Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Васильева Е. В.
старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии Псковского государственного политехнического института

Проблемы управления инновационным развитием предприятия
В статье рассмотрены основные проблемы, влияющие на процессы управления инновационным развитием предприятия. Инновационная деятельность представлена как инструмент повышения эффективности функционирования предприятия. Выделена роль государства в инновационном развитии предприятий
Ключевые слова: инновационное развитие, проблемы управления, инновационная деятельность
УДК 658.5; ББК 65.290-2

В настоящее время руководство нашей страны в полной мере осознает необходимость перехода России, а, следовательно, и всех промышленных предприятий на инновационный путь развития. Разрабатываются и реализуются программы для данного направления, но, несмотря на все проводимые мероприятия, промышленные предприятия до сих пор не проявили активности в вопросах инновационного развития [2].
Готовность организации к инновационному развитию можно рассматривать в разных аспектах. Распространено мнение, что основным направлением стимулирования инновационного развития является обновление основных фондов, и, прежде всего, станочного парка. Получив такую возможность и усилив, таким образом, производственный потенциал предприятия, но, не затронув в той же мере инновационный, кадровый потенциал, получаем, как правило, омертвление финансовых средств. Кто же будет использовать оборудование нового поколения? Готовы ли к этому технологические, ремонтные и другие службы предприятия? Другой момент, а готово ли предприятие к созданию новых продуктов, технологий, например, при имеющемся производственном потенциале. В данном случае вспоминается фраза Г. Эмерсона, сказанная еще в начале века «Американская промышленность, обладая первоклассной техникой, не может ею как следует воспользоваться, так как вся ее организация скопирована с устаревших английских образцов» [1]. Основной проблемой в инновационной деятельности предприятия является повышенная сложность организационных процессов и значительно возрастающая роль менеджмента.
Инновационное развитие предприятия зависит от того, насколько технологическая система предприятия готова воспринять ту или иную инновационную задачу, правильно оценить ее. Восприятие инновационной задачи может иметь форму признания инноваций, когда производственная система заинтересована и подготовлена к их внедрению, или отрицания инноваций, когда они противоречат интересам предприятия, или когда производственная система не готова к их внедрению, а у управляющей подсистемы отсутствуют эффективные рычаги воздействия.
Очевидно, что сотрудники и специалисты организации являются генераторами идей и предложений. Поэтому инновационное развитие предприятия всецело зависит от их желания, мотивации, готовности и восприимчивости. Зачастую этот потенциал остается недооцененным и недоиспользованным, а в управлении инновационной деятельностью, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительный дефицит квалифицированных управленцев. Это те возможности, которые предприятия могли бы реализовать, но не делают этого, погрузившись с головой в стандартную, но низкоэффективную деятельность.
В отличие от финансовых проектов, результат которых зависит от множества случайных факторов, инновационные проекты имеют большее число хорошо управляемых критериев, способных радикально изменить привлекательность проекта. При этом руководителям приходится тратить значительные усилия не на управление инновационным развитием, а на преодоление сопротивления изменениям со стороны коллектива. Усиления такого противодействия, особенно в период кризиса, приводит к невозможности формирования интеллектуального капитала как важнейшего инструмента любого инновационного проекта. Руководители предприятий считают, что повышение конкурентоспособности предприятия возможно только при использовании новых технологий, обновлении оборудования, техники, при производстве усовершенствованной продукции. Однако это не все факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия. Помимо количественных, особую значимость имеют качественные факторы. Принимая во внимание то, что на рынке важнейшую роль играют не продукты, а бренды, необходимо сформировать такой механизм мотивации труда (с целью повышения уровня интеллектуального капитала), при котором все работники будут заинтересованы в реализации стратегических целей предприятия. Реализация данной задачи потребует значительных изменений как в системе подготовки специалистов всех уровней, участвующих в инновационном развитии предприятия, так и в системе управления. Причем данные изменения должны происходить одновременно и равнонаправленно для всех участников. Однако отсутствие четкого механизма оценки инновационного развития предприятий, использование которого могло бы дать четкую картину об инновационной деятельности, не позволяет провести разработку адекватных стратегий своего развития, в полной мере оценить возможные риски и обосновать необходимость изменений. Что касается высокого риска инновационной деятельности, то на данный момент отсутствуют какие-либо действенные механизмы по страхованию высоких финансовых рисков субъектов инновационного рынка. Все это в сочетании с потребностью быстрых технологических изменений не дает возможности развивать инновационный потенциал предприятия.
Очевидно, что инновационная деятельность должна восприниматься как инструмент повышения эффективности функционирования предприятия. Параметрами оценки эффективности являются:
● Повышение конкурентоспособности предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии;
● Развитие возможности быстрого восприятия изменений в сочетании с процессом непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;
● организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
● Эффективность использования современных информационных комплексов.
Возникает необходимость в изменении стратегий многих предприятий, связанных с переходом от ориентации только на экономический эффект, к более целенаправленному инновационному развитию. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Учитывая существующую зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом, эффективность функционирования предприятия должна достигаться за счет:
● повышения качества продукции;
● реализации политики ресурсосбережения;
● разработки и внедрения новых видов продукции;
● освоения рентабельных бизнес-проектов;
● участия в разработках перспективных инновационных решений.
Научный интерес представляет высказывание известного теоретика инноватики Б. Твисса, который подчеркивает, что «проблема не только в самих нововведениях как таковых, но скорее в эффективном, ориентированном на прибыль управлении научно-техническими нововведениями» [3]. Руководители предприятий, говоря о сущности «инноваций» должны научиться рассматривать их с точки зрения эффективности функционирования предприятия в целом, что невозможно без изменения управленческого менталитета.
Следующая плоскость проблемы лежит в определении роли государства в инновационном развитии как среды в целом, так и каждого отдельного предприятия. Государство перестало выполнять координирующую функцию на инновационном рынке, в связи с чем появился элемент взаимодействия между субъектами в рамках данной среды. Важно отметить, что ключевым элементом любого взаимодействия является человек, именно он и его решения оказывают непосредственное влияние на результат взаимодействия. Также можно утверждать, что факторы взаимодействия как производные от человеческого фактора носят характер субъективности, а, следовательно, их влиянием на инновационное развитие можно управлять.
Необходимо учитывать, что у каждой страны есть и естественные инновационные приоритеты, независящие от предлагаемых научных концепций, имеющие долговременный стратегический характер. У России с ее огромными пространствами и природными ресурсами есть совершенно очевидные приоритетные технологические направления гражданского назначения, которые действительно востребованы ее экономикой, и достижения в которых могут быть быстро и эффективно восприняты в стране. Это в первую очередь энергетика, нефтяная и газовая промышленность, нефтехимия, транспорт и связь. Именно на эти отрасли и должна быть усилена роль государства. Именно в этих областях, в первую очередь, должна происходить смена базовых технологий. Но на этом роль государства не должна ограничиваться, так как такое развитие способно привести к одностороннему развитию инновационной модели. Очевидно, что государство должно занять более активную позицию в вопросе развития инноваций, и данная проблема должна рассматриваться с учетом рыночного развития. Государство обладает эффективным набором достаточно тонких методов регулирования, которые успешно взаимодействуют с методами рыночного саморегулирования. Государство может и должно взять на себя проблему эффективного взаимодействия науки и бизнеса, участвовать в создании институциональных условий для внедрения высоких технологий через систему регулирования (более быстрое принятие новых технических регламентов и ГОСТа), устранять проблемы привлечения капитала в сферу научных исследований и высокотехнологичных производств, используя инструменты государственно-частного партнерства, участвовать в реализации наиболее значимых инвестиционных программ таких как развитие технопарков, наукоградов, особых экономических зон, поддерживать продвижение отечественных инновационных продуктов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для поддержания и развития системы НИОКР государство должно применить принцип «Управлять — значит создавать условия». Только среда способна определять приоритетные направления исследований и оценить достижения. Государство на основании экспертного анализа тенденций в мировой науке и технологии должно определять свои приоритеты, стимулировать их реализацию или поддерживать имеющимися в его распоряжении инструментами, что подстегнет предприятия к участию в программах инновационного развития.
Отсутствие государственной политики по подготовке специалистов в сфере реализации инноваций также является довольно актуальной проблемой. Не секрет, что научно-технический потенциал нашей страны высок, однако доля разработок, дошедших до конечных потребителей невысока. Это обусловлено тем, что нынешние специалисты не способны увидеть в научной разработке коммерческий продукт, а также грамотно осуществлять процесс его коммерциализации. Попытка перейти на целевую подготовку специалистов по заявкам участников рынка позволит решать текущую потребность обеспечения специалистами. При такой организации подготовки компетенции выпускников в области инновационного развития будут низкими, так как предприятия не готовы в полном объеме оценить критерии знаний необходимые молодым специалистам для восприятия инновационных процессов. Необходимо также учесть, что инновационная культура в целом находится на низкой ступени развития. Сегодня требуются значительные усилия не только для продвижения новых идей, но даже для реализации обычных, понятных решений. Задача системы подготовки специалистов и должна заключаться в формировании конструктивного отношения к нововведениям и воспитания инновационной восприимчивости.
Незащищенность прав собственников на инновации представляет собой отсутствие четких и эффективных механизмов по обеспечению использования инноваций исключительно с разрешения правообладателя. Это также негативно влияет на инновационное развитие, так как незаконное использование снижает экономическую эффективность реализации инноваций, а, следовательно, и привлекательность этого вида деятельности.
Следовательно, можно выделить ряд основных проблем, влияющих на процессы управления инновационным развитием предприятия:
1. Ограниченность финансирования инновационной деятельности предприятий, высокий уровень управленческих расходов;
2. Отсутствие у российских предприятий современной базы для внедрения разработок по причине износа или отсутствия необходимого оборудования, устаревание кадров;
3. Наличие феномена сопротивления инновациям;
4. Отсутствие кадров, способных эффективно руководить инновационным процессом;
5. Нечеткая государственная политика в области инноваций.
Решение данных проблем лежит в плоскости концентрации усилий участников инновационного развития. На данном этапе структурные подразделения, в рамках которых сосредоточена инновационная деятельность, могут рассматриваться в качестве центра ответственности инновационного развития. Организация работы данных центров должна соответствовать ряду условий, связанных с критериями непротиворечивости, доступности, права управленческого решения.
Условие непротиворечивости возникает, когда действия центра ответственности, в связи с возникающими условиями необходимости изменений, выходят за рамки общепринятой иерархической схемы управления. Данные действия обычно связывают с необходимостью увеличения скорости организационных изменений с сохранением инновационных процессов развития.
Доступность заключается в праве центров ответственности использовать в деятельности весь спектр информации как внешней, так и внутренней. Ограничение информационного потока не дает возможности адекватно воспринимать потребность и допустимость организационных изменений. Разграниченность информации часто приводит к непониманию руководителей на различных уровнях управления, что ограничивает возможность восприятия и не позволяет своевременно подготавливать и реализовывать необходимые инновационные изменения. Данное условие также не дает сформировать единую для предприятия систему контроля и оценки эффективности организационных изменений в рамках инновационных возможностей. Подготовка специалистов для таких центров должна проходить по принципу единого модуля, что позволит реализовать принцип единства командной среды.
Безусловно, инновационная деятельность предприятия должна быть ориентирована на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем немаловажная роль при реализации инвестиционных программ должна отводиться повышению эффективности использования отдельных ресурсов или повышению эффективности отдельных производственных подразделений. Повышение же эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит не всегда.


Литература
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999.
2. Сайфуллина С.Ф. Проблемы инновационного развития российских предприятий // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 3 — С. 171–173
3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия