Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Тонкошкуров И. В.
аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)
Иванов Б.
научный сотрудник Института сельскохозяйственной экономики (София, Болгария)

Молочные кооперативы Германии под влиянием глобализационных процессов
В статье рассматривается современное положение и тенденции развития молочных кооперативов Германии. Особое внимание уделено оценке влияния процесса глобализации на деятельность сельскохозяйственных кооперативов в молочной отрасли
Ключевые слова: Германия, сельскохозяйственная кооперация, глобализация, молочный кооператив
УДК 339.94

1. Введение
Германия является крупнейшим производителем молока в ЕС и входит в число шести крупнейших производителей в мире. Молочные кооперативы Германии по итогам 2010 г. насчитывали 264 предприятия (около 105 000 членов) с годовым оборотом 11,9 млрд евро [1]. В переработке молока занято 62 кооператива, на долю которых (заготовка, поставка, переработка и сбыт) приходится около 2/3 от всего объема (27,8 млн т) национального молочного рынка [2, с. 72]. В товарном обороте молочной индустрии Германии (22 млрд евро) на долю кооперативов приходится практически половина (10,8 млрд евро) [3]. Однако при том, что кооперативному хозяйству принадлежат 60% молочных надоев страны, оно достигает только 47% в структуре товарооборота молочной индустрии Германии [4]. Особенно сильны позиции кооперативов в северных федеральных землях Германии, в то время как в Баден-Вюртемберге и Баварии преобладают частные предприятия.
В молочном хозяйстве произошли некоторые изменения, в первую очередь, структурные. Молочное производство в Германии, как и во многих странах ЕС, имеет значительные проблемы: оно испытывает давление, как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Перепроизводство в молочном секторе Европейского союза составляет до 15% от общего объема [5]. Со стороны спроса мероприятия аграрной реформы приводят к сокращению государственной поддержки. Эти негативные явления осложняют положение производителей молочной продукции и могут быть компенсированы только повышением экономической эффективности производства.
В подобной ситуации кооперативно организованные предприятия приобретают все больше возможностей и шансов, поскольку именно кооперативы имеют возможность значительного снижения некоторых затрат за счет совместных закупок сырья и кормов, семян, ГСМ, оборудования и техники и др. В то же время за последние десять лет в два раза сократилось количество кооперативных молочных предприятий с собственной переработкой молока. Кооперативы все глубже участвуют в специализации и кооперации производства. Такая структура предприятий совместно с практикой многообразных форм совместной работы в создании, переработке и сбыте продукции вполне экономически себя оправдывает.

2. Актуальное положение молочных кооперативов Германии
В табл.1 приведены данные по молочному производству в Европейском союзе и Германии.

Таблица 1
Молочная отрасль в Германии и в Европейском союзе в 2008–2009 гг. [6]
Показатель (в тыс. тонн)ГерманияЕвропейский союз
20082009+/- %20082009+/- %
Количество молочных коров (тыс. голов)42294169- 1,42424823700- 2,3
Надои молока2780928613+ 2,9135554134798- 0,6
Потребление молока51325288+ 3,03369633800+ 0,3
Масло465453- 2,620902050- 1,9
Сыр22052270+ 2,992909280- 0,1
Сгущённое молоко416421+ 1,211351115- 1,8
Сухое обезжиренное молоко227286+ 26,010401100+ 5,8
Цельное сухое молоко168150- 10,7878768- 12,5

На основе данных таблицы можно выстроить чёткую структуру отрасли по видам молочной продукции, производимой в Германии и ЕС. Снижение количества дойных коров в ЕС, по мнению экспертов, обусловлено постепенным снижением выплат в рамках программ развития сельских территорий [7]. Можно констатировать, что, несмотря на обвал цен в 2009 г., молочная отрасль успешно преодолела период экономического и финансового кризисов.
Мировому рынку молока в 2008 г. удалось ликвидировать дефицит 2004–2006 гг., когда потребление молочной продукции превосходило её производство. В течение 2001–2008 гг. производство молока возросло на 944 млн тонн. (13.8%), потребление — на 909 млн (13.37%) [8]. Возрастает и потребление молока на душу населения. Однако, из-за слаборазвитых регионов Азии, Африки и Латинской Америки этот показатель (0.28 кг в день на человека) остается достаточно низким [8].
В табл.2 приведены данные о количестве кооперативных молочных хозяйств в Германии. Центром молочного производства в течение многих лет остается федеральная земля Бавария (региональный союз находится в Мюнхене). Однако нужно отметить, что в течение последнего десятилетия значительно возросла доля региональных союзов в федеральных землях Северная Рейн-Вестфалия (Мюнстер) и Нижняя Саксония (Ганновер).

Таблица 2
Число и обороты молочных кооперативов по региональным союзам (по состоянию на 01.01.2009) [8]
Региональный союзПредприятия по переработке молокаКооперативы по поставке молочной продукцииПрочиеВсегоОборот (млн евро) за 2008 г.
Ганновер202610563.664
Олденбург2439461
Мюнстер34 73.298
Карлсруе1247200
Штутгарт622 28851
Мюнхен28147 1752.286
Дрезден26 8
Итого:622111729010.760


В течение 2000–2010 гг. произошло значительное сокращение числа владельцев коров (на 39%), к которым относятся как крупные предприятия, так и частные молочные хозяйства [9]. Несмотря на то, что вместе с этим на 12% сократилось общее количество голов молочных коров, показатель количества коров на одного владельца значительно возрос (на 44%) [9]. Это свидетельствует об укрупнении предприятий в молочном производстве и сокращении индивидуальных ферм и частных хозяйств.
При снижении количества владельцев молочных хозяйств и одновременном сокращении поголовья КРС происходит увеличение производства молока и молочных продуктов. Это связано с повышением продуктивности в молочном производстве, которое в период с 1998 по 2008 гг. увеличилось на 19% [8]. Также необходимо отметить, что при увеличении потребления молока (13%), производства кисломолочных продуктов (16%) и сыров (25%) произошло сокращение производства сгущенного молока (-25%), масла (-5%) и сухого молока (-31%) [8]. Наибольшие темпы роста в последние годы имеет производство кисломолочных продуктов (молочных напитков, кефиров, йогуртов, пудингов и т.п.).
3. Особенности развития кооперации в молочном секторе Германии в условиях глобализации
В условиях глобализации происходит постоянное расширение рынков сбыта. К основным странам-потребителям молочной продукции ЕС относятся США, Россия, Алжир, Саудовская Аравия, Япония и Швейцария. В период с 2004 по 2008 гг. практически в два раза возрос экспорт молочной продукции из ЕС в Российскую Федерацию, Индонезию и Китай [10]. В отношении других стран не наблюдается значительного роста поставок, а увеличение объемов в абсолютном выражении связано, в первую очередь, с процессом инфляции.
Что касается Германии, то основным рынком сбыта молочной продукции остается Европейский союз. К основным потребителям относятся: Бельгия, Люксембург, Франция и Италия. В третьи страны экспортируется не более 10–15% [10]. С 2005 г. минимум 1/5 оборота молочной индустрии Германии приходится на долю экспорта [11]. При этом на европейском молочном рынке существует очень жесткая конкуренция. В первую очередь кооперативы Германии испытывают её со стороны северо-западных (Франция, Бельгия и Нидерланды) и восточно-европейских (Польша) соседей [9]. Также в Европе сильны позиции молочной индустрии Австрии и Швейцарии.
Основным молочным экспортируемым продуктом Германии на данный момент является сыр, экспортный объем которого в 2009 г. составил 888000 тонн (экспортная стоимость — 2,7 млрд евро) [9]. ФРГ является мировым лидером по производству сыра с долей мирового рынка в 18,4%, ей также принадлежит значительная доля мирового рынка масла (6,1%) и сухого молока (6,4%) [9]. Германия остается в Европе крупнейшим экспортером молока, йогуртов, сгущённого молока и сухого обезжиренного молока [10].
Крупнейшим потребителем германского сыра является Россия. Кроме этого к значительным покупателям сыра относятся Япония, США, государства Балканского полуострова и Южная Корея. Россия, Египет и Саудовская Аравия являются для ФРГ крупнейшими рынками сбыта масла. Основными каналами сбыта сухого молока из Германии являются рынки стран Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока [9].
Необходимо отметить, что при значительной доли Германии на мировом рынке молочной продукции степень интернационализации молочной индустрии ФРГ невелика. Как отмечает Й. Клаус, во многом проблема заключается именно в деятельности кооперативов, экспортная торговля которых базируется на так называемом непрямом экспорте, т.е. через посредничество торговых домов [2, с. 74]. Существует ряд факторов, сдерживающих процесс интернационализации в молочном хозяйстве. Среди прочих мы бы хотели особенно выделить наиболее существенный — незначительные прямые инвестиции молочных кооперативов в развитие зарубежных рынков и собственный зарубежный бизнес. Так, размещение производства крупнейшего молочного кооператива Германии Nordmilch AG сосредоточено исключительно на территории ФРГ. И другие крупнейшие германские молочные кооперативы как Humana Milchunion (размещение производства в 4 странах), Hochwald (2) и die Milch-Union-Hocheifel (4) в сравнении с иностранными конкурентами как Danone (Франция, 62) или Arla (Дания, 32) мало интернациолизированны [2, с. 75].
Основным объектом прямых инвестиций германских молочных кооперативов, как правило, является Европа, причем в меньшей степени новые члены Европейского союза. Это, в свою очередь, обуславливает концентрацию производства и сбыта на перенасыщенном европейском рынке и потенциал для роста на мировом рынке представляется крайне проблематичным, особенно в Южной Азии и Китае [12].
Существуют многообразные причины, сдерживающие зарубежные прямые инвестиции кооперативов. С одной стороны, это исторически сложившаяся практика работы кооперативов через торговые дома с целью оптимизации накладных расходов. С другой стороны, процесс интернационализации производства требует значительных производственных затрат, серьезных экономических рисков, принятия краткосрочных и оперативных решений и консеквентное следование стратегическим целям. В этом отношении кооперативы имеют некоторые недостатки по сравнению с другими организационно-правовыми формами [13]. К этим недостаткам можно отнести: проблемы финансирования и привлечения инвестиций, проблемы осуществления контроля в кооперативе, проблемы управления и оперативного менеджмента. Однако О. Эбнес приводит положительные примеры соседей Германии (Франции, Нидерландов, Дании), имеющих сильные интернациональные молочные кооперативы, которые преодолели организационно-правовые недостатки кооперативной формы посредством внедрения «инновационных кооперативных моделей» (например, формирование оперативного отдела управления над всеми холдинговыми структурами) [14].
В ходе анализа исторического развития кооперации в Германии наблюдается тенденция к значительному сокращению числа кооперативов и их консолидации. Однако если мы проанализируем ситуацию в соседних странах (Франции, Нидерландах, Дании, Швейцарии), а также в США, то убедимся, что процесс консолидации молочной отрасли Германии по сравнению с зарубежными странами-конкурентами продвинулся не очень далеко. Этот факт подробно рассматривают известные эксперты в области молочного производства К. Маак, Д. Крефт и Э. Восс [15]. Две крупнейших молочных компании Германии, кооперативно организованные Nordmilch и Humana-Milchunion и объединенные в Joint Venture Nord-Contor, контролируют 23% германского рынка молочной продукции [16]. При этом они занимают лишь 10 место в мировом списке крупнейших молочных компаний по объему товарного оборота (см. табл. 3).

Таблица 3
Крупнейшие мировые молочные компании (по обороту 2008 года) [10]
МестоКомпанияСтрана происхожденияОборот
1Nestle S.A.Швейцария18,5 млрд евро
2Groupe DanoneФранция10,7 млрд евро
3Groupe LactalisФранция9,3 млрд евро
4Campina/FrieslandНидерланды9,3 млрд евро
5FonterraНовая Зеландия8,2 млрд евро
6Dean Foods CompanyСША8,1 млрд евро
7Dairy Farmers of America Inc.США6,9 млрд евро
8Arla Foods AmbaДания/Швеция6,9 млрд евро
9Kraft Foods Inc.США5,1 млрд евро
10Nord-Contor MilchГермания4,7 млрд евро


Зарубежные конкуренты германской молочной индустрии выстраивают свои позиции на полном монопольном доминировании внутри своих стран. Так, доля национального рынка пяти крупнейших молочных компаний составляет в Скандинавии 98%, в Нидерландах 90%, во Франции и Испании около 50% [2, с. 77]. В Германии такой своеобразный норматив концентрации составляет всего 35% [17], который позволяет ФРГ занимать 50 место в мировом списке стран по консолидации в молочном производстве [4]. Причинами подобного отставания в процессе консолидации молочного хозяйства Германии в сравнении с основными конкурентами является относительно большая территория страны, исторически обусловленные сильные обособленности федеральных земель, а также факт многолетнего существования на территории Германии двух государств (ГДР и ФРГ).

4. Выводы
После объединения Германии в 1990 г. для молочных кооперативов ФРГ открылись новые значительные рынки сбыта в Восточной Германии. Вплоть до 2000 г. происходило активное освоение данных рынков. В этот период крупные молочные компании из Нидерландов, Дании, Швейцарии и некоторых других стран в связи с ограниченностью потребительской ёмкости национальных рынков были вынуждены осваивать международные рынки, выходить на потребителей в Азии, Южной Америке и Африке.
Необходимо отметить, что консолидация молочной отрасли Германии далеко ещё не достигла своего предела. Некоторые эксперты, как, например, Х. Вайндльмайер, предполагают, что в ближайшем будущем (до 2030 г.) молочный рынок Германии будет принадлежать 15–25 предприятиям и некоторым мелким предприятиям, занимающим определённые мелкие рыночные ниши [18]. А по мнению специалистов Германского союза Райффайзен DRV, количество кооперативных предприятий в молочной отрасли Германии максимально может сократиться до десяти [19].
Прогнозы специалистов на ближайшую перспективу относительно развития молочной индустрии представляются весьма и весьма благоприятными. Так, следствием продолжающегося роста численности населения и увеличением спроса на биотопливо станет удвоение спроса на аграрные товары к 2050 г. [20]. А мировое производство молока с 2010 г. будет ежегодно возрастать в среднем на 2,2% и увеличится к 2019 г. на 170 млн т [21]. При этом значительная часть растущего рынка придется на страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
Важным направлением развития молочной отрасли в ближайшей перспективе является сокращение государственного влияния. Ключевыми пунктами в данном направлении становятся снижение торговых барьеров (например, таможенных пошлин) и либерализация рынков, вступление в ВТО новых стран-членов. Необходимо отметить, что либерализация, в свою очередь, ведет к интернационализации рынков в географическом отношении, возрастанию зависимости аграрных рынков от других рынков (энергетических и финансовых), а также нестабильности и изменчивости ситуации на мировых рынках. В связи с этим кооперативы должны адаптировать свои структуры к условиям рынков и их особенностям.
Кооперация позволяет предприятиям не терять своей юридической и экономической независимости и при этом успешно конкурировать с крупнейшими производителями. В данном контексте важным моментом в пользу сельскохозяйственной кооперации является то, что слияние предприятий на сегодняшний день также является достаточно затратным мероприятием. Процесс слияния требует значительных трансакционных издержек, расходов на юридические и консультационные услуги, организаторские мероприятия, аудит, оценку активов, разработку социальных планов для персонала и прочее. Поэтому данный процесс необходимо проводить при тщательном изучении предприятий и тенденций их развития, учитывая процесс развития региональных и мировых рынков, а также текущую мировую финансовую конъюнктуру.
Основными пунктами дальнейшего развития молочного кооперативного хозяйства Германии в условиях процесса глобализации являются: 1) дальнейшее улучшение качества продукции; 2) уменьшение количества производственных единиц; 3) поиск новых и отбор наиболее эффективных рынков сбыта, в первую очередь — зарубежных.


Работа выполнена по гранту: «Supported by Alexander von Humboldt Foundation (The German Chancellor Fellowship, 2010–2011)».

Литература
1. Zurück auf dem Wachstumskurs. Bilanz 2010 — Ausblick 2011 // Raiffeisen Magazin 2/2011. — S. 4.
2. Klaus, J. Internationale Netzwerkkooperationen als Alternative im Internationalisierungsprozess von Molkereigenossenschaften // Aktuelle theoretische und empirische Beiträge zur Genossenschafts- und Kooperationsforschung, Stuttgart-Hohenheim, 2010.
3. Bundesministerium für Ernährung, Landwirtschaft und Verbrauchschutz (Hg.): BMELV-Statistik. Доступ свободный: http://www.bmelv-statistik.de, по состоянию на 01.06.2011.
4. Lendes, D. Die Milchmacht // Lebensmittel Zeitung, 2010, H. 09. — S. 34.
5. Nüssel, M. Mehr Markt in der Agrarwirtschaft — Herausforerungen und Konsequenzen für die Raiffaisen-Genossenschaften // Zeitschrift für das gesamte Genossenschaftswesen, Band 56, Vandenhoeck & Ruprecht, 2006. — S. 170.
6. Schmidt, H. Milchwirtschaft // DRV-Bericht 2009. — S. 28. Режим доступа свободный: www.raiffeisen.de.
7. Doluschitz, R. Der Europäische Milchmarkt im Umbruch — Neue Herausforderungen für Milcherzeuger und Molkereigenossenschaften in Baden-Württemberg // Forschungsstelle für Genossenschaftswesen an der Universität Hohenheim, Stuttgart-Hohenheim, Bd. 28, 2009. — S. 237.
8. Nüssel, M. Hauptseminar der Agrarökonomie Sommersemester 2009 „Milchmarkt im Umbruch — Situation und Perspektiven aus Sicht der genossenschaftlichen Milchwirtschaft“. — Deutscher Raiffeisenverband e. V., Hohenheim, 2009.
9. Bundesministerium für Ernährung, Landwirtschaft und Verbrauchschutz (Hg.): BMELV-Statistik. Режим доступа свободный: http://www.bmelv-statistik.de, по состоянию на 01.06.2011.
10. Milchindustrie-Verband e.V (Hg.): Milch & Markt — Presse-Online-Services. Режим доступа свободный: www.milchindustrie.de, по состоянию на 01.06.2011.
11. Wohlfarth, M. ZMB Jahrbuch Milch 2009. — Bьcker Fachverlag GmbH Co. KG, Bad Breising, 2009. — S. 20.
12. Bruinsma, J. World agriculture: towards 2015/2030. An FAO perspective. — Earthscan, London, 2003. — p. 158.
13. Donoso, I.; Rudzki, R.; Shadbolt, N.; Bailey, W. The internationalization of Agricultural Co-Operatives: Critical Factors in Development. — The University of Melbourne, Agribusiness Perspectives, 61, Melbourne, 2003. — p. 6.
14. Ebneth, O. Internationalisierung und Unternehmenserfolg — Ein Vergleich europäischer Molkereigenossenschaften. In: Bahrs, E.; Ander, S. (Hg.): Unternehmen im Agrarbereich von neuen Herausforderungen. 1. Aufl. — Landwirtschaftsverlag, Münster, 2006. — S. 371.
15. Maack, K.; Kreft, J.; Voss, E. Zukunft der Milchwirtschaft. Auswirkungen von EU-Agrarreform, Struktutwandel und Internazionalisierung. — Hans-Böckler-Stiftung, Düsseldorf, 2005. — p. 43.
16. Janshen, R. Joint Venture Nord-Contor. Veranstaltung vom 8.12.2009. — Agrar Marketing Tage 2009, Berlin.
17. Die deutsche Molkereibranche im Strukturwandel. Ausgangslage und strategische Optionen der Marktteilehmer. — Munich Strategy Group, Mьnchen, 2009. — S. 17.
18. Weindlmaier, H. Strukturwandel in der Deutschen Milchindustrie. Entwicklung, Perspektiven, Bestimmungsgründe. Veranstaltung vom 22.09.2009, IDF World Dairy Summit, Berlin, 2009.
19. Murmann, C. Einsparpotenzial scheint gigantisch // Lebensmittel Zeitung, 2005, H. 50. — S. 20.
20. Nьssel, M. Ein neues Bewusstsein fьr Risiken. Herausforderungen für Agrarwirtschaft und Genossenschaften // GenoGraph, 6/2010. — S. 27.
21. Schmidt, H. Potenzial am Weltmilchmarkt. Prognose 2010–2019 // Raiffeisen Magasin, 4/2010. — S. 4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия