Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Дроздов Г. Д.
заведующий кафедрой менеджмента таможенного и страхового сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук, профессор


Инновации в строительном комплексе и модернизация подготовки современных менеджеров
В статье рассмотрены преимущества государственно-частного партнерства при решении проблемы реконструкции застройки городов Российской Федерации. Решение этой проблемы требует подготовки кадров новой формации, способных минимизировать экологический ущерб от ее проведения
Ключевые слова: реконструкция городской жилой застройки, государственно-частное партнерство, концессионное соглашение, строительная экология, кадры новой формации
УДК 338.28; ББК 65

Вопросы структурных преобразований в управлении строительством Российской Федерации приобретают в настоящее время исключительное значение. Эффективность проведения таких преобразований является серьезным гарантом выхода из сложившегося кризисного состояния и ускорения научно-технического прогресса на основе инноваций.
Жилищная политика России на современном этапе предполагает изыскание резервов, увеличение объемов строительства жилья и реконструкции ветхого аварийного фонда, предусматривает, в дополнение к бюджетному, привлечение других источников финансирования.
Стратегическим направлением привлечения дополнительных инвестиций в строительный сервис, по мнению автора, является использование резервов, заложенных в государственно-частном партнерстве.
В настоящее время более чем в 100 странах мира используются различные формы государственно-частного партнерства для реализации масштабных проектов (программы модернизации жилых кварталов, строительство автодорог, трубопроводов, аэродромов, портов и т. д.).
Наибольшее распространение механизм государственно-частного партнерства получил в странах с англо-саксонской правовой системой и в социально ориентированных странах (Германия, Швеция, Финляндия при реализации малых и средних проектов в сфере науки, образования и медицины.
В странах континентальной Европы, например, во Франции, концессионные договоры применяются только для реализации масштабных проектов, требующих значительных инвестиций.
Проведенные исследования показали, что сегодня в мире существуют две основные модели государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов — английская и французская.
Первая подразумевает приватизацию объекта договора, вторая основана на арендных отношениях и концессии.
В Санкт-Петербурге, например, используется французская модель — все стратегически важные объекты находятся в государственной собственности. Но при этом они могут быть переданы частным инвесторам для эксплуатации и развития.
Сегодня форма государственно-частного партнерства в Санкт-Петербурге используется при реализации проектов строительства Морского пассажирского терминала и надземного экспресса, комплексного освоения территорий «Балтийская жемчужина» и «Славянка», Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля.
Проведенные исследования показали, что одним из направлений эффективного управления инвестиционной деятельностью при модернизации объектов городской жилой застройки является государственно-частное партнерство.
Под государственно-частным партнерством автор понимает объединение финансовых ресурсов администрации города и частных инвесторов на долговременной и взаимовыгодной основе для модернизации объектов городской жилой застройки.
Выбор конкретной формы реализации государственно-частного партнерства зависит от объема передаваемых функций частному сектору, размера капитальных вложений и текущего финансирования участников, степени распределения рисков, а также перспективы сохранения у государства права собственности на созданный объект.
Проведенные исследования показали, что наиболее приемлемой формой государственно-частного партнерства при модернизации объектов городской жилой застройки является концессия.
Под концессией при модернизации объектов городской жилой застройки мы понимаем передачу концессионеру жилого квартала для сноса, строительства, эксплуатации, управления, обслуживания жилых зданий, объектов социальной и инженерной инфраструктуры и благоустройства территории на определенных в договоре условиях и в соответствии с концессионным законодательством.
При реализации инвестиционных проектов на концессионной основе могут использоваться следующие источники финансирования: собственные средства концессионера; займы, предоставленные коммерческими банками и другими кредитными институтами; займы, предоставленные международными финансовыми институтами; целевые средства на покрытие затрат на реконструкцию объектов городской жилой застройки.
Экономическая сущность концессии состоит во взаимных обязательствах сторон концессионного соглашения (администрации города и частного инвестора), выполнение которых создает новые возможности осуществления капитальных вложений в модернизацию объектов городской жилой застройки. Результатом государственно-частного партнерства является реализация интересов субъектов концессионных соглашений. Поэтому особое значение приобретает согласование и соблюдение интересов всех сторон концессионного соглашения: администрации города, представляющей интересы населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий и качества проживания, и предпринимательских структур.
В настоящее время выделяют следующие типы концессионных соглашений:
o Концессия по строительству, управлению и передаче объектов. Концессионер осуществляет в течение установленного срока строительство и эксплуатацию объекта, после чего он передается органам государственной власти.
o Концессия по строительству, передаче и управлению. Концессионер выполняет модернизацию объекта, который передается ему в эксплуатацию в соответствии с условиями договора. При этом его собственником являются органы государственной власти.
o Концессия по строительству, владению и управлению. При таком соглашении концессионер строит объект и осуществляет последующую его эксплуатацию, являясь владельцем на праве собственности. При этом срок действия концессионного соглашения не ограничен.
o Концессия по строительству, владению, управлению и передаче. Концессионер осуществляет модернизацию объекта, которым на праве собственности владеет в течение срока, установленного в договоре. После этого объект переходит в собственность органов государственной власти;
o Концессия по приобретению в собственность, строительству и управлению объектами. Концессионер покупает объект у Администрации города после его модернизации для эффективного управления и получения прибыли.
Обязательным элементом реализации концессионного механизма в России является заключение концессионного договора.
В концессионном договоре на модернизацию объектов городской жилой застройки, по нашему мнению, должны быть определены:
• доли участия Администрации города и коммерческого инвестора в модернизации жилых зданий, объектов социального, культурно-бытового назначения и инженерной инфраструктуры;
• порядок распределения прав собственности или аренды между участниками модернизации городского квартала после ее завершения;
• имущественная ответственность за соблюдение условий договора и сроков выполнения работ, в том числе их отдельных этапов.
При этом распределение права собственности должно осуществляться пропорционально инвестиционным затратам основных участников — Администрации города и частных инвесторов. Оптимальное соотношение финансирования определяется индивидуально для каждого проекта.
Концессии целесообразно выдавать экономическим субъектам на реконструкцию и застройку городских жилых кварталов с последующей их эксплуатацией на 20–30 лет. В течение этого периода концессионер должен покрыть свои издержки за счет доходов от эксплуатации объекта и продажи дополнительных площадей.
Исследования показали, что использование средств городских инвестиционных фондов в рамках государственно-частного партнерства позволяет повысить эффективность управления инвестиционной деятельностью при реконструкции городской жилой застройки.
При этом основой функционирования фондов является согласование интересов основных участников — Администрации города, нуждающейся в дополнительных средствах для реализации проектов, и инвесторов, стремящихся к максимизации своих доходов.
В экономической литературе рассматривается деятельность накопительных и целевых инвестиционных фондов. Первые основаны на вложении средств в наиболее доходные предприятия, вторые — создаются для финансирования конкретных проектов. Управляет ими специализированная компания, деятельность которой направлена на получение максимальной прибыли.
Проведенные исследования показали, что для реализации проектов реконструкции городской жилой застройки целесообразно создание целевых паевых фондов. В них будут аккумулироваться средства населения и коммерческих структур для реализации городских программ реконструкции жилой застройки, которые имеют поддержку и гарантию Администрации города.
В рамках инвестиционных фондов выгодно использовать венчурный капитал. Он представляет собой источник долгосрочных инвестиций, которые получают развивающиеся компании. За счет его средств можно финансировать инвестиционные проекты, имеющие наибольшую социальную значимость для города. Прежде всего, это программы ликвидации ветхого и аварийного жилья, расселения коммунальных квартир и общежитий.
Проведенные исследования позволили определить структуру венчурных фондов в развитых странах, которые формируются за счет частного капитала (5–10 %), средств пенсионных фондов (25–35 %), страховых компаний (10–15 %), корпораций (15–20 %) и зарубежных инвестиций (10–15 %) [1]. Для эффективного его использования в Российской Федерации необходимо разработать механизм привлечения в венчурный фонд средств страховых и пенсионных фондов.
К числу основных преимуществ концессии для государства можно отнести:
− возможность реализации социально значимых, но малопривлекательных для коммерческих инвесторов проектов модернизации объектов городской жилой застройки;
− экономию бюджетных средств за счет привлечения частных инвестиций;
− решение жилищной проблемы населения и повышения качества проживания;
− увеличение доходной части бюджета;
− эффективную интеграцию между фазами проектирования, строительства и эксплуатации при условии проведения конкурса;
− повышение инвестиционной и инновационной активности.
Привлекательность концессии для частных инвесторов заключается в следующем:
− прямая государственная поддержка и финансовое участие;
− возможность долговременного размещения капитала под государственные гарантии;
− перераспределение рисков между участниками проекта: концессионером, государством, банками, страховыми компаниями и другими участниками. Каждый вид риска прописывается в концессионном договоре.
При этой форме партнерства государство, как правило, гарантирует частной компании следующее: минимальную норму доходности; стабильность правового режима в течение срока концессии; возможность досрочного выкупа недвижимости, если вложенные на этапе модернизации объектов городской жилой застройки инвестиции нельзя вернуть коммерческим способом за время концессии. Например, концессионерам в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляются государственные дотации из бюджета в случае недостатка средств на инвестиции, если они по размерам значительно меньше расходов бюджета, которые органы государственной власти несли до передачи объекта в концессию.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что именно в концессиях проявляются главные преимущества партнерских отношений государства и бизнеса. Государство решает проблему дефицита бюджетных средств на реконструкцию городской жилой застройки. Частные инвесторы заинтересованы в концессиях, так как получают в долговременное управление государственные активы на льготных условиях оплаты за концессию. Кроме того, осуществляя модернизацию, концессионер имеет достаточные гарантии возврата инвестированных средств, поскольку его партнером выступает государство. При этом государство дотирует из бюджета концессионеру его издержки и инвестиции при условии повышения качества обслуживания населения.
Проведенные исследования показали, что решение проблемы реконструкции городской жилой застройки требует подготовки кадров новой формации, способных минимизировать экологический ущерб от ее проведения.
Масштаб предстоящих работ по реконструкции городов Российской Федерации можно охарактеризовать следующими цифрами: из 2,5 млрд кв. м. сегодняшнего жилья в России составляют 10% малоэтажная застройка крупнопанельными домами первого периода индустриального домостроения — т.е. 250 млн кв. м. площади, большая часть из которых, особенно в районах сурового климата, выработала свой ресурс и подлежит замене, т.к. капитальный ремонт их уже не рентабелен. На предприятиях строительной индустрии при изготовлении конструкции зданий, дорог, сооружений до 10 % объема использованных материалов идет в отвал; это, прежде всего, железобетонные изделия и элементы, не принятые к монтажу.
В процессе реконструктивного сноса жилых домов и других зданий, непригодных для дальнейшей эксплуатации и использования, накапливается большое количество обломков конструкций из железобетона. Свалки таких конструкций окружают населенные пункты, но почти не утилизируются как источники, как запасы вторичного сырья. Сейчас можно говорить лишь о случайном, выборочном применении их для повторного потребления.
Так, например, в Санкт-Петербурге ежегодно образуется более 3 млн тонн строительного мусора. В ближайшее время, по прогнозам специалистов, его количество будет увеличиваться за счет крупных проектов по сносу зданий и наращивания темпов строительства в городе.
Из общего объема строительного мусора отходы бетона, железобетона и кирпича составляют более 60 процентов. К сожалению, в настоящее время утилизация строительного мусора требует больших финансовых затрат, что, в свою очередь, приводит к образованию несанкционированных свалок строительных отходов как на территории Ленобласти, так и в городской черте. Только на территории Санкт-Петербурга официально зарегистрировано около 300 несанкционированных свалок; если посмотреть по составу мусора, то 90 процентов — это строительные отходы. Некоторые строительные организации из экономии денежных средств закапывают строительный мусор прямо на объекте строительства или поблизости. Так, например, проводя реконструкцию моста Александра Невского на Октябрьской набережной, строители зарыли в землю более 1 тыс. куб. метров железобетонных конструкций, оставшихся от разборки и ремонта моста. Строительная компания «Возрождение», проводя реконструкцию набережной, столкнулась с дополнительными трудностями по извлечению и утилизации ЖБИ, в том числе понесла и финансовые затраты. Ежегодно тысячи тонн бетона и железобетона извлекаются со дна водоемов города и области, а ведь строительные отходы не гниют, не распадаются, а только уплотняются и накапливаются в местах их складирования.
Не принимая экстренных мер по утилизации строительного мусора, мы вплотную приближаемся к экологической катастрофе. Речь идет, во-первых, о загрязнении территории и ее выбытии вследствие неудовлетворительно обдуманных строительных технологий, создания временных дорог и инженерных сетей, а также, особенно, засорения земель отходами строительного производства. В настоящее время-страна располагает 125–135 млн га пахотных земель и одновременно не менее 60 млн га выведенных из хозяйственного оборота за счет засорения, в том числе не менее 5-10 млн га в результате засорения строительным мусором, обломками строительных конструкций, брошенными сооружениями, т.н. временного построечного характера. Во-вторых, речь идет о неоправданном перерасходе по вине строительных решений энергоносителей и энергии. Это касается, прежде всего, теплообеспечения жилых и гражданских зданий, а также избыточных расходов энергии на технологических линиях и процессах. Энергоносители, сгорая, загрязняют окружающую среду.
Для решения нарастающих проблем экологии при реконструкции крупных городов (мегаполисов) необходимы специалисты новой формации.
В первую очередь целесообразно формирование и развитие новой отрасли строительной науки — строительной экологии. В ее состав должны входить следующие разделы:
− основные виды техногенных и антропогенных воздействий при строительстве, модернизации и эксплуатации зданий и сооружений;
− градостроительные аспекты строительной экологии;
− способы сохранения поверхности земли при строительстве;
− сохранение литосферы и грунтовых вод;
− биопозитивные строительные решения;
− энергосберегающая технология строительства;
− утилизация отходов при строительстве;
− использование возобновляемых источников энергии и безотходных технологий в решениях строительства, модернизации и эксплуатации зданий и сооружений;
− мониторинг состояния среды и принятия решений по его результатам;
− правовые вопросы экологии и охраны среды.
Строительные конструкции по их влиянию на экологическую среду жизнедеятельности человека можно представить в виде трех частей:
− экологически активную часть — поверхность конструкций, элементов плоскостей стен, полов, потолков зданий и сооружений;
− экологически пассивная часть — масса материала строительных конструкций и комплектующих материалов;
− экологически нейтральная природная часть — почва, вода, снег, воздух и другие компоненты, которые характеризуются массой элемента или среды.
Каждая часть несет на себе специфическую, только ей присущую нагрузку и может оцениваться следующими критериями: трудоемкостью изготовления и в процессе эксплуатации; продолжительностью активной работы и стоимостью изготовления, ремонта и эксплуатации. Задачи строительной экологии можно сформулировать следующими пунктами:
1. Оптимизация архитектурно-градостроительных, конструкторских, технологических разработок с учетом исключения негативных воздействий на окружающую среду.
2. Прогнозирование и оценка возможных негативных последствий строительства, модернизации и эксплуатации зданий и сооружений.
3. Захоронение переработка и применение отходов строительного производства с целью исключения их попадания в окружающую среду.
4. Использование биопозитивных, помогающих развитию природы, градостроительных, архитектурных, конструктивных решений.
5. Своевременное выявление объектов, наносящих ущерб окружающей среде, на. основании эколого-экономического мониторинга, и принятие соответствующих решений.
Для решения прикладных задач охраны окружающей среды инженер-строитель должен владеть знаниями в области экологии, чтобы оценить и принять грамотное решение при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий с позиций экологии, здравоохранения и безопасности жизнедеятельности человека.
На одном из первых мест в строительной экологии стоит придание зданиям и инженерным сооружениям биопозитивных свойств. Следующей по важности проблемой, решаемой строительной экологией, является проблема отходов. По данным федеральной целевой программы «Отходы» в Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд т отходов, при этом целенаправленно используется всего 2 млрд т.е. около 28%. Из них 360 млн тонн качестве вторичного сырья, объем использования которых в строительной индустрии составляет 200 млн т. Степень возможного использования отходов зависит, главным образом, от качества и возможности их переработки и очистки.
Основная проблема, стоящая перед инженером-проектировщиком, архитектором и строителем состоит в том, чтобы выбрать инновационные проекты, разработки и меры, обеспечивающие безопасность природы, при сохранении среды и экономической целесообразности.
Таким образом, модернизация объектов городской жилой застройки на основе принципов государственно-частного партнерства в условиях единого информационного пространства, требующая подготовки кадров новой формации, позволит повысить эффективность управления этим процессом, учесть разносторонние интересы основных ее участников; обеспечить окупаемость затрат и получение прибыли для инвесторов; решить жилищную проблему очередников и жителей ветхого и аварийного жилищного фонда, проблему обеспечения населения объектами социального и культурно-бытового назначения с учетом инфраструктурного стандарта проживания в Санкт-Петербурге, а также проблему модернизации внутриквартальных инженерных сетей, транспортного обслуживания и благоустройства кварталов.


Литература
1. Дроздов Г.Д., Малафеев О.А. Моделирование процессов в системе управления городским строительством. — СПб.: СпбГАСУ, 2001. В 2-х т.
2. Дроздов Г.Д., Гарабцов В.В. Эффективность инновационных природоохранных технологий. — СПб: СПбГУСЭ. — 2009, 187 с.
3. Модернизация бизнеса и образования в условиях инновационного реформирования. — СПб.: СПбГУСЭ, 2010. — 408 с.
4. Дроздов Г.Д., Киреенко А.М. Информационные технологии ЖКХ мегаполиса. — СПб.: СПбГУСЭ, 2011 — 192 с.
5. Дроздов Г.Д., Графов А.А. Управление качеством услуг ЖКХ мегаполиса на основе инноваций. — СПб.: СпбГУСЭ. — 2011. — 180 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия