Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Конягина М. Н.
доцент кафедры банковского дела Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Коммуникационное моделирование в системе повышения эффективности банковского менеджмента
В статье представлено авторское видение организации электронных коммуникаций в системе корпоративных отношений банка. Предлагаемый подход учитывает интересы различных групп участников этих отношений, что позволяет организовать информационные потоки, улучшить управляемость и адаптивность банка, повысить его эффективность
Ключевые слова: коммерческий банк, корпоративное управление, стратегическое управление, коммуникационный инжиниринг, каналы коммуникаций, банковский менеджмент
УДК 336.713; ББК 65.262.1

Современный мир, охваченный глобализацией в самых разнообразных сферах и перенесший весомую часть деятельности в информационное пространство, характеризуется высокой степенью влияния характера отношений субъектов на цели и решения, принимаемые в процессе их жизнедеятельности. Планы и стратегии принимаются или отвергаются исходя из приоритета отношений. При этом успех напрямую зависит от верного выбора отношений из множества возможных. «Особенностью постиндустриальных (информационной и микробиологической) эпох является «стабильная нестабильность», вызванная лавинообразным внедрением информационных и телекоммуникационных технологий, увеличивающих способность субъектов экономики к взаимодействию» [1, с.14]. Для современных коммерческих банков отношения играют решающую роль на каждом этапе их жизненного цикла.
Система корпоративных отношений в банковском секторе экономики представляет собой множество связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений, дающих эффект синергии, которые урегулированы принятым банком корпоративным управлением и подчинены одной или нескольким общим целям, достигаемым в процессе развития коммерческого банка. Синергетический эффект корпоративных отношений проявляется, в частности, в виде значения и динамики финансового результата и рыночной стоимости участников корпоративных отношений, а также в отдельных случаях в социально-экономической эффективности деятельности банка. Причем своего наилучшего результата он достигает благодаря оптимальности структуры системы корпоративных отношений, сформированной в конкретном периоде.
Для того чтобы описать структуру системы корпоративных отношений, конкретизировать ее участников в рамках теории фирмы как совокупности контрактов [3, с.117–119], предложенной Йенсеном и Меклингом, представим банк как центральный элемент системы социально-экономических отношений, изображённой на рис.1. Однако за последние более чем 30 лет технологии и экономика развивались с постоянным ускорением, а экономические отношения приобретали новые черты. Это потребовало некоторого пересмотра и развития отдельных аспектов теории Йенсена и Меклинга.
Рис. 1. Система социально-экономических отношений во внешней и внутренней среде банка
Составлено автором
В частности, потребовалось, как показано в табл. 1, проводить новую классификацию отношений, в которые вступает банк в процессе хозяйственной деятельности. Определение отношений имеет большое значение для развития практики банковского дела, т.к. на его базе могут разрабатываться сугубо специальные электронные каналы коммуникаций. Последние могут стать значительным этапом в развитии инфраструктуры банковского бизнеса и корпоративной инфраструктуры банков.

Таблица 1
Классификация отношений, в которые вступает банк в процессе хозяйственной деятельности
Название отношенийСокращениеОписание
Банк клиенту
(Bank-to-Client)
В2СОтношения по привлечению и обслуживанию клиентов банка.
Банк контрагенту
(Bank-to-Business)
B2BОтношения, обеспечивающие банку полноценное ведение бизнеса с предоставлением широкого и современного спектра услуг разным категориям клиентов.
Банк служащим
(Bank-to-Employees)
В2ЕШирокий спектр отношений банка, как организации, с его работниками на предмет обеспечения должных условий труда, его оплаты, повышения квалификации, защиты прав и интересов.
Банк регуляторам
(Bank-to-Regulators)
B2RОтношения, обеспечивающие легитимность бизнеса банка: исполнение банком требований регулятора в начале функционирования банка и его структурных подразделений, обязательств в отношении отчетности, исполнений требований и нормативов, обеспечение условий проведения проверок и прочие.
Банк фискальным органам (Bank-to-Fiscal Authorities)B2FОтношения, касающиеся уплаты налогов и предоставления отчетности по ним
Банк собственникам (Bank-to-Owners)B2OОтношения с владельцами акций и долей банка на предмет удовлетворения их интересов, раскрытия информации и исполнения других прав, а также для исполнения собственниками их обязательств в отношении банка.
Банк кредиторам
(Bank-to-Lenders)
B2LОтношения с кредиторами, обеспечивающие удовлетворение потребностей банка в ликвидных средствах, а также приемлемые условия по исполнению обязательств.
Банк обществу
(Bank-to-Society)
B2SОтношения банка с общественностью, формирующие его образ и статус в рамках национальной экономики, а также его положение на международном рынке.
Банк менеджерам
(Bank-to-Management)
B2MОтношения банка и его менеджмента на предмет объема делегированных им полномочий, формирования условий труда, мотивации, социальной защиты и прочего.


Важно отметить, что в ряде случаев один участник социально-экономических отношений с банком может выступать одновременно в разных ролях: регулятор и кредитор, акционер и клиент, контрагент и кредитор. Поэтому для выделения корпоративных отношений из всей массы социально-экономических необходимо четко видеть наличие основных характеристик корпоративных отношений. Так наличие взаимосвязанных с банком организаций заставляет отдельно выделить отношения, которые можно назвать «Банк — связанным организациям» (Bank-to- Incorporated Business (В2Вinc)), а присутствие стратегических кредиторов, оказывающих влияние на стратегическое управление банком, — «Банк — стратегическим кредиторам» (Bank-to- Incorporated Lenders (B2Linc)).
Все отношения, изображенные на рис. 1, можно разделить на три блока (А–В–С).
А. Отношения с государственными органами и обществом, клиентами, не преследующими иных имущественных интересов, кроме интересов в рамках предоставляемого банковского обслуживания, мелкими кредиторами. Такие отношения формируются исходя из законов, нормативных актов, сложившихся традиций и правил, на которые банк кардинально повлиять не может. Сочетание условий, сформированных этими участниками внешних отношений, оказывает серьезное влияние на субъекты корпоративных отношений, их экономическое и социальное поведение, а также непосредственно на отношения субъектов корпоративных отношений. Самое сильное влияние осуществляется посредством законов, налоговых требований рыночного ажиотажа и иных подобных явлений. Участников внешней среды корпоративных отношений можно условно объединить в блок «Рынок».
В. Отношения, выстраиваемые банком с корпоративными субъектами, не относящимися к их внутренней среде. Это чаще юридические лица и гораздо реже физические лица, не относящиеся к числу акционеров, менеджеров и служащих банка. Традиционно это дочерние и зависимые организации, компании, акции или доли которых принадлежат акционерам банка и сотрудничающие с банком. К числу таких лиц могут относиться, по примеру Германии и некоторых других стран, крупные кредиторы и иные участники корпоративных отношений. Именно успех в таких отношениях позволяет их участникам не только добиться хороших финансовых результатов, повышения рыночной стоимости компаний, но усилить их роль на рынке, что позволяет говорить об особом влиянии именно корпоративных структур на рынок, однако не влекущих кардинальных изменений в коротком периоде.
Традиционно это «эффект мультипликатора», т.е. стимулирующее воздействие одних секторов экономики на все другие секторы и на экономику в целом. Он проявляется, в зависимости от специфики корпоративных отношений, в повышении доходов населения, организации пенсионных и социальных программ, выполнении госзаказов, доходах бюджета, поступлении информации (возможности дублированного контроля), а также макроэкономический эффект (увеличение темпов роста ВНП, укрепление национальной валюты, стабилизация экономики, укрепление и увеличение среднего класса населения и т.д.). Пользуясь аналогией с определением «контрагенты» (лат. contrahens — договаривающийся), т.е. «лица, учреждения, организации, связанные обязательствами по общему договору, сотрудничающие в процессе выполнения договора» [2]. Этот блок условно можно назвать «Корпоративные контрагенты».
С. Отношения внутри банка, как субъекта корпоративных отношений, во внутренней среде которого также развиваются отношения, в том числе корпоративные.
Весь перечисленный спектр отношений в условиях современной экономики обязательно должен быть привязан к системам коммуникаций. Уровень развития самых разнообразных коммуникаций сегодня достаточно широк и связан с возможностью и необходимостью передачи информации между субъектами отношений. Так, например, для информирования клиентов банки уже ни один век используют почтовые отправления, телефонную связь. Весьма действенным способом коммуникации с разными группами субъектов экономических отношений признается личная встреча. Весь спектр используемых в современном мире коммуникаций можно перечислять долго. Однако в системе самых разнообразных каналов коммуникаций, давно известных и освоенных, а также относительно новых, мы особо выделяем подсистему электронных каналов коммуникаций, за которыми, на наш взгляд, стоит будущее развития обмена информацией.
Традиционно электронные коммуникации сводятся к использованию компьютерных сетей в целях повышения эффективности деятельности банка за счет уменьшения затрат, увеличения доли рынка, улучшения обслуживания и ускорения предоставления банковских продуктов и оказания услуг, а также обмена информации для повышения оперативности принятия решений. Существование электронных коммуникаций облегчается наличием электронных денег, позволяющих, завоевывать рынок, что приобретает особое значение в банковском бизнесе. Электронное банковское обслуживание может рассматриваться как одна из форм электронной торговли. В соответствии с уже упомянутой теорией Йенсена и Меклинга, электронная торговля — это овладение информационными технологиями для повышения эффективности коммуникативного процесса и процесса проведения транзакций. Иными словами, это комплекс каналов коммуникаций, ориентированных на разнообразные типы отношений, к которым эти каналы приспособлены, и предназначенных для адресной передачи информации, распространения продуктов и услуг.
Таблица 2
Описание электронных каналов коммуникаций для обслуживания корпоративной структуры банка
Составлено автором.
В табл. 2 дано описание подсистемы электронных каналов коммуникаций, обслуживающих разнообразные отношения банка, как корпоративной структуры. Именно на этот элемент корпоративной инфраструктуры возлагаются современниками надежды сделать наиболее эффективным взаимодействие банка и других элементов инфраструктуры корпоративных отношений с участием банков.
Электронную торговлю банков можно упрощенно представить следующим образом. Банки получают электронные финансовые документы от заемщиков, владельцев счетов (предприятий), осуществляют электронное обслуживание розничных клиентов, заполняют электронные формуляры и отвечают на запросы регуляторов, посредством электронной почты общаются с акционерами, кредиторами и служащими. Также банки как полноценные участники финансового рынка работают в сфере электронных финансов, совершают операции на мировых рынках с акциями, облигациями и прочими ценными бумагами, денежными ресурсами, используя новейшие компьютерные технологии.
Анализ роли коммуникаций с использованием информационных технологий в деятельности коммерческих банков позволяет установить, что эти технологии повышают их транспарентность, поскольку электронные отчеты поступают к держателям акций и облигаций, как правило, быстрее, чем бумажные. Заметим, однако, что скорость поступления информации не означает достоверность самой информации. Акционеры и кредиторы должны следить, чтобы получаемые сведения были аутентичными и точными. Если процесс передачи данных был проведен надлежащим образом, а сами сведения исходят от менеджеров или директоров, к информации, скорее всего, можно отнестись с доверием.
Однако, по нашему мнению, электронные коммуникации в банковском деле необходимо рассматривать шире, чем просто электронную торговлю. Информационные технологии позволяют менеджерам банка более успешно управлять (т.е. осуществлять внутри корпорации отношения типа В2Е и B2Binc) и реализовывать банковские услуги и продукты (т.е. устанавливать с партнерами отношения типа В2С). Подобно фирмам, работающим в области телекоммуникаций и консалтинга, банки занимаются сбором, поставкой, анализом и хранением информации. Чем более эффективно банк справляется с этой задачей, тем лучше налажена его повседневная деятельность и тем больший интерес он представляет для существующих и потенциальных клиентов.
Благодаря информационным технологиям упрощается заполнение финансовых формуляров и составление отчетов, а значит, банки могут более эффективно организовать свое общение с регуляторами. Осуществляемые посредством электронных средств связи отношения банков с регуляторами мы обозначаем сокращением В2R (банк—регуляторам). Как известно, отчетность перед регулирующими органами часто воспринимается как своего рода бремя, в сокращении которого заинтересованы менеджеры и директора. Предоставляя регуляторам своевременную информацию, банки получают возможность сократить свои затраты на общение с регулирующими организациями.
Однако существует актуальная проблема связи, доступности субъектов социально-экономических и корпоративных отношений друг для друга. Так мы можем наблюдать отсутствие доступности Интернета в отдельных организациях и принципиальное неприятие новых форм коммуникаций отдельными частными клиентами. Причин тому много, но главные — это проблемы защиты информации, отсутствие прозрачности в банковском бизнесе и информационная асимметрия.
На наш взгляд, решающим шагом к преодолению названных проблем может стать индивидуальное проектирование системы коммуникаций банка, учитывающее особенность его социально-экономических и корпоративных отношений. Мы предлагаем рассмотреть этот процесс на примере системы электронных коммуникаций, как наиболее прогрессивной и востребованной сегодня. Однако идея обладает потенциалом вовлечения всего спектра коммуникаций, используемых банком: от Интернета до почты, телефонной связи и личных встреч.
Предлагаемая модель системы электронных каналов коммуникаций для обслуживания корпоративной структуры банка, представленная на рис. 2, может легко быть трансформирована под использование более широкого числа каналов коммуникаций, учитывает весь спектр социально-экономических отношений коммерческого банка и создан с учетом текущего процесса трансформации российских банков в корпоративные структуры. Такой образ является полноценной основой для проектирования системы коммуникаций конкретной кредитной организации.
Процесс проектирования должен осуществляться на основе изучения каждого банка как сложной корпоративной структуры, реализующей в рамках новой сетевой экономики отношения типа В2С, В2В, В2Е, B2O, B2L, B2S, B2F и В2R. Выделенные же типы электронных каналов коммуникаций (I1, I2, I3, S1 и S2) предполагают разработку отдельных программных продуктов для обслуживания соответствующих типов каналов для обеспечения защиты циркулирующей по ним информации с учетом приоритета интересов субъектов корпоративных отношений, принятых в конкретном банке или определенных институциональными рамками в стране. Так во многих российских банках типы каналов I2 и S1 программными продуктами уже отчасти обеспечены.
Безусловно, одного процесса проектирования системы коммуникаций недостаточно. Необходимо постоянное управление данными процессами, что возлагается на плечи банковского менеджмента. Именно сочетание индивидуального проектирования системы электронных коммуникаций или более широкой коммуникационной системы банка с необходимостью постоянного управления ею дает право говорить о коммуникационном инжиниринге в кредитной организации.
Современные информационные технологии и уровень развития коммуникаций позволяют формировать систему каналов коммуникаций, ориентированную именно на модель корпоративного управления, распространенную или формирующуюся в стране. Это важно как с позиции повышения прозрачности банковской деятельности, управления банками, так и с позиции оперативности и точности распространения информации. В предлагаемой модели системы учтены различия интересов групп участников социально-экономических отношений с банком, заложена возможная трансформация приоритетов исполнения этих интересов. Относительно большое количество типов каналов коммуникаций — шесть — обусловлено двумя потребностями: необходимостью защиты информации и поиском компромиссов в корпоративных конфликтах.
Таким образом, развитие законодательства в области электронных коммуникаций и сертификация программных продуктов позволят избежать информационной асимметрии. Более осведомленные о состоянии банковской отрасли клиенты смогут оптимально выбирать кредитную организацию для обслуживания, что неизбежно усилит конкуренцию между банками. С позиции корпоративной стратегии, это также улучшит позиции коммерческих банков, так как оценка реальных конкурентных преимуществ будет надежнее, повысится скорость прохождения информации и принятия решений, усилятся позиции на рынке корпоративного контроля. А индивидуальное проектирование системы коммуникаций и управление ею позволит акцентировать внимание клиентов на достоинствах банка и сможет способствовать занятию преимущественных позиций в избранных им сегментах рынка финансовых услуг.
Рис. 2. Модель системы электронных каналов коммуникаций для обслуживания корпоративной структуры банка
Составлено автором


Литература
1. Поморина М.А. Концепция финансового управления в системе стратегического менеджмента банка: Дис. докт. экон. наук. 08.00.10. — М.: Гос. ун-т управления, 2009.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. [Электронный ресурс]: http://slovari.yandex.ru/~книги/Экономический%20словарь/
3. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия