Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Омарова К. А.
доцент кафедры социальных технологий Дагестанского государственного университета (г. Махачкала),
кандидат экономических наук


Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста
Статья посвящена исследованию сущности и роли предпринимательской деятельности в сфере услуг как необходимого условия роста экономики. Раскрыта специфика организации малого предпринимательства в сфере услуг. Представлен анализ негативных и позитивных тенденций, особенностей и проблем развития предпринимательских структур в сфере услуг на уровне региона (на примере Республики Дагестан). Определены факторы, способствующие развитию предпринимательской деятельности в сервисной сфере
Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, сфера услуг, экономический рост, функции управления, инновационная деятельность
УДК 338.46; ББК У9(2)0-968,0+У49(2)-13(2Р)

Предпринимательство в нашей стране является сравнительно новым явлением, что объясняет отсутствие современного уровня предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены фактически начинать свою деятельность с нуля. В то же время на современном этапе хозяйствования сфера услуг является важным источником мобилизации потенциала экономического роста регионов, повышения качества жизни населения, что предопределяет необходимость ее развития в различных отраслях национального хозяйства. Развитие предприятий сферы услуг непосредственно связано с развитием предпринимательства во всех сферах хозяйствования.
Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода[1]. Общий смысл предпринимательства в сфере услуг сводится к открытию собственного дела, что, в свою очередь, определяется наличием желания и возможностей заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, что позволяет рассматривать его с позиции двух основных элементов:
— инновационной деятельности как предпринимательской функции;
— действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. Объектами предпринимательской деятельности являются оказанные услуги, способные удовлетворить определенные потребности, предлагаемые на рынке для приобретения, использования и потребления [2].
Однако под определение «предприниматель» подходят и мелкие торговцы, и фермеры, и директор крупного коммерческого банка, и владельцы малых предприятий сферы услуг, существенно отличающиеся по характеру и содержанию труда. Поэтому представляется неправильным рассматривать предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Целесообразнее исходить из определения предпринимательства как инновационной экономической деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности и направленной на достижение прибыли. Предприниматели выступают, прежде всего, как лица, владеющие или распоряжающиеся собственностью, которую они вкладывают в свое предприятие, использующее наемный труд. Отличительными признаками предпринимательской деятельности с психологической точки зрения являются: экономическая свобода; возможность обеспечить себе более высокий уровень материального благосостояния; возможность более полно реализовать свои профессиональные способности и склонности; высокая ответственность за результаты своей деятельности; отсутствие гарантированного минимума дохода и риск убытков в случае неудачи; отсутствие помощи и покровительства. Эти признаки особенно характерны для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в рамках малых и средних предприятий.
Формирование основ рыночной экономики в России, как и в ряде стран, сопровождается появлением большого числа малых и средних организаций. Роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике значительна — это ее существенная часть, база и интегральный компонент конкурентного рыночного механизма.
Малый и средний бизнес, динамично реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, наделяют рыночную экономику необходимой гибкостью и адаптивностью. Эти черты имеют в современных условиях особое значение в силу возросшей индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научного и технологического прогресса, расширения ассортимента производимых услуг. Малые и средние предпринимательские структуры мобилизуют значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), невостребованные в его отсутствие. Существенный вклад вносит малое и среднее предпринимательство в формирование конкурентной среды, что для отечественной экономики в современных условиях имеет первостепенное значение. Трудно переоценить роль малого и среднего бизнеса и в решении проблемы занятости. Необходимо, наконец, отметить важность малого и среднего бизнеса в преодолении социальной напряженности и в демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое и среднее предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все эти и другие свойства малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, делают их развитие важнейшим фактором экономического роста России. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика не в состоянии эффективно функционировать и развиваться. Следовательно, их становление и развитие является стратегической задачей экономической политики при переходе к социально ориентированному рыночному хозяйству.
Обобщая опыт развитых стран, а также первоначальный отечественный, Е.П. Кулик отмечает, что поступательное движение малого и среднего предпринимательства является: важнейшим фактором успешного решения проблем формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; расширения ассортимента и повышения качества товаров (работ, услуг); приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействия структурной перестройке экономики; придания ей гибкости, мобильности, маневренности; привлечения средств населения для развития производства; создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы; формирования социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); активизации научно-технического прогресса; содействия деятельности крупных предприятий; освобождения государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. Эти и другие экономические и социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят их развитие в разряд важнейших государственных задач, делают их органической частью экономической политики государства [3].
Несмотря на это, малое предпринимательство в Российской Федерации пока слабо развито (табл.). В общем по стране доля малого предпринимательства в сфере услуг в ВВП не превышает 15,5%. Между тем в странах ЕС на долю малого и среднего бизнеса приходится больше половины создаваемого ВВП. Впечатляет также общее количество малых предприятий по отдельным странам: 2,3 млн в Германии; 6,5 млн в Японии; 19,3 млн в США.

Таблица
Развитие малого предпринимательства в РФ
ГодыСредняя численность работниковОбъем производства в млрд руб.Количество малых предприятий тыс.
20047401261,9868
20057543423,7891
20067621613,6879
20077436853,9843
200879761160,0882
Источник: Экономическая газета. — 2008. — №16 (апрель). — с.1.

Цель предпринимательства заключается не только в получении прибыли в данный момент, но в получении еще большей прибыли путем активизации деятельности на рынке. Среда, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, определяет характеристику сфер деятельности, наибольшая часть которой относится к посреднической деятельности, а не к чисто производственной. Переход к рыночным отношениям предопределяет изменение задач сферы услуг, системы формирования доходов предприятий сферы услуг, а также формирование новых организационно-правовых структур, адекватных требованиям времени.
Успешное развитие предпринимательской деятельностью в сфере услуг возможно только при формировании многообразных организационных форм предприятий и систем управления ими, т.к. сегодня основными проблемами развития предпринимательства являются: недостаточный уровень менеджмента и маркетинга инновационной и коммерческой деятельности предприятий сферы услуг; уровень организации предприятий, не адекватный требованиям рынка; низкий профессиональный уровень персонала и др., эти проблемы одновременно выступают в роли факторов, тормозящих становление и развитие сферы услуг в различных отраслях.
В современных условиях все большее значение для функционирования и развития предприятий сферы услуг, особенно малых и средних форм, приобретают предприимчивость, творческая инициатива, компетентность и оперативность организация сбыта услуг. Для этого необходимо изучение и применение опыта развитых стран мира и Европы, где сосредоточены большие трудовые и финансовые ресурсы.
Коммерческая деятельность предприятий сферы услуг должна заключаться в решении комплекса задач, имеющих различный характер: сбор данных конъюнктурного исследования рынка услуг; своевременное и качественное обеспечение потребителей услуг в соответствии с договорами (заказами); обеспечение коммуникативности системы взаимоотношений всех участников процесса производства и сбыта услуг и т.д. При таком подходе становится очевидной необходимость прогнозирования и проведения маркетинговых исследований для формирования планов по расширению ассортимента оказываемых услуг, их структуре, каналах сбыта, привлечению потребителей и т.д. Преобразования в экономике страны предъявляют новые требования к управлению предприятиями, изменению его ориентации на качество, рентабельность и ассортимент услуг.
При разработке системы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг необходимо учитывать отличительные социально-психологические особенности предпринимательства в России, связанные со спецификой исторического развития, национальными традициями, особенностями современного состояния экономики, политики и культуры российского общества. Такой подход может адаптировать применяемые инструменты управления под специфику изменений регионального и отраслевого характера. Предпринимательская деятельность в сфере услуг позволит обеспечить рабочими местами большое количество трудоспособного населения региона, т.к. обладает значительной трудопоглощающей способностью. Это должно способствовать устойчивому развитию различных территорий региона.
Организация собственного дела предпринимателя может быть осуществлена различными способами: через покупку уже существующего, учреждение совместного предприятия с другими физическими или юридическими лицами, создание нового предприятия. Последний путь связан с наличием новой идеи. Свободно формирующаяся рыночная ситуация требует наличия широкого спектра предприятий сферы услуг различной специализации, видов деятельности, отраслевой принадлежности, форм собственности. Однако статистика свидетельствует о том, что, начиная с 2000 г., число предпринимательских структур в сфере услуг, особенно социальных, стало снижаться, причем весьма ограничен объем платных услуг населению по видам.
На территории Дагестана в 2009 г. населению было оказано платных услуг на 53 452,8 млн рублей (что в сопоставимых ценах на 12,2% больше чем в 2008 г.), из которых 76,0% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые. А другие виды услуг, особенно культурного, образовательного и медицинского характера, туристические, санаторно-оздоровительные, необходимые и возможные по климатическим условиям региона, способствующие развитию социального сектора экономики, занимают незначительное место в структуре объема платных услуг (10%). Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских корзинах населения Дагестана составил в 2009 г. 15,1%, что соответствует уровню предыдущего года (в 2008 г. — 15,3%).
Из общего объема платных услуг малыми предприятиями республики было оказано услуг на 29818 млн рублей, что составляет 55,7% (в 2008 г. — соответственно 40671 млн рублей, или 70,5%). Такое существенное снижение за год доли малых предприятий в объеме оказанных платных услуг населению свидетельствует об ухудшении ситуации с предпринимательской активностью малого бизнеса в регионе.
Роль сферы услуг в формировании экономики региона соотносится с материальной сферой и имеет определенную отраслевую направленность. Так, вклад торговли и общественного питания сравним с промышленностью (18%), жилищных услуг — со строительством (5%). Значительно увеличилось за последние годы количество предпринимательских структур в таких отраслях, как финансы, кредит, страхование, культурная сфера, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др. В целом все основные тенденции развития сферы услуг можно рассматривать в соответствии с общими структурными изменениями, причем с учетом общих условий, способствующих увеличению занятости населения в сфере оказания услуг. Поэтому можно говорить о взаимосвязи расширения сферы материального производства и роста производительности труда с развитием сферы услуг.
Развитию рынка труда, отвечающего требованиям времени, мешает целый комплекс проблем, возникших в связи с изменением экономической формации, нерациональных структурных преобразований, в результате которых произошло снижение уровня занятости населения на фоне спада экономики, увеличилась скрытая безработица, что является спецификой российской формы занятости, а также увеличение числа действительно безработных. При этом статистика показывает снижение экономически активного населения, ухудшение материального положения безработных, вызванное несовершенством пособий и задержкой выплат. Решение проблемы занятости может способствовать ускорению экономических реформ, чему должно способствовать развитие инфраструктуры сферы услуг, создание малых и средних предпринимательских структур, создающих новые рабочие места. Для решения проблем занятости необходимо создание условий для развития сферы услуг, охватывающей бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, туризм, где применяется живой труд и не требуется его высокая квалификация.
Развитие бытового обслуживания населения в целом имеет положительную динамику, причем подавляющая часть бытовых услуг в республике (в 2009 г. — 90,6%) приходится на долю восьми видов услуг: по ремонту, окраске и пошиву обуви (9,4%); по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий (7,0%); по ремонту и строительству жилья и других построек (30,3%); парикмахерских (14,3%); прокату (10,4%); по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (6,5%); техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (10,4); изготовлению и ремонту мебели (2,8); эти услуги преимущественно оказываются малыми предприятиями и организациями, а не отдельными частниками.
Устойчивое развитие имеют услуги по ремонту обуви, изготовлению мебели, фотоателье, ритуальные, т.е. предприниматели, которые адаптировались к новым условиям хозяйствования, могут адекватно реагировать на изменения факторов внешней среды и конъюнктуры. Наиболее существенной положительной динамикой в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовались 3 вида бытовых услуг: услуги по изготовлению и ремонту мебели (увеличение объема услуг в 2,7 раза), услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви (увеличение объема услуг в 1,5 раза), услуги фотоателье (увеличение объема услуг в 1,5 раза). Услуги по ремонту и строительству жилья, наоборот, демонстрируют обратную тенденцию (уменьшение объема оказанных услуг на 30%).
Общая трудоемкость бытовых услуг довольно велика, что требует высокой цены, сужающей круг потенциальных заказчиков.
Анализ развития сферы услуг в регионе показывает, что наиболее проблемными остаются отрасли социального обеспечения и социально-бытового обслуживания, которые нуждаются в государственной поддержке, регулировании финансовых потоков в пользу групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Многие отрасли социального сектора не адаптированы к новым условиям хозяйствования, несмотря на наличие массового спроса на услуги этих отраслей. К таким отраслям относятся здравоохранение (медицинские услуги), образование, интеллектуальная сфера, несмотря на то, что уже имеются определенные позитивные тенденции развития услуг в этих отраслях. Масштаб медицинских, образовательных, культурных услуг, которые оказываются непосредственно каждому человеку в отдельности, должен отражать уровень заинтересованности государства в сохранении здоровья и повышении уровня знаний, интеллекта и культуры своих граждан.
Большинство предпринимательских структур в сфере услуг являются частными (70% от общего числа) и муниципальными (22%). Доля ликвидированных предприятий и организаций в сфере услуг по отношению к вновь зарегистрированным за последний год составляет около 20%. Несмотря на довольно быстрое развитие рынка услуг, не наблюдается эффективного воздействия функционирования сферы услуг на рост ВВП в регионе. Это объясняется многими факторами социально-экономического развития региона, его территориальными особенностями. Однако главной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства в сфере услуг, является отсутствие эффективного управления на всех уровнях. Условия налогообложения сдерживают рост активности предпринимателей, работающих в сфере услуг во многих отраслях регионального хозяйства. Принятые на высшем уровне и действующие региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на создание общерыночных условий для функционирования сферы услуг без учета задач их финансирования, стимулирования предпринимательской деятельности, специфики региональных территорий, согласования с задачами развития региона и страны в целом. Такое несоответствие предопределяет появление многих проблем, связанных с отсутствием координации экономических и социальных интересов, с тенденцией к коммерциализации социальной сферы. Отраслевые органы управления не координируют интересы развития своих отраслей с интересами социальных групп населения, проживающих на конкретной территории. В регионе в настоящее время практически отсутствуют организационные формы выявления интересов населения и предприятий сферы услуг, в то время как формирование потребительского рынка невозможно без всестороннего изучения факторов, оказывающих влияние на его развитие.
При реализации этих функций управления и формировании механизма управления развитием сферы услуг на региональном уровне необходимо учитывать складывающиеся сегодня обстоятельства объективного характера:
— различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов;
— наличие предприятий, имеющих различные организационно-правовые формы и формы собственности;
— степень воздействия на их деятельность государства;
— организационно-экономическое и правовое обеспечение государством реализации задач региональной политики;
— инфраструктурное обеспечение функционирования и развития сферы услуг в различных отраслях экономики региона.
Социальная направленность системы управления сферы услуг при достижении поставленных целей должна сохраняться в процессе развития предприятий, отраслей, региона в целом. В развитой рыночной экономике главным элементом является потребитель как представитель среднего класса, в потребительскую корзину которого включается определенный стандарт потребления услуг. Потребительская корзина постоянно воспроизводится за счет собственных доходов среднего класса, обеспечивается с помощью рынка равновесия между спросом на услуги различного характера и предложением со стороны предпринимательских структур. Такой подход обеспечивает широкий доступ населения к услугам без участия государства, благодаря высокой платежеспособности потребителей и развитому предпринимательскому сектору услуг. В России сложилась ситуация, когда в результате экономических реформ резко упал жизненный уровень населения. Поэтому, несмотря на бурное развитие и распространение предпринимательства, платежеспособный спрос населения остается низким и не позволяет эффективно развиваться сфере услуг, особенно наукоемких и интеллектуальных отраслей. Иначе говоря, при низком платежеспособном спросе населения рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить проблему широкой доступности различных видов услуг, что предопределяет необходимость разработки и реализации региональной политики, направленной на разработку системы целей, задач, законодательных, экономических мероприятий для развития сферы услуг, поддержания стабильности в сфере занятости, охраны окружающей среды и т.д. Методологической предпосылкой реализации такой политики является четкое определение функций управления и регулирования, т.е. того, какие именно общественные потребности населения и каким способом обеспечиваются регионом в процессе своего функционирования [4]. Поэтому главной особенностью управления развитием сферы услуг является осуществление управления значительной части отраслей и предприятий государством. Экономическая функция регионального управления в этом случае состоит в наиболее целесообразном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей населения и обеспечения необходимого уровня его жизни.
С учетом основных положений функционирования системы управления развитием сферы услуг и опираясь на тенденции современного менеджмента, система управления должна отражать, прежде всего, поворот к человеку — потребителю услуг, расширять использование механизмов рынка, усиливать внимание к предотвращению проблем, возникающих в процессе развития сферы услуг. При этом сложной остается проблема информационного обеспечения, решение которой должно сводиться к оценке позиции страны, региона и предприятий в определенных отраслях, в которых функционирует сфера услуг, к определению реального состояния инновационной активности в регионе, предприятий-конкурентов, что будет способствовать определению отраслевых и региональных направлений государственной поддержки предпринимательской деятельности сферы услуг. Задачи информационного обеспечения предпринимательской деятельности в сфере услуг должны быть адекватны общим направлениям реформирования и развития статистики в регионе (стране), заключающимся в следующем:
— адаптация статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере;
— обеспечение своевременности формирования, полноты и оперативности статистической информации путем прогрессивных методов мониторинга;
— повышение качества информации за счет взаимодействия с информационными системами других регионов;
— эффективное обеспечение всех категорий пользователей необходимой статистической информацией;
— усиление роли регионального уровня в ходе формирования статистики инноваций и динамики результатов предпринимательской деятельности в сфере услуг.
Слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предлагающего качественный набор необходимых услуг по доступной цене, является необходимым направлением государственной поддержки. При этом инфраструктура должна быть равнодоступной и иметь «пропускную способность», адекватную потребностям малого предпринимательства. Для развития предпринимательства в сфере услуг можно использовать механизм поддержки малого предпринимательства крупным бизнесом, который должен стать одним из важных направлений в политике государственного экономического регулирования. Учитывая значимость инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере услуг, выполняющей социальную функцию, ее развитие должно частично или полностью финансироваться за счет государственных средств. При частичном государственном финансировании могут привлекаться дополнительные средства предпринимателей и финансовые ресурсы частных источников на некоммерческой основе. Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства основывается на условиях, которые отличаются от рыночных: бесплатные консультации, услуги по пониженным расценкам, аренда по низкой цене и т.д., что в корне отличается от системы предприятий и организаций, специализирующихся на оказании коммерческих услуг различного характера.
Однако объективно существуют внутренние проблемы развития цивилизованного предпринимательства в сфере услуг, к которым можно отнести следующие:
— низкий уровень социально-экономического развития региона РД в целом;
— низкий уровень жизни населения;
— неконкурентоспособность продукции и услуг;
— неблагоприятный инвестиционный климат в регионе;
— устаревание основных фондов;
— дефицит республиканского бюджета и полная финансовая зависимость РД от поступлений из федерального центра [5].
В то же время серьезными проблемами остаются недостаток и противоречивость законодательных актов РФ, их неадаптированность к функционированию экономики республики, отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности управленческих структур на высшем уровне, отсутствие рациональной системы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг.


Литература
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Рыночное предпринимательство: Теоретические основы и практика регулирования. Учеб. пособ. — М., 1994.
3. Кулик Ю.П. Место и роль малых и средних предприятий в смешанной экономике. Социально-экономическое развитие России. Проблемы, поиски, решения: Сб. науч. тр. по итогам НИР СГСЭУ в 2006 году. — Саратов: Изд. центр СГСЭУ, 2007.
4. Лексин В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // Рос. экон. журн. — 1997. — № 3, 4.
5. Проблемы экономических трансформаций в Дагестане / А.Ш. Ахмедуев и др. — Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия