Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ильин А. Е.
соискатель кафедры маркетинга и коммерции Владивостокского
государственного университета экономики и сервиса


Перспективы выездного туризма из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии
В статье дается анализ туристских потоков из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии. Для анализа использованы данные анкетных опросов потребителей, совершивших поездки в эти страны. В анкетных опросах исследовался полный цикл туристских путешествий, начиная от выбора тура и заканчивая воспоминаниями о туристском путешествии, как положительными, так и отрицательными
Ключевые слова: страны Юго-Восточной Азии, анкетный опрос, предпочтения потребителей, туристские потоки, структурный анализ
УДК 338.482; ББК 65.80-59я7

Отечественный туристический бизнес последовательно интегрируется в соответствующий сектор глобального мирового хозяйства. Глобализация существенно повышает требования к конкурентоспособности всех видов деятельности, связанных с туризмом, и актуализирует проблему повышения эффективности использования рыночных инструментов. В расширяющемся хозяйственном пространстве конкурентоспособность туристических услуг может быть обеспечена только на основе получения синергетического эффекта от использования всей совокупности имеющихся в наличии современных рыночных инструментов.
Мировой опыт формирования эффективных туристско-рекреационных систем основывается на исследовании поведения потребителей туристических услуг. В процессе исследований выявляются мотивации потребителей и тенденции спроса на туристические услуги. Кроме того, выявляется и исследуется структура потребителей. Однако, как правило, выводы строятся на основании наблюдений за туристами и носят неформализованный характер. Выявленная структура потребностей в различных регионах может существенно отличаться. Возможности туристско-рекреационного комплекса различных регионов еще более разнообразны, поскольку они опираются на имеющийся туристический потенциал региона.
Нельзя не согласиться с тем, что выездной туризм, и особенно выездной туризм в другие страны (международный туризм), не приносит заметных прямых экономических выгод для региона, из которого выезжают туристы. Мы заинтересованы в развитии внутреннего туризма, но, чтобы добиться успехов в этом направлении, необходимо научиться работать в условиях жесткой конкуренции на международном туристическом рынке. И здесь без изучения зарубежного туристского рынка не обойтись. Для Приморского края наибольший интерес представляют страны Юго-Восточной Азии, которые сегодня имеют наилучшие показатели экономического роста. Страны АТР достигли высоких показателей по количеству туристских прибытий в регион. Так, число туристов, прибывших в Юго-Восточную Азию, превзошло на 12% показатели 2009 года и превысило 72 млн. Поток туристов во Вьетнам вырос на 35%, в Сингапур — на 20%, на Филиппины — на 17%, в Таиланд — на 12%.
Однако официальная статистика дает только общие цифры, не раскрывая ни структуру потребителей, ни структуру туристического продукта. Поэтому для исследования цикла туристических путешествий по видам туризма и странам так важно производить собственные исследования.
С целью исследования поведения потребителей туристических продуктов, реализуемых на территории Приморского края, на Кафедре маркетинга и коммерции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса уже более восьми лет производятся массовые опросы потребителей. Ежегодно по различным анкетам опрашивается более двух тысяч респондентов [2–3].
По результатам опроса жителей края были рассчитаны индексы предпочтений при выборе популярных туров в страны Юго-Восточной Азии (рис. 1).
Рис. 1. Индексы предпочтений популярных туров в страны Юго-Восточной Азии у туристов из Приморского края

До последних событий 11 марта в Японии жители края среди представленных туров отдавали свои предпочтения турпоездкам в г. Токио.
В Приморском крае уровень конкуренции среди туристических предприятий ощущается особенно остро, поскольку на территории края очень велика плотность туристических компаний. Количество туристических предприятий в различных источниках оценивается по-разному. Наиболее полный список турфирм включает 271 предприятие [1]. Фирмы в основном расположены в г. Владивостоке — 86%. Бурный рост количества туристических фирм в Приморском крае обеспечил массовый туризм в приграничный Китай (в основном шоп-туры). На этот вид туризма приходится до 50% всех поездок российских туристов в Китай. В связи с изменением таможенного законодательства туристский поток из России в Китай последние два года неуклонно снижался. В этих условиях туристические предприятия существенно изменили спектр предложений туров по Китаю. Изменяется и структура потребительского спроса на туристические услуги, предоставляемые китайской стороной.
Поскольку туристский поток из Приморского края в Китай намного превосходит потоки туристов в другие страны, рассмотрим структуру туристского потока в эту страну более подробно.
В 2010 году Китай посетили 2 млн 370 тыс. российских граждан, что на 36% больше, чем в 2009 году. Основная часть туристов (более миллиона) приезжает в Китай с Дальнего Востока России. Москва и Санкт-Петербург дают Китаю примерно 200 тыс. туристов.
Интересен тот факт, что по количеству туристских прибытий в Китай первое место занимает Япония, второе — Южная Корея, третье — Россия, четвертое — США, пятое — Вьетнам. Из Японии в Китай ежегодно приезжает около 4 млн человек, из Южной Кореи — 3 млн, из США — 1,5 миллиона.
Большинство жителей Приморского края имеют заграничные паспорта (около 80%), что в большой степени связано с частыми поездками в Китай. Многие жители края выезжали в Китай неоднократно. Со временем туристы из Приморья расширяют географию посещаемых городов.
Среди целей поездок в Китай преобладает приобретение товаров по более низким ценам, чем в России (шоппинг). Структура шоп-туров в последние годы изменилась. Если раньше преобладали шоп-туры с целью приобретения товаров для перепродажи, то теперь это покупка товаров для себя и своей семьи. Туристы теперь стараются не столько купить много дешевых товаров, сколько более качественные. Заметно увеличилось количество туристов, выезжающих на отдых и лечение. Сегодня структура туристского потока в Китай оценивается следующим образом: шоппинг — 34%, отдых — 26%, развлечения — 20%, познавательный туризм — 8%, лечебный туризм — 7%, деловой туризм — 5%. Как следствие, большинство поездок туристов из Приморского края все еще осуществляется на короткие сроки — на уик-энд. Поездки на 2–3 дня составляют почти 70%.
Среди наиболее посещаемых городов Китая все еще лидирует г. Суйфэньхэ — город, расположенный на границе России и Китая (рис. 2). За последнее десятилетие этот город благодаря туристам из России из маленькой деревушки превратился в большой современный город.
Однако индекс посещаемости г. Суйфэньхэ сильно завышен, поскольку через этот город пролегает большинство железнодорожных маршрутов в другие города Китая, и поэтому респонденты в своих ответах могут указывать его как промежуточный пункт.
В последние годы география посещаемых городов Китая очень расширилась. Высокими темпами набирает популярность отдых на морских пляжах острова Хайнань, особенно, в зимние месяцы. Тропический остров Хайнань, расположенный на самом юге страны и омываемый водами Южно-Китайского моря, предлагает идеальные условия для пляжного отдыха. Остров находится в тропическом поясе, на одной широте с Гавайями, именно поэтому Хайнань часто называют «Гавайями Востока». Здоровая экология, чистейший, целебный воздух, теплое море и белоснежные песчаные пляжи привлекают сюда с каждым годом все большее количество российских туристов.
Рис. 2. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по посещаемости наиболее популярных городов Китая

Среди популярных городов сохраняются приграничные города, такие как Хуньчунь и Мишань. В настоящее время все большее количество туристов отправляется на курорты на юг Китая (Санья, Байдахе, Циндао и др.). В Санья (остров Хайнань) сегодня даже осуществляются регулярные авиарейсы из Приморского края.
Популярность именно приграничных городов объясняется, во-первых, низкой покупательной способностью основной массы населения края, с другой — тем, что такие поездки не требуют много времени. Уровень заработной платы опрошенных туристов свидетельствует о том, что не всем доступны дорогостоящие туры. Как следствие, при выборе турфирмы жители Приморья больше всего ориентируются на цену путевки, хотя это часто сопряжено с более низким уровнем туристических услуг. Показательными являются оценки туристами факторов, определивших выбор туристической фирмы:
— рекламные объявления в СМИ — 8%;
— мнения родственников и знакомых, ранее пользовавшихся услугами турфирмы — 21%;
— услуги турфирмы, не предоставляемые другими турфирмами — 1%;
— длительность работы турфирмы на рынке туристских услуг — 2%;
— отзывы потребителей в Интернет — 16%;
— цена путевки — 39%;
— собственный опыт — 13%.
Затраты на поездку в Китай зависят от длительности и дальности поездки. Более дальние поездки осуществляются на более длительный срок. В краткосрочных поездках доля прочих расходов намного превышает стоимость путевки, в дальних поездках — наоборот. На поездку длительностью 2–3 дня туристы из Приморского края тратят в среднем 16 тысяч рублей при цене путевки от 2 до 5 тысяч рублей, а при поездке длительностью 11–16 дней — от 45 до 65 тысяч рублей при цене путевки от 25 до 35 тысяч рублей.
Хотя спрос на туристические туры в Китай несколько снизился в последние годы, в дальнейшем он должен восстановиться. Большинство туристов удовлетворено поездкой и хотят поехать в Китай еще. О степени удовлетворенности поездкой говорят следующие данные, рассчитанные по опросам потребителей, посещавших Китай: полностью не удовлетворен 2%; скорее не удовлетворен 11%; затрудняюсь ответить 11%; скорее удовлетворен 48%; полностью удовлетворен 27%.
В своих исследованиях мы изучали удовлетворенность туристов условиями проживания, транспортными и другими услугами, предоставляемыми во время путешествий [4]. Результаты показывают достаточно высокую удовлетворенность туристов, что говорит о том, что данное направление не потеряет своих потребителей и в ближайшие годы, тем более что китайская сторона постоянно совершенствует структуру предлагаемых туристам услуг.
Наиболее ценными данными при анализе туристских поездок являются структура положительных и отрицательных впечатлений туристов, оставшихся как воспоминания о проделанной туристской поездке. Оценки положительных и отрицательных впечатлений туристов из Приморского края о поездках в Китай представлены на рис. 3 и рис. 4.
Рис. 3. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по позитивным воспоминаниям о поездке в Китай
Рис. 4. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по негативным воспоминаниям о поездке в Китай

Среди факторов, вызывающих озабоченность во время пребывания в Китае, туристы в первую очередь выделяют отношение местных жителей к российским туристам, то есть безопасность. Поэтому мы специально исследовали оценки динамики отношения к туристам со стороны местных жителей.
Нужно признать, что большинство респондентов, озабоченных отношением местного населения, покупали туры в приграничные города. Те же, кто посещают более отдаленные города, чаще всего, наоборот, отмечают доброжелательность населения. Отдельные туристы отмечают, что в ухудшении отношения виноваты сами российские туристы. Однако нельзя не признать и то, что шоп-бизнес, процветающий в приграничных городах Китая, притягивает криминалитет. Уровень преступности в приграничных городах Китая намного выше, чем в среднем по стране. Вследствие этого туристы из России очень редко отправляются в поездку в Китай поодиночке. Чаще всего в поездку отправляются вместе с друзьями или родственниками.
Справедливости ради необходимо отметить, что китайские туристы еще гораздо в большей степени обеспокоены безопасностью во время пребывания на территории России, и не без основания.
Хотя на территории Приморского края уровень продаж туристских путевок в Китай намного превосходит уровень продаж в другие страны Юго-Восточной Азии, нельзя не отметить повышение интереса к таким странам, как Южная Корея и Вьетнам. Корея имеет устойчивые транспортные связи с Приморским краем: осуществляются постоянные авиарейсы, большой популярностью пользуется паромное сообщение между Владивостоком и городами побережья Южной Кореи.
Общее число туристов, посетивших Южную Корею за 11 месяцев 2010 года, достигло рекордного показателя — 8 млн 800 тыс. человек. Это на 12,5% больше, чем в 2009 году.
По итогам 2010 года, Республику Южная Корея посетили 150 730 российских граждан, это сообщили в национальной организации по туризму республики. По сравнению с 2009 годом прирост составил 13 676 человек, что составляет около 10%. Россиян, прибывших в Республику Корея с туристическими целями, в 2010 году было 57285 человек, что на 6548 больше, чем в 2009 году. Прирост туристов составил почти 13% к уровню 2009 года. Наибольшее количество посещений россиянами Южной Кореи приходится на летние месяцы (июнь-август). Количество наших соотечественников, путешествующих в Республику Корея с деловыми целями, составило 7901 человек, что на 2057 превышает показатели 2009 года. Именно на бизнес-путешественников приходится наибольший процент прироста (более 35%). По студенческому обмену Республику Ю. Корея в 2010 год посетило 1009 россиян, что больше показателя 2009 года на 122 человека (или 14%). В московском представительстве Национальной организации по туризму Республики Корея уверены, что в наступившем году количество российских туристов, желающих посетить эту страну, также будет расти. Данному обстоятельству будет также способствовать проведение осенью 2011 года одного из этапов знаменитой гонки «Формула-1» на территории Южной Кореи.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Разработка программ развития туристической индустрии региона невозможна без всестороннего анализа сложившейся ситуации на туристском рынке региона. Для этого необходимо организовывать широкомасштабные исследования структуры туристических пакетов в регионе. Изучение опыта формирования туристических предложений в страны Юго-Восточной Азии имеет важнейшее значение для Приморского края.
2. Организация масштабных исследований требует разработки новых технологий обработки и анализа данных.
3. Произведенные исследования показывают, что в последние годы быстро расширяется география турпоездок российских туристов в страны Юго-Восточной Азии.
4. Со временем изменяется структура потребления туристов, выезжающих в страны Юго-Восточной Азии. Доля туристов, выезжающих с целью шоппинга, сокращается.
5. Сохраняется очень низкий уровень организации работы российской таможни, что вызывает большое раздражение как российских, так и зарубежных туристов.
6. Одной из тенденций последнего периода является возрастание турпоездок с лечебно-оздоровительными целями. Эта тенденция, скорее всего, в ближайшие годы будет сохраняться.
7. Появилась группа туристов, которые приобрели достаточный опыт и в состоянии самостоятельно организовать свою поездку в Китай, не прибегая к услугам турфирм.


Литература
1. Перечень туристских предприятий, зарегистрированных на территории Приморского края URL: http://www.tourprim.ru/add_files/Perechen dlya_ita.doc
2. Мартышенко Н.С. Методика сбора и обработки данных для оценки структуры потребителей услуг туристского комплекса региона // Практический маркетинг. — 2009. — №11. — С. 16 — 28.
3. Мартышенко Н.С., Старков А.С. Методические основы оценки структуры туристско-рекреационного потенциала (на примере Приморского края) // Вестник национальной академии туризма — 2009. — №3 (11). — С.21–27.
4. Мартышенко Н.С. Анализ транспортной составляющей в процессе формирования туристского кластера Приморского края // Вестн. ИНЖЭКОНа. — 2009. — №5. — С. 107–117.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия