Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Новосельская С. А.
соискатель Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения

О построении системы показателей эффективности структурных подразделений ОАО «РЖД»
Статья посвящена анализу существующих и перспективных методов оценки эффективности деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД». Автором предложена альтернативная система показателей эффективности деятельности структурных подразделений и расчета трансфертных цен в рамках управленческого учета
Ключевые слова: эффективность, система показателей эффективности, мотивационные ресурсы, трансфертные цены, РЖД
УДК 658.155.012.7

Переход железнодорожной отрасли на новую модель управления финансовыми, организационными, материальными, кадровыми и прочими ресурсами на основе бюджетной-сметной системы и расчетно-платежного механизма в ходе проведения структурной реформы стал важным шагом на пути продвижения вновь созданной железнодорожной компании на внутренние и внешние рынки транспортных услуг. Практическое внедрение новых методов управления и дальнейшие исследования в этой области выявили ряд проблем, связанных со спецификой деятельности железнодорожного транспорта. Так, в связи с тем, что выявление конечного финансового результата (прибыли или убытка) ОАО «РЖД» происходит на уровне юридического лица, встала задача оценки эффективности деятельности его структурных подразделений.
В настоящее время системой бюджетного управления ОАО «РЖД» для территориальных (железных дорог) и функциональных филиалов предусмотрено выполнение 10 показателей сводных бюджетов, в том числе: сводный бюджет продаж, производства, затрат, капитальных вложений, запасов и закупок, доходов и расходов, кредитов и займов, движения дебиторской и кредиторской задолженности, движения денежных средств, сводный прогнозный баланс. Все бюджеты связаны между собой. Показатели, входящие в расчет нескольких бюджетов, вводятся только один раз — в тот бюджет, где они формируются. Изменение показателя в одном бюджете отражается во всех бюджетах, на которые он влияет. Данный механизм аналогичен принципу двойной записи, используемому в бухгалтерском учете. Для обобщения ключевых показателей деятельности и представления их в компактном виде для рассмотрения высшим руководством компании предназначен мастер-бюджет.
Ключевыми показателями, определяющими эффективность работы территориального филиала, являются: погрузка, грузооборот, пассажирооборот, выручка от перевозок, качественные показатели использования подвижного состава, производительность труда, расходы по перевозкам, себестоимость. Для других уровней управления (функциональные филиалы, ДЗО, структурные подразделения, ОАО «РЖД» в целом) также предусмотрено выполнение определенных показателей.
В случае выполнения ключевых показателей, при условии обеспечения установленной степени безопасности движения поездов (отсутствие аварий, крушений, сходов пассажирских поездов), подразделение имеет право на использование фонда мотивации и развития: первый является социальным проектом компании и используется в целях мотивации персонала за хорошую работу, а второй — производственным проектом и направлен на мотивацию отдельных предприятий к зарабатыванию денег на свое развитие.
Мотивационный ресурс филиалов и структурных подразделений формируется с целью повышения эффективности предупредительных мер по обеспечению безопасности движения поездов и улучшение финансово-экономических результатов деятельности, включая:
● реализацию предупредительных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности перевозок, снижение техногенных рисков и рисков, связанных с человеческим фактором;
● повышение доходов от перевозок и предоставления услуг инфраструктуры;
● рост прибыли от прочих рентабельных видов деятельности;
● снижение производственных издержек по перевозкам при обеспечении качества и надежности эксплуатационной работы.
В Положении о мотивационном бюджете (МБ) ОАО «РЖД», принятом Советом директоров ОАО «РЖД» 02.06.2004 г., зафиксированы условия его формирования (формула 1).
МБ = (Дперевозки – Рперевозки) 0,5 + (ДПВД – РПВД) 0,3 (1)
где Дперевозки — сверхплановые доходы по перевозкам;
Рперевозки — сверхплановые расходы по перевозкам;
ДПВД — сверхплановые доходы по подсобно-вспомогательной деятельности;
РПВД — сверхплановые расходы по подсобно-вспомогательной деятельности.
Филиалам ОАО «РЖД» в МБ начисляются средства в размере 50% полученных сверх плана доходов (за вычетом права на расходы по дополнительному объему работ) и 30% сверхплановой прибыли от подсобно-вспомогательной деятельности.
Советом директоров утверждено также положение о бюджете развития (БР) железных дорог — филиалов ОАО «РЖД»: он формируется из расчета 50% от суммы экономии эксплуатационных расходов и 70% от сверхплановой прибыли по подсобно-вспомогательной деятельности (формула 2).
БР = (Еплан – Ефакт) 0,5 + (ДПВД – РПВД) 0,7 (2)
где Еплан — плановые расходы по перевозкам;
Ефакт — фактические расходы по перевозкам.
Необходимо отметить, что на практике реализация системы бюджетного управления не распространяется на уровень структурных единиц. Учитывая огромное разнообразие видов деятельности на железнодорожном транспорте, необходимо разработать действенную систему оценки работы каждого структурного подразделения с определением его вклада в общий финансовый результат компании.
Отметим также отсутствие принципов формирования средств бюджетов мотивации и развития по структурным единицам. Приведенные выше расчеты действительны только для уровня филиала ОАО «РЖД» и не могут быть использованы на более низких уровнях. В результате складывается ситуация, когда подразделения компании, непосредственно отвечающие за выполнение определенных функций, не имеют соответствующих уровню своей ответственности прав. Нарушение рационального соотношения прав и обязанностей субъектов управления приводит к насаждению административных методов управления там, где должны работать рыночные механизмы, что не позволяет принимать эффективные и своевременные решения на местах.
Новый платежно-расчетный механизм ОАО «РЖД» предусматривает функционирование разных типов расчетных счетов, включая расчетные счета:
— ОАО «РЖД» по месту нахождения в г. Москве.
— ОАО «РЖД» с ограниченным режимом функционирования (для доходных поступлений по основной деятельности) — «доходные счета» для приема провозных платежей по месту расположения железных дорог.
— ОАО «РЖД» с ограниченным режимом функционирования (для доходных поступлений по прочим видам деятельности) — «доходные счета» для приема выручки от прочих видов деятельности по месту расположения железных дорог и функциональных филиалов.
— филиалов ОАО «РЖД» — «расходные счета» для осуществления операционной деятельности по месту нахождения функциональных филиалов и железных дорог.
— филиалов с ограниченным режимом функционирования — «текущие счета» для финансирования заработной платы и оперативных нужд по месту нахождения структурных единиц железных дорог.
Анализируя приведенный состав и структуру расчетных счетов ОАО «РЖД», становится очевидным высокая степень централизации денежных потоков в отрасли и практически полное отсутствие самостоятельности структурных единиц в принятии управленческих и финансовых решений. Поступление выручки за перевозки на доходные счета ОАО «РЖД», открытые на железных дорогах (филиалах ОАО «РЖД»), с последующей её передачей на расчетный счет ОАО «РЖД» (за минусом той части, которая направляется на расчетный счет филиала в соответствии с утвержденным бюджетом) вполне объяснимо спецификой перевозочного процесса. Однако аналогичная ситуация с выручкой от подсобно-вспомогательной деятельности (ПВД), на наш взгляд, представляется спорной. Конечно, в системе платежно-расчетного механизма предусмотрено использование филиалами полученной на расчетные счета выручки в соответствии с утвержденными бюджетами, а также расчет так называемого «права» на дополнительное финансирование в рамках бюджета мотивации и развития. Однако на практике это приводит к тому, что:
во-первых, отсутствие доходного расчетного счета по ПВД у структурной единицы не дает возможности получать заработанные ею деньги и распоряжаться ими по своему усмотрению;
во-вторых, заложенных в бюджете средств, как правило, не хватает на реальные нужды предприятия;
в-третьих, система мотивации в данном случае работает не в полной мере, а сами принципы формирования бюджета мотивации и развития не адекватны рыночной среде;
в-четвертых, существующая нормативная база в отрасли не позволяет эффективно планировать расходы с учетом реальной финансово-экономической ситуации;
в-пятых, предприятие таким образом лишь компенсирует понесенные расходы и не получает средств для дополнительного развития и стимула работать эффективнее.
Ввиду того, что существующие методы оценки эффективности деятельности территориальных и функциональных филиалов ОАО «РЖД» на основе ключевых показателей, установленных действующей системой управления, не распространяются на уровень структурных единиц, последние утрачивают стимулы производительного труда и развития.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что устанавливаемая для структурных подразделений система показателей имеет ряд существенных недостатков, ибо рядовому сотруднику компании, да и менеджменту в целом нередко трудно проводить сбор, обработку, группировку, сравнение и анализ данных, а потому на практике она работает не в полной мере, либо не работает вообще.
На материалах Рельсосварочного поезда № 1 (РСП-1) Октябрьской дирекции по ремонту пути «Путьрем» — структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути — филиала ОАО «РЖД» построим систему показателей эффективности его деятельности.
Определим задачи рельсосварочного предприятия:
— оптимизация затрат при безусловном обеспечении качества выполняемых работ (услуг) и безопасности перевозок;
— выполнение заданного объема работ в установленные сроки;
— оптимизация управления персоналом на основе сближения интересов работников и компании, а также повышение эффективности труда;
— расширение подсобно-вспомогательной деятельности в целях получения дополнительных доходов при условии первоочередного полного удовлетворения внутренних нужд компании в услугах рельсосварочного предприятия.
Выполнение указанных задач предлагаем оценивать с помощью системы показателей, представленных в табл. 1.

Таблица 1
Ключевые показатели эффективности деятельности рельсосварочного предприятия
Финансовая составляющаяВнутренние хозяйственные процессыИнновации, человеческий капитал
1. Коэффициент выполнения плана по себестоимости:2. Коэффициент выполнения плана по объему работ:4. Коэффициент выполнения плана по производительности труда
1.1. сварки рельсовых плетей бесстыкового пути2.1. по сварке рельсовых плетей бесстыкового пути5. Коэффициент выполнения плана по фондовооруженности труда
1.2. сварки рельсовых стыков в пути передвиж-ными рельсосварочными машинами (ПРСМ)2.2. по сварке рельсовых стыков в пути машинами ПРСМ6. Индекс инноваций
1.3. изготовления клееболтовых стыков2.3. по изготовлению клееболтовых стыков
1.4. изготовления сварных рельсов переходного профиля2.4. по изготовлению сварных рельсов переходного профиля
3. Непроизводительные расходы:
3.1. Количество (%) брака на выходе
3.2. Количество отказов пути (частичных и полных) по вине РСП
3.3. Число нарушений внутренних стандартов
3.4. Время простоя по внутренним причинам

Расчет интегрального показателя эффективности деятельности рельсосварочного предприятия производится в несколько этапов.
На первом этапе определяются частные коэффициенты выполнения плана по себестоимости в разрезе осуществляемых видов деятельности (поскольку все выполняемые виды деятельности приводятся к единому измерителю, коэффициент выполнения плана по объему работ рассчитывается на весь объем выполненных работ).
kCi = CПi / CФi (3)
где kCi — коэффициент выполнения плана по себестоимости i-го вида деятельности;
CПi — плановая себестоимость i-го вида деятельности;
CФi — фактическая себестоимость i-го вида деятельности.
На втором этапе рассчитывается обобщающий коэффициент выполнения плана по себестоимости с использованием средней взвешенной арифметической (в качестве долей выступают удельные веса каждого вида деятельности в общем объеме выполненных за период работ), а также коэффициенты выполнения плана по объему работ, по производительности труда, по фондовооруженности труда, индексу инноваций (4, 5, 6, 7, 9).
n
kС = ∑wCi kCi (4)
i=1
где kС — обобщающий коэффициент выполнения плана по себестоимости;
wCi — удельный вес каждого вида деятельности в общем объеме выполненных за период работ;
n — количество видов деятельности.
kО = ОФ / ОП (5)
где kО — коэффициент выполнения плана по объему работ;
ОФ — фактический объем работ;
ОП — плановый объем работ.
kПт = ПтФ/ ПтП (6)
где kПт — коэффициент выполнения плана по производительности труда;
ПтФ — фактическая производительность труда;
ПтП — плановая производительность труда.
kФв = ФвФ / ФвП (7)
где kФв — коэффициент выполнения плана по фондовооруженности труда;
ФвФ — фактическая фондовооруженность труда;
ФвП — плановая фондовооруженность труда.
Фондовооруженность характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами и определяется следующим образом:
Фв = ОС / Ч (8)
где ОС — стоимость основных средств предприятия;
Ч — средняя годовая списочная численность работников.
Исторически на железнодорожном транспорте использовалось понятие «рационализаторское предложение». Несомненно, что на современном этапе развития научно-технического прогресса более адекватным является термин «инновации». Индекс инновации характеризует способность генерировать новые знания и идеи и определяется по количеству патентов на изобретения и научных марок. Однако, как нам кажется, расчет данного индекса необходимо осуществлять по итогам работы научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений ОАО «РЖД», для которых данный вид деятельности является основным, а для всех остальных структурных подразделений ОАО «РЖД» предлагаем использовать применяемое ранее понятие «рационализаторское предложение», которое в данном случае подходит больше. Однако, это отнюдь не исключает возможности получения патентов на изобретения сотрудниками любой структурной единицы компании.
Расчет индекса инноваций по количеству внедренных рационализаторских предложений в текущем периоде по сравнению с планом осуществляется по формуле 9:
kРП = РпФ / РпП (9)
где kРП — индекс инноваций;
РпФ — фактическое количество внедренных рационализаторских предложений;
РпП — план по внедрению рационализаторских предложений.
На третьем этапе проводится оценка весовых коэффициентов частных показателей (которые были рассчитаны на предыдущем этапе) экспертным методом. Результаты расчетов представлены в табл. 2.
На четвертом этапе осуществляется расчет интегрального показателя эффективности деятельности предприятия по формуле 10:
n
k = ∑wi ki (10)
i=1
где ki — ключевые показатели эффективности деятельности структурного подразделения;
wi — вес i-го коэффициента (0 wi 1);
n — количество коэффициентов.

Таблица 2
Результаты расчетов взвешенных коэффициентов
Частные показатели эффективности деятельности предприятияОбозначениеВесовые коэффициенты (wi)Расчетные значения (ki)Взвешенные значения (wi•ki)
1. Обобщающий коэффициент выполнения плана по себестоимости
2. Коэффициент выполнения плана по объему работ
3. Коэффициент выполнения плана по производительности трудаkПт
4. Коэффициент выполнения плана по фондовооруженности трудаkФв
5. Индекс инновацийkРП
1,00

Данный интегральный показатель используется в целях разработки действенной системы оценки эффективности работы подразделений ОАО «РЖД» и соответственно справедливой мотивации руководителей и работников. Далее на основе полученного интегрального показателя эффективности проводится расчет трансфертных цен в рамках управленческого учета.
Существуют различные определения понятия трансфертные цены, однако в общем случае трансфертными называют цены при сделках между филиалами, подразделениями, подконтрольными фирмами одной компании. В нашем случае имеется ввиду установление «условных цен», не подразумевающих реального движения денежных средств и выставления счетов внутри компании. Такое использование трансфертных цен в рамках системы управленческого учета позволит решить следующие задачи:
● сформировать механизм для повышения эффективности работы подразделений и роста прибыли компании в целом;
● усовершенствовать инструмент мотивации руководителей подразделений;
● рассчитать эффективность работы каждого подразделения или вида бизнеса для принятия решения о его дальнейшем развитии, реструктуризации или выделении;
● регулировать спрос и предложение на услуги подразделений и, следовательно, регулировать количество ресурсов, необходимых для предоставления этих услуг.
Как видим решение указанных задач удовлетворяет стратегии развития железнодорожного транспорта, а, следовательно, трансфертное ценообразование в целях управления вполне может быть применено в рамках ОАО «РЖД» (рис. 1).
Рис. 1. Порядок расчета трансфертных цен в ОАО «РЖД»
По видам деятельности, не имеющим аналогов на рынке и осуществляемым только для собственных нужд, расчет трансфертной цены основывается на затратном подходе методом маржинальных затрат. В качестве маржи выступает рентабельность деятельности конкретного подразделения, определение которой представляет наибольший интерес. Необходимо, чтобы, с одной стороны система трансфертных цен стимулировала структурные подразделения выполнять свои функции на высшем уровнем с наименьшими затратами, а с другой — ОАО «РЖД» могло оказывать влияние на предельно допустимые колебания рентабельности отдельных подразделений в интересах компании в целом. В связи с этим мы предлагаем следующую методику установления уровня рентабельности: в зависимости от достигнутой за отчетный период рентабельности деятельности компании устанавливается нижняя граница рентабельности (Rн) для всех структурных подразделений на предстоящий отчетный период; верхний предел (Rв) может быть установлен в соответствии с прогнозом на предстоящий период. Нижняя граница является исходной величиной для расчета фактического уровня рентабельности (Rф) по структурному подразделению на основе формулы 11:
Rф = Rн k (11)
где Rн — нижняя граница рентабельности;
k — интегральный показатель эффективности деятельно­сти предприятия.
При 100%-ом выполнении плана по всем показателям интегральный показатель k будет равен 1. Т.е. предприятие получит уровень рентабельности Rн (Rф = Rн). Перевыполнение плана по какому-либо показателю автоматически приведет к увеличению фактического уровня рентабельности (но не выше Rв), а невыполнение, соответственно, — к снижению.
Далее выполняется расчет трансфертной цены услуг предприятия по нижеприведенной формуле (12):
n
ТЦ = С (1 + Rф) – L = С (1+ Rн k ) – L = С (1+ Rн ∑wi ki) – L (12)
i=1
где С — себестоимость произведенной продукции (работ, услуг);
L — непроизводительные расходы (в табл. 1 блок «Непроизводительные расходы» представлен в разделе «Внутренние хозяйственные процессы»).
Величина L определяется стоимостной оценкой причиненного ОАО «РЖД» ущерба от нарушений внутренних стандартов и допущенного брака, расходами на устранение отказов пути по вине рельсосварочного предприятия, упущенными выгодами в связи с простоем оборудования.
Следует также обратить внимание и на расчет самой себестоимости услуг (продукции). Согласно применяемой в ОАО «РЖД» методике распределения затрат по видам деятельности часть общепроизводственных и общехозяйственных затрат относится непосредственно на статьи специфических расходов структурных подразделений, формируя таким образом себестоимость услуг (продукции), которую лишь условно можно назвать полной, поскольку в ее составе отражены не все постоянные затраты. Другая часть затрат по счетам 25 («Общепроизводственные расходы») и 26 («Общехозяйственные расходы») относится непосредственно на виды деятельности и передается по внутрихозяйственному расчету в вышестоящее подразделение с последующим отнесением их на уровне филиала ОАО «РЖД» (или ОАО «РЖД» в целом) на виды деятельности. Таким образом, на уровне структурного подразделения себестоимость формируется только по тем расходам, которые находятся в зоне ответственности конкретного руководителя.
По видам деятельности, имеющим аналоги на рынке и осуществляемым как для собственных нужд, так и для сторонних потребителей расчет трансфертных цен основан на рыночных ценах, уменьшенных на величину расходов, связанных с продажей аналогичного товара на рынке. Выручку по ПВД следует перечислять на расчетные счета структурных подразделений, открытые по месту их нахождения, для финансирования их текущей и инвестиционной деятельности.
В условиях реформирования железнодорожной отрасли и её перехода на новую модель управления всеми видами ресурсов все более актуальными становятся вопросы оценки эффективности деятельности структурных подразделений. Построение системы показателей эффективности деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД» и расчет на их основе интегрального показателя позволит не только объективно оценить результаты работы каждого подразделения, но и их вклад в достижение общего результата, а, следовательно, усовершенствовать инструменты мотивации руководителей и работников подразделений.


Литература
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. — М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2002. — 528 с.
2. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners; Пер. с нем. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 269 с. — (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
3. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. В.Б. Боброва. — М.: Изд-во «Прогресс», 1991. — 790 с.
4. Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс. — СИРИН, 1998. — 302 с.
5. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. — 274 с.
6. Федоров Е.А. Управленческий учет на предприятиях железнодорожного транспорта: Учебное пособие для вузов железнодорожного транспорта. — М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. — 230 с.
7. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер. с англ.; Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 417 с.
8. Чипига Н.П., Дудкевич О.А. Финансы предприятий железнодорожного транспорта: Учеб. особие. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. — 76 с.
9. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. Транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Д. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидус, М.Ф. Трихункова. — М.: УМЦ ЖДТ, 2006. — 801 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия