Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Чэнь Х.
аспирант кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета

Начальные этапы преобразований отношений собственности в экономике КНР
В статье дан краткий обзор начальных этапов «социалистических» преобразований в системе отношений собственности, предпринятых первыми поколениями руководителей КПК с момента образования КНР в 1949 г до начала ХХ1 в. — прихода к власти в 2003 г. Ху Цзиньтао и Вэн Цзябао, руководителей четвертого поколения руководства страны. Результатом начальных этапов преобразований явилось создание многоукладной экономики, в которой лидирующие позиции занимает общенародная собственность на средства производства
Ключевые слова: Программа 'Новой демократии', КНР, социалистические преобразования собственности, курс 'Трех знамен', Культурная революция, стратегия Дэн Сяопина, 'Система современных предприятий'
УДК 338(100-87); ББК 65.9(4/8)

Как отмечалось в выступлении Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао, посвященного празднованию 90-летия КПК, основы системы социализма, благодаря которой Китай с его более чем пятитысячелетней историей цивилизации приобрел современный облик, были заложены руководством КПК первого поколения, ядром которого был товарищ Мао Цзэдун. (1, с.6, 7)
Эти основы исходили из необходимости преобразований отношений социалистической собственности. Основные подходы к ее преобразованию в начальный период правления Мао Цзэдуна были намечены программой «Новой демократии», принятой УП съездом КПК (1945 г.). Суть программы состояла в том, что в условиях полуфеодальной и полуколониальной экономики страны без длительного подготовительного периода «борьбы за демократию» и «развития капитализма», без использования многоукладных форм хозяйства невозможно перейти к социалистическим преобразованиям собственности — кооперированию деревни, кустарной промышленности, социалистическим преобразованиям частнокапиталистической промышленности и торговли (2).
В дальнейшем, несмотря на изменение политико-идеологических ориентиров развития страны в период правления Мао Цзэдуна — политику форсированных социалистических преобразований собственности (1952–1957 гг.), курса «Трех знамен» (1958–1960 гг.), политику «урегулирования» экономики (1961–1965 гг.) и «Культурную революцию» (1965–1976 гг.), на институциональные изменения в системе отношений собственности, именно программа «Новой демократии» после смены руководства Мао Цзэдуна и предопределила главную особенность эволюции стратегии реформы собственности всех последующих поколений руководителей Китая. Эта особенность заключалась в сохранении приверженности социалистическим ценностям и идеям социалистического пути развития (3).
Ниже приведено краткое содержание практической реализации стратегии Мао Цзэдуна.
1. Программа «Новой демократии».
Реформы в деревне: создание многоукладных форм хозяйствования; аграрная реформа (конфискация излишков земли и средств производства у помещиков, кулаков и середняков и передача их в частную собственность беднякам).
Реформы в городе: национализация собственности Гоминьдана национальной политической партии, свергнутой трудящимися Китая в 1949 г. и четырех олигархических семей страны; национализация собственности иностранных компаний; установление госконтроля над деятельностью частнокапиталистических предприятий, предприятий кустарной промышленности и мелкого производства.
2. Политика форсирования социалистических преобразований собственности: вытеснение частной собственности и рыночных отношений.
Реформы в деревне: коллективизация.
Реформы в городе: объединение кустарей в кооперативы; государственно-отраслевое управление деятельностью мелких, средних и торговых предприятий; преобразование частных предприятий с числом работников более пятисот человек в предприятия смешанного типа — государственно-капиталистические;
3. Курс «Трех знамен».
Реформы в деревне: формирование народных коммун на основе объединения крестьянских дворов; введение принципа уравнительного распределения по труду; обобществление приусадебных участков и личного имущества граждан.
Реформы в городе: создание народных коммун в городах в целях создания «целостной системы промышленности» в масштабах уезда, района, провинции;
4. Политика «Урегулирования» экономики.
Реформы в деревне: введение трехступенчатой системы собственности (разделение собственности коммун на собственность коммун, «больших» и «малых» бригад) с основой на собственности «малых» бригад; закрепление заданий за «малыми» бригадами (отдельными дворами); возвращение приусадебных участков и обобществленного ранее личного имущества; восстановление принципа оплаты по труду; восстановление сельских рынков.
Реформы в городе: восстановление принципа материальной заинтересованности; госконтроль за соблюдением технологических и технических норм и стандартов производства; восстановление городских рынков;
5. «Культурная революция».
Реформы в деревне: период стагнации, мобилизация крестьян на работу в города.
Реформы в городе: введение военного контроля на промышленных предприятиях; создание «третьей линии обороны» — группы предприятий оборонной промышленности и обслуживающих отраслей в глубинных и горных районах страны.
В итоге за годы правления Мао Цзэдуна структура собственности существенно изменилась, Государственно-частный и индивидуальный сектор практически был устранен.
Последующий этап преобразований отношений собственности в экономике КНР был связан с руководителями второго поколения, неформальным лидером которого был товарищ Дэн Сяопин, провозгласивший курс на строительство социализма с китайской спецификой и положивший начало новому этапу преобразований социалистической собственности.
Стратегия реформы отношений собственности в период Дэн Сяопина была обусловлена решениями Ш Пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва (декабрь 1978 г.) объявившего о завершении «Культурной революции» и о переходе к решению актуальных задач развития страны. Центральной проблемой экономической реформы стал рост производительных сил страны и превращения КНР к концу ХХ в. в современную социалистическую державу (4).
Основное содержание стратегии Дэн Сяопина в сфере реформы отношений собственности было реализовано в три подэтапа: 1. 1978–1984 гг.; 2. 1984–1991 гг.; 3. 1991–2002 гг.. (5, 6).
Ниже дано краткое содержание поэтапной реализации стратегии реформы социалистической собственности, отражающее установку КПК и перечень основных мероприятий в городе и в деревне, направленных на реформирование собственности и краткие итоги каждого подэтапа.
Первый подэтап (1978–1984 гг.). Основная установка руководства КПК: плановая экономика — основа, рыночное регулирование — дополнение.
Реформы в деревне: переход к уравнительному распределению земельных участков; внедрение семейного подряда — предоставление крестьянам права хозяйствования на земельных участках; отказ от уравнительного распределения по труду; восстановление волостных органов власти; введение института «коллективной» собственности сельских жителей на земли, расположенные вне города; закрепление подрядных земельных наделов за крестьянскими дворами; роспуск коммун и бригад.
Реформы в городе: начало экспериментов по реформе госпредприятий; расширение хозяйственной самостоятельности предприятий (внедрение подрядных форм хозяйственных связей в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики, в финансовой сфере); предоставление предприятиям права самостоятельной реализации сверхплановой продукции на основе введения «двухуровневой» системы цен: государственных и договорных; развитие новых укладов; предоставление права мелким и средним предприятиям сдачи своего имущества в аренду, передачи его в собственность трудового коллектива, на условиях подряда — частным лицам; разрешение индивидуальной трудовой деятельности.
Основным итогом реализации стратегии Дэн Сяопина в этот период явилось создание независимых товаропроизводителей в деревне; создание источников накопления в сельском хозяйстве; развитие новых укладов в городе; уравнивание прав коллективной и государственной собственности. Подворный подряд в силу сохранения коллективной собственности на землю стал рассматриваться в качестве одной из форм реализации общественной собственности.
Второй подэтап (1984–1991 гг.). Установки руководства КПК: План — главное, рынок — вспомогательное. Государственные промышленные предприятия — основной объект реформирования отношений собственности.
Реформы в деревне: развитие волостных и поселковых предприятий; рост удельного веса индивидуального уклада; появление новых хозяйственных объединений.
Реформы в городе: эксперименты по развитию подрядных форм хозяйственных связей между предприятиями и органами власти, расширение прав предприятий, принятие Закона о предприятиях общенародной собственности (положение о разделении права собственности и права хозяйствования, 1987 г.), развитие арендных отношений на государственных и коллективных предприятиях; легализация частного предпринимательства (1987 г.), эксперименты по акционированию госпредприятий и созданию паевых предприятий; принятие Закона о банкротстве предприятий, создание административных органов управления госимуществом.
Третий подэтап (1992–2002 гг.). Установка руководства КПК: Строительство социалистической рыночной экономики.
Реформы в деревне практически не получили дальнейшего развития. Господдержка деревни была ограничена в пользу города.
Реформы в городе: модернизация госпредприятий в плане расширения их хозяйственной деятельности и их взаимоотношений с органами власти и с финансовой сферой; перевод госпредприятий на систему акционирования и создание на ее основе «системы современных предприятий» — превращение их посредством акционирования в самостоятельные хозяйственные структуры, находящиеся в собственности государства (с 1993 г.); принятие Закона о корпорациях; приватизация малых промышленных предприятий государственного сектора (1997 г.); развитие негосударственного сектора экономики, в том числе, частного предпринимательства; создание новых систем управления госпредприятиями, макрорегулирования и госконтроля, в частности, перевод их на налоговую форму взаимоотношений с бюджетом; отказ от системы пожизненной занятости.
Итогом реализации стратегии реформы собственности Дэн Сяопина явилось создание многоукладной экономики, официальная фиксация приемлемости развития частной собственности, изменение структуры предприятий по формам собственности в направлении ослабления позиций госсектора в городской промышленности и в коллективном секторе сельского хозяйства, укрепление позиций индивидуальной, частной и смешанной форм собственности, акционирование и приватизация части государственных промышленных предприятий, сохранение ведущих позиций общенародной собственности посредством сохранения собственно предприятий государственной собственности и сохранения в той или иной степени государственного участия в различных формах реализации общественной собственности.


Литература
1. Ху Цзиньтао. Руководство КПК обеспечило успех Китая: Выступление Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао // Правда. - 2011. - № 70. - 5-6 июля. - С.6-7.
2. Мао Цзэдун. Избр. произв. в 4-х т. / Пер. с кит. - М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1953.
3. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч. - М., Квадрига, 2010. - 643 с.
4. Портяков В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. - М.: РАН, Восточная литература, 1998. - 236 с.
5. Островский А.А. Китайская модель перехода к рыночной экономике. - М.: Ин-т Дальнего Востока РАН, 2007. - 205 с.
6. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч. - М., Квадрига, 2010. - 643 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия