| | Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Манашеров Т. О. председатель совета директоров компании Юнидент (г. Москва),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье произведена оценка емкости рынка стоматологических материалов и оборудования в России. Исследуется динамика производства и импорта стоматологических материалов и оборудования в постсоветский период. Сделаны выводы из проведенного исследования | Ключевые слова: динамика производства, динамика импорта, стоматологические материалы, стоматологическое оборудование | УДК 338.465.4; ББК 65.206.2 | В последние два десятилетия российская медицинская промышленность развивалась в условиях жесткой конкуренции. С одной стороны, на рынок России ввозится большое количество высококачественной дорогой продукции, произведенной в странах ЕС, США, Японии, и продукции в среднем ценовом сегменте, произведенной в Южной Корее. Эта продукция в основном приобретается частным сектором стоматологического бизнеса. С другой стороны, в последние годы на российский рынок начался массовый ввоз дешевой продукции из Китая и Бразилии, которая начала оказывать давление на российских производителей на их традиционном рынке, связанным с поставками для государственных стоматологических лечебных заведений.
Такой конкурентный прессинг имел двоякие последствия.
1. Объем продаж (в сопоставимых ценах) у традиционных предприятий медицинской промышленности, сохранившихся с советских времен, фактически не увеличивался. Однако острая конкуренция заставила эти предприятия существенно расширить ассортимент и повысить качество продукции и эффективность производства. Ярким примером такого предприятия является ОАО Казанский медико-инструментальный завод.
2. Отсутствие на рынке качественных отечественных стоматологических материалов и инструментов и дороговизна импорта стимулировали в 90-е годы создание в анализируемой сфере предпринимательства целого ряда частных предприятий, часть из которых успешно развилась, обеспечила частичное импортозамещение по стоматологическим материалам и инструментам и начала выходить на международный рынок. Примером таких компаний являются ООО «ВладМиВа» (Белгород), производственный комплекс «Аверон» (Екатеринбург), группа компаний «Русимплант» (Москва), ООО «РусАтлант» (Москва) и др.
Федеральная служба статистики России с 1997 г. располагает официальными данными о производстве использующейся в стоматологии продукции по весьма ограниченному кругу позиций. Данные о производстве в натуральном выражении ограничены информацией о выпуске рабочих мест стоматолога и зубных боров. При этом очевидно, что данные о производстве зубных боров — неполные, так как отражают производство только на ОАО «Казанский медико-инструментальный завод». Между тем зубные боры в России производятся по крайней мере еще на одном предприятии — фирме «РусАтлант». Причем это высококачественные боры, которые экспортируются во многие страны [1].
Относительно стоимостных объемов производства материалов, инструментов и оборудования для стоматологии в России официальная статистика представляет слишком агрегированные данные, по которым затруднительно оценить объемы производства именно для стоматологии. Это связано с тем, что как в использовавшейся ранее (до 2002 г.) системе ОКОНХ (Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства), так и в современном статистическом классификаторе ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) производство продукции для стоматологии отдельно не выделяется. В связи с этим необходимо использовать косвенные методы оценки рынка материалов, инструментов и оборудования для стоматологии в России.
Рынок стоматологических установок
Официальная статистика предоставляет лишь данные о производстве рабочих мест стоматолога и зубных боров в России в 1997–2009 гг. Динамика производства по этим позициям носила неустойчивый характер. Сразу после кризиса 1998 г. имело место оживление производства, связанное, несомненно, с частичным импортозамещением, вследствие значительной девальвации рубля. Однако после 2002 г. наблюдается снижение производства зубных боров вплоть до 2006 г. Начавшийся с 2007 г. рост был прерван финансово-экономически кризисом 2008–2009 гг.
Производство рабочих мест стоматолога, осуществляемое ОАО «Комета» (Ульяновск), после 2001 г. носило неустойчивый характер. В 2002–2007 гг. объемы производства колебались в пределах от 280 до 500 штук в год. В 2008–2009 гг. имело место снижение производства, обусловленное наступлением финансово-экономического кризиса. Сам объем производства был весьма незначителен, если иметь в виду то обстоятельство, что, по нашим оценкам, в 2009 г. в России имелось примерно 83 тыс. стоматологических установок [2]. С учетом нормативных сроков амортизации 10–15 лет [3] примерно 10% из них, или около 8 тысяч штук ежегодно, должны заменяться на новые установки. Иначе говоря, за счет российского производства обновляется от 0,4% до 0,6% имеющегося парка стоматологических установок. В ежегодной замене стоматологических установок доля российского производства мизерна и составляет около 5%. Фактически состояние парка стоматологических установок в России полностью определяется импортом этого вида оборудования.
Эти оценки должны быть дополнены с учетом потребностей в оборудовании для вновь открывающихся стоматологических клиник. По нашей оценке, в период 1999 — 2007 гг. в России в среднем за год вводилось в действие примерно 800 стоматологических установок [2]. При средней цене стоматологической установки, равной 10 000 долл., объем рынка может быть увеличен еще на 8 млн долл.
Следовательно, емкость рынка стоматологических установок в 2010 г., включая рентгеновские установки для стоматологии и продажи пленки для них, составляла, по нашей оценке, 2,4 млрд руб., или примерно 81,2 млн долл., в том числе емкость рынка самих стоматологических установок — 64 млн долл., или примерно в 1,9 млрд руб., рентгеновских установок — 441 млн руб., или 14,7 млн долл., пленки для рентгеновских установок — 75 млн руб., или 2,5 млн долл. (см. табл. 1).
Отметим то обстоятельство, что оценка объема рынка стоматологических установок весьма близка к объему импорта бормашин и запчастей к ним в 2008 г., составившему 66,6 млн долл. (см. табл. 3). Как уже было отмечено выше, потребности в данном виде медицинского оборудования в России практически полностью обеспечиваются импортными поставками. Поэтому данные об импорте подтверждают достоверность выполненной оценки емкости данного рынка в России.
Очевидно, что при изменении экономической конъюнктуры фактические объемы продаж могут существенно отклоняться от приведенных параметров. Это, в частности, видно на примере кризисного 2009 г., когда импорт стоматологических установок значительно снизился и составил примерно 35 млн долл. (см. табл. 3).
Таблица 1
Оценка рынка стоматологических установок, рентгеновских установок для стоматологии и пленки для них в России в 2010 г.Показатель | Значение |
---|
Число стоматологических установок в России в 2010 г., шт. | 82 700 | Средняя норма амортизации, % | 10 | Нормативный срок службы, лет1) | 10 | Оценка количества заменяемых ежегодно сто-матологических установок, шт. | 8270 | Разбиение приобретаемых на рынке стоматологических установок по ценовым сегментам, % | Цена, тыс. руб. | 50 | 90 | 20 | 210 | 15 | 300 | 15 | 450 | Оценка рынка стоматологических установок, включая прирост их парка, млрд руб. | 1,9 | Оценка рынка стоматологических установок, включая прирост их парка, млн долл. | 64 | Оценка рынка рентгеновских установок для стоматологии, млн руб.2) | 441 | Оценка рынка рентгеновских установок для стоматологии, млн долл.2) | 14,7 | Оценка рынка пленки для рентгеновских уста-новок, млн руб. | 75 | Оценка рынка пленки для рентгеновских установок, млн долл. | 2,5 | Итого рынок стоматологических и рентгеновских установок и пленки для стоматологии, млн долл. | 81.2 | Итого рынок стоматологических и рентгеновских установок и пленки для стоматологии, млрд руб. | 2,4 | Примечания
1) Нормативные сроки службы стоматологических установок колеблются от 10 до 15 лет, но из практики известно, что в условиях конкуренции многие клиники стремятся обновлять оборудование по возможности быстрее. Поэтому взята нижняя граница по нормативным срокам службы.
2) Приведены официальные данные об импорте рентгеновских установок для стоматологии, предоставленные Росстатом [4].
Рынок стоматологических материалов и инструмента
Суть использованного нами подхода к оценке данного рынка сводится к следующему. На основании имевшихся данных о приобретении материалов и инструмента в сети стоматологических клиник «Юнидент — Стоматология» (г. Москва), а также ряда других московских стоматологических клиник в 2010 г. был определен средний объем затрат на материалы и инструменты, приходящийся на одну стоматологическую установку. На основании этих данных и информации о числе стоматологических установок была оценена емкость рынка в России по названным позициям. Результаты расчетов приводятся в табл. 2.
Таблица 2
Оценка рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. | Оценка рынка, млрд руб. | Оценка рынка, млн долл. |
---|
Терапевтические и лечебные материалы, штифты и др. | 4,9 | 165 | Затраты на приобретение инструментов и запасных частей для оборудования — всего | 2,7 | 92 | Вспомогательные и дезинфицирующие материалы | 3,2 | 106 | Слепочная масса, гипсы и пр. | 1,7 | 56 | Расходные материалы и инструменты, исключая вспомогательные, дезинфицирующие, слепочные материалы и гипсы | 7,7 | 256 | Расходные материалы и инструменты — всего | 12,5 | 418 | Оценка рынка стоматологических услуг (взято на уровне 2008 г.) | 220 | 7333 | Доля затрат на материалы и инструменты в продажах услуг,% | 5,7 | 5,7 | Источник: расчеты автора
Из данных табл. 2 видно, что общая емкость рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. составляла примерно 12,5 млрд руб., или 418 млн долл., в том числе — рынка терапевтических и лечебных материалов, штифтов и др. — 4,9 млрд руб., стоматологических инструментов и запасных частей для стоматологического оборудования — 2,7 млрд руб., вспомогательных и дезинфицирующих материалов, используемых в стоматологии — 3,2 млрд руб., слепочной массы и гипса — 1,7 млрд руб.
Ранее нами была выполнена оценка рынка стоматологических услуг в России применительно к 2008 г. Величина этого рынка составляла примерно 220 млрд руб. [2]. Следовательно, доля затрат на материалы, инструменты и запасные части к оборудованию в общем объеме продаж стоматологических услуг в России составила в 2010 г. 5,7%. (см. табл. 2). Эта оценка соответствует известным из практики стоматологического бизнеса данным о структуре затрат. Доля затрат на материалы, инструменты и запасные части к оборудованию в общем объеме продаж колеблется в разных стоматологических сетях и клиниках в пределах от 5% до 10%. В связи с этим можно сделать вывод о том, что выполненная на макроуровне оценка рынка стоматологических материалов, инструментов и запасных частей к оборудованию находится в соответствии с данными на уровне отдельных стоматологических компаний.
Импорт материалов и оборудования для стоматологии
Федеральная служба статистики не располагает длительными рядами сопоставимых данных об импорте расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в Россию. Наиболее длинный ряд данных за 10 лет (2000–2009 гг.) имеется по динамике импорта цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, а также по импорту бормашин. По другим позициям имеются лишь данные за период 2006–2009 гг.: импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах; импорт зубов искусственных; импорт кресел стоматологических и частей к ним. По импорту рентгеновских аппаратов для использования в стоматологии данные охватывают период с 2003 г. по 2009 г. (см. табл. 3).
Общий объем импорта расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в Россию в 2008 г. составлял в 2008 г. примерно 157 млн долл., или примерно 3,9 млрд руб., а в кризисном 2009 г . — 102,4 млн долл., или приблизительно 3,3 млрд руб. (см. табл. 3).
В период экономического подъема (2001-2008 гг.) суммарный объем импорта цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, и импорта бормашин в стоимостном выражении возрос почти в 4 раза (см. табл. 3,4), в том числе импорт зубных цементов и материалов для пломбирования — в 4,2 раза, импорт бормашин — в 3,9 раза. В данный период заметный рост импорта был характерен для всех лет, за исключением 2002 г. В 2009 г. в связи с уменьшением спроса вследствие экономического кризиса суммарный импорт по рассматриваемым позициям сократился на 37% (см. табл. 4).
В натурально-вещественной форме импорт зубных цементов, материалов для пломбирования зубов и цементов, реконструирующих кость, возрос незначительно: с 287 тонн в 2000 г. до 338 тонн в 2008 г., или на 18%. В кризисном 2009 г. величина импорта по этой позиции практически вернулась к исходному уровню (291 тонна) [4]. Следовательно, значительный рост импорта в стоимостной форме был обусловлен высоким темпом увеличения цен на товары рассматриваемой номенклатуры. Цены возросли в 2001 — 2008 гг. примерно в 3,6 раза: с 37,6 долл. за кг до 133,4 долл. за кг. По нашему мнению, такой рост средних цен может быть объяснен изменением структуры импортируемых материалов в пользу более качественных и дорогостоящих позиций. Так, например, светоотверждаемые пломбировочные материалы превосходят по цене традиционные в 4 раза.
Сопоставление емкости рынка стоматологических расходных материалов и инструментов, исключая вспомогательные, дезинфицирующие, слепочные материалы и гипсы (256 млн долл. — см. табл. 2), с объемом импорта по соответствующим позициям в предкризисном 2008 г. (65 млн долл. — см. таблицу 3) позволяет сделать вывод о том, что за счет импорта удовлетворяется примерно четверть потребности российской стоматологии в соответствующей продукции (65/256*100% = 25%).
Исходя из имеющихся ограниченных данных, рост импорта бормашин вплоть до 2008 г. происходил как за счет его увеличения в натуральном выражении (с 12032 шт. в 2006 г. до 14194 шт. в 2008 г., так и за счет увеличения цен (с 3,2 тыс. ; в среднем за единицу в 2006 г. до 4,7 тыс. долл. за единицу в 2008 г.). В 2009 г. произошел обвал импорта бормашин: за год он снизился почти в два раза с 14194 штук до 7550 штук в 2009 г. [4].
В 2004–2008 гг. импорт рентгеновской аппаратуры в натуральной форме вырос примерно в 4 раза. Одновременно с этим средние цены на рентгеновские установки, импортируемые в Россию, выросли в 2,2 раза: с 2,9 тыс. долл. в 2003 г. до 6,3 тыс. долл. в 2008 г. [4].
В последние перед кризисом годы экономического подъема быстро рос импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах. В 2008 г. относительно 2006 г. этот показатель в натуральном выражении возрос в 1,7 раза при росте цен на 13% [4]. Бурно рос импорт искусственных зубов из пластмассы (в 2,4 раза) и особенно из прочих материалов — примерно в 57 раз. Импорт стоматологических кресел за тот же период увеличился почти в 2 раза при росте средней цены примерно на 25% [4].
В кризисном 2009 г. произошло существенное снижение импорта по всем рассматриваемым позициям за исключение искусственных зубов из прочих материалов (рост за 2009 г. в 2,7 раза). Динамика средних цен в 2009 г. была разнонаправленной: на зубы искусственные их прочих материалов и на стоматологические кресла и части к ним цены снизились, а по остальным позициям возросли. Особенно значительным был рост цен на искусственные зубы из пластмассы — в 2,9 раза [4].
Сравнение Таможенного тарифа РФ от 2006 г. [5] и Единого таможенного тарифа от 2009 г. [6] по позициям, связанным со стоматологией, показывает, что тарифы ввозных пошлин установлены на уровне от 5% до 10% от таможенной стоимости. При этом ставки ввозных таможенных пошлин по сравнимым позициям в Едином таможенном тарифе, принятом решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г., остались на том же уровне, что и в Таможенном тарифе РФ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 718. Следовательно, рост цен на стоматологические материалы и оборудование не был связан с увеличением импортных пошлин.
Таблица 3
Импорт расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии в России в 2000–2009 гг. — всего, тыс. $.Показатель | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
---|
Импорт расходных материалов, оборудования и кресел для стоматологии — всего, тыс. $ (8)=(3)+(4)+(5)+(6)+(7) | 28073 | 46838 | 33203 | 44665 | 48923 | 50201 | 79871 | 117531 | 157096 | 102435 | в том числе | импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, тыс. $ (1) | 10794 | 14437 | 12164 | 14032 | 14806 | 18093 | 22829 | 34860 | 45128 | 35960 | импорт бормашин и частей к ним, тыс. $ (2) | 17279 | 32401 | 21040 | 27781 | 30006 | 30064 | 38960 | 55986 | 66621 | 34648 | Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструи-рующих кость и импорт бормашин — всего, тыс. $ (3)=(1)+(2) | 28073 | 46838 | 33203 | 41813 | 44812 | 48157 | 61789 | 90846 | 111749 | 70608 | импорт ренген аппаратов для использования в стоматологии (4) | н.д. | н.д. | н.д. | 2851 | 4111 | 2045 | 8405 | 12658 | 25197 | 14696 | импорт боров, дисков, наконечников и щеток для использования в бормашинах (5) | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 7214 | 10760 | 14139 | 11839 | импорт зубов искусственных (6) | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 2357 | 2991 | 5746 | 5179 | импорт кресел стоматологических и частей к ним (7) | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | 106 | 276 | 265 | 113 | Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость плюс импорт боров, дисков, наконечников, искусственных зубов, тыс. $ (8)=(1)+(5)+(6) | — | — | — | — | — | — | 32400 | 48611 | 65013 | 52978 | Источник: официальные данные Федеральной службы статистики от 17.01. 2011 г. [4].
Таблица 4
Темп роста импорта зубных цементов, материалов для пломбирования, бормашин в Россию в 2001–2009 гг., %Показатель | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2009/ 2000 | 2008/ 2000 |
---|
Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость | 134 | 84 | 115 | 106 | 122 | 126 | 153 | 129 | 80 | 333 | 418 | Импорт бормашин и частей к ним | 188 | 65 | 132 | 108 | 100 | 130 | 144 | 119 | 52 | 201 | 386 | Импорт цементов зубных и материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость и импорт бормашин — всего | 167 | 71 | 126 | 107 | 107 | 128 | 147 | 123 | 63 | 252 | 398 | Источник: посчитано на основе данных таблицы 3.
На основе официальных статистических данных о производстве и импорте продукции для стоматологии в России можно сделать следующие выводы.
1. Общий объем рынка стоматологических установок по состоянию на 2010 г., включающий затраты на замену устаревшего оборудования и на расширение их парка составляет примерно 64 млн долл., или примерно в 1,9 млрд руб. Емкость рынка рентгеновских установок для стоматологии и продажи пленки для них составляет 516 млн руб., или 17,2 млн долл. Более 95% продаж на этом рынке в России составляет импорт.
2. Общая емкость рынка стоматологических материалов и инструментов в России в 2010 г. составляла примерно 12,5 млрд руб., или 417 млн долл, в том числе — рынка терапевтических и лечебных материалов, штифтов и др. — 4,9 млрд руб., стоматологических инструментов и запасных частей для стоматологического оборудования — 2,7 млрд руб., вспомогательных и дезинфицирующих материалов, используемых в стоматологии — 3,2 млрд руб., слепочной массы и гипса — 1,7 млрд руб. На импорт приходится примерно четверть поставок на этом рынке.
3. В 1997–2009 гг. динамика производства продукции для стоматологии в России в натуральном выражении носила неустойчивый характер. Сразу после кризиса 1998 г. имело место оживление производства, связанное с частичным импортозамещением вследствие значительной девальвации рубля. Однако после 2002 г. наблюдалось снижение производства зубных боров вплоть до 2006 г. Начавшийся с 2007 г. рост был прерван финансово-экономически кризисом 2008–2009 гг.
4. Государственная статистика России не позволяет определить объемы производства медицинской продукции для стоматологии в стоимостном выражении, так как представляет слишком агрегированные данные.
5. Анализ динамики импорта продукции для стоматологии в России в период 2000–2009 гг. позволяет сделать вывод об его существенном увеличении, как в стоимостном, так и в натурально-вещественном выражении. Например, импорт зубных цементов, материалов для пломбирования, бормашин в Россию в стоимостном выражении в 2001–2008 гг. вырос примерно в 4 раза, несколько снизившись в 2009 г.
6. По большинству анализируемых позиций в 2000–2009 гг. наблюдался существенный рост цен на единицу импортируемой для стоматологии продукции. Средняя цена единицы рентгеновской аппаратуры для стоматологии выросла в 2,2 раза, стоматологических кресел — на 25%, зубных цементов, материалов для пломбирования зубов, цементов, реконструирующих кость, — в 3,6 раза, одной бормашины — более чем на 40%. Рост цен, по нашему мнению, был обусловлен в основном переходом на импорт более качественных и дорогостоящих образцов оборудования и материалов. |
| |
|
|