книгу» (The Orange Book, 2004) и «Рамки оценки риск-менеджмента» (Risk-management Assessment Framework), а также документы Всемирного Банка [7]. В некоторых странах, например в Великобритании, проведение риск-менеджмента является обязательной составляющей процедуры оценки инвестиционных проектов, реализуемых в общественном секторе экономики.
В зарубежных научных статьях, посвященных проведению риск-менеджмента в общественном секторе, дается определение понятия «риск», приводится перечень рисков, которые должны анализироваться при оценке инвестиционных решений, а также содержатся рекомендации относительно построения системы риск-менеджмента. Указанные вопросы рассматривали Д. Балдри (Baldry D., 1998), Б. Аритуа, Н. Смита, Д. (Aritua B. et. al., 2010) и многие другие ученые. Некоторые авторы, например Л. Шен (Shen L et. al., 2006), исследовали новые формы снижения рисков при предоставлении общественных услуг. Например, к таким способам относится поощрение частных фирм к кооперации с государственными органами в виде формирования государственно-частного партнерства.
Несмотря на то, что существует достаточно большое число зарубежных работ, посвященных риск-менеджменту в общественном секторе экономики, в российских научных статьях данный вопрос остается нераскрытым. В частности, не приводятся определение понятия риска в связи с оценкой инвестиционных решений в области создания общественных благ, а также классификация рисков. Риск-менеджмент рассматривается в отечественных работах только применительно к частному сектору; подробно изучаются вопросы применения количественных методов оценки рисков. В целом, актуальность определения понятия риска в контексте исследования общественного сектора экономики, выявления рисков, подлежащих анализу, а также стадий, которые в себя включает риск-менеджмент в этой области, подтверждается текущей практикой оценки региональных проектов в указанной сфере.
Рассмотрим понятие риска, связанного с осуществлением проектов в общественном секторе экономики. Традиционно риск — это событие или условие, которое в случае наступления негативно повлияет на вероятность достижения цели, поставленной в проекте (Civil contingency act, 2004; Aritua B. et. al., 2010). Чтобы какое-либо событие могло рассматриваться в качестве источника риска, должны существовать предсказуемые денежные потери, связанные с его осуществлением. Тогда размер потери представляет собой оценку воздействия риска на проект. Нужно отметить, что некоторые исследователи (Baldry D., 1998, p. 36) анализируют жизненный цикл события, которое выступает источником риска, для того чтобы определить, на каком его этапе потери максимальны.
Определяя понятие риска, возникающего при инвестировании в общественном и частном секторах, ученые акцентируют внимание на его отличии от термина «неопределенность». В отличие от последней, риск связан с таким событием, вероятность наступления которого можно определить, поэтому он является оцениваемым объектом, поддающимся анализу и управлению [3].
Нормативные документы правительства Великобритании дают достаточно широкую трактовку непредвиденному случаю (emergency), являющемуся источником риска, определяя его как событие или ситуацию, которая вызывает серьезный ущерб для благосостояния общества или окружающей среды, включая потерю человеческих жизней, увеличение заболеваемости населения, разрушение структуры здравоохранения, травмирование людей, нанесение вреда частной собственности, нарушение продовольственной, энергетической, экологической и биологической безопасности, дезорганизацию системы коммуникаций и транспортного сообщения, а также другие неблагоприятные ситуации.
Во всех источниках, посвященных рассматриваемой проблематике, отмечается, что при оценке инвестиционных решений, принимаемых в общественном секторе экономики, должен анализироваться широкий спектр рисков, связанных с нарушением экологической, информационной, биологической, технологической и экономической безопасности, а также разрушением инфраструктуры. Кроме того, должны приниматься во внимание риски, связанные с привлечением экспертов и консультантов к оценке проектов в общественной сфере, поскольку они также неизбежно оказывают влияние на результаты реализации проектов. Как правило, существование таких рисков можно выявить на этапе планирования до начала осуществления инвестиционных планов (Shen L., et. al., 2006).
Интересно отметить, что в некоторых источниках к рискам, которые могут привести к отклонению результатов реализации проекта от намеченных, причисляется также такое событие, как уменьшение доверия к институтам общества. Подобный риск может возникнуть в результате передачи частным фирмам права предоставления услуг и осуществления инвестиций [7].
Особое внимание в научной литературе уделяется ситуации, когда инвестиционный проект, внедряемый в общественном секторе, имеет множественные цели, поскольку это расширяет круг возможных рисков, которые могут появляться на разных стадиях его жизненного цикла (Maylor at al., 2006).
Кроме обозначенных выше видов событий, которые должны, по мнению различных исследователей, рассматриваться при изучении общественного сектора экономики, детального анализа заслуживают риски, классификация которых предложена специалистами Всемирного Банка [8]. В соответствии с ней, риски в сфере предоставления общественных благ должны рассматриваться, в первую очередь, с позиции общества в целом. Это предполагает учет и таких неблагоприятных воздействий, как, например, возможность создания либо углубления социальных конфликтов или общественного неравенства в результате принятия инвестиционных решений в рассматриваемом секторе экономики.
Как отмечается в документах Всемирного Банка, социальные риски, связанные с осуществлением любого проекта, могут быть разделены на пять групп. Некоторые из них отражают влияние осуществления инвестиций на общество в целом, другие — воздействие внешней среды на сам проект. Несмотря на то, что аналитик, как правило, не может управлять рисками, оказывающими воздействие на сам инвестиционный проект, реализуемый в общественном секторе, они обязательно должны быть выявлены и включены в анализ.
Охарактеризуем пять групп рисков, выделяемых Всемирным Банком.
К рискам, связанным с инвестированием в общественном секторе экономики, должны быть отнесены страновые риски, отражающие политическую нестабильность, опасность возникновения конфликтов и т.п. Среди политико-экономических рисков необходимо рассматривать возможное изменение проекта влиятельными заинтересованными группами, чьи интересы могут быть ущемлены в результате осуществляемого проекта. В числе групп рисков присутствует также угроза неблагоприятного воздействия проекта на общество, в особенности, на социально незащищенные или уязвимые слои населения. Институциональные риски включают в себя недостаточное развитие институтов общества, плохое администрирование проектов и т.п. Кроме того, должны анализироваться экзогенные риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации, с климатическими эффектами и т.д. Необходимо отметить, что для разных проектов различные группы рисков могут иметь неодинаковое значение.
После выделения и анализа всех рисков, относящихся к перечисленным группам, аналитик получает полную картину и может оценить влияние инвестирования в общественном секторе на целевые группы населения, а также на другие его слои, которые потенциально могут быть затронуты проектом. Согласно рекомендациям Всемирного Банка, если существует высокая вероятность изменения основных целей проекта из-за воздействия рисков, то он должен быть пересмотрен и изменен с учетом данной информации.
Рассмотрим основные этапы риск-менеджмента в общественном секторе. Согласно зарубежным источникам, риск-менеджмент представляет собой процесс, состоящий, во-первых, из выявления, оценки и мониторинга существенных рисков, которые могут помешать достижению поставленных целей, и, во-вторых, из ответных действий (Aritua B., et. al., 2010). Риск-менеджмент — это стратегия, позволяющая на систематической основе выявлять, оценивать и предотвращать негативное влияние значимых рисков. Подобно управлению рисками, возникающими при инвестировании в корпоративном секторе, риск-менеджмент в общественном секторе экономики нацелен не на устранение риска вообще, а на его снижение до уровня, который позволит достичь поставленных целей, не допустить перерасхода бюджетных средств, предотвратить загрязнение окружающей среды и пр.
Охарактеризуем этапы реализации риск-менеджмента более подробно. Этап выявления рисков является исключительно важным и оказывает значительное влияние на решения, являющиеся результатом проведения риск-менеджмента (Maytorena et al., 2007). Очевидно, что если риски не определены, то они не могут быть проанализированы и ими невозможно управлять (Aritua B. et. al., 2010). Несмотря на это, на сегодняшний день существует мало эмпирических исследований, посвященных выявлению рисков при оценке инвестиций в общественном секторе. В большинстве работ в области риск-менеджмента рассматриваются только стадии анализа рисков и разработки ответных действий.
Оценка рисков, связанных с инвестиционными решениями в общественном секторе экономики, — это тот этап процесса, который наиболее полно изложен в литературе по рассматриваемой проблематике. В целом, оценка риска заключается в определении вероятности того, что показатели эффективности проекта достигнут конкретных значений. Как правило, рекомендуется выполнение следующих шагов при проведении оценки рисков, сопряженных с инвестиционными решениями в сфере создания общественных благ [3].
1) Анализ чувствительности. Должен проводиться для тех переменных проекта, изменение которых оказывает большое влияние на показатели его эффективности. Согласно общему правилу, такими переменными являются те параметры, вариация которых в пределах 1% приводит к такому же процентному изменению чистой приведенной стоимости выгод проекта. Другими словами, если чувствительность чистой приведенной стоимости выгод проекта к изменению фактора больше либо равна 1, то на него нужно обращать особое внимание. Конкретный список таких показателей может меняться в зависимости от специфики проекта.
В рамках анализа чувствительности выделяют также анализ сценариев, который позволяет учесть совокупное влияние определенного набора важнейших переменных на показатели эффективности проекта. При этом изучение рисков не должно исчерпываться анализом чувствительности и сценариев.
2) Выявление распределения вероятностей изменения переменных проекта. В отличие от анализа чувствительности и сценариев, на данном этапе изучается вероятная направленность изменения важнейших переменных. Распределение вероятностей может быть определено путем экспериментального сбора данных, при помощи экспертов, а также другими возможными способами.
3) Анализ риска при помощи метода Монте-Карло.
4) Оценка приемлемого уровня риска. При этом, как правило, рекомендуется сохранять позицию нейтральности к риску [3].
Еще одним способом учесть при анализе проекта, реализуемого в общественном секторе, присущие ему риски является расчет ожидаемого (т. е. с учетом вероятности возникновения) потока выгод, возникающих при реализации проекта, с последующим его дисконтированием по безрисковой ставке. Другими словами, риск учитывается с помощью корректировки не ставки дисконтирования, а самого потока выгод.
Применительно к проектам, осуществляемым в общественном секторе, проведение данной процедуры может натолкнуться на ряд трудностей, среди которых нужно отметить необходимость оценки потоков выгод в денежном выражении. Например, инвестирование в сферу здравоохранения может иметь целью снижение заболеваемости населения, поэтому для оценки выгод необходимо оценить в денежном выражении спасенные человеческие жизни.
Другой проблемой является определение ставки дисконтирования для проектов, реализуемых в общественном секторе. Поскольку такие инвестиционные решения нацелены на создание выгод не для отдельной фирмы, а для всего общества, ставка дисконтирования должна учитывать большее число факторов, чем при оценке проектов, реализуемых в корпоративном секторе. Кроме того, состав рисков, влияющий на ставку дисконтирования при оценке инвестиций в сфере предоставления общественных и частных благ, также различен.
Во-первых, необходимо отметить, что общественные риски, как правило, ниже, чем частные, так как предприятие, в отличие от общества, может обанкротиться. Во-вторых, в отличие от частных проектов, инвестиции в общественном секторе экономики реализуются в тех сферах, где наблюдаются провалы рынка в виде наличия монополий или отсутствия полноты информации, что влияет на риски, закладываемые в ставку дисконтирования. Вопрос оценки ставки дисконтирования для проектов, реализуемых в общественном секторе, давно и активно рассматривается в зарубежных руководствах по проведению анализа издержек и выгод в общественном секторе, а также в иностранных и отечественных научных статьях.
Стоит отметить, что возможным затруднением при оценке риска, связанного с реализацией проекта, является разделение событий, которые могут являться его источником. Кроме того, риски, сопряженные с осуществлением некоторого проекта, могут оказывать влияние и на другие внедряемые проекты. Этот факт также должен быть учтен в анализе. В частности, неверное планирование стадии реализации проекта приводит к перерасходу ресурсов, который оборачивается нехваткой средств на осуществление других социально значимых инноваций в общественном секторе экономики.
Вместе с оценкой риска возникновения неблагоприятных событий необходима также разработка ответных действий, которые в зарубежной научной литературе обозначаются термином «response to risk». Ответные действия могут в себя включать такие направленные на снижение риска меры, как передача риска третьей стороне и др. Необходимо отметить, что уровень риска не остается постоянной в течение всего времени реализации проекта: как правило, начало является его наиболее рискованной фазой. С течением времени риск становится ниже, поскольку вероятность успешного достижения целей проекта возрастает. С учетом этого факта следует выбирать меры по снижению риска, а также по предотвращению рисковых ситуаций.
В заключение стоит отметить, что в связи со слабой интеграцией риск-менеджмента в процесс оценки эффективности программ и проектов, реализуемых в общественном секторе экономики России, необходимо разрабатывать соответствующие инструменты выявления, оценки и предотвращения рисков, связанных с осуществлением таких инвестиционных решений. Накопленный опыт анализа рисков в корпоративном секторе экономики, а также зарубежный опыт проведения риск-менеджмента в общественном секторе позволяют выделить основные этапы и инструменты риск-менеджмента для применения в России.


Литература
1. Aritua B., Smith N.J., Bower D. What risks are common to or amplified in programs: Evidence from UK public sector infrastructure schemes, 2010.
2. Baldry D. The evaluation of risk management in public sector capital projects. International Journal of Project Management Vol. 16, No. 1, 1998. — pp. 35–41.
3. Guide to Cost-Benefit Analysis of Investment Projects, European Commission, Directorate General Regional Policy, 2008.
4. Maylor, H., Brady, T., Cooke-Davies, T., Hodgson, D. From projectification to programmification. International Journal of Project Management 24, 2006. — pp. 663–674.
5. Maytorena, E., Winch, G.M., Freeman, J., Kiely, T. The influence of experience and information search styles on project risk identification performance. Engineering Management, IEEE Transactions on 54, 2007, pp. 315–326.
6. Shen L.Y., Platten A., Deng X.P. Role of public private partnerships to manage risks in public sector projects in Hong-Kong. International Journal of Project Management 24, 2006. — pp. 587–594.
7. Civil contingency act, Local Arrangements for Civil Protection, 2004. Режим доступа: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2004/36/section/1
8. Risk management, 2004. Режим доступа: http://www.alarm-uk.org/pdf/ALMR7_awards_2208_0830.pdf
9. Social Analysis Sourcebook. Social development department. The World Bank, 2003. Режим доступа: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTSOCIALDEV/0,,contentMDK:21177387~menuPK:3291442~pagePK:64168445~piPK:64168309 ~theSitePK:3177395,00.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия