Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Сафронова Л. Ф.
аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики;

Стратегия ресурсного обеспечения предприятий лесопромышленного комплекса Ленинградской области
В статье определены глобальные и локальные цели развития лесопромышленного комплекса Ленинградской области. Кластерный подход рассматривается как приоритет рыночной стратегии развития предприятий деревообрабатывающей промышленности
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, ресурсное обеспечение, стратегическое развитие, кластер, государственное регулирование
УДК 338; ББК У9(2)0-56-07я73-1

Одной из ключевых проблем лесопромышленного комплекса является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях современных рыночных отношений в России большое количество предприятий отрасли функционирует на грани выживания. Дальнейшее их существование зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, то есть формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке.
Как правило, задача ресурсного обеспечения большинством предприятий решается бессистемно. В связи с этим варианты снабжения могут быть неэффективными. Суть же решения задачи состоит в создании самоорганизующегося или расширяющегося производства, у которого каждое предыдущее звено выступает для каждого последующего своеобразной сырьевой базой и, таким образом, всякое новое производство уже на стадии выхода на проектную мощность становится основанием для последующего. Для менеджмента предприятия это одна из главных проблем.
Реализация стратегии ресурсного обеспечения осуществляется через процедуру стратегического планирования, а она в свою очередь, является составной частью системы стратегического управления деятельностью предприятия.
По Р. Акоффу [4], планирование в условиях рыночных отношений — процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода. Таким образом, основными функциями планирования в условиях рыночной экономики является моделирование будущих изменений хозяйственной системы и ее среды с точки зрения некоего желаемого состояния и координаций действий всех элементов системы для достижения этого желаемого состояния.
Стратегическое развитие в кризисных условиях подталкивает предприятия лесопромышленного комплекса Ленинградской области к стратегическому планированию производственной деятельности, заставляет задуматься о ресурсной составляющей лесозаготовительных предприятий, о моделировании оптимизации производства, структуре товарной продукции и максимизации дохода. Рыночная стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Данная проблема трансформируется в одну из основных, главных задач менеджмента предприятий.
Подход к формированию стратегии ресурсного обеспечения предприятий деревообрабатывающей промышленности предусматривает выработку следующих правил и приемов:
— исследование рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии хозяйствующих субъектов и отрасли в целом, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить возможность переориентации на их функционирование в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;
— формирование товарных потоков, которые в наибольшей степени способны удовлетворить актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей как внутри региона, так и за его пределами и обеспечить стабильное функционирование всех хозяйствующих субъектов отрасли;
— оптимальное распределение имеющихся в распоряжении предприятий лесопромышленного комплекса региона ресурсов для обеспечения решения задач максимизации рентабельности использования собственных и привлеченных средств;
— взаимодействие лесопромышленного комплекса региона с рынками факторов производства, обеспечивающее экономически эффективное поддержание стратегического потенциала отрасли,
— формирование эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятий лесопромышленного комплекса на региональном рынке,
— разработка направлений стратегического развития для формирования инвестиционной привлекательности как лесозаготовительных, так и деревообрабатывающих предприятий области,
— своевременное обнаружение кризисных тенденций в рамках областной экономики и ее отраслей и предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий лесопромышленного комплекса.
Вырабатывая правила и приемы эффективной реализации этих направлений деятельности, рыночная стратегия предприятий лесопромышленного комплекса должна быть ориентирована на поддержание конкурентного преимущества хозяйствующих субъектов, предотвращение банкротства, обеспечение их динамичного развития и формироваться на основе таких направлений, как:
— сбор и переработка значительных объемов разнообразной по характеру информации;
— ведение переговоров с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками и другими контактными аудиториями;
— мониторинг рынков лесопромышленных товаров и услуг.
Разработка вариантов и выбор предпочтительной рыночной стратегии понимается как процесс формирования набора стратегических разнообразных соглашений, сделок с партнерами, которые хозяйствующие субъекты отрасли должны осуществить в долговременной перспективе.
Хозяйствующие субъекты отрасли, принимающие стратегические решения, должны постоянно учитывать весь спектр многочисленных факторов, от которых зависят результаты их производственно-сбытовой деятельности. В практику производственно-сбытовой деятельности предприятий лесопромышленного комплекса необходимо ввести набор индикаторов их экономической безопасности.
Для эффективного функционирования предприятия необходимо периодически обновлять его производственные ресурсы. Задача состоит в выборе такой стратегии обновления, которая позволила бы осуществлять этот процесс с максимальным эффектом за достаточно длительный период функционирования предприятия, чтобы обеспечить его конкурентоспособность и выживаемость. При этом следует учитывать имеющиеся и потенциальные ограничения требуемых ресурсов.
В основе стратегии обновления лежит принцип поддержания всех ресурсов производственной системы в актуальном состоянии с помощью периодически повторяющихся циклов технического перевооружения или реконструкции предприятия.
При выработке стратегии ресурсного обеспечения необходимо определить:
— периодичность проведения перевооружения или реконструкции, обусловленную темпами физического и морального износа всех ресурсов производственной системы и темпами изменения внешних условий производства,
— возможные сроки начала и завершения работ в каждом цикле, зависящие от ресурсных ограничений,
— требуемый объем средств, для различных вариантов стратегии обновления,
— оптимальный вариант стратегии, обеспечивающий высокий уровень конкурентоспособности предприятия с максимальным эффектом.
Разработка стратегий ресурсного обеспечения бизнеса требует, чтобы руководство предприятия сформулировало стратегические цели и определило, насколько эти цели совпадают с инновационным потенциалом предприятия, имеющимися ресурсами и возможностями по привлечению дополнительных ресурсов. После определения стратегических целей бизнеса на их основе разрабатывают концепцию ресурсного обеспечения и, параллельно, положения по распределению, использованию, оценке и контролю использования ресурсов, а также разрабатываются или корректируются статьи, связанные с процессом ресурсного обеспечения в положениях и инструкциях по отдельным хозяйственным операциям. Это позволяет распределять и использовать ресурсы, а также анализировать и контролировать процесс ресурсного обеспечения, в соответствии с принятой концепцией ресурсного обеспечения.
Основными направлениями стратегии ресурсного обеспечения предприятий лесопромышленного комплекса является обеспеченность материальными (основными и оборотными активами, финансовыми средствами) и трудовыми ресурсами [3].

Таблица 1
Наличие и движение основных средств на лесозаготовительном (ООО «Русский лес») и деревообрабатывающем (ООО «ММ-Ефимовский») предприятиях Ленинградской области (тыс. руб.).
ПоказателиООО «Русский лес»ООО «ММ-Ефимовский»
2009 г.2010 г.2009 г.2010 г.
Наличие основных средств на начало года105931743971374291124547
Стоимость поступивших основных средств23735811025442237352
Стоимость выбывших основных средств31871491241154266911
Наличие основных средств на конец года742972553211245473354987
Амортизация564712222683952211752
Степень износа76877,56,3
Коэффициент обновления0,31,49866,7
Коэффициент выбытия3066840,6

Данные таблицы 1 характеризуют следующим образом:
— лесозаготовительное предприятие ООО «Русский лес» имеет низкий уровень рентабельности, низкий процент использования производственной мощности по всему ассортименту товарной продукции. Отсутствие адекватных денежных поступлений привело к физической амортизации основной части основных средств, что привело к увеличению степени износа, выбытие техники и оборудования увеличилось в несколько раз. Сложившееся состояние с обеспечением лесозаготовок техникой и лесозаготовительными машинами является критическим. Низкое воспроизводство материальных ресурсов при значительном выбытии привело к резкому снижению уровня механизации трудоемких процессов и эффективности использования ресурсов в целом,
— у деревообрабатывающего предприятия ООО «ММ-Ефимовский» произошло улучшение технического состояния основных средств за счет интенсивного их обновления, соответственно коэффициент выбытия снизился, что привело к уменьшению степени износа основных средств. Снижение коэффициента обновления объясняется недозагруженностью производственных мощностей на деревообрабатывающем производстве. Отсюда вытекают следующие проблемы:
— нехватка сырья для переработки, т.к. лесозаготовки являются сезонными и ориентируют предприятие на сезонность загрузки производственных мощностей. Доля экономически недоступных ресурсов ввиду слабого спроса и недостаточно развитой транспортной инфраструктуры значительна и колеблется по лесничествам от 20 до 80%. Сеть постоянных лесовозных дорог — необходимое условие для перехода на интенсивное воспроизводство лесов;
— руководство предприятия не работает в направлении договорной основы поставок сырья на перспективу;
— предприятие при достаточных производственных мощностях и возможностях ставит перед собой минимальную цель — «оставаться на плаву»;
— нехватка финансовых средств;
— отсутствие законодательных гарантий прав собственности и выполнения контрактов;
— низкий уровень менеджмента и административного управления экономикой;
— неразвитость сбытовой деятельности: не анализируя рынок и спрос, продукцию производят впрок, что приводит к загруженности складских помещений и ведет к росту издержек обращения.
Анализ экономического потенциала лесопромышленного комплекса Ленинградской области показал, что в регионе имеется достаточный природно-ресурсный потенциал для обеспечения в полном объеме сырьем потребности деревообрабатывающих предприятий.
Одним из путей выхода предприятий деревообрабатывающей промышленности на конкурентоспособный уровень является разработка и реализация эффективных решений, на основе внедрения инновационных стратегий, путем формирования региональных кластеров.
Общая экономическая стратегия в Ленинградской области должна быть сориентирована на постепенный переход к наукоемким, инновационно направленным, высокотехнологичным производствам, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции, расширение экспортного потенциала области и направлена на сохранение и восстановление рабочих мест.
Отраслевой анализ показал, что деятельность отраслей, наиболее перспективных для развития экономики Ленинградской области, основывается на использовании конкурентных преимуществ региона. Перспективной отраслью с высоким потенциалом, которая обязательно должна стать приоритетной, является деревообрабатыающая промышленность.

Таблица 2
Просроченная кредиторская задолженность ООО «Русский лес» (лесозаготовка) и ООО «ММ-Ефимовский» (деревообработка) в 2010 г.
Просроченная кредиторская задолженность, всегоВ том числе:
Поставщикамперсоналув бюджетпрочим кредиторампо платежам в государственные внебюджетные фонды
Лесозаготовка, тыс. руб.
%
10227
100
7147
70
696
8
864
8
1248
12
272
3
Деревообработка, тыс. руб.
%
121651
100
112184
92,3
1913
1,5
3066
2,5
3997
3,3
491
0,4

В табл. 2 приводится просроченная кредиторская задолженность предприятий лесозаготовительной и деревообрабатыващей промышленности за 2010 г. [3]
Финансовое положение данных предприятий подталкивает руководителей предприятий и региональные власти к решительным антикризисным мероприятиям по формированию регионального кластера.
Образование кластера, «ядром» которого будут производства по глубокой переработке древесины, приведет к обеспечению высокого качества продукции, с высокой добавленной стоимостью, пользующейся растущим спросом на внутреннем и внешнем рынках, в основе которого лежат устойчивые предпосылки увеличения регионального благосостояния.
Процесс распределения и перераспределения ресурсов лесопромышленного комплекса Ленинградской области составляет основное содержание разработки и реализации стратегии ресурсного обеспечения. Предприятия лесопромышленного комплекса находятся в определенной системе отношений со всеми остальными субъектами хозяйствования как на региональном, так и на национальном уровнях.
Предприятия лесопромышленного комплекса осуществляют не только выработку продукции, но и создают потоки ресурсов, то есть потребляют и отчуждают. Эти потоки действуют до тех пор, пока существует предприятие. Каждое предприятие имеет свой оригинальный, только ему присущий поток ресурсов, а потому можно не только в общих чертах, но и в деталях определить что оно выпускает, как оно выпускает, каково его финансовое, экономическое, экологическое и прочее состояние.
Для формирования и устойчивого развития кластера необходима государственная поддержка. Государственные органы управления должны способствовать установлению экономических связей между предприятиями, образующими кластер.
Методы государственного регулирования зависят от согласованности различных ветвей и уровней власти. Кластерная политика представляет собой смешанную форму реализации нескольких направлений, связанных с развитием бизнеса и региональным развитием. Она объединяет промышленную политику, региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и др. Кластерная политика подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, направленных на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и навыками, мешающих установлению взаимодействия между различными участниками кластера [2, с.5].
Кластеры позволяют государственным структурам в регионах четче регулировать направления социально-экономического развития территорий, прогнозировать и корректировать тенденции хозяйственного развития за счет координации усилий заинтересованных сторон [1, с. 17].
При реализации кластерного подхода в Ленинградской области увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база, появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, появляются основания для диверсификации экономического развития региона. Совершенствуется и система профессионального образования, которая обладает необходимыми кадрами и опытом подготовки кадров для кластерообразующих секторов экономики.
Органы государственной власти играют важную роль в процессах кластеризации. Государственная политика необходима, чтобы усовершенствовать существующие кластеры или развить кластеры, находящиеся в стадии зарождения. Роль органов власти в развитии кластеров заключается как в создании инфраструктуры для деятельности кластера, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности.
Органы государственной власти должны стимулировать и направлять научно-исследовательские институты к сотрудничеству с кластером. Ведь известно, что современные кластеры могут быть конкурентоспособными только при условии использования инновационных технологий. Таким образом, кластеры будут способствовать развитию научных исследований и технологических разработок в Ленинградской области и сокращению цикла внедрения инновационных разработок в производственный процесс.
Одним из важнейших направлений региональных органов государственной власти в стимулировании развития кластера должно быть привлечение крупных финансовых институтов, обеспечение гарантии снижения их рисков, что будет способствовать стимулированию развития финансового рынка в регионе.
Более широкому привлечению иностранных и отечественных инвестиций мешают политическая и экономическая нестабильность, несовершенство и нечеткость налогового законодательства, недостаточные, по мнению инвесторов, гарантии возврата вложенных средств и льгот различного уровня.
Политическая ситуация имеет особенно важное значение для инвестора как фактор, определяющий стабильность. В любом случае необходимо подробное описание ситуации, даже если она оценивается как неблагоприятная, то есть отсутствие достоверной информации отпугивает инвесторов.
Необходимо отметить, что за последние годы было принято значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на федеральном уровне. На областном уровне был принят ряд законов и иных правовых актов, создающих привлекательные условия для инвесторов, более четко проработаны механизмы государственной поддержки инновационной деятельности, особенно в области создания новых технологий и наукоемкой продукции. Большинство проблем, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности должны решаться на региональном уровне с использованием предпосылок, созданных федеральными органами власти. Это касается в полной мере того инструментария, которым владеет регион, как-то: налоговое законодательство регионального уровня, позволяющее устанавливать льготы по налогообложению. Кроме вышеуказанных, предпринимаются конкретные меры по улучшению инвестиционного климата Ленинградской области и внедрению прогрессивных технологий. Введена система инструментов государственной поддержки инвестиционного процесса, основными составляющими которой являются:
— улучшение процедуры предоставления объектов недвижимости для инвесторов;
— снижение административных барьеров введения инвестиционной деятельности в Ленинградской области;
— модернизация системы государственного заказа на уровне региона, которая станет еще более открытой;
— развитие механизма государственно-частного партнерства, что повысит инвестиционную привлекательность вложений в объекты инфраструктуры Ленинградской области и будет способствовать решению многих локальных проблем.
Кластерная политика лесопромышленного комплекса Ленинградской области, ориентированная на конкурентоспособность, должна сконцентрировать усилия власти на развитии тех секторов экономики, которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Основы стратегического развития Ленинградской области должны быть заложены в использовании всех альтернативных ресурсов: природно-климатических, интеллектуальных, экономических, культурно-исторических.
Прибыльность компаний во многом зависит от качества управления и организации производства, которые следует оптимизировать, упразднив пересекающиеся по своим функциям структуры. Кластер является реальной возможностью развития бизнеса, который способен обеспечить конкурентоспособность в будущем за счет сокращения расходов, которые не приносят добавленной стоимости.
Таким образом, кластеры могут быть результативными если они взаимодействуют со стратегией областного развития, что и присуще Ленинградской области.


Литература
1. Блудова С.Н. Преимущества кластерного подхода в управление экономикой: Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. «Экономика». — 2006. — № 3.
2. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. — 2007. — № 4.
3. www.naloq.ru.
4. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. Г.Б. Рубальского ; под ред. и с предисл. И.А. Ушакова. — Изд. 2-е, доп. — М.: ЛКИ, 2008. — 269 с

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия