| | Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Тонкошкуров И. В. аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан) Иванов Б. научный сотрудник Института сельскохозяйственной экономики (София, Болгария)
| |
| | В статье рассматривается современное положение и тенденции развития молочных кооперативов Германии. Особое внимание уделено оценке влияния процесса глобализации на деятельность сельскохозяйственных кооперативов в молочной отрасли | Ключевые слова: Германия, сельскохозяйственная кооперация, глобализация, молочный кооператив | УДК 339.94 | 1. Введение
Германия является крупнейшим производителем молока в ЕС и входит в число шести крупнейших производителей в мире. Молочные кооперативы Германии по итогам 2010 г. насчитывали 264 предприятия (около 105 000 членов) с годовым оборотом 11,9 млрд евро [1]. В переработке молока занято 62 кооператива, на долю которых (заготовка, поставка, переработка и сбыт) приходится около 2/3 от всего объема (27,8 млн т) национального молочного рынка [2, с. 72]. В товарном обороте молочной индустрии Германии (22 млрд евро) на долю кооперативов приходится практически половина (10,8 млрд евро) [3]. Однако при том, что кооперативному хозяйству принадлежат 60% молочных надоев страны, оно достигает только 47% в структуре товарооборота молочной индустрии Германии [4]. Особенно сильны позиции кооперативов в северных федеральных землях Германии, в то время как в Баден-Вюртемберге и Баварии преобладают частные предприятия.
В молочном хозяйстве произошли некоторые изменения, в первую очередь, структурные. Молочное производство в Германии, как и во многих странах ЕС, имеет значительные проблемы: оно испытывает давление, как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Перепроизводство в молочном секторе Европейского союза составляет до 15% от общего объема [5]. Со стороны спроса мероприятия аграрной реформы приводят к сокращению государственной поддержки. Эти негативные явления осложняют положение производителей молочной продукции и могут быть компенсированы только повышением экономической эффективности производства.
В подобной ситуации кооперативно организованные предприятия приобретают все больше возможностей и шансов, поскольку именно кооперативы имеют возможность значительного снижения некоторых затрат за счет совместных закупок сырья и кормов, семян, ГСМ, оборудования и техники и др. В то же время за последние десять лет в два раза сократилось количество кооперативных молочных предприятий с собственной переработкой молока. Кооперативы все глубже участвуют в специализации и кооперации производства. Такая структура предприятий совместно с практикой многообразных форм совместной работы в создании, переработке и сбыте продукции вполне экономически себя оправдывает.
2. Актуальное положение молочных кооперативов Германии
В табл.1 приведены данные по молочному производству в Европейском союзе и Германии.
Таблица 1
Молочная отрасль в Германии и в Европейском союзе в 2008–2009 гг. [6]Показатель (в тыс. тонн) | Германия | Европейский союз |
---|
2008 | 2009 | +/- % | 2008 | 2009 | +/- % |
---|
Количество молочных коров (тыс. голов) | 4229 | 4169 | - 1,4 | 24248 | 23700 | - 2,3 | Надои молока | 27809 | 28613 | + 2,9 | 135554 | 134798 | - 0,6 | Потребление молока | 5132 | 5288 | + 3,0 | 33696 | 33800 | + 0,3 | Масло | 465 | 453 | - 2,6 | 2090 | 2050 | - 1,9 | Сыр | 2205 | 2270 | + 2,9 | 9290 | 9280 | - 0,1 | Сгущённое молоко | 416 | 421 | + 1,2 | 1135 | 1115 | - 1,8 | Сухое обезжиренное молоко | 227 | 286 | + 26,0 | 1040 | 1100 | + 5,8 | Цельное сухое молоко | 168 | 150 | - 10,7 | 878 | 768 | - 12,5 |
На основе данных таблицы можно выстроить чёткую структуру отрасли по видам молочной продукции, производимой в Германии и ЕС. Снижение количества дойных коров в ЕС, по мнению экспертов, обусловлено постепенным снижением выплат в рамках программ развития сельских территорий [7]. Можно констатировать, что, несмотря на обвал цен в 2009 г., молочная отрасль успешно преодолела период экономического и финансового кризисов.
Мировому рынку молока в 2008 г. удалось ликвидировать дефицит 2004–2006 гг., когда потребление молочной продукции превосходило её производство. В течение 2001–2008 гг. производство молока возросло на 944 млн тонн. (13.8%), потребление — на 909 млн (13.37%) [8]. Возрастает и потребление молока на душу населения. Однако, из-за слаборазвитых регионов Азии, Африки и Латинской Америки этот показатель (0.28 кг в день на человека) остается достаточно низким [8].
В табл.2 приведены данные о количестве кооперативных молочных хозяйств в Германии. Центром молочного производства в течение многих лет остается федеральная земля Бавария (региональный союз находится в Мюнхене). Однако нужно отметить, что в течение последнего десятилетия значительно возросла доля региональных союзов в федеральных землях Северная Рейн-Вестфалия (Мюнстер) и Нижняя Саксония (Ганновер).
Таблица 2
Число и обороты молочных кооперативов по региональным союзам (по состоянию на 01.01.2009) [8]Региональный союз | Предприятия по переработке молока | Кооперативы по поставке молочной продукции | Прочие | Всего | Оборот (млн евро) за 2008 г. |
---|
Ганновер | 20 | 26 | 10 | 56 | 3.664 | Олденбург | 2 | 4 | 3 | 9 | 461 | Мюнстер | 3 | 4 | | 7 | 3.298 | Карлсруе | 1 | 2 | 4 | 7 | 200 | Штутгарт | 6 | 22 | | 28 | 851 | Мюнхен | 28 | 147 | | 175 | 2.286 | Дрезден | 2 | 6 | | 8 | – | Итого: | 62 | 211 | 17 | 290 | 10.760 |
В течение 2000–2010 гг. произошло значительное сокращение числа владельцев коров (на 39%), к которым относятся как крупные предприятия, так и частные молочные хозяйства [9]. Несмотря на то, что вместе с этим на 12% сократилось общее количество голов молочных коров, показатель количества коров на одного владельца значительно возрос (на 44%) [9]. Это свидетельствует об укрупнении предприятий в молочном производстве и сокращении индивидуальных ферм и частных хозяйств.
При снижении количества владельцев молочных хозяйств и одновременном сокращении поголовья КРС происходит увеличение производства молока и молочных продуктов. Это связано с повышением продуктивности в молочном производстве, которое в период с 1998 по 2008 гг. увеличилось на 19% [8]. Также необходимо отметить, что при увеличении потребления молока (13%), производства кисломолочных продуктов (16%) и сыров (25%) произошло сокращение производства сгущенного молока (-25%), масла (-5%) и сухого молока (-31%) [8]. Наибольшие темпы роста в последние годы имеет производство кисломолочных продуктов (молочных напитков, кефиров, йогуртов, пудингов и т.п.).
3. Особенности развития кооперации в молочном секторе Германии в условиях глобализации
В условиях глобализации происходит постоянное расширение рынков сбыта. К основным странам-потребителям молочной продукции ЕС относятся США, Россия, Алжир, Саудовская Аравия, Япония и Швейцария. В период с 2004 по 2008 гг. практически в два раза возрос экспорт молочной продукции из ЕС в Российскую Федерацию, Индонезию и Китай [10]. В отношении других стран не наблюдается значительного роста поставок, а увеличение объемов в абсолютном выражении связано, в первую очередь, с процессом инфляции.
Что касается Германии, то основным рынком сбыта молочной продукции остается Европейский союз. К основным потребителям относятся: Бельгия, Люксембург, Франция и Италия. В третьи страны экспортируется не более 10–15% [10]. С 2005 г. минимум 1/5 оборота молочной индустрии Германии приходится на долю экспорта [11]. При этом на европейском молочном рынке существует очень жесткая конкуренция. В первую очередь кооперативы Германии испытывают её со стороны северо-западных (Франция, Бельгия и Нидерланды) и восточно-европейских (Польша) соседей [9]. Также в Европе сильны позиции молочной индустрии Австрии и Швейцарии.
Основным молочным экспортируемым продуктом Германии на данный момент является сыр, экспортный объем которого в 2009 г. составил 888000 тонн (экспортная стоимость — 2,7 млрд евро) [9]. ФРГ является мировым лидером по производству сыра с долей мирового рынка в 18,4%, ей также принадлежит значительная доля мирового рынка масла (6,1%) и сухого молока (6,4%) [9]. Германия остается в Европе крупнейшим экспортером молока, йогуртов, сгущённого молока и сухого обезжиренного молока [10].
Крупнейшим потребителем германского сыра является Россия. Кроме этого к значительным покупателям сыра относятся Япония, США, государства Балканского полуострова и Южная Корея. Россия, Египет и Саудовская Аравия являются для ФРГ крупнейшими рынками сбыта масла. Основными каналами сбыта сухого молока из Германии являются рынки стран Юго-Восточной Азии, Северной Африки и Ближнего Востока [9].
Необходимо отметить, что при значительной доли Германии на мировом рынке молочной продукции степень интернационализации молочной индустрии ФРГ невелика. Как отмечает Й. Клаус, во многом проблема заключается именно в деятельности кооперативов, экспортная торговля которых базируется на так называемом непрямом экспорте, т.е. через посредничество торговых домов [2, с. 74]. Существует ряд факторов, сдерживающих процесс интернационализации в молочном хозяйстве. Среди прочих мы бы хотели особенно выделить наиболее существенный — незначительные прямые инвестиции молочных кооперативов в развитие зарубежных рынков и собственный зарубежный бизнес. Так, размещение производства крупнейшего молочного кооператива Германии Nordmilch AG сосредоточено исключительно на территории ФРГ. И другие крупнейшие германские молочные кооперативы как Humana Milchunion (размещение производства в 4 странах), Hochwald (2) и die Milch-Union-Hocheifel (4) в сравнении с иностранными конкурентами как Danone (Франция, 62) или Arla (Дания, 32) мало интернациолизированны [2, с. 75].
Основным объектом прямых инвестиций германских молочных кооперативов, как правило, является Европа, причем в меньшей степени новые члены Европейского союза. Это, в свою очередь, обуславливает концентрацию производства и сбыта на перенасыщенном европейском рынке и потенциал для роста на мировом рынке представляется крайне проблематичным, особенно в Южной Азии и Китае [12].
Существуют многообразные причины, сдерживающие зарубежные прямые инвестиции кооперативов. С одной стороны, это исторически сложившаяся практика работы кооперативов через торговые дома с целью оптимизации накладных расходов. С другой стороны, процесс интернационализации производства требует значительных производственных затрат, серьезных экономических рисков, принятия краткосрочных и оперативных решений и консеквентное следование стратегическим целям. В этом отношении кооперативы имеют некоторые недостатки по сравнению с другими организационно-правовыми формами [13]. К этим недостаткам можно отнести: проблемы финансирования и привлечения инвестиций, проблемы осуществления контроля в кооперативе, проблемы управления и оперативного менеджмента. Однако О. Эбнес приводит положительные примеры соседей Германии (Франции, Нидерландов, Дании), имеющих сильные интернациональные молочные кооперативы, которые преодолели организационно-правовые недостатки кооперативной формы посредством внедрения «инновационных кооперативных моделей» (например, формирование оперативного отдела управления над всеми холдинговыми структурами) [14].
В ходе анализа исторического развития кооперации в Германии наблюдается тенденция к значительному сокращению числа кооперативов и их консолидации. Однако если мы проанализируем ситуацию в соседних странах (Франции, Нидерландах, Дании, Швейцарии), а также в США, то убедимся, что процесс консолидации молочной отрасли Германии по сравнению с зарубежными странами-конкурентами продвинулся не очень далеко. Этот факт подробно рассматривают известные эксперты в области молочного производства К. Маак, Д. Крефт и Э. Восс [15]. Две крупнейших молочных компании Германии, кооперативно организованные Nordmilch и Humana-Milchunion и объединенные в Joint Venture Nord-Contor, контролируют 23% германского рынка молочной продукции [16]. При этом они занимают лишь 10 место в мировом списке крупнейших молочных компаний по объему товарного оборота (см. табл. 3).
Таблица 3
Крупнейшие мировые молочные компании (по обороту 2008 года) [10]Место | Компания | Страна происхождения | Оборот |
---|
1 | Nestle S.A. | Швейцария | 18,5 млрд евро | 2 | Groupe Danone | Франция | 10,7 млрд евро | 3 | Groupe Lactalis | Франция | 9,3 млрд евро | 4 | Campina/Friesland | Нидерланды | 9,3 млрд евро | 5 | Fonterra | Новая Зеландия | 8,2 млрд евро | 6 | Dean Foods Company | США | 8,1 млрд евро | 7 | Dairy Farmers of America Inc. | США | 6,9 млрд евро | 8 | Arla Foods Amba | Дания/Швеция | 6,9 млрд евро | 9 | Kraft Foods Inc. | США | 5,1 млрд евро | 10 | Nord-Contor Milch | Германия | 4,7 млрд евро |
Зарубежные конкуренты германской молочной индустрии выстраивают свои позиции на полном монопольном доминировании внутри своих стран. Так, доля национального рынка пяти крупнейших молочных компаний составляет в Скандинавии 98%, в Нидерландах 90%, во Франции и Испании около 50% [2, с. 77]. В Германии такой своеобразный норматив концентрации составляет всего 35% [17], который позволяет ФРГ занимать 50 место в мировом списке стран по консолидации в молочном производстве [4]. Причинами подобного отставания в процессе консолидации молочного хозяйства Германии в сравнении с основными конкурентами является относительно большая территория страны, исторически обусловленные сильные обособленности федеральных земель, а также факт многолетнего существования на территории Германии двух государств (ГДР и ФРГ).
4. Выводы
После объединения Германии в 1990 г. для молочных кооперативов ФРГ открылись новые значительные рынки сбыта в Восточной Германии. Вплоть до 2000 г. происходило активное освоение данных рынков. В этот период крупные молочные компании из Нидерландов, Дании, Швейцарии и некоторых других стран в связи с ограниченностью потребительской ёмкости национальных рынков были вынуждены осваивать международные рынки, выходить на потребителей в Азии, Южной Америке и Африке.
Необходимо отметить, что консолидация молочной отрасли Германии далеко ещё не достигла своего предела. Некоторые эксперты, как, например, Х. Вайндльмайер, предполагают, что в ближайшем будущем (до 2030 г.) молочный рынок Германии будет принадлежать 15–25 предприятиям и некоторым мелким предприятиям, занимающим определённые мелкие рыночные ниши [18]. А по мнению специалистов Германского союза Райффайзен DRV, количество кооперативных предприятий в молочной отрасли Германии максимально может сократиться до десяти [19].
Прогнозы специалистов на ближайшую перспективу относительно развития молочной индустрии представляются весьма и весьма благоприятными. Так, следствием продолжающегося роста численности населения и увеличением спроса на биотопливо станет удвоение спроса на аграрные товары к 2050 г. [20]. А мировое производство молока с 2010 г. будет ежегодно возрастать в среднем на 2,2% и увеличится к 2019 г. на 170 млн т [21]. При этом значительная часть растущего рынка придется на страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
Важным направлением развития молочной отрасли в ближайшей перспективе является сокращение государственного влияния. Ключевыми пунктами в данном направлении становятся снижение торговых барьеров (например, таможенных пошлин) и либерализация рынков, вступление в ВТО новых стран-членов. Необходимо отметить, что либерализация, в свою очередь, ведет к интернационализации рынков в географическом отношении, возрастанию зависимости аграрных рынков от других рынков (энергетических и финансовых), а также нестабильности и изменчивости ситуации на мировых рынках. В связи с этим кооперативы должны адаптировать свои структуры к условиям рынков и их особенностям.
Кооперация позволяет предприятиям не терять своей юридической и экономической независимости и при этом успешно конкурировать с крупнейшими производителями. В данном контексте важным моментом в пользу сельскохозяйственной кооперации является то, что слияние предприятий на сегодняшний день также является достаточно затратным мероприятием. Процесс слияния требует значительных трансакционных издержек, расходов на юридические и консультационные услуги, организаторские мероприятия, аудит, оценку активов, разработку социальных планов для персонала и прочее. Поэтому данный процесс необходимо проводить при тщательном изучении предприятий и тенденций их развития, учитывая процесс развития региональных и мировых рынков, а также текущую мировую финансовую конъюнктуру.
Основными пунктами дальнейшего развития молочного кооперативного хозяйства Германии в условиях процесса глобализации являются: 1) дальнейшее улучшение качества продукции; 2) уменьшение количества производственных единиц; 3) поиск новых и отбор наиболее эффективных рынков сбыта, в первую очередь — зарубежных. |
| |
|
|