Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
К РЕШЕНИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ЕврАзЭС И ПРАКТИКЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Строганова Е. А.
инспектор отдела федеральных таможенных
доходов и учета денежных средств Алтайской таможни

Растова Ю. И.
доцент Алтайского государственного университета,
кандидат экономических наук


РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
ПРИ РАЗВИТИИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Государственное регулирование иностранных инвестиций должно иметь не "селективный", а "общесистемный" характер, предполагающий создание общих институциональных и экономических условий для повышения активности всех участников рынка, привлечения и эффективного использования в экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники, технологии, управленческого опыта.
Современные формы регулирования иностранных инвестиций предусматривают либерализацию национальной инвестиционной политики, исключение дискриминации по отношению к внешним инвесторам и их защиту.
Российский закон об иностранных инвестициях от 9 июля 1999 г. (N 160-ФЗ) в целом обеспечивает соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Однако процесс глобализации уже ставит под сомнение такие, на первый взгляд, очевидные меры обеспечения привлекательности отечественной экономики для внешних инвесторов, как налоговые льготы.
Многие специалисты сходятся во мнении, что в результате использования различных форм стимулирования инвестиций различные страны втянуты в дорогостоящую конкуренцию друг с другом, что негативно влияет на их экономическое положение, сокращая налоговую базу. Преференции в области налогообложения зачастую ориентируют инвестиционные решения экспортеров финансовых ресурсов с рентабельных проектов на проекты, способные максимально сократить совокупную налоговую нагрузку.
Вступление России в ВТО, скорее всего, будет сопряжено с отменой налоговых льгот для иностранных инвесторов, как это уже произошло в Кыргызской Республике. Ограничительные изъятия для них должны устанавливаться только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Должны также получить квалифицированную оценку экспертов о соответствии международным нормам и некоторые положения национального законодательства, направленные на защиту иностранных инвесторов. Например, в России статья 9 закона об иностранных инвестициях предусматривает гарантии от неблагоприятного изменения законодательства только по приоритетным инвестиционным проектам и в отношении коммерческих организаций с иностранными инвестициями (если доля иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации составляют свыше 25 %). При этом приоритетным считается инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб., или в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб. Такое положение представляется дискриминационным по отношению к другим иностранным инвесторам.
Основное направление экономической политики государств в области регулирования инвестиционной деятельности должна составлять гармонизация нормативных правовых документов, сближение законодательства стран в едином экономическом пространстве. При этом опыт международного сотрудничества показывает, что наиболее эффективным инструментом создания оптимального правового поля является заключение международных договоров, конвенций и соглашений, предусматривающих защиту и гарантии взаимных инвестиций. Примером может служить Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, действующая с 1966 г. Конвенцией предусмотрено создание Международного центра регулирования инвестиционных споров при Международном банке реконструкции и развития.
Другим важным документом в этой области является Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г., вступившая в силу в 1988 г. В соответствии с нею создано Многостороннее агентство гарантий инвестиций, в функции которого входит заключение договоров страхования и перестрахования коммерческих рисков, которым могут подвергнуться инвестиции стран - участниц конвенции, а также оказание содействия инвестициям в развивающиеся страны. Инвестиции, подпадающие под гарантии агентства: организация акционерных компаний, среднесрочные и долгосрочные займы, предоставленные акционерами заинтересованному предприятию, прямые капиталовложения, определенные Советом директоров. При этом капиталовложения гарантируются только в случае, если они будут производиться на территории развивающейся страны-члена агентства.
Международные нормы опосредованно регулируют деятельность инвесторов, ограничивая возможности национализации, регламентируя деятельность ТНК, определяя требования по защите окружающей среды и пресекая "отмывание" незаконно полученных средств. Значительно шире инвестиционное регулирование на межгосударственном уровне, как в форме двусторонних договоров, так и в рамках разного рода интеграционных объединений.
Между Россией и США в 1992 г. был заключен договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений. На инвестиции, осуществляемые по этому договору, распространяется недискриминационный режим - столь же благоприятный, как и национальный или режим наиболее благоприятствуемой нации. Договор исключает применение дискриминационных мер к инвесторам в отношении управления, пользования, приобретения, расширения и распоряжения капиталами.
Инвестиционные процессы регулируются и двусторонними межправительственными конвенциями об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Значение таких конвенций, которых более 1700, для устранения негативных препятствий инвестированию весьма существенно.
Существует две модели договоров, рекомендуемых для подписания с целью избежания двойного налогообложения: модель договора, рекомендованная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и модель договора между развитыми и развивающимися странами, подготовленная ООН. В первом случае в основу договора положена идея налогообложения по принципу резидентности, во втором - преимущество отдается принципу территориальности. В соответствии с принципом резидентности налогом облагается весь доход, полученный лицом в рамках территориальной юрисдикции, вне зависимости от реального местоположения источника этого дохода. Практически же все страны используют комбинацию этих двух принципов. По мнению ряда специалистов, налогообложение, базирующееся только на принципе территориальности, стимулирует граждан страны инвестировать средства за границей, приводя таким образом к утечке капитала [2].
Положения двусторонних соглашений имеют приоритет над национальным законодательством и применяются к резидентам договаривающихся государств и в отношении доходов, возникающих в этих государствах. Если налогоплательщик, являющийся резидентом одного государства, получает доход из источника в другом государстве или владеет находящимся там имуществом, оба из которых в соответствии с соглашением облагаются налогом только в государстве резиденции, то проблемы двойного налогообложения не возникает. Если же в соответствии с соглашением доход или имущество облагаются налогом в стране источника или местонахождения имущества, государство резиденции обязано устранить двойное налогообложение, применив установленный метод -освобождение и/или зачет.
Взаимные инвестиции, осуществляемые в рамках Евразийского экономического сообщества, - также одна из категории иностранных инвестиций.
Первым документом, определившим направление деятельности в межгосударственной инвестиционной сфере бывших республик СССР, является Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, подписанное президентами государств в Ашхабаде 24 декабря 1993 г. В развитие этого соглашения 28 марта 1997 г. главами государств была принята Конвенция о защите прав инвестора, ставшая базовым документом гармонизации правовых основ инвестиционной деятельности на постсоветском пространстве и поставившая цель - создать общие инвестиционное пространство для свободного привлечения капиталов, обеспечения безопасности и прав инвесторов, вкладывающих средства в экономику государств-участников Соглашения.
Она установила, что условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов не могут быть менее благоприятными, чем для инвестиций юридических и физических лиц страны-реципиента (за исключением предусмотренных из них изъятий).
В России, согласно статье 17 закона об иностранных инвестициях, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
В развитие инвестиционных соглашений и с целью выработки единых методов оценки, отбора, экспресс-диагностики межгосударственных инвестиционных проектов разработан Паспорт инвестиционного проекта, используемый странами-участниками Евразийского экономического сообщества. Преимущества паспорта состоят в оптимизации объема информации, необходимой инвестору, и наличии схемы ответов на вопросы, основанной на мировом опыте инвестиционной деятельности.
Важным документом, гармонизирующим межгосударственное правовое поле в инвестиционной деятельности, является Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, заключенный между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией 26 февраля 1999 г. [5]. В целях эффективного использования производственного потенциала, формирования благоприятного инвестиционного климата, поддержки высокоэффективных производств, проведения согласованной налоговой и финансовой политики, а также создания условий для добросовестной конкуренции была поставлена задача создать Единое экономическое пространство на территориях государств - участников Договора. Договором предусмотрено применение единой системы взимания косвенных налогов в торговле с третьими странами; установлено, что ставки косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не должны превышать аналогичные ставки, которыми облагаются товары национального производства. При ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами участники договора воздерживаются от предоставления индивидуальных налоговых льгот в части, касающейся ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам.
Государствами-членами Евразийского экономического сообщества подписаны также двусторонние соглашения и конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Действуют соглашения о принципах взимания косвенных налогов, заключенные Российской Федерацией с государствами-участниками СНГ, предусматривающие уплату НДС и акцизов по принципу страны назначения товаров. Уплаченный на территории страны экспортера налог возвращается, если товар экспортируется, и взимается при импорте. В отношениях с рядом государств-участников СНГ Россия уже перешла на применение принципа страны назначения. В течение 2001 г. были подписаны Соглашения о принципах взимания косвенных налогов с Республикой Армения, Кыргызской Республикой, Узбекистаном, Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Республикой Молдова и Грузией. Исключение сделано для Республики Беларусь, при торговле с хозяйствующими субъектами которой применяется принцип страны происхождения товара. Поэтому операции по реализации товаров хозяйствующими субъектами Республики Беларусь осуществляются по ценам (с учетом акцизов по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью), увеличенным на сумму НДС.
Все перечисленные соглашения регулируют порядок применения НДС при поставках товаров из Российской Федерации в данные государства, а также порядок взимания такого налога при ввозе товаров на таможенную территорию России из этих государств.
Гармонизация нормативных правовых документов в области инвестиционной деятельности позволит обеспечить оптимальные условия для создания привлекательного для иностранных инвесторов инвестиционного имиджа государств Сообщества.
Первоочередными же задачами их инвестиционной политики являются:
- предоставление иностранным и отечественным инвесторам полного и качественного набора транспортных и коммуникационных услуг в соответствии с международными стандартами и обеспечение использования инвесторами транзитных возможностей страны;
- предоставление инвесторам возможностей для свободного получения необходимых банковских и финансовых услуг в соответствии с международными стандартами; развитие корреспондентских и кредитных отношений, системы кредитных карточек, а также делового сотрудничества банков с зарубежными банками и экспортно-страховыми агентствами (COFACE, HERMES, US EXIM);
- предоставление инициаторам проектов кредитных ресурсов на синдицированной основе с разделением рисков с другими банками, включая зарубежные, что позволит не только мобилизовать необходимый для реализации проекта объем инвестиционных ресурсов, но и обмениваться опытом и информацией;
- создание конкурентного рынка деловой информации для получения инвесторами достоверных, оперативных и качественных данных об инвестиционных возможностях страны с учетом требований национальной безопасности, сохранения государственных секретов и коммерческой тайны;
- развитие рынка социальных услуг для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности инвесторов;
- развитие механизмов интерактивного диалога с инвесторами и т.д.
Совершенствование регулирования иностранных инвестиций создает новые возможности для интенсификации межгосударственной инвестиционной деятельности в ЕврАзЭС и в отношениях государств Сообщества с третьими странами.


Литература
1. Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций: Сеульская Конвенция1985 г. / Перевод неофициальный // Международное частное право: Сборник нормативных документов. - М.: Манускрипт, 1994.
2. Гашимов А.С. Регулирование инвестиционной деятельности на национальном уровне и в рамках двусторонних договоров /Под ред.В.Б. Буглая. - М.: Анкил, 2001.
3. Ясин Е.Г. Об особенностях промышленного подъема в 2000-2001 годах и задачах РСПП по обеспечению стабильности экономического роста: Доклад на Правлении Российского союза промышленников и предпринимателей // Общество и экономика. - 2002. - N1.
4. Рокоссовская А. Госсовет в Кремле: периферия на границе // Российская газета. - 23 января. - 2003. - N12.
О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве / Федеральный закон от 22 мая 2001 г. N55-ФЗ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия