Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Баранова С. А.
директор ООО «Бюро путешествий «Континент», соискатель Псковского государственного политехнического института

Государственно-частное партнерство как метод государственного регулирования и поддержки предпринимательских структур индустрии туризма (на примере Псковской области)
В статье показаны механизмы функционирования государственно-частного партнерства как одного из методов государственного регулирования индустрии туризма, а также рассмотрены особенности его реализации на региональном уровне на примере Псковской области
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственное регулирование индустрии туризма, Псковская область, туризм
УДК 338.22+338.48; ББК 65.9(2)09+65.433

Государственное регулирование и поддержка предпринимательских структур вообще и индустрии туризма в частности обеспечивает баланс частных и государственных интересов в процессе реализации товаров и услуг. Этот баланс предусматривает обеспечение высокого качества жизни населения и устойчивости регионального развития в условиях рыночной экономики. Достижение такого баланса, на наш взгляд, возможно за счет применения адекватных методов государственного регулирования и поддержки приоритетных отраслей развития экономики. Так как туристская деятельность на законодательном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики РФ [1], государственное регулирование индустрии туризма, направленное на поддержку предпринимательских структур, приобретает особое значение для обеспечения устойчивого развития регионов и повышения качества жизни населения.
Целью данной статьи является рассмотрение механизмов функционирования государственно-частного партнерства как одного из наиболее перспективных, на наш взгляд, методов государственного регулирования индустрии туризма, а также изучение особенностей его реализации на региональном уровне на примере Псковской области, где данная индустрия признана одним из приоритетов развития экономики [2].
Под государственно-частным партнёрством в сфере туризма мы предлагаем понимать институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в туриндустрии [3]. В зависимости от характера решаемых в рамках государственно-частного партнерства задач различают отдельные модели такого партнерства: организационные модели (не предполагают существенного вторжения в отношения собственности), модели финансирования (коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование) и кооперации (формы объединения усилий партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости) [6].
Мы считаем целесообразным использование организационной модели, предполагающей сотрудничество публичного и частного партнеров, осуществляемого за счет привлечения третьих организаций, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств [6], для реализации государственно-частного партнерства в индустрии туризма на региональном уровне. Для этого мы предлагаем создание организационной структуры, объединяющей региональные органы исполнительной власти, предприятия туриндустрии, образовательные учреждения, бизнес-ассоциации и население. Данную структуру мы предлагаем рассматривать как координатор процесса реализации проектов и программ в рамках государственно-частного партнерства, осуществляющего взаимодействие между всеми ключевыми участниками индустрии туризма (см. рис. 1).
Рис. 1. Модель взаимодействия частных и государственных структур индустрии туризма (ИТ) на региональном уровне
В предложенной на рис.1 модели нами выделены функции органов исполнительной власти регионального уровня по регулированию предпринимательской деятельности в индустрии туризма: регламентирующая функция, функция планирования и прогнозирования и функция поддержки.
Регламентирующая функция, на наш взгляд, включает в себя установление правил и норм предпринимательской деятельности в индустрии туризма, ее нормативно-правовое обеспечение. В рамках реализации данной функции координационная структура взаимодействует с органами исполнительной власти региона, регулирующими смежные области общественной и экономической деятельности, в том числе занятости населения, образования, транспорта, ЖКХ, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Функция планирования и прогнозирования, с нашей точки зрения, включает в себя определение основных направлений развития индустрии туризма, анализ основных тенденций и моделирование возможностей развития. Данная функция осуществляется под руководством органа региональной администрации по регулированию туризма при участии координационной структуры и бизнес-ассоциаций, предоставляющих консалтинговые и аудиторские услуги.
Под функцией поддержки мы предлагаем понимать принимаемые органами государственной власти меры в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий развития туризма. Данная функция реализуется также через координационную структуру, которая, в свою очередь, взаимодействует с предпринимателями через ассоциации.
Для успешной реализации государственно-частного партнерства в индустрии туризма на региональном уровне нами была разработана логическая схема его формирования (см. рис. 2).
Рис. 2. Логическая схема формирования государственно-частного партнерства в индустрии туризма на региональном уровне
Согласно предложенной схеме, на организационно-подготовительном этапе необходимо определить модель государственно-частного партнерства, выявить целевые группы и их потребности. Потребности органов исполнительной власти проявляются, на наш взгляд, в обеспечении устойчивого развития региона и высокого качества жизни населения при ограниченном объеме доступных ресурсов, что обуславливает необходимость поддержки наиболее перспективных отраслей экономики. Потребности предпринимательских структур проявляются, с нашей точки зрения, в поддержке наименее развитых, но имеющих наибольший потенциал видов туризма и субъектов туриндустрии. Потребности населения проявляются в повышении социальной эффективности в индустрии туризма, в результате чего улучшается качество жизни (увеличивается занятость и уровень доходов, развивается инфраструктура, расширяется спектр социальных услуг и т.д.).
На этапе анализа путем объективной и субъективной оценок выявляется, насколько согласуются потребности целевых групп.
Объективная оценка потребностей органов исполнительной власти проводится путем изучения документов стратегического планирования (стратегий социально-экономического развития субъекта, стратегий развития отраслей и т.д.), в результате чего выявляются приоритетные для развития отрасли экономики и социальной сферы. Потребности предпринимательских структур оцениваются путем анализа туристского потенциала региона, определяющего наиболее перспективные направления развития туриндустрии. Объективная оценка потребностей населения проводится путем анализа данных официальной статистики по качеству жизни.
Субъективная оценка потребностей целевых групп проводится путем экспертного опроса их представителей. Так, опрос представителей региональных и муниципальных органов исполнительной власти позволяет выявить основные проблемы государственного регулирования индустрии туризма на региональном и местном уровнях и определить наиболее перспективные с точки зрения экспертов методы решения выявленных проблем. Опрос представителей предпринимательских структур индустрии туризма помогает оценить состояние макросреды (политические, экономические, социально-культурные и демографические условия функционирования туристских предприятий) и микросреды данной индустрии, которая включает в себя предпринимательские структуры турбизнеса (туроператоров и турагентов, предприятия питания, средства размещения, транспортные предприятия и производителей туристской продукции), а также их контрагентов (поставщиков материальных и финансовых ресурсов и потребителей). Социальные опросы населения служат для определения наиболее предпочтительных для населения, с точки зрения повышения качества жизни, направлений развития туризма и смежных отраслей.
В результате сопоставления результатов объективной и субъективной оценок потребностей целевых групп определяются основные проблемы согласования таких потребностей, мешающие достижению баланса частных и государственных интересов в процессе реализации товаров и услуг в туриндустрии и являющиеся основой для постановки целей и задач государственно-частного партнерства.
На этапе целеполагания определяются цели и задачи государственно-частного партнерства в индустрии туризма на региональном уровне. В качестве основных целей такого партнерства мы рассматриваем привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и продвижение туристского потенциала региона. Достижение указанных целей возможно путем подготовки предложений по поддержке инвестиционных проектов субъектов индустрии туризма, по улучшению инфраструктурных условий для развития туризма, а также по продвижению туристского потенциала региона.
На этапе реализации разрабатываются и внедряются проекты и программы, направленные на достижение приоритетных целей государственно-частного партнерства. На этапе мониторинга и обратной связи результаты реализации таких проектов и программ оцениваются с точки зрения удовлетворения потребностей целевых групп, в ходе чего может возникнуть необходимость возврата к этапу оценки проблем согласования таких потребностей. Получение обратной связи позволяет внести корректировки в процесс реализации государственно-частного партнерства на этапе определения потребностей целевых групп.
На наш взгляд, предложенная логическая схема позволяет учесть потребности всех целевых групп, что обеспечивает баланс интересов частных и государственных структур регионального уровня в условиях рыночной экономики и способствует повышению уровня устойчивого развития региона и качества жизни его населения.
Рассмотрим применение предложенной нами логической схемы формирования государственно-частного партнерства в индустрии туризма на примере Псковской области, где туристская индустрия признана одним из секторов первой группы приоритетности в рамках Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года [2].
Поскольку в Псковской области туризм признан одной из приоритетных отраслей, в его поддержке заинтересованы и органы исполнительной власти региона (в частности, Комитет по экономическому развитию, промышленности и торговле, Комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию, Комитет по труду и занятости и др.) и предпринимательские структуры (туроператоры и турагенты, транспортные предприятия, средства питания и размещения, производители туристской продукции, музеи и иные учреждения культуры), а также население (потребители и работники предприятий туристской индустрии).
Потребности органов исполнительной власти региона в развитии государственно-частного партнерства в индустрии туризма проявляются в обеспечении учета направлений деятельности такого партнерства в документах стратегического развития. Анализ Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года показал, что развитие индустрии туризма планируется осуществлять путем создания туристического кластера, специализирующегося на таких видах туризма, как культурно-исторический, рекреационный, деловой, сельский, транзитный.
Потребности предпринимательских структур индустрии туризма Псковской области проявляются в поддержке наиболее перспективных видов туризма и субъектов туристской инфраструктуры. Так, в результате оценки туристского потенциала Псковской области, проведенной консалтинговой компанией “Carl Bro”, Дания (Стратегия развития туризма Псковской области, 2005 г.), были выявлены следующие наиболее перспективные для развития в Псковской области виды туризма: культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, туризм на природе (водный, экологический, сельский).
Потребности населения региона заключаются, согласно Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, в повышении качества жизни населения путем стабилизации демографической ситуации, повышения доходов населения, повышения доступности социальных услуг, развития рынка труда. Проблемы низкого качества жизни населения наиболее остро проявляются в сельской местности, где экономическая активность населения находится на крайне низком уровне.
Субъективная оценка потребностей органов государственной власти показала, что основными проблемами государственного регулирования индустрии туризма в Псковской области являются следующие:
— дублирование целей и задач деятельности различных структур (Ассоциаций предпринимателей индустрии туризма, Координационного совета по развитию туризма, Комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию);
— недостаточный опыт осуществления государственно-частного партнерства (на данный момент в Псковской области только начинают реализовываться инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства в таких сферах, как транспортная логистика, водоснабжение, топливно-энергетический комплекс [4]);
— недостаточных уровень учета мнений представителей бизнеса при разработке документов стратегического развития отрасли.
В результате субъективной оценки потребностей предпринимательских структур индустрии туризма Псковской области, выполненной путем экспертного опроса представителей туристической отрасли, были получены следующие данные:
— наиболее развитым видом туризма является культурно-познавательный туризм, что связано со спецификой исторического наследия региона.
— наименее развитыми видами туризма являются экологический, сельский и рекреационный. При этом экологический и сельский туризм обладают большим потенциалом для развития, в отличие от рекреационного, который сложно развивать в виду неудовлетворительных климатических условий.
Основными проблемами микросреды индустрии туризма Псковской области являются:
— нехватка средств размещения средней ценовой категории и номерного фонда;
— низкий уровень развития транспортной инфраструктуры (неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное наличие стоянок, кемпингов и т.д.);
— неразвитость транспортного сообщения (авиа- и ж/д сообщение не построено на въездной поток, слабая транспортная база внутри области, включая речной поток).
Основными проблемами макросреды индустрии туризма Псковской области являются:
— небольшие объемы инвестиций в область, в том числе для развития индустрии туризма (Псковская область занимает последнее место в СЗФО по объему инвестиций в основной капитал [5]);
— высокий уровень коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, что определяет сложность продвижения проектов по развитию туристской инфраструктуры;
— снижение численности населения и, соответственно, нехватка кадров в индустрии туризма.
Социальные опросы населения позволили выявить высокую заинтересованность в развитии различных видов туризма и модернизации инфраструктуры региона (транспортное сообщение, дорожная инфраструктура, обеспеченность предприятиями обслуживания и т.д.).
Сопоставление результатов объективной и субъективной оценок потребностей целевых групп показало, что наименее развитые, по мнению представителей предпринимательских структур, виды туризма из определенных в рамках Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года — это сельский и рекреационный виды туризма. Причем, по мнению представителей турбизнеса, рекреационный туризм обладает низким потенциалом для развития, что обусловлено климатическими условиями региона. В то же время эксперты сферы туризма в качестве перспективного выделяют экологический туризм, который не рассматривается как приоритетный в стратегических документах Псковской области, но обладает, с точки зрения компании “Carl Bro”, огромным потенциалом для развития, обусловленным наличием большого количества природных ресурсов, в т.ч. Полистовского заповедника, Себежского национального парка, Ремдовского парка и т.д. С другой стороны, развитие экологического и сельского туризма создает предпосылки для повышения экономической активности населения в сельской местности, что обуславливает повышение качества жизни (создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, доступность социальных услуг и т.д.).
Таким образом, с нашей точки зрения, основными целями государственно-частного партнерства в индустрии туризма в Псковской области являются привлечение инвестиций в развитие культурно-познавательного, сельского и экологического видов туризма, развитие туристской инфраструктуры, продвижение туристского потенциала области. В соответствии с поставленными целями нами были определены наиболее перспективные, на наш взгляд, задачи государственно-частного партнерства в рассматриваемом регионе. Это:
— разработка программ по развитию сельского туризма, определенного в качестве приоритета в рамках Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года и обладающего, по мнению экспертов, высоким потенциалом;
— признание экологического туризма одним из приоритетных направлений для развития отрасли и формирование мероприятий по его поддержке, особенно в сельской местности;
— разработка проектов по поддержке транспортных предприятий для решения проблемы развития транспортной базы (в т.ч. проектов по развитию водного транспорта, автобусного парка);
— разработка проектов по привлечению инвестиций в строительство отелей средней ценовой категории (в т.ч. в муниципальных образованиях, определенных в качестве центров развития экологического и сельского видов туризма);
— разработка предложений по привлечению инвесторов к реализации крупных инфраструктурных проектов в индустрии туризма;
— координация оценки туристского потенциала региона и отдельных видов туризма и формирование мероприятий по его продвижению (в т.ч. в странах региона Балтийского моря и странах СНГ);
— координация процесса формирования стратегических документов развития отрасли с учетом результатов оценки туристского потенциала, мнений предпринимательских структур и населения региона.
На наш взгляд, реализация государственно-частного партнерства позволит повысить потенциал индустрии туризма Псковской области, а также будет способствовать ее устойчивому развитию и улучшению качества жизни населения за счет обеспечения баланса государственных и частных интересов.
Таким образом, нами рассмотрены механизмы функционирования государственно-частного партнерства как одного из наиболее перспективных, на наш взгляд, методов государственного регулирования индустрии туризма на региональном уровне и предложена его организационная структура. Также нами разработана логическая схема формирования государственно-частного партнерства в индустрии туризма на региональном уровне, которая была апробирована на примере Псковской области. С нашей точки зрения, предложенная схема позволяет определить наиболее перспективные направления поддержки туристских предприятий в рамках государственно-частного партнерства, обеспечив при этом баланс интересов частных и государственных структур. Достижение такого баланса необходимо для обеспечения устойчивого развития не только предпринимательских структур, но и экономики региона в целом.


Литература
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 — ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Официальный сайт Администрации Псковской области www.pskov.ru/novosti/04.03.11/12374
3. Варнавский В. Альянс на неопределенный срок // ФельдПочта. — 2004. — N 29. — С. 5.
4. Принцип привлечения // Эксперт Северо-Запад. — 2011. — №23 (519) (13 июня). http://expert.ru/northwest/2011/23/printsip-privlecheniya/
5. Федеральная служба государственной статистики http://db.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DG_Map/BuildGraph.aspx
6. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства. Айрапетян М.С., советник отдела аналитических исследований Правового управления Государственной Думы РФ, доктор экономических наук. Источник: http://www.ppp-russia.ru/analytics/40-ajrapetyan-ms-zarubezhnyj-opyt-ispolzovaniya.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия