Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Дабиев Д. Ф.
заведующий лабораторией региональной экономики
Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),
кандидат экономических наук

Лебедев В. И.
директор Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),
доктор геолого-минералогических наук


О механизмах государственно-частного партнерства при освоении минерально-сырьевого потенциала в Туве
В статье предложены проекты, которые можно реализовать на основе государственно-частного партнерства на территории республики, что позволит увеличить объемы приграничной торговли между Тывой и Монголией, создать новые рабочие места в Республике Тыва и Монголии, увеличить бюджетные поступления в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты Республики Тыва. Для улучшения инвестиционного климата на территории Республики Тыва и ее приграничных территорий предлагается «Модельная программа улучшения инвестиционного климата в Республике Тыва»
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, минерально-сырьевой потенциал, приграничная торговля, модельная программа, особый эколого-экономический режим, природопользование
УДК 332.025.12; 332.330.15; ББК 65.04

Существуют различные формы государственно-частного партнерства, наиболее распространенными из которых являются: контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, поставка продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, контракты на управление, лизинг (аренда), соглашение о разделе продукции, инвестиционные контракты, концессии, акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях [1].
Даются различные определения термина государственно-частное партнерство, например, «...государственное частное партнерство рассматривается как взаимовыгодное стратегическое средне- и долгосрочное сотрудничество между государством (и/или муниципальными образованиями) и негосударственными хозяйствующим субъектом (лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью), основанное на разделении рисков и выгод между ними и направленное на реализацию общественно-полезных задач и функций» [9].
Наиболее полное, на наш взгляд, определение понятия государственно-частного партнерства дает В.Г. Варнавский, который определяет его как институциональный и организационный альянс между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государством и муниципальными образованиями, в целях реализации национальных и международных, масштабных и сравнительно небольших, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг [2]. Таким образом, В.Г. Варнавский подчеркивает, что главной целью государственно-частного партнерства является общественная значимость проекта, которая не зависит от масштабов или вида деятельности проекта. Понятно, что строительство железных и автомобильных дорог, линий электропередач, морских и речных портов и других не менее важных объектов инфраструктуры территорий вне зависимости от их уровня имеют не только стратегическое и экономическое значение, но и огромное социальное значение. И в такие проекты государство обязано вкладывать финансовые средства, используя различные механизмы инвестирования, в том числе и механизм государственно-частного партнерства (ГЧП).
В настоящее время существуют различные подходы к классификации ГЧП, однако эксперты различают с одной стороны ГЧП-институты, к которым относят Инвестиционный фонд, Внешэкономбанк, государственные корпорации и др., с другой стороны ГЧП инструменты — концессионные и инвестиционные соглашения [3].
Наиболее важным и масштабным инструментом государственно-частного партнерства России стал Инвестиционный фонд, сформированный 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» и предназначенный для софинансирования крупных инвестиционных проектов. Согласно постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» для проектов, имеющих общегосударственное значение, стоимость проектов должна быть не менее 5 млрд руб., для региональных инвестиционных проектов — не менее 500 млн руб.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. № 1708-р Инвестиционным фондом были поддержаны 11 проектов, имеющих общегосударственное значение. Общая сумма инвестиций проектов составили более 962 млрд руб., из которых 255 млрд руб. — бюджетные ассигнования из Инвестиционного фонда. При этом более половины средств (131,8 млрд руб.), выделенных Инвестиционным фондом, распределены между тремя проектами, общая цель которых — создание транспортной и энергетической инфраструктуры для освоения минерально-сырьевого потенциала регионов.
В табл. 1 даны характеристики инвестиционных проектов в сфере освоения минерально-сырьевого потенциала Сибири, получивших поддержку из Инвестиционного фонда РФ. Проект комплексного развития Нижнего Приангарья является самым крупным из всех проектов, как для частных инвесторов, так и для государства. Согласно паспорта инвестиционного проекта комплексное развитие Нижнего Приангарья будет реализовываться в два этапа. На первом этапе будет создана необходимая инфраструктура для последующего развития промышленности региона, которая включает в себя строительство автодорог, мостовых переходов, железнодорожных линий, линий электропередач. На втором этапе будут построены такие объекты промышленности стратегического назначения как: Богучанская гидроэлектростанция, алюминиевый завод, целлюлозно-бумажный комбинат [8]. Общий объем инвестиционных вложений оценивается в 213,9 млрд руб., из которых государственные вложения из Инвестиционного фонда составят 34,2 млрд руб. Не менее важным является комплексный проект создания транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края. Проектом предусмотрено строительство новой железнодорожной линии по трассе Нарын-Лугокан протяженностью 375 км.

Таблица 1
Характеристика инвестиционных проектов в сфере освоения минерально-сырьевого потенциала Сибири, получивших поддержку Инвестиционного фонда РФ
Наименование проектаТип проектаИнвестор/концессионерВсего, средств, млн руб.Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской федерации, млн руб.Средства инвестора/ концессионера, млн руб.Доля Инвестиционного фонда в инвестиционном проекте, %
1Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской областиИнвестиционный проект, имеющий общегосударственное значениеОткрытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания “Норильский никель”»169107,1848321,00120786,180,29
2Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики ТываИнвестиционный проект, имеющий общегосударственное значениеЗакрытое акционерное общество «Енисейская промышленная компания»131622,149272,6082349,500,37
3Комплексное развитие Нижнего ПриангарьяИнвестиционный проект, имеющий общегосударственное значениеОткрытое акционерное Общество «Корпорация развития Красноярского края»; Открытое акционерное Общество «Русский алюминий»; Открытое акционерное Общество «Федеральная гидрогенерирующая компания»; Внешэкономбанк.21391534223,00179692,000,16

При этом проект будет профинансирован на 69% из Инвестиционного фонда и на 31% из средств ОАО ГМК «Норильский никель». Строительство железнодорожной линии позволит создать ряд горно-обогатительных комбинатов на базе Бугдаинского, Быстринского, Култуминского, Лугоканского и Солонечинского месторождений, лицензия на освоение которых принадлежит ОАО ГМК «Норильский никель».
В табл. 2 представлены характеристики двух наиболее значимых объектов вышеуказанного проекта — Быстринского и Бугдаинского месторождений, годовая производительность которых по руде составляет 10 и 16 млн т соответственно. Эти проекты являются коммерчески эффективными. В результате их реализации будут созданы более 5 тыс. новых рабочих мест, а налоговые поступления в федеральный, региональный и местные бюджеты планируются на уровне 3540 млрд руб.
Реализация всех проектов по освоению минерально-сырьевого потенциала юго-восточной части Забайкальского края позволит создать новый горнопромышленный территориальный комплекс на базе крупных полиметаллических месторождений, вывести Забайкальский край в число основных промышленных регионов России, активизировать хозяйственную деятельность на приграничной территории, сформировать бездотационный бюджет, а также значительно увеличить число новых рабочих мест в регионе.

Таблица 2
Геолого-экономические характеристики освоения Быстринского и Бугдаинского месторождений Забайкальского края [7]
Ед. изм.Быстринское месторождениеБугдаинское месторождение
1. Геологические характеристики: Запасы и ресурсы
Меди,тыс. т3747
Золота, тТ40611,2
Серебро, тТ2468193
Железа, млн тмлн т103
Молибден, тыс. ттыс. т 637
Свинец, тыс. ттыс. т 42
2. Экономические показатели
Годовая производительность ГОКа по руде, тыс. ттыс. т1000016000
Годовая стоимость товарной продукции (с дисконтом к качеству концентрата, в ценах 2006 г.)млн руб.1127414363
Чистая прибыльмлн руб.32194157
Налоговые платежи и отчислениямлн руб.18031737
Федеральныемлн руб.548528
Региональныемлн руб.768740
Местныемлн руб.487469
Создание рабочих местчел.27352334
Рабочиечел.22631900
ИТР и служащиечел.472434

Следует отметить, что проект создания транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края и проект строительства железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва являются наиболее затратными инвестиционными проектами для Инвестиционного фонда, из которого выделено 48,3 и 49,3 млрд руб. бюджетных ассигнований соответственно.
Несмотря на то, что в последние годы наметились сдвиги в развитии института государственно-частного партнерства, существует ряд противоречий в законодательстве, препятствующих развитию механизма ГЧП. Например, федеральное законодательство регламентирует только одну из форм ГЧП — концессионные соглашения. Что касается неконцессионных соглашений, то их реализация ограничивается положениями некоторых нормативно-правовых актов. Например, в соответствии с законом № 94-ФЗ реализация проектов, в которых государство финансирует строительство или эксплуатацию объектов инфраструктуры, должна осуществляться на условиях конкурса, что явно противоречит принципам ГЧП. С другой стороны, в соответствии с Бюджетным кодексом, условием выделения государственных средств частным компаниям является участие государства в их уставных капиталах. Для урегулирования гражданско-правовых отношений в сфере ГЧП некоторые исследователи предлагают не только создать новое отраслевое законодательство, но даже внести изменения в Конституцию Российской Федерации. Однако дело даже не столько в необходимости этих изменений, а в том, что в настоящее время подход государства в сфере законотворчества является по сути коллизионным. Существуют множество разрозненных нормативно правовых актов, которые необходимо кодифицировать. Для этого предлагается, например, разработать ряд договоров, отражающих специфику ГЧП, которые должны войти в ГК РФ [11].
Также необходимо урегулировать вопросы, касающиеся таких сторон ГЧП, как: определение гарантий для инвестора о неизменности условий соглашения со стороны государства; определение источника финансирования непредвиденных расходов, учитывая, что проекты ГЧП являются долгосрочными; судебной защиты и т.д. Кроме того, необходимо уточнить статус хозяйствующего субъекта, контролируемого государством, участвующим в ГЧП. Участие в некоторых проектах таких субъектов как ОАО «РЖД», госкорпораций имеет с одной стороны частный интерес, так как эти учреждения являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. С другой стороны они имеют стратегическое значение для государства и должны выполнять те функции, которыми их наделило государство. Например, в 2009 г. холдинг «Металлоинвест» при поддержке государственной корпорации «Ростехнологии» выиграл инвестиционный конкурс на право добычи крупнейшего в мире Удоканского месторождения [5]. Примечательно, что в основных функциях «Ростехнолгии» не прописано, что корпорация должна содействовать компаниям, работающим в сфере освоения минерально-сырьевой базы. Главной целью создания «Ростехнологий» является содействие предприятиям, работающим в сфере наукоемких отраслей, включая оборонно-промышленный комплекс [10]. И здесь возникает вопрос, нужно ли приписывать подобный альянс государственно-частному партнерству или же это сугубо частная форма сотрудничества?
В табл. 3 представлены проекты, которые можно реализовать на основе государственно-частного партнерства на территории республики. Среди них проект строительства железной дороги по трассе Курагино-Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождений каменных углей, который поддержан Правительством России. Проекты «Строительство автомобильной дороги по трассе Хандагайты-Улангом» и «Создание современного таможенного терминала в Хандагайты», «Глубокая переработка углей Тувы» являются научно-обоснованными предложениями от ТувИКОПР СО РАН [4]. Реализация этих проектов возможна на основе государственно-частного партнерства и позволит: увеличить объемы приграничной торговли между Тывой и Монголией; создать новые рабочие места в Республике Тыва и Монголии; увеличить бюджетные поступления в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты Республики Тыва.

Таблица 3
Проекты, предложенные на основе ГЧП на территории Республики Тыва
ПроектыСтадияФинансированиеСоциально-экономический эффект
Строительство железной дороги по трассе Курагино-Кызыл в увязке с освоением Элегестского месторождений каменных углейСогласованоИнвестиционный фонд РФ (50%), Енисейская промышленная компания (50%)1. Вовлечение Тывы в железнодорожную транспортную инфраструктуры России
2. Создание более 10 тыс. рабочих мест в республике
3. Уменьшение дотационной зависимости РТ от федерального центра
Строительство автомобильной дороги по трассе Хандагайты-УлангомПредложение1. Федеральный бюджет РФ (10%),
2. Консолидированный бюджет РТ (10%),
3. Бюджет Республики Монголии (30%)
4. Коммерческие предприятия Монголии и России (50%)
1. Увеличение объемов приграничной торговли между Тывой и Монголией
2. Создание рабочих мест в Республике Тыва и Монголии
3. Увеличение бюджетных поступлений в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты Республики Тыва
Создание современного таможенного терминала в ХандагайтыПредложение● Федеральный бюджет (30%)
● Республиканский бюджет (20%)
● Коммерческие предприятия России (50%)
1. Увеличение объемов приграничной торговли между Тывой и Монголией
2. Создание рабочих мест в Республике Тыва и Монголии
3. Увеличение бюджетных поступлений в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты Республики Тыва
Глубокая переработка углейПредложение● Федеральный бюджет (50%)
● Коммерческие компании (50%)
1. Увеличение объемов торговли между Тывой, Монголией и Китаем
2. Создание более 40 тыс. рабочих мест
3. Увеличение поступлений в различные уровни бюджета

Для того, чтобы преодолеть не только налоговые, но и нормативно-правовые, административные барьеры между пользователями природных ресурсов и инвесторами, административными и контрольными органами региона и Российской Федерации необходимо создать новые механизмы взаимоотношений, новые «правила игры» с целью превращения депрессивных и отсталых регионов с богатейшими природными ресурсами в экономически самодостаточные и самостоятельные субъекты Российской Федерации. Например, В.И. Лебедев указывает, что для создания благоприятного инвестиционного климата на депрессивной в социально-экономическом отношении территории Республики Тыва целесообразно [6]:
1. Ввести Федеральным Законом «Особый эколого-экономический режим природопользования (ОЭЭРП)» с делегированием федеральных прав органам государственной власти Республики Тыва на владение и пользование (с сохранением прав собственности за федерацией) важными для развития народного хозяйства республики природно-ресурсными объектами.
2. Вторым и необходимым условием повышения инвестиционной привлекательности освоения природно-ресурсных объектов является особый налоговый, а в ряде случаев — и таможенный режим.
Создание ОЭЭРП и особого налогового режима в депрессивном регионе позволило бы в кратчайшие сроки привлечь широкомасштабные инвестиции в горнодобывающую промышленность республики, имеющей богатейшие природные, в том числе и минеральные ресурсы.
Кроме того, предлагается «Модельная программа улучшения инвестиционного климата в Республике Тыва» (далее Модельная программа), основной целью которой является улучшение инвестиционного климата на территории Республики Тыва и ее приграничных территориях, обеспечивающее значительное снижение безработицы в регионе, повышение уровня жизни граждан Республики Тыва и уровня социально-экономического развития республики до среднероссийких показателей. Перечислим основные меры по улучшению инвестиционного климата Республики Тыва, которые предусмотрены в Модельной программе:
● Создание в Республике Тыва постоянно действующего «Инвестиционного совета по улучшению инвестиционного климата по взаимодействию с инвесторами». Совет возглавляет Председатель Правительства Республики Тыва. Состав формируется из представителей малого, среднего и крупного бизнеса по отраслям экономики, представителей научного и экспертного сообщества, а также руководителей профильных органов исполнительной власти Республики Тыва, территориальных органов федеральных органов, а также представителей законодательной власти.
● Создание «Агентства по привлечению инвестиций» (далее Агентство). Основными функциями Агентства являются: регулярный поиск и привлечение инвесторов; обеспечение реализации принципа «одного окна»
● Создание специализированного многоязычного (в том числе и на тувинском языке) интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.
● Создание в Республике Тыва постоянно действующего Наблюдательного совета, направленного против коррупции, клановости местной элиты, рейдерства.
● Создание общественных советов при органах государственного и муниципального контроля (надзора) с целью общественного контроля административной среды и улучшения защищенности бизнеса и инвесторов.
● Принятие инвестиционной декларации и регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего реализацию принципа «одного окна» и сокращение сроков реализации инвестиционного проекта.
● Разработка и принятие Закона Республики Тыва, устанавливающего гарантии безопасности инвестиций и механизмы защиты прав инвесторов по ключевым актуальным рискам.
● Создание транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Республики Тыва. Строительство железной дороги по трассе Курагино-Кызыл, строительство ЛЭП для обеспечения электромощностями крупных объектов минерально-сырьевой базы.
● Формирование благоприятных инвестиционных условий, которые должны включать в себя создание инфраструктурных условий, т.е. максимальное сокращение расходов на инфраструктуру для частных инвесторов.
● Ускорение административных и разрешительных процедур, индивидуальная работа с каждым инвестором путем создания института инвестиционного менеджмента, т.е. для каждого инвестора необходимо выделить команду менеджеров, которые бы реально решали вопросы согласования с представителями различных уровней власти.
● Создание Постоянного фонда Республики Тыва, который будет состоять из Инвестиционного фонда и Фонда поколений. Разработка механизма формирования капитала Постоянного фонда Республики Тыва.
● Разработка моделей финансирования инвестиционных проектов в Республике Тыва с учетом специфики конкретного инвестиционного проекта, определение пропорций и оптимального сочетания различных источников финансирования.
● Формирование регионального плана по созданию крупного агрохолдинга по производству и переработке продукции сельского хозяйства, который должен включать как предприятия работающие в сфере растениеводства и животноводства, так и предприятия переработки продукции сельского хозяйства.
● Формирование регионального плана по созданию туристско-рекреационного комплекса на территории Республики Тыва
● Создание эколого-экономического режима благоприятствования для Республики Тыва, имеющего статус приграничного региона, с целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата, который должен включать в себя ряд налоговых и таможенных льгот для горнодобывающих предприятий на начальном этапе развития (до выхода на проектную мощность).
● Разработка комплекса налоговых льгот для предприятий аграрного и туристско-рекреационного сектора.
● Разработка комплекса налоговых льгот, стимулирующих внедрение использования оборудования и технологий, снижающих негативное воздействие на экологию
● Разработка комплекса налоговых льгот, стимулирующих выполнение программ энергоэффективности, внедрение использования энергосберегающего оборудования и технологий.
● Упрощение в пределах полномочий Республики Тыва визовых и миграционных процедур для иностранных инвесторов и квалифицированной рабочей силы (в особенности для приграничных с Тувой территорий Монголии и Китая). Организация Агентством работы по содействию иностранным инвесторам и специалистам в рамках прорабатываемых и реализуемых инвестиций.
● Перепрофилирование учреждений начального и среднего специального образования в целях обеспечения специалистами крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Тыва (строительство железной дороги по трассе Курагино-Кызыл, освоение месторождений Улуг-Хемского бассейна каменных углей, освоение месторождений цветных металлов и др.)
● Организация филиалов университетов горного и геологического профиля по специальностям «Шахтное и подземное строительство», «Открытые горные работы», «Экономика и управление на предприятии (в горной промышленности и геологоразведке)» и др.
● Создание на базе инженерно-технического факультета ТывГУ кафедры горного дела.
Эти и другие мероприятия Модельной программы должны обеспечить выполнение таких задач, как: формирование механизмов административной, инфраструктурной, финансовой поддержки инвестиций; снижение административных барьеров; формирование особого эколого-экономического режима благоприятствования, налоговых и таможенных условий для реализации инвестиций; формирование на территории Республики Тыва горнопромышленного территориально-производственного комплекса, туристско-рекреационного комплекса, крупного агрохолдинга, направленного на развитие мясного скотоводства и создание перерабатывающей промышленности в АПК; формирование благоприятных условий для внедрения инновационных технологий в реальном секторе экономики, обновления парка машин и оборудования, диверсификации производства, внедрения международных стандартов управления качеством и др.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экономическая оценка эффективности влияния комплексного освоения минеральных ресурсов на социально-экономическое развитие дотационного региона (на примере Республики Тыва)», проект № 10-02-63101 а/Т

Литература
1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник Института Экономики РАН. — 2009. — №3. — С. 1–13.
2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. — М.: Наука, 2005. — С.36.
3. Гусев И. // Юрист. — 2009. — №4 [Электрон. ресурс]. — 2010 — Режим доступа: (http://www.vegaslex.ru/text/32426.html), свободный
4. Дабиев Д.Ф. Оценка эффективности освоения месторождений полезных ископаемых Республики Тыва // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. — 2009. — №4. — С. 114–122.
5. Испытание медью // Коммерсантъ (Екатеринбург) — 2008. — №135 (3952).
6. Лебедев В.И., Ойдуп Т.М. Особый эколого-экономический режим природопользования (ОЭЭРП) для обеспечения благоприятного инвестиционного климата и достижения задач, предусмотренных «Программой экономического и социального развития Республики Тыва до 2010 года» / Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества: Вып.9. / Кызыл., ТувИКОПР СО РАН, 2007. — С. 280-290.
7. Материалы совещания «О ходе реализации крупных инвестиционных проектов на территории Забайкальского края» (г. Чита, 28 марта 2008 года). [Электрон. ресурс]. — 2010 — Режим доступа: (http://www.sibfo.ru/economics/big-projects-zabaykalye.php) свободный
8. Паспорт инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» , реализуемого при государственной поддержке за счет средств инвестиционного фонда Российской Федерации [Электрон. ресурс]. — 2010 — Режим доступа: (http://www.roszeldor.ru/invest_project/in_pr_priangar) свободный
9. Патоков В.В. Государственно-частное партнерство: перспективы развития и правовые формы реализации //Адвокатская практика. — 2008 — №2 — С.20–23.
10. Ростехнологии. О корпорации. [Электрон. ресурс]. — 2010 — Режим доступа: (http://www.rostechnologii.ru/company/)
11. Царев Д., Иванюк А. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета. — 2009. — №17 (апрель).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия