Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Гайсенок В. В.
аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Учет затрат и применение бюджетирования на специализированных предприятиях по уборке территорий
В статье исследуются теоретические вопросы, связанные с развитием бухгалтерского учета и применением его в системе управления специализированным предприятием. Исследуются теоретические аспекты бюджетирования с позиции его содержания и выполняемых функций. Предлагается применение учетной информации при организации бюджетирования, которое рассматривается как одно из направлений управленческого учета
Ключевые слова: бухгалтерский учет, затраты, специализированное предприятие, бюджетирование, уборка территории
УДК 657; ББК 65.052

Основой рационального управления специализированным предприятиями является ведение финансового бухгалтерского учета, который базируется на использовании общих стандартов существующих на всех предприятиях, но в то же время нельзя игнорировать другие виды управленческого учета, направленного для решения соответствующих задач, связанных с конкурентоспособностью на рынке и минимизации затрат. Учет развивается как наука
в общей экономической теории и как часть единой учетно-информационной системы, в которую включаются финансовый, статистический, управленческий, налоговый, а также стратегический, экологический учет, оперативно-технический, корпоративный и другие виды учетов, каждый из которых имеет свое содержание и цель. Единство этой системы строится на основе первичного учета как источника данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями каждого вида учета. Вместе с тем, гармоничное развитие учета возможно при определении целей и задач, которые перед ним выдвигают те же заинтересованные пользователи [6, с. 177].
Бухгалтерский учет сегодня обладает всеми основополагающими признаками развитой науки: предметной областью, понятийным аппаратом, организованным в теорию, набором методов представления данных, широтой сферы интересов к информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Он рассматривается как область согласования интересов государства и бизнеса [6, с.177]. Поэтому для отраслей экономики и конкретных предприятий правильно поставленный бухгалтерский учет предоставляет необходимую информацию для управления.
В каждом конкретном специализированном предприятии бухгалтерский учет, организуется в зависимости от специфических технологических особенностей, наличия подвижного состава, а также клиентов-потребителей специальных перевозок. В этих условиях возникают у специализированных предприятий проблемные вопросы, связанные с удовлетворением в перевозках, но при этом получение, соответствующих результатов в виде экономической выгоды.
Как было отмечено ранее для целей управления, применяются и другие виды учета, методика сбора и обработки информации которых неразрывно связана с финансовым (бухгалтерским) учетом. В настоящее время в связи с переходом к рыночной экономике произошло переосмысление места и роли управленческого учета, среди которых особое значение имеет бюджетирование. Термин «бюджетирование» имеет глубокие исторические корни, но, несмотря на это в экономической литературе однозначного подхода к определению бюджетирования нет (табл. 1).

Таблица 1
Определение содержания понятия бюджетирование в экономической литературе и научных исследованиях
АвторОпределение содержания понятия бюджетирование
Аврова И.А. [1, с.127]Метод краткосрочного проектирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за их исполнение
Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. [2, с.60–61]Процесс разработки и составления бюджетов в соответствие с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации и является как инструментом планирования, так и контроля
Бурцев В.В. [3, с.10]Система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами
Волкова О.Н. [4, с.41]Процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов и показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей
Воронченко Т.В. [5, с.3]Процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем и оформлены в виде системы бюджетов
Ивашкевич В.Б. [7, с.449].Информационная система внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами
Осипова О.П. [9, с.174]Инструмент финансового контроля за деятельностью организаций, направленный на выполнение следующих задач: авторизации расходования средств на уровне менеджеров отделов, измерение эффективности функционирования отделов путем четкого определения конечной цели
Политковская И.В., Ермилова Н.П. [10, с.35]Интегрированный процесс, включающий: составление бюджетов для каждого подразделения; разработку финансовой структуры предприятия и системы материальной мотивации персонала; текущий контроль исполнения бюджетов; учет отклонений фактических показателей от заложенных в бюджет; анализ причин существенных отклонений и принятие мер по их ликвидации
Попова Л.В., Константинов В.А. [11, с.8]Распределенная система согласованного управления деятельностью подразделений предприятия
Савченко О.С. [12, с.7]Распределенная система согласованного управления деятельностью предприятия
Супрунова Е.А., Миерманова С.Т. [13, с.27]Технология бюджетирования во времени — это непрерывный «трехкратный « цикл, где планирование на следующий период производится на основе план-факт — анализа исполнения бюджета отчетного периода
Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. [14, с.25–26]С одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами
Щиборщ К.В. [16, с.8]Процесс составления и реализации данного документа (бюджета) в практической деятельности компании
Ноrvath&Partners [15, с.140]Процесс составление, принятие, контроль и анализ отклонений бюджета

Таблица показывает, что каждый из авторов вносит в определение понятия бюджетирования свою точку зрения или уточняет и дополняет его содержание. Единство состоит в том, что это процесс, связанный с планированием, контролем, анализом деятельности организации. В табл. 2 приводятся дополнения и уточнения понятия бюджетирование в экономической литературе и научных исследованиях.

Таблица 2
Существенные уточнения понятия бюджетирования в научной литературе
Уточнения и дополнения содержания понятия бюджетированияАвторы
Аврова И.А.
[1, с.127]
Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. [2, с.60–61]Бурцев В.В. [3,с.10]Волкова О.Н.
[4, с.41]
Воронченко Т.В. [5, с.3]Ивашкевич В.Б.
[7, с.449].
Осипова О.П.
[9, с.174]
Попова Л.В., Константинов В.А.
[11, с.8]
Савченко О.С.
[12, с.7]
Полит-ковская И.В. [10, с.35]Хруцкий В.Е.
[14, с.25–26]
Щиборщ К.В.
[16, с.8]
Ноrvath & Partners [15, с.140]
Метод краткосрочного проектирования+
Процесс разработки+
Система краткосрочного планирования+
Процесс согласованного планирования+
Процесс определения действий+
Информационная система+
Инструмент финансового контроля+
Распределенная система++
Интегрированный процесс+
Процесс составления+++
Управленческая технология+
Процесс бюджетирования+


Данные таблицы свидетельствуют о различных аспектах бюджетирования, что позволяет сделать вывод о проблемности и его дальнейшем развитии. Об этом свидетельствуют позиции экономистов, которые выделяют следующие четыре идеологии:
тотальное бюджетирование, которое предполагает регулярное планирование всех реализуемых предприятий функций;
необходимое бюджетирование, когда на предприятии регулярно составляется ровно столько операционных бюджетов, сколько нужно для расчета итоговых финансовых бюджетов;
минимальное бюджетирование, когда на предприятии осуществляется только финансовое планирование, т.е. составляются три финансовых бюджета, исходная информация для которых может быть получена из отчетов за предыдущий период, договоров с поставщиками и покупателями и других источников;
бюджетирование доходов и расходов в соответствие с чем на предприятии составляется один бюджет — бюджет доходов и расходов на год с поквартальной разбивкой [13, с. 25–26].
Таким образом, бюджетирование может применяться в зависимости от видов деятельности и бизнес-процессов и рассматриваться в обобщающих и детализированных показателях.
А.А. Максютов выделяет три метода управления ресурсами: реактивный, нормативный, бюджетный. Нормативный метод управления финансами осуществляется на основе заранее разработанной системе норм и нормативов по широкому кругу материальных, трудовых, финансовых и других производственно-технологических факторов. По возникшим отклонениям немедленно проводиться анализ, выявляются причины, разрабатываются мероприятия по их ликвидации. В этой ситуации рассматривается ресурсный подход [8, с. 30]. Таким образом, бюджеты могут строиться с одной стороны, в зависимости от имеющихся ресурсов, а с другой — исходя из объемных показателей, а в третьих — в зависимости от выделяемого финансирования. При этих подходах учетная информация необходима для построения любого из названных видов бюджетов.
При реактивном методе менеджеры реагируют на протекающие производственные процессы. Сложные производственные ситуации, сбои, кризисы, спады продаж и т.д., которые уже произошли, решаются методами авралов. Все это способствует дестабилизации работы компании, потери ее места на рынке, ухудшению внутренней обстановки и приводит к снижению эффективности деятельности. При бюджетном методе благодаря факторам финансового развития бизнеса резко повышается управляемость, персонал знает требования руководителя и срок оплаты долгов [8, с. 30]. Поскольку контрольная функция учета позволяет адекватно реагировать на возникающие отклонения, в системе бюджетирования можно построить различные учетные модели, содержащие детализированные показатели. Например, отклонения при потреблении ГСМ по всем выполняемым операциям.
Одновременно при определении понятия «бюджетирование» ученые недостаточно уделяют внимания исходной или первичной информации для учета исполнения бюджета и его контроля. Для этих целей данная информация содержится в бухгалтерском учете и используется при бюджетировании, начиная с момента составления бюджета (применение базовых параметров) и заканчивая его исполнением (фактических данных), включая учет отклонений.

Таблица 3
Виды работ по санитарной очистке городов
Виды работ (операций)Сезон (период)
Подметание проезжей части улицыАпрель-Октябрь
Подметание лотков проезжей части улицыАпрель-Октябрь
Мойка проезжей части улицыАпрель-Сентябрь
Мойка лотков проезжей части улицыАпрель-Сентябрь
Полив проезжей части улицыАпрель-Сентябрь
Полив растенийМай-Сентябрь
Обеспыливание дорожного покрытияАпрель-Сентябрь
Покос травыИюнь-Август
Срезка кустарников и мелколесьяАпрель-Октябрь
Очистка и промывка канав, кюветов, водопропускных труб, опорных частей мостов и путепроводовАпрель-Сентябрь
Очистка полосы отвода, разделительной полосы, обочин и откосов от мусораАпрель-Сентябрь
Распределение средств химической борьбы с нежелательной растительностьюМай-Сентябрь
Вывоз снегаЯнварь-Декабрь
Вывоз скошенной травыИюнь-Сентябрь
Вывоз твердых бытовых отходовЯнварь-Декабрь
Вывоз промышленных отходовЯнварь-Декабрь
Вывоз шинЯнварь-Декабрь
Вывоз маселЯнварь-Декабрь
Ликвидация несанкционированных свалокЯнварь-Декабрь
Очистка проезжей части, обочин, стоянок, автобусных остановок, тротуаров и проходов от снегаНоябрь-Март
Сгребание и подметание снега с проезжей части улицыНоябрь-Март
Уборка валов сметенного снега перед и за ограждениямиНоябрь-Март
Распределение противогололедных твердых и жидких материаловНоябрь-Февраль
Срезка уплотненного слоя на полосе накатаНоябрь-Февраль
Погрузка снегаНоябрь-Февраль
Вывоз снегаНоябрь-Февраль

Построение системы бюджетирования на специализированных предприятиях имеет специфические особенности. Предприятия, занимающиеся уборкой, обеспечением чистоты и порядка на территории города, руководствуются едиными правилами. Объектами благоустройства являются искусственные покрытия поверхности земельных участков в жилых и рекреакционных зонах, в том числе улицы, площади, проезды, дороги, скверы, хозяйственные площадки, площадки для выгула животных и другие. Таким образом, территориальные объекты остаются неизменными для осуществления уборочных работ, которые в свою очередь носят цикличный характер.
Анализ таблицы показывает, что работы по санитарной очистке территорий городов имеют ярко выраженный цикличный характер, что. позволяет рационально построить бюджеты по каждому направлению в разрезе видов работ (операций), доходов и расходов с учетом отклонений.
Предлагается как учет, так и планирование осуществлять по каждой i-той операции. Для системы планирования принципиальная схема учета доходов по каждой операции (Д) примет вид:
Дi = Кi × Сbi × Кk (1)
где Дi — доходы, по i-й операции;
Кi — количество предполагаемых услуг по i-й операции;
Сbi — базовые доходы (тарифы) по i-й операции;
Кk — корректирующий коэффициент на период по сравнению с базовым.

Учет фактических доходов будет организован по каждой операции на основании путевых листов и актов на выполненные работы, применяемые в бухгалтерском учете.
Расчет затрат по каждому виду работ (операций) Зi, осуществляемых при санитарной очистке города по следующей формуле:
Зi = Ki × Cbi × Kk (2)
где Зi — общая сумма затрат по i-му виду работ;
Ki — объем (количество) выполняемых работ по i-му виду операции;
Cbi — базовая себестоимость каждого вида работ прошлого периода;
Kk — корректирующий коэффициент, отражающий колебание уровня цен и оплаты труда.
Учет фактических расходов будет организован по каждой операции на основании первичных документов: путевых листов, ведомостей по заработной плате, накладной на материалы. С развитием городской инфраструктуры и расширением площадей под застройку, возрастает не только объем отходов, но и увеличиваются расстояния до места их вывоза в места утилизации. Как следствие, увеличивается пробег мусоровозов, расход топлива, что приводит к росту затрат на санитарную очистку городов. Специализированный подвижной состав имеет более высокую стоимость, по сравнению с другими автотранспортными средствами, а, следовательно, и более высокие амортизационные отчисления. Затраты на техническое обслуживание и ремонт специализированного подвижного состава отличаются существенными расходами. Также значительное влияние на организацию всего перевозочного процесса и санитарной очистки территорий, оказывают внедрение новых технологий. Поэтому важное значение для повышения эффективности работы и конкурентоспособности специализированных автотранспортных предприятий имеет решение задачи, связанной с совершенствованием системы управления предприятия. Выполнение услуг по санитарной очистке территорий осуществляется за счет средств местного, регионального и республиканского бюджетов.
Следовательно, бюджетирование как метод управления за свой цикл выполняет несколько важных функций: планирование, учет, контроль и анализ конкретных бюджетов по выполняемым объектам с учетом меняющихся условий. Здесь для специализированных автотранспортных предприятий показатели продаж, доходов и расходов, то есть формирующие прибыль должны быть взаимоувязаны по соответствующим периодам.
Для специализированных предприятий следует рассматривать рациональный подход к технологии методов сбора и оценки, получаемой информации для принятия управленческих решений, а также к решению внутрифирменных задач, связанных с развитием предприятия и его конкурентоспособностью на рынке. Система бюджетирования, является комплексным инструментом, который охватывает и координирует основные стороны деятельности предприятия, а также направлена на концепцию его стратегического развития. В связи с растущими требованиями повышения качества жизни и бурным развитием новых технологий происходят масштабные изменения в содержании, составе, характере и структуре затрат, которые сопровождаются ростом издержек, не связанных с ростом объемов перевозимых специальных грузов. Для целей оптимизации работы специализированных автотранспортных предприятий и оперативного управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, необходима разработка операционного бюджета, который состоит из бюджета продаж; бюджета управленческих и коммерческих расходов; бюджета себестоимости реализованных услуг; бюджета прямых затрат сырья и материалов; бюджета прямых затрат труда; бюджета переменных накладных расходов. Полагаем, что бюджетирование на специализированном предприятии необходимо организовать с помощью моделирования, принимая во внимание сезонные условия. Вместе с этим в каждом текущем периоде данные исполнения бюджетов должны давать обоснованную оценку в части доходов, необходимых затрат основных видов ресурсов и их использования для целей формирования конечного финансового результата.
Для учета специфики работы специализированных предприятий необходимо сформировать совокупность взаимосвязанных показателей, всесторонне отображающих процесс работы специализированных транспортных предприятий, который образует систему показателей для построения бюджетирования. В различной экономической литературе приводится множество подходов к разработке методик для решения задач связанных с управлением грузовыми автотранспортными предприятиями.
В зависимости от критериев портфеля клиентов в специализированных предприятиях бюджет доходов строится по видам конкретных перевозок и сопутствующих услуг, включая удаление мусора, снега и их транспортировку. Их вывоз за территорию городских улиц требует учета, как применения определенных видов техники, так и дальности перевозки. При построении бюджета затрат автотранспортные предприятия проводят оценку своей деятельности с помощью экономических и технико-эксплуатационных показателей. Это необходимо потому, что экономические показатели позволяют в денежном выражении определить затраты на производство и себестоимость оказываемых услуг, а технико-эксплуатационные оценить степень готовности подвижного состава к выполнению работ. В ряде научных изданий предлагается оценку их эффективности рассматривать в заданных условиях эксплуатации и определять по трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости перевозок.


Литература
1. Аврова И.А. Управленческий учет. — М.: Бератор-паблишинг, 2007. — 324 с.
2. Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А. Основы управленческого учета / Под общ. ред. Н.А. Адамова. — СПб.: Питер, 2005. — 112 с.
3. Бурцев В.В. Через бюджетирование к эффективному менеджменту // Финансовый менеджмент. — 2005. — № 1.
4. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 272 с.
5. Воронченко Т.В. Методические и практические аспекты // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2010. — № 1.
6. Гульпенко К.В., Тумашик Н.В. Теоретические аспекты развития учета // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4. — С. 177–181.
7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов.- М.: Юристъ, 2003. — 618 с.
8. Макеев В.А. Повышение эффективности управленческих решений в условиях бюджетирования: монография / В.А. Макеев, М.В. Евлахов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. — Ростов н/Д, 2007. — 108 с.
9. Осипова О.П. Управленческий учет. — М.: Изд-во «Экзамен», 2002. — 210 с.
10. Политковская И.В., Ермилова Н.П. Актуальность применения современных технологий управления финансами // Автотранспортное предприятие. — 2006. — № 9.
11. Попова Л.В., Константинов В.А. Бюджетирование на микро- и макроуровне: учебное пособие. — М.: Дело и Сервис, 2009. — 288 с.
12. Савченко О.С. Методические основы разработки бюджета страховой организации //Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. — 2009. — № 2.
13. Супрунова Е.А., Миерманова С.Т. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в автотранспорте: учебное пособие. — Омск: Изд-во ИП Погорелова Е.В., 2009. — 258 с.
14. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 464 с.
15. Концепция котроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Ноrvath&Partners; пер. с нем. — 4-е изд. — М.: Альпина Паблишерз, 2009.
16. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2005. — 592 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия