Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Пименова А. Л.
профессор Международного Банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Методологические аспекты развития рынка аудиторских и консалтинговых услуг
В статье рассматривается понятие методологии в сфере профессиональных деловых услуг. Исследуются проблемы в области создания и развития организационной культуры в аудиторских и консалтинговых организациях, выявлены ее необходимые составляющие. Предложена классификация внутрифирменных стандартов организаций, оказывающих профессиональные деловые услуги
Ключевые слова: аудит, организация, консалтинг, организационная культура, стандарт
ББК 65.052

Профессиональные аудиторские и консалтинговые организации выполняют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие участники делового сообщества, а также правительство и население в целом полагаются на них в плане разумного эффективного управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам бизнеса и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов консультантов при предоставлении ими таких услуг влияет на экономическое благосостояние их сообщества и страны в целом. Учитывая, что наше исследование направлено на развитие рынка аудиторских и консалтинговых услуг, мы можем определить, что методология в данной сфере деятельности — это именно учение об организации деятельности субъектов, оказывающих профессиональные деловые услуги. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии — организацию деятельности. Поэтому необходимо, прежде всего, рассмотреть содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в философском энциклопедическом словаре — «организация» представлена по трем детерминантам: внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением (свойство); совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс); объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (организационная структура). Таким образом, для развития методологии в области профессиональных деловых услуг должны быть раскрыты представленные детерминанты, определены их взаимосвязь и выявлены пути их совершенствования. Но, совершенствование предполагает не просто хаотический процесс, а достижение определенных целей и задач. Поэтому для формирования и развития методологии в сфере профессиональных услуг следует, прежде всего, определить цели создания самой организации, ее тактические и стратегические задачи, решение которых в дальнейшем будет обуславливать и развитие самого рынка профессиональных услуг. Исходя из того, что профессиональные организации оказывают, по сути, индивидуальные услуги, которые влекут за собой тесное взаимодействие с клиентом потребляемых услуг, данная взаимосвязь, по нашему мнению, и лежит в основе определения целей и задач консалтинговых и аудиторских компаний, таких как: оказание высокопрофессиональных услуг; повышение доходности; внедрение инновационных технологий оказания деловых услуг; привлечение и развитие высококлассного персонала. При этом такие организации должны не только профессионально вести свой бизнес, но и умело конкурировать на рынке, грамотно работать с клиентами, развивать новые технологии оказания услуг и конечно повышать показатели эффективности своей деятельности. Для решения поставленных задач необходима политика внедрения новых форм управления организацией, учитывающих особенность менеджмента в деловой компании, т.е. его направленность на наиболее эффективное использование профессиональных навыков работников и четкое согласование деятельности различных служб внутри фирмы. Такая система управления может осуществляться, по нашему мнению, на основе созданной и сбалансированной организационной культуры, включающей в себя управленческую, технологическую и этическую сущность. Следует отметить, что исследование вопросов, связанных с формированием организационной культурой в аудиторских и консалтинговых организациях, обуславливается, прежде всего, следующим:
1. недостаточностью обоснования теоретических и практических разработок в области создания организационной культуры, как управленческого ресурса деловой компании;
2. необходимостью создания организационной культуры внутри аудиторской и консалтинговой фирмы;
3. поиском новых путей повышения конкурентоспособности и качества предоставляемых услуг;
4. снижением аудиторского риска и риска в области оказания консультационных услуг;
5. возможностью повышения эффективности финансово-экономической деятельности организации в целом.
Исследования в области формирования и развития организационной культуры проводятся сравнительно недавно, но, начиная с восьмидесятых годов прошлого столетия термин «организационная культура» приобретает все большее значение в области управления предпринимательскими структурами. Поэтому многие авторы, исследуя это понятие, давали ему свои определения и характеристики. По нашему мнению, для аудиторских и консалтинговых компаний под понятием «организационная культура» следует понимать — систему взаимосвязанных элементов на основе разработанной организационной структуры, включающую внутрифирменные стандарты, кодекс этики и конкретные положения, которые служат ориентирами поведения и действий персонала внутри компании и при оказании профессиональных деловых услуг.
Исходя из этого определения, можно выделить три основные составляющие необходимые для формирования организационной культуры в аудиторской и консалтинговой компании:
• грамотно построенная организационная структура, учитывающая все специфические особенности фирмы;
• разработанные ведущими специалистами внутренние стандарты, положения, кодекс этики персонала;
• приятие и применение персоналом компании разработанных локальных документов.
Теория управления, основанная на системном подходе, рассматривает организацию как множество связанных между собой и определенным образом упорядоченных компонентов, которое обладает целостностью и образует единство с внешней средой. Поэтому и возникает вопрос о четкости и логичности построения организационной структуры. При ее построении, на наш взгляд, руководителям аудиторских и консалтинговых компаний необходимо учитывать следующие компетенции:
1. виды, оказываемых услуг;
2. состав персонала и ведущих специалистов, области их профессиональных знаний, опыт работы, практические навыки;
3. возможности и порядок внедрения инновационных технологий оказания профессиональных услуг;
4. определение полномочий, распределение ответственности и формирование уровней в иерархии управления;
5. создание и внедрение единой информационной среды, обеспечивающей эффективность принятия управленческих решений;
6. обеспечение взаимосвязи между элементами организации, создание условий для адаптации к изменениям во внешней среде.
Как мы уже отмечали выше, необходимой составляющей при создании организационной культуры, являются также разработанные внутрифирменные стандарты. Под внутренними стандартами аудиторской и консалтинговой организации принято понимать документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению профессиональных услуг, принятые и утвержденные руководством фирмы с целью обеспечения эффективности практической работы. При формировании внутренних стандартов целесообразно использовать системный подход, основанный на нормативной и функционально-операционной информации о фирме, как о единой системе. Применительно к аудиторской организации под элементами такой системы целесообразно понимать: состав работ по стадиям и объектам аудита; виды консалтинговых услуг и специальных заданий; комплексы задач, связанных с управлением аудиторской фирмой; контроль качества, предоставляемых услуг. На начальном этапе внедрения системного подхода разработчиками должна быть четко сформирована организационная структура компании, определены функции и обязанности каждого отдела и подразделения. При этом необходимо учитывать все факторы, влияющие на систему: объемы выполняемых работ; численность персонала и их квалификационный уровень; спектр предлагаемых услуг; стоимостную оценку вложенных инвестиций и др. Практическому воплощению системного подхода к формированию внутренних стандартов аудиторских и консалтинговых организаций может способствовать их модульное построение. Состав модулей относительно обособленных элементов системы для формирования внутрифирменных стандартов логично представить в соответствии с определенной классификацией (таблица 1).
В дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских и консалтинговых организаций должны быть разработаны методики, внутренние инструкции и положения, а также перечень процедур, рабочие таблицы, вопросники, макеты и другие документы вспомогательно технического характера, которые логично представить в виде приложений к конкретному регламенту. Предложенная классификация внутрифирменных стандартов может быть положена в основу развития системы управления аудиторско-консалтинговыми организациями.

Таблица 1
Классификационные группы рекомендуемых внутрифирменных стандартов
Группы стандартовРекомендуемые стандарты
1.Общие стандарты организацииа) стандарты, определяющие порядок разработки и принятия внутренних стандартов;
б) стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторско-консалтинговой компании;
в) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудиторских и консалтинговых услуг;
г) стандарты, определяющие ответственность и нормы поведения аудиторов и сотрудников ком-пании;
2.стандарты, определяющие порядок проведения аудиторских и консалтинговых услуга) стандарты, регламентирующие порядок планирования и проведения аудиторской проверки;
б) стандарты, регламентирующие порядок оказания консалтинговых услуг по их видам;
в) стандарты, регламентирующие порядок привлечения специалистов;
3.стандарты, устанавливающие порядок предоставления информации клиентам организацииа) стандарты, определяющие порядок формирования аудиторских заключений;
б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора и специалиста руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита и консультирования;
в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных отчетов специалистов, в зависимости от предоставляемых услуг.
4.стандарты, характеризующие специфические аспекты аудита и консалтингаа) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита и консультирования кредитных учреждений;
б) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита и консультирования страховых организаций и обществ взаимного страхования;
в) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита и консультирования бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
г) стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита и консультирования других экономических субъектов.
5.стандарты по образованию и подготовке кадрова)стандарты, регламентирующие требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов;
б)стандарты, регламентирующие порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской и консалтинговой организации;
в) стандарты, регламентирующие порядок принятия специалистов на работу.


Литература
1. Пименова А.Л. Методологические подходы к совершенствованию оказания аудиторских услуг в РФ // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4.
2. Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://www1.minfin.ru
3.Стандартизация и унификация бухгалтерского учета и аудита в условиях глобализации экономики / Г.Н. Бургонова, А.Л. Пименова. и др. — СПб.: МБИ, 2009.
3.Фомишин С.В., Чернов Ю.В. Управленческое консультирование: Международный опыт. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. — С.51.
4. Об аудиторской деятельности: Федеральный Закон № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия