Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Чернов С. С.
заведующий кафедрой систем управления и экономики энергетики, заместитель декана факультета энергетики Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Энергосбытовая деятельность в условиях реформирования: проблемы и перспективы
В настоящее время практически сформирована целевая модель электроэнергетического рынка. Тем не менее, процессы реформирования, хотя и не столь глобальные как в 2003-2008 гг, продолжаются. Рыночная динамика самым непосредственным образом сказывается на деятельности энергосбытовых компаний, являющихся субъектами как оптового, так и регионального электроэнергетических рынков. В статье с позиции конкурентоспособности проведен анализ функционирования независимых энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, на основе разработанной рыночной модели деятельности энергосбытовой компании проведена диагностика основных проблем ее функционирования, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность энергосбытовых компаний. Указанный перечень факторов может быть использован как в процессе анализа внешней среды (при оценке конкурентоспособности компании), так и как базовый набор переменных при разработке рыночных стратегий
Ключевые слова: электроэнергетический рынок, реформирование, энергосбытовая компания, конкурентоспособность
УДК 338.45:621.31:339.187; ББК 65.305.142-32

Введение
Реформирование электроэнергетики России предусматривает внедрение конкуренции на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В связи с процессом демонополизации в сфере сбыта электрической энергии и возникновением независимых сбытовых компаний, энергосбытовой бизнес оказывается в совершенно новых для себя условиях. Постепенное усиление конкуренции на розничном рынке электроэнергии предъявляет новые требования ко всем участникам рынка. В первую очередь, это касается деятельности энергосбытовых компаний, для которых риск потери своих позиций в конкурентной борьбе становится весьма реальным.
Основным показателем либерализации региональных рынков электроэнергии является снижение рыночной доли бывших монополистов. Несмотря на то, что розничные рынки электрической энергии в большинстве субъектов Российской Федерации все еще характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции, в ряде регионов уже наблюдается достаточно сильная конкуренция между сбытовыми компаниями. Поэтому сегодня перед энергосбытовыми организациями встает серьезная задача удержания крупных потребителей от ухода на оптовый рынок электроэнергии и защита клиентов от «перехвата» со стороны независимых компаний. Это обуславливает использование новых механизмов в управлении энергосбытовой организации, которые позволят ей сохранить и усилить конкурентное положение компании.
Таким образом, в условиях развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии для энергосбытовой организации чрезвычайно актуальной становится проблема определения уровня своей конкурентоспособности, а также разработка мероприятий, позволяющих управлять ею для целей стратегического планирования и контроля текущего состояния организации.

Сущность понятия «конкурентоспособности предприятия»
На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Однако такая характеристика, как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась категорией мало разработанной отечественной экономической наукой.
Среди современных исследователей, разрабатывающих тему конкурентоспособности (КС) компаний, имеет место понимание глубины и сложности исследуемого понятия, характеризующегося многовариантностью и неоднозначностью даже при формировании терминологического пространства. В литературе понятие конкурентоспособности рассматривается с нескольких позиций [3, c.11]: результата деятельности — как способности достигать поставленных целей, опережая конкурентов; структуры — как совокупности свойств, обеспечивающих успех в конкурентной борьбе; процесса — как возможности выполнять свои функции в условиях конкурентной среды.
Анализ различных подходов позволяет выделить основные свойства понятия «конкурентоспособность»: относительность, конкретность, многоуровневость, системность и целенаправленность, измеримость.
Сравнение позиций различных авторов, а также анализ выделенных свойств конкурентоспособности предприятия, позволил нам выявить те ключевые моменты, которые учитываются при определении этого понятия:
1. условие успешной конкурентной борьбы;
2. конкурентоспособность товара, как результат функционирования предприятия;
3. эффективность хозяйственной деятельности;
4. совокупность конкурентных преимуществ.
Отдельного внимания заслуживает проведенная автором систематизация подходов к определению понятия конкурентоспособности предприятия. Исследование трактовок понятия конкурентоспособности предприятия, данных В. Шкардун, А. Дементьевой, В.А. Бариновым, А.В. Синельниковым, М.В. Маракулиным, Р.А. Фахтудиновым, Ю.А. Савиновым, А. Нешитым, О. Сухаревым, М.Г. Мироновым, Х.А. Фасхиевым, Е.В. Поповой, А. Печенкиным, В. Фоминым, П. Завьяловым, И. Жигановым, А. Жвачкиным, Н.Г. Верстиной, Ю.Я. Еленевой, Ж.-Ж. Ламбеном, Ф. Русиновым, О. Макаренко, позволяет выявить следующие его характеристики:
● конкурентоспособность предприятия характеризует величину и эффективность использования всех ресурсов предприятия;
● конкурентоспособность предприятия является относительным свойством, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других;
● конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями;
● конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности;
● конкурентоспособность предприятия — это способность выдерживать конкуренцию;
● конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Уточним понятие «конкурентоспособность предприятия», призванное стать методологической основой настоящего исследования:
Конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия за счет своих конкурентных преимуществ, эффективно использовать свои ресурсы для наиболее полного удовлетворения существующих или потенциальных потребностей заинтересованных лиц (стейкхолдеров), выделяя себя среди аналогичных компаний-конкурентов на конкретном рынке в определенный момент времени.
В деятельности предприятия могут быть заинтересованы разные группы стейкходеров (государство, акционеры, инвесторы, менеджмент компании, работники, потребители и т.д.). Поэтому понимание КСП для каждой отдельной группы будет различаться, и, следовательно, набор факторов и показателей, определяющих конкурентоспособность, будет неодинаков.
Таким образом, с вводом категории «стейкхолдеров» в определение КСП, получаем значительно более широкое понятие «конкурентоспособности предприятия». Однако в данной работе будет рассматриваться именно потребительский аспект, поскольку в первую очередь компания заинтересована в удовлетворении потребностей своих покупателей. При этом способность удовлетворить потенциальные потребности клиентов является одним из ключевых моментов, обеспечивающих поддержание и/или повышение конкурентоспособности компании в будущем, когда потенциальные потребности покупателей станут реальными.

Энергосбытовая деятельность в условиях реформирования
В соответствии с концепцией реформирования электроэнергетической отрасли России, проводимой в целях привлечения инвестиций и улучшения финансово-экономического положения субъектов рынка, региональные вертикально-интегрированные энергетические компании с регулируемым государством ценообразованием на поставляемую потребителям электроэнергию разделены по видам деятельности на генерирующие, сетевые и сбытовые. При этом генерирующие и энергосбытовые компании (ЭСК) рассматриваются в качестве конкурентных как на оптовом, так и на розничных рынках электроэнергии. Конкуренция как форма взаимодействия субъектов розничного рынка электроэнергии закреплена в федеральном законе «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ: «потребитель свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии» (статья 37, п.2).
Вследствие обеспечения недискриминационного доступа к сетевой инфраструктуре, на розничных рынках электроэнергии образовалось несколько видов энергосбытовых организаций, подразделяющихся на 2 основные категории [1, c.9]:
1. Энергосбытовые организации — гарантирующие поставщики (ГП) — сбытовые организации с регулируемым государством ценообразованием и обязанностью заключения публичных договоров с потребителями, расположенными в соответствующей зоне обслуживания;
1 2. Энергосбытовые организации — независимые сбытовые компании (НСК), осуществляющие продажу другим лицам электрической энергии по свободным, нерегулируемым ценам.
Таким образом, потребитель получает право выбора энергосбытовой компании, но при этом всегда должна быть такая сбытовая компания, которая обязана его обслужить. Законодательством предусмотрено, что статус гарантирующего поставщика должен присваиваться по результатам открытого конкурса, который необходимо проводить один раз в 3 года.
Альтернативой деятельности энергосбытовых организаций являются самостоятельный выход и последующая работа потребителей на оптовом рынке электроэнергии.
Обособление сбытового бизнеса в отдельные компании обусловлено рядом следующих факторов: во-первых, специализированные сбытовые компании более четко выполняют функцию сбора денег с потребителей. Во-вторых, энергосбытовая компания берет на себя огромное количество рисков (изменение цен на рынке, неплатежеспособность или банкротство отдельных потребителей), «очищая» от них более консервативные генерацию и передачу электрической энергии. В-третьих, сбытовой бизнес, отделенный от сетевого, перестает быть местным, локальным, привязанным к определенному собственнику сети, позволяет выходить на новые рынки, как в части покупки электроэнергии, так и в части сбыта (это возможно только в объединенной высоковольтной сети) [9].
Энергосбытовая деятельность с потребителями любой категории включает в себя:
● договорную работу (заключение, переоформление и расторжение договоров);
● организацию расчетов за потребленную энергию;
● деятельность по снижению коммерческих потерь (хищений);
● ограничение и прекращение подачи энергии потребителям-неплательщикам;
● организацию работ по замене и модернизации приборов учета электрической энергии;
● юридическую работу [1, с.10].
Энергосбытовая компания покупает электрическую энергию на оптовом и (или) на розничном рынке (у производителей розничного рынка или других сбытовых компаний), заказывает услуги по передаче электрической энергии у сетевых компаний и продает ее потребителям и частично — другим энергосбытовым компаниям. Таким образом, для конечного потребителя ЭСК является продавцом электрической энергии, отвечающим за ее качество и количество (условия договора энергоснабжения) [9].
Важным отличием энергосбытовой компании от других участников — генерирующих и сетевых компаний, является отсутствие на балансе материальных активов. Устойчивость конкурентных преимуществ компаний, не обладающих материальными активами, определяется их внутренним потенциалом и способностями, включая эффективную систему управления и социальный капитал. Для российских ЭСК, особенно, выделившихся из АО-энерго, в большинстве случаев характерна невысокая финансовая устойчивость и ограниченные возможности по привлечению инвестиций в свое развитие. Одновременно эти компании обладают накопленными ранее знаниями приоритетов и особенностей конечных региональных потребителей и социальным капиталом в виде сложившихся отношений, связей с потребителями и другими стейкхолдерами на региональном рынке, которые свидетельствуют о том, что у ЭСК имеется потенциал для развития и источник конкурентных преимуществ.
Следует заметить, что мотивация сбытов тем выше, чем более жесткая и бескомпромиссная конкуренция существует на региональном розничном рынке. При монопольном положении сбытовой компании в регионе мотивация к повышению эффективности деятельности у нее практически отсутствует. Соответственно, для решения задачи повышения эластичности спроса недостаточно разделения потребителей в зависимости от порога в 750 кВА, надо расширять конкуренцию среди ЭСК на розничных рынках. Вместе с тем, распространению конкуренции мешает ряд факторов:
● привязка к группе точек поставки (ГТП) на оптовом рынке электроэнергии;
● необходимость согласования перечня средств измерений;
● сохраняющееся перекрестное субсидирование;
● сложность получения статуса субъекта ОРЭ для вновь созданной сбытовой компании [5, с.13].
Кроме этого, энергосбытовой бизнес (и деятельность гарантирующих поставщиков особенно) сталкивается с рядом проблем: наличие социальных и ведомственных льгот для населения, установленных законодательством, но не обеспеченных финансированием в полном объеме; отсутствие в бюджетах администраций достаточных средств для оплаты энергии, потребляемой финансируемыми из этих бюджетов организациями; отсутствие реальной возможности отпускать энергию только добросовестным потребителям и проч., среди которых главной остается проблема дифференциации платежеспособности потребителей, препятствующая эффективной работе ЭСК на основе равных возможностей и справедливой конкуренции.
По результатам проведенного федеральной антимонопольной службой анализа установлено, что доминирующее положение на розничных рынках электроэнергии в пределах административных границ субъектов Российской Федерации занимают энергосбытовые компании, выделенные в результате реорганизации АО-энерго, с долей более 75% (в большинстве регионов доля близка к 100%). Доля независимых энергосбытовых компаний, не являющихся гарантирующими поставщиками, не столь значительна. Однако на региональном рынке начинает увеличиваться присутствие независимых компаний, появляющихся, в том числе в результате приватизации энергокомпаний с государственным участием [10].
По данным 2009 года, из зарегистрированных в России 720 ЭСК, 363 имеют статус ГП, из которых 70 созданы на базе дочерних обществ РАО ЕЭС (далее — АО-ГП) [8]. Основным показателем либерализации региональных рынков электроэнергии является снижение рыночной доли АО-ГП (см. таблицу 1).

Таблица 1
Динамика доли АО-ГП, наибольшие потери в доле 2006/2008 гг., %
АО-ГПДоля на рынкеПотери в долеОсновная причина снижения доли
200620072008
Хакасэнергосбыт969520-76Выход ОАО «Русал-Саяногорск» на ОРЭ
Кузбасская ЭСК959440-55Переход крупных потребителей к независимым ЭСК
Тамбовская ЭСК936743-50Получение статуса ГП ОАО «Тамбовская областная энергосбытовая компания»
Липецкая ЭСК845637-48Выход ОАО «НЛМК» на ОРЭ
Свердловэнергосбыт949354-40Получение статуса ГП ОАО «ЕЭСК» и ОАО «Роскоммунэнерго»
Кубанская ЭСК965159-37Получение статуса ГП ОАО «НЭСК»
Энергосбыт
Ростовэнерго
773940-37Получение статуса ГП ООО «Донэнергосбыт»
Орловская СК989864-34Получение статуса ГП ОФ ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»

Преобладающей причиной снижения доли АО-ГП (в 54% обследованных регионов) является получение статуса гарантирующего поставщика независимыми или образованными на базе территориальных сетевых организаций энергосбытовыми компаниями. Компания ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», получив статус ГП в Орловской области, лишила Орловскую сбытовую компанию 30% рынка, а в Свердловской области ряд «новых» ГП, крупнейшие из которых — ОАО «ЕЭСК» и ОАО «Роскоммунэнерго», сократили долю региональной АО-ГП на 40%.
Второй по значимости причиной снижения доли АО-ГП (в 38% обследованных регионов) стал уход крупных потребителей к конкурирующим продавцам. «Перехват» потребителей распространен в регионах, промышленный сектор которых представлен сравнительно большим числом крупных энергопотребителей. И, как следствие промышленной конъюнктуры, энергосбытовые рынки данных регионов характеризуются высоким уровнем конкуренции.
Самостоятельный выход квалифицированных потребителей (как правило, градообразующие предприятия с объемом потребления выше 1 млрд кВт-ч) на ОРЭ на данный момент не столь распространен, но значительно сокращает объемы продаж АО-ГП. Так, рекордные потери рыночной доли Хакасэнергосбыт связаны с выходом в 2008 г. ОАО «Русал-Саяногорск» (среднегодовое потреблением более 10 млрд кВтч) на оптовый рынок электроэнергии и мощности, а Липецкой энергобытовой компании — с выходом на ОРЭ потребителя ОАО «НЛМК» (среднегодовое потребление — 2,2 млрд кВтч).
Субъектами оптового рынка электроэнергии в России на 2009 г. являлись 43 крупных потребителя. Большинство из них отказались от услуг энергосбытовых компаний еще до начала либерализации рынка. В России более 1300 потребителей, потенциальных участников ОРЭМ, среднегодовое потребление которых более 100 млн кВтч.
Рис.1. Карта уровня региональной конкуренции 2008 г.
Рисунок 1 иллюстрирует уровень конкуренции рынка. В основании этого показателя лежат данные о доле АО-ГП и количестве крупных энергосбытовых компаний в регионе. Высокий уровень конкуренции говорит о большой концентрации ЭСК при низкой доле АО-ГП — от 30 до 50%. Учитывая инертность потребителя электроэнергии, региональные рынки, уже завоеванные независимыми ЭСК, не представляют особого интереса для выхода новых компаний.
Наиболее перспективными являются регионы с уровнем конкуренции — «средний» и «низкий». К этим группам относятся регионы, в которых количество конкурентов и доля АО-ГП сбалансированы, но риск дальнейших потерь потребителей остается. При этом порог входа из-за малого числа игроков здесь ниже, чем в остальных регионах [8].
Тем не менее, розничные рынки электрической энергии в большинстве субъектах Российской Федерации все еще характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции. Таким образом, в соответствии с идеологией реформы энергетики на розничном рынке необходимо продолжать создавать и поддерживать условия, максимально благоприятствующие развитию конкуренции в энергосбытовом бизнесе.

Модель деятельности энергосбытовой компании на региональном рынке
В рамках статьи деятельность ЭСК в большей степени рассматривается и анализируется в разрезе ее функционирования на региональном рынке, поскольку сопровождается наибольшими рисками и проблемами в силу недостаточной развитости данного рынка, что напрямую влияет на конкурентоспособность энергосбытовой организации.
В модели энергосбытовой компании (рис. 2) выделены процессы ЭСК при организации энергосбытовой деятельности на региональном рынке. Базисным элементом является управление расчетами с контрагентами по договорам энергоснабжения. Работа с потребителем энергии начинается с урегулирования тарифной системы для клиента и заключения договора. Для расчета стоимости услуг снимаются показания о потребителе с приборов учета (ПУ), рассчитывается потребление, и осуществляются необходимые начисления (учитываются льготы, субсидии или ошибки измерений). Далее идут процессы по выставлению счетов, приему и разнесению платежей и, наконец, закрытию периода. Претензионно-исковая работа с потребителями, нарушающими исполнение договоров, включает в себя мероприятия по погашению дебиторской задолженности.
К процессам в области сбыта электроэнергии и непосредственного взаимодействия с потребителями также относятся: регистрация и квалификация обращений, анализ и планирование энергосбытовой деятельности, реализация маркетинговых компаний, управление отключениями и подключениями. Определенные трудности возникают при управлении финансовыми потоками из-за наличия кассовых разрывов — оплата энергии на оптовом рынке идет по факту, а потребители платят приблизительно с месячной задержкой. Это приводит к постоянной необходимости в кредитовании разрывов со стороны. Кроме этого, ЭСК осуществляет работу по снижению коммерческих потерь (хищений), предоставляет необходимые сервисные услуги и поддержку своим потребителям.
Исходя из модели основных процессов ЭСК, попробуем проанализировать основные проблемы ЭСК непосредственно в процессе осуществления энергосбытовой деятельности. Для этого воспользуемся общепринятым подходом к анализу эффективности сбытовой деятельности на базе так называемого процесса meter-to-cash — «от прибора учета до денег» [4, с.34]. На рис. 2 представлен упрощенный вариант данного процесса. Помимо этого, необходимо рассмотреть уровень обслуживания клиентов, поскольку именно потребители являются центральным элементом в работе ЭСК.
Безусловно, существуют определенные проблемы в области управления тарифами и договорами, в претензионно-исковой работе и прочих процессах. Однако на сегодняшний день наиболее остро ощущается необходимость решения именно тех проблем, которые содержаться в процессах «meter-to-cash», поскольку они являются первоочередными и от их решения зависит эффективность работы ЭСК. При таком подходе охватываются главные процессы при работе с потребителями: учет потребленной клиентами электроэнергии, выставление счетов, прием оплаты и контроль ее своевременности.
Рис. 2. Модель деятельности энергосбытовой компании на региональном рынке

Диагностика проблем энергосбытовой компании
По шагам процесса meter-to-cash можно выделить следующие проблемы российских сбытовых компаний, представленные в таблице 2.

Таблица 2
Проблемы российских энергосбытовых компаний (meter-to-cash)
НаименованиеСущность проблемы
123
1.Приборы учета, или учет потребления● практически полное отсутствие систем коммерческого учета на розничном рынке;
● небольшое количество систем АИСКУЭ промышленных потребителей, их автономность;
● морально и физически устаревший парк приборов учета;
● большой объем нормативного потребления по ХВС/ГВС, теплу.
2.Снятие показаний о потреблении● отсутствие, за редким исключением, службы контролеров для ежемесячного снятия показаний ПУ;
● проблемы, связанные с работой контролеров (обходы в разные дни месяца, злая собака, выдумывание показаний, отказ в допуске к счетчику и т. д.), и как следствие противоречивые данные;
● несмотря на наличие АИСКУЭ промышленного потребителя, ручной процесс контрольного снятия показаний приборов учета.
3.Расчет потребления● большое количество ошибок из-за противоречивых данных о потреблении, полученных от контролеров.
4.Начисление● множество льгот и субсидий, структура которых неодинакова в различных территориальных образованиях;
● большое количество перерасчетов по обращению потребителей из-за неправильных значений потребления, неучета льгот и т. д.
5.Выставление счетов● сложность быстрой подготовки необходимого пакета документов, особенно в условиях массового расчета;
● неэффективные способы доставки счетов;
● невозможность предоставления нужной детализации счета.
6.Прием платежей● отсутствие в регионах современных платежных систем, поддерживающих несколько каналов приема платежей;
● привязка к качеству сервиса и режиму работы конкретного банка;
● недостаточное количество пунктов приема платежей;
● отсутствие выбора способа оплаты;
● для промышленных потребителей — плохое качество интерфейса клиент-банка;
● низкая гибкость при приеме мультиэнергетических платежей (например, частичная оплата клиентом трех услуг стоимостью 2500 руб. в объеме 2000 руб.).
7.Разнесение платежей● низкий уровень автоматизации;
● значительная доля ручного труда, что вызывает ошибки и дополнительные затраты времени.
8.Закрытие периода● ручное формирование всей периодической отчетности;
● невозможность проконтролировать соответствие действительности до уровня первичных документов в условиях многоуровневой организации.
9.Обслуживание клиентов● многочисленные обращения клиентов в офис сбытовой компании;
● низкое качество обслуживания;
● очереди;
● высокие затраты.

Факторы конкурентоспособности энергосбытовой компании на региональном рынке
Проанализировав положение ЭСК на региональном рынке, смоделировав ключевые процессы и выявив основные проблемы энергосбытовой деятельности, можно сформировать систему факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкурентоспособность энергосбытовой организации.
Опыт и положение на рынке. Наличие статуса гарантирующего поставщика. Статус ГП, присвоенный сбытовым компаниям сразу же после выделений из состава АО-энерго дает возможность компаниям к моменту проведения первого конкурса на звание гарантирующего поставщика достичь высоких объемов реализации электроэнергии и за счет этого предложить меньшую сбытовую надбавку (эффект масштаба), обеспечив себе конкурентное преимущество относительно остальных энергосбытовых компаний.
Наличие статуса субъекта ОРЭ. Для выхода на оптовый рынок компании необходимо иметь по совокупности заключенных с потребителями на розничном рынке договоров определенную суммарную мощность принимающего оборудования. В то же время завоевать потребителей в конкурентной борьбе, изначально не имея возможности закупать электроэнергию по оптовым ценам, сложно.
Наличие бренда и репутации. Важнейшим преимуществом в конкурентной борьбе в условиях современной рыночной экономики является наличие благоприятного образа сбытовой компании. Только в этом случае потребителя можно убедить в справедливости текущего тарифа даже при его росте (при отсутствии сбоев энергоснабжения), а контрагенты будут воспринимать компанию как солидного партнера, способного оказывать услуги не только по сбыту электроэнергии, но и в сопутствующих сферах (энергосбережение, ремонт энергооборудования, внедрение новых технологий, консалтинг и др.). Сбытовые компании, ранее входившие в состав региональных АО-энерго РАО «ЕЭС России» и имеющие многолетний опыт ведения монопольной деятельности в отрасли, имеют в данном случае конкурентное преимущество перед остальными ЭСК [3, с.47].
Организационно-управленческие. Эффективность организационной структуры. Максимальное сокращение лишних уровней управления, унификация и типизация организационной структуры, приведение штата в зависимость от количественных характеристик обслуживаемой территории. Сбалансированность всех функций и ответственности. Мотивация персонала в зависимости от результатов работы. Все перечисленные выше условия способствуют повышению конкурентоспособности ЭСК [4, с.36].
Немаловажным фактором является наличие высококвалифицированных специалистов, способных экономически эффективно осуществить планирование потребления электроэнергии на ОРЭ, ориентированных на работу в условиях реальной конкуренции, знающих регион и своего потребителя.
Построение отношений с органами власти. Способность руководства и акционеров лоббировать интересы компании с органами власти и регулирования сбытовой деятельности [3, с.47].
Информационно-технологические. Степень внедрения информационно-аналитических систем. Сбытовая деятельность — одна из тех областей, где информационные технологии играют ключевую роль. Оптимальная структура ИТ способна сделать компанию конкурентоспособной и эффективной, и наоборот, неправильно структурированные ИТ могут стать тормозом на пути ее развития.
Должное техническое состояние и обслуживание средств расчетного учета является чрезвычайно важным фактором в энергосбытовой деятельности: позволяет снизить потери от недоучета электроэнергии, правильно спланировать потребление энергии, эффективно организовать работы по выявлению хищений. Не менее важным также является качество сбытовой деятельности в области снижения потерь электроэнергии для обеспечения конкурентоспособности ЭСК в технологической сфере своей деятельности [4, с.36].
Финансовые. Кассовые разрывы, вызванные существующей системой оплаты за потребляемую электроэнергию и задержкой оплаты со стороны потребителей, снижают финансовую устойчивость ЭСК. А от финансовой устойчивости этих компаний зависит их способность отвечать по обязательствам перед производителями электроэнергии и обеспечение надежного энергоснабжения.
Энергосбытовые компании, ориентированные на работу с крупными промышленными предприятиями, в обстоятельствах экономического спада зачастую сталкиваются с неплатежами клиентов. С другой стороны, сбытовые компании, чья потребительская база в той или иной степени диверсифицирована (как, например, у гарантирующих поставщиков) имеют конкурентное преимущество в ситуации с неплатежеспособностью крупных клиентов.
Тарифно-балансовая система и система сбытовой надбавки. Возможность отследить составляющие тарифа, сделать тариф для потребителя прозрачным позволит ЭСК получить конкурентное преимущество в системе тарифообразования.
При этом основная конкуренция между ГП и независимыми ЭСК идет по величине сбытовой надбавки и возможности приобретения более дешевой электроэнергии и мощности на оптовом рынке. По величине сбытовой надбавки ГП может проигрывать, так как обязан обслуживать всех потребителей даже с минимальным объемом, то есть нести условно-постоянные сбытовые затраты по каждой точке поставки. При этом значение сбытовой надбавки рассчитывается как отношение всех условно-постоянных сбытовых затрат на объем полезного отпуска в кВтч. Независимые сбытовые выбирают потребителей с большим объемом потребления, при этом их собственные затраты минимальны [7]. Для ликвидации таких неравных условий на розничном рынке в настоящий момент на федеральном уровне готовятся изменения в методику формирования сбытовой надбавки: она будет дифференцирована. Все потребители станут оплачивать экономически обоснованную сбытовую надбавку.

Система обслуживания потребителей.
Качество обслуживания потребителей: ускорение и упрощение процедуры заключения договоров энергоснабжения, оплаты; повышение «прозрачности» выставляемых счетов с целью улучшения понимания потребителями механизма их формирования; наличие центров обслуживания клиентов выступают непременным условием повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
Дополнительные услуги потребителю. ЭСК начинают диверсифицировать свой бизнес. Структура затрат ЭСК по большей части состоит из затрат на персонал и ИТ-инфраструктуру, соответственно, если рассматривать затраты в разрезе процесса meter-to-cash, то чем больше клиентов обслуживает компания и чем большее количество продуктов им предлагает, тем меньше удельная величина затрат в перерасчете на одного клиента (при условии, что используется централизация и эффект от масштаба). Дополнительные услуги, связанные с энергосбережением, энергоаудитом и энергоконсалтингом, метрологическими измерениями, кредитованием, охраной, страхованием ответственности перед третьими лицами, обслуживанием систем водоснабжения, теплоснабжения, кондиционирования и т.д. могут обеспечить дополнительные конкурентные преимущества ЭСК и укрепить ее позиции на розничном рынке электроэнергии в долгосрочном периоде [4, с.35].
Рыночные. Усиление конкуренции. Усиление конкуренции на РРЭ обусловлено правом покупателя самостоятельного выбора поставщика электроэнергии, а также возможностью выхода на ОРЭ крупных потребителей. Основной показатель развития конкуренции — снижение рыночной доли бывших ГП-монополистов за счет независимых или образованных на базе территориальных сетевых организаций энергосбытовых компаний, тоже получивших статус гарантирующих поставщиков. Например, доля Челябэнергосбыта сократилась, но незначительно: с 65% в 2006 г. до 62% в 2008. Потери Пермэнергосбыта серьезнее: от прежних 92% он сохранил, согласно официальной отчетности, 69%. Более всего потерял Свердловэнергосбыт, имевший 94% регионального рынка в 2006 г. и 54% (минус 40%) в 2008 г. Перехват клиентов распространен во всех регионах, в промышленном секторе которых много крупных предприятий [7].
Структура групп потребителей. В зависимости от структуры потребителей ЭСК разрабатывают стратегию развития и работу с клиентами. Сегодня стало очевидным, что концентрация на сбыте электроэнергии исключительно крупным платежеспособным потребителям не способствует в долгосрочной перспективе развитию ЭСК и повышению их конкурентоспособности. Преобладание крупных клиентов в структуре потребителей дает временные конкурентные преимущества, поскольку в условиях конкуренции существует угроза перехода данной группы потребителей к конкурентным ЭСК или их самостоятельного выхода на ОРЭ. Поэтому одним из важных и весомых секторов рынка электроэнергии, на котором функционируют ЭСК, становится бытовой сектор и мелкомоторные потребители, работа с которыми во многом определит конкурентоспособность энергосбытовой компании.
Доступ к рынкам сбыта электроэнергии в других регионах. Функционирование на нескольких региональных рынках существенно расширяет круг потребителей сбытовой компании и увеличивает число стратегических альтернатив развития компании. Учитывая то, что на первых этапах либерализации сбытовые компании, образовавшиеся в результате реструктуризации вертикально-интегрированных АО-энерго, в рамках своей деятельности не выходят за пределы региона, выход на несколько региональных рынков дает конкурентное преимущество, правда кратковременное, вновь образовавшимся конкурентным компаниям.
Правовые. Дальнейшая либерализация энергетического рынка и изменение нормативно-правовой базы. Сбытовые компании до сих пор несут значительные риски и убытки в силу отсутствия актуальной рабочей нормативной базы по государственному регулированию ЭСК, как на розничном, так и на оптовом рынках электроэнергии. Утвержденные к настоящему времени регламенты, нормативные документы и законодательные акты не отражают реальной картины взаимоотношений ГП и сбытовых компаний, а также не содержат норм, направленных на урегулирование конфликтов с другими субъектами рынка, прежде всего, сетевыми компаниями [6]. Недостаточно мер принято и в отношении тарифного регулирования. Поэтому от того, насколько успешно будет проходить дальнейшая либерализация энергетического рынка и насколько продуманными будут принятые изменения нормативно-правовой базы, зависит будущее ЭСК и ее конкурентоспособность.
Экономические. Наличие перекрестного субсидирования. Развитие электроэнергетики по-прежнему сильно тормозит перекрестное субсидирование, что негативно сказывается и на деятельности энергосбытовых компаний (особенно ГП), поскольку является одной из главных причин выхода крупных потребителей на оптовый рынок. Массовый выход компаний на опт неминуемо повлечет увеличение тарифа, изменит рынок сбыта, игрокам придется еще раз пересматривать систему взаимоотношений с сетевыми организациями, инструменты конкурентной борьбы, что неминуемо влияет на конкурентоспособность ЭСК.
Возможные тенденции развития экономики региона и спроса на электроэнергию. Положительная динамика промышленного производства региона и инвестиции в основной капитал промышленных предприятий способствует, в том числе, и росту спроса на электроэнергию с их стороны. Растущий розничный рынок привлекает новых участников и способствует нарастанию конкуренции. Обратные тенденции (спад промышленного производства и соответствующее падение спроса на электроэнергию) будут тормозить развитие конкуренции вследствие нежелания новых игроков выходить на «падающий» рынок, что в свою очередь ведет к снижению объемов реализации энергосбытовых компаний.
Доступ к внешним финансовым ресурсам. Самые значительные активы ЭСК носят нефизический характер, что, в свою очередь, ограничивает возможность финансировать долг и генерировать капитал. Кроме этого, существует риск кассовых разрывов, при наличии которых возникает острая необходимость в привлечении кредитов для их покрытия. Поэтому возможность получения кредитов со стороны государства и банков позволяет ЭСК оставаться конкурентоспособной на рынке электроэнергии.
Таким образом, анализ специфики деятельности ЭСК позволил выявить и систематизировать факторы, влияющие на конкурентоспособность энергосбытовых компаний. Представленная система факторов ложится в основу разработки методики оценки конкурентоспособности ЭСК. Однако в процессе оценки будут учитываться только 1 — 7 группы факторов, поскольку они оказывают прямое влияние на КС энергосбытовой компании.

Заключение
Таким образом, в статье с позиции конкурентоспособности проведен анализ функционирования независимых энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, на основе разработанной рыночной модели деятельности энергосбытовой компании проведена диагностика основных проблем ее функционирования, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность энергосбытовых компаний. Указанный перечень факторов может быть использован как в процессе анализа внешней среды (при оценке конкурентоспособности компании), так и как базовый набор переменных при разработке рыночных стратегий.


Литература
1. Александрова Н.С. Повышение конкурентоспособности энергосбытовых компаний — ГП на розничном рынке электроэнергии // Промышленная энергетика. — 2007. — № 2. — С. 9–12.
2. Белов А. Выбор стратегии управления сбытовыми компаниями // Энергорынок. — 2009. — № 8. — С. 59–60.
3. Небабин С.П. Использование ресурсной концепции фирмы для оценки потенциала энергосбытовых компаний // Вест. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. — 2008. — № 2. — С.44–49.
4. Осорин М. Составляющие успеха энергосбытовой компании // Энергорынок. — 2006. — № 3. — С. 34–37.
5. Смирнов В. Проблемы и перспективы работы на розничном рынке электроэнергии // Энергорынок. — 2009. — № 3. — С.12–15.
6. Вершинин А. Check point, или новая точка отсчета в принципах организации энергосбытовой деятельности // Энергорынок. — 2008. — № 5. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-m.ru
7. Колбина Л. Перемены без конца // Эксперт Online, Эксперт урал. — 2009. — №48. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.expert.ru
8. Судакова Т. Рынок сбыта электроэнергии: уровень конкуренции [электронный ресурс]. Режим доступа: http://market.elec.ru
9. Школьников А. Новый поворот // Энергорынок. — 2007. — №3. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-m.ru
10. Федеральная антимонопольная служба. Анализ рынков. Топливно-энергетический комплекс // Результаты анализа розничных рынков электрической энергии [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fas.gov.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия