Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аркин П. А.
проректор по экономике Санкт-Петербургского государственного
технологического института (технического университета),
доктор экономических наук, профессор

Власенко М. Н.
ассистент кафедры экономики и логистики Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет)

Развитие промышленных кластеров: мировые тенденции и Россия
В статье представлены принципы конкурентной стратегии предприятий, проанализированы основные направления деятельности Правительства РФ по созданию и развитию примышленных кластеров и дан сравнительный анализ реализации кластерных инициатив на территории Российской Федерации и Канады
Ключевые слова: кластер, конкурентоспособность, интеграция, кластерная инициатива, стратегия
УДК 332.13; ББК 65.04   Стр: 101 - 105

В настоящее время лидирующих позиций на рынке невозможно достичь без наличия конкурентных преимуществ. Многие страны в мировой практике прибегают к использованию кластерной методики, которая широко представлена в работах зарубежных и российских авторов. Предприятия объединяются в кластеры в первую очередь потому, что им это выгодно с точки зрения повышения конкурентоспособности продукции и снижения издержек.
Как заметил М. Портер в своих трудах, на рынке, в том числе и на международном, лидируют не страны, а фирмы [1].
Но одно дело завоевать столь мощные конкурентные преимущества, с другой стороны задача удержать эти показатели. Способность компаний сохранить конкурентное преимущество, по мнению Портера, определяется тремя факторами (рис.1).
Рис.1. Факторы, удерживающие конкурентные преимущества
Первый фактор — это источник преимущества. В теории конкуренции выделяется целая иерархия источников: источники конкурентного преимущества низкого и высокого ранга.
Преимущества низкого ранга — это дешевая рабочая сила или сырье. К разряду преимуществ низкого ранга можно еще отнести и преимущества, основанные на эффекте масштаба. Но этот эффект носит не длительный характер и исчезает, как только появляется новая технология или разрабатываются новые методы, которые отодвигают прежние преимущества на второй план.
Преимущества высокого ранга, к которым относятся запатентованная технология, дифференциация товаров и услуг, репутация фирмы, глубокий маркетинг, можно удерживать в течение длительного времени. Они возможны лишь при выполнении определенных условий, как то, долговременные и интенсивные капиталовложения, наличие больших навыков, подготовленного персонала, НИОКР и т.д.
Второй фактор связан с количеством имеющихся у компании явных источников конкурентного преимущества. Если компании имеют только одно какое-либо преимущество, то фирмы-конкуренты обязательно его выявят и постараются его превзойти. Когда таких преимуществ много, то задача конкурентов существенно усложняется.
Третий фактор — постоянная модернизация производства. Фирма должна создавать свои преимущества со скоростью по крайне мере не ниже той, с которой конкуренты пытаются ее настигнуть.
Изложенные выше основные принципы конкурентной стратегии применимы к фирмам, независимо от того, действуют ли они на внутреннем или на внешнем рынке. Не стоит упускать из виду, что число конкурентов на внешнем рынке значительно больше, чем на рынке внутри страны. Однако добиться весомых преимуществ на внешнем рынке невозможно без наличия преимуществ на внутреннем рынке.
Крупными кластерными системами на сегодняшний момент являются кооперации компаний в области компьютерной техники и информационных технологий в Силиконовой долине, кинопроизводства в Голливуде, биотехнологический кластер в Бостоне и Кембридже. В России же можно выделить такие мощные кластеры, как ядерный кластер в Димитровграде (Ульяновская область), кластер химических производств в Пермской области, а также туристический кластер в Санкт-Петербурге. Хорошо развивается автомобильный кластер в Калужской области.
К пяти приоритетным направлениям модернизации российской экономики на сегодняшний день относят:
● энергетику;
● информационные технологии;
● биомедицинские технологии;
● ядерную технологию;
● космические технологии и телекоммуникации.
Повышенный интерес российских экономистов и ученых к проблемам кластеризации экономики объясняется появлением термина «кластер» в постановлениях Правительства РФ.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 1 октября 2010 г. № 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» предполагается на базе технологических отраслевых кластеров структурирование российской фармацевтической и медицинской промышленности [2].
В Постановлениях Российской Федерации предусматривается создание туристического кластера; формирование отраслевых кластеров, способных производить и внедрять конкурентоспособную продукцию наноиндустрии; создание крупных объединений учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов.
Разработаны следующие стратегии РФ:
● водная стратегия, предусматривающая строительство гидроэлектростанций в промышленных кластерах [3];
● энергетическая стратегия, предполагающая создание крупных энергетических кластеров [4];
● транспортная стратегия, направленная на создание кластеров в транспортной сфере [5];
● стратегия развития лесного комплекса, обосновывающая необходимость формирования на территории РФ лесопромышленных кластеров [6];
● стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года, утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 23 апреля 2010 г. N 319 «Об утверждении стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» обосновывает необходимость развития автомобильных кластеров, что в свою очередь приведет к положительным результатам в следующих направлениях:
● экономия на логистике за счет географической близости поставщиков;
● синергия в области НИОКР;
● экономическая стабильность;
● снижение затрат на развитие рынка благодаря близости потенциальных клиентов;
● снижение затрат на закупки;
● снижение затрат на подготовку персонала за счет близкого расположения университетов [7].
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, содержат положения об интеграции науки и производства в целях развития инновационных кластеров [8].
Таким образом, можно заключить, что Правительство РФ намерено внедрять новые, а также развивать уже существующие кластеры в различных областях и сферах.
Аналогичные шаги предпринимаются и в странах Европейского Союза, где кластерные стратегии также являются важнейшим инструментом инновационного развития страны.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходит довольно активно (табл.1).
Тем не менее, каждая страна имеет определенные национальные особенности, связанные с государственной политикой в области поддержки и развития кластеров.
Ярким примером создания высокотехнологичных инновационных кластеров является Канада. Нельзя не выделить тот факт, что эта страна по своим географическим характеристикам и природным ресурсам имеет близкое сходство с северными субъектами Российской Федерации.

Таблица 1
Направление кластеризации в мире
Направление кластеризацииСтраны
Электронные технологии и связь, информатикаШвейцария, Финляндия
Биотехнологии и биоресурсыНидерланды, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия
Фармацевтика и косметикаДания, Швеция, Франция, Италия, Германия
Агропроизводство и пищевое производствоФинляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды
Нефтегазовый комплекс и химияШвейцария, Германия, Бельгия
Машиностроение, электроникаНидерланды, Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцарии
ЗдравоохранениеШвеция, Дания, Швейцария, Нидерланды
Коммуникации и транспортНидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Финляндия, Бельгия
ЭнергетикаНорвегия, Финляндия
Легкая промышленностьШвейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия
Лесобумажный комплексФинляндия

На территории Канады созданы такие наиболее важные кластеры:
● биотехнологический кластер (Монреаль, Торонто, Ванкувер, Оттава);
● информационно-телекоммуникационный кластер (Ванкувер, Калгари, Квебек и др.);
● кластер высоких технологий (Монреаль, Онтарио и др.);
● мультимедийный кластер (Монреаль, Торонто, Ванкувер);
● винодельческий кластер (Ниагара);
● кластер пищевой промышленности (Торонто) и др.
Помощь в реализации кластерных инициатив бизнеса оказывают в Канаде все уровни власти — федеральный, региональный и муниципальный, но конкретные формы поддержки различаются на каждом уровне.
Несмотря на то, что кластерная стратегия является частью национальной инновационной стратегии страны, в Канаде не существует единой концепции реализации кластерной политики на федеральном уровне. Основная роль правительства заключается в установлении общих правил, а задача проводить саму реализацию конкретных кластерных инициатив может быть поставлена перед администрациями провинций и муниципалитетов. При этом координацию данной стратегии осуществляет Национальный Исследовательский Совет (НИС) — ведущее федеральное агентство по научно-исследовательскому развитию. В его состав входят более 20 институтов и национальных программ, в рамках которых рассматриваются различные задачи, помогающие стимулировать инновационную деятельность по всей территории Канады.
В настоящее время НИС координирует деятельность 12 технологических кластеров по всей территории Канады: [9]
1. Технологический кластер «Технологии переработки алюминия», расположенный в районе г. Сагине. В его составе около 48 основных компаний, один университет, технические колледжи, три промышленных объединения.
2. Технологический кластер «Нанотехнологии» в г. Эдмонтон: состоит из более 20 основных компаний, одного промышленного объединения, а основное ядро составляет Национальный институт нанотехнологий.
3. Технологический кластер «Топливные элементы и водородные технологии» (г. Ванкувер). В кластер вовлечены три университета, два крупных промышленных объединения и около 40 различных организаций и компаний, работающих над созданием новых источников энергии.
4. Технологический кластер «Наука о жизни, медицинское приборостроение» г. Виннипег: содержит 25 местных основных компаний, два местных университета, один колледж, несколько исследовательских институтов, лабораторий и больниц, два объединения. Ядром кластера является Институт биодиагностики — один из лидеров в области бесконтактной медицинской диагностики.
5. Технологический кластер «Сельскохозяйственная биотехнология, пищевые добавки и биологические продукты». В кластер входят 35 компаний, ведущих НИОКР в области сельскохозяйственной биотехнологии, а также около 30 компаний, занятых производством биодобавок. Здесь же находится Институт биотехнологии растений.
6. Технологический кластер «Фотоника» в Оттаве содержит более 60 местных основных компаний, несколько промышленных объединений, три университета, несколько государственных исследовательских центров.
7. Технологический кластер «Авиакосмос» расположен в г. Монреаль. В кластер входят более 170 организаций, исследовательским ядром является Центр по промышленным технологиям в области авиакосмоса, находящийся в университете г. Монреаль.
8. Технологический кластер «Науки о жизни» является одним их лидирующих кластеров мирового масштаба в данной сфере знаний. Сюда входят более 125 научных центров, 540 компаний и институты.
9. Технологический кластер «Информационные технологии — электронная коммерция» был создан при совместных консультациях представителей университетов, бизнеса, а также федерального правительства в лице Агентства по развитию Атлантических провинций Канады.
10. Технологический кластер «Науки о жизни», расположенный в г. Галифакс. В кластер входят более 60 компаний. Ключевыми организациями являются Центр по лечению болезней мозга, атлантическое отделение Института биодиагностики и др.
11. Технологический кластер «Биоресурсы» включает 2 института, 1 колледж, исследовательскую станцию в области растениеводства и животноводства, Канадское агентство по инспекции продовольствия.
12. Технологический кластер «Океанские технологии» расположен в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. В кластер входят около 40 малых и средних предприятий, занимающихся инновационными проектами в области рыболовства, добычи нефти и газа на шельфе, морских перевозок.
Региональные кластерные инициативы, сформированные при участии НИС обладают отличительной особенностью, отражающей тот факт, что все кластеры сосредоточены в сети, выходящие далеко за пределы региона.
Наряду с Технологическими Кластерными Инициативами НИС правительство Канады оказывает поддержку кластерам в развитии направления, связанного с привлечением инвестиций, содействии в реализации продукции компаний на внешних рынках, помогает в реализации политики по регулированию рынка рабочей силы, инвестированию в перспективные научные исследования и разработки, а также уделяет внимание созданию образовательных программ.
Особую роль играет Департамент инвестиций, науки и технологий, который оказывает мощную поддержку в привлечении иностранных инвестиций в различные секторы экономики Канады.
Поддержку и стимулирование внешнеэкономической деятельности канадских компаний осуществляет Корпорация по развитию экспорта Канады — КРЭ (Export Development Canada). КРЭ представляет собой финансовый институт, предлагающий своим клиентам широкий спектр торговых и финансовых услуг в области экспортного страхования, гарантийной поддержки и финансирования экспорта. КРЭ является акционерным обществом со 100% государственным участием, официальным агентством канадского Правительства в области финансовой поддержки экспорта, осуществляющим свою деятельность на условиях хозяйственной самостоятельности.
Корпорация обслуживает более 8 тыс. клиентов, объем экспортных операций которых составляет свыше 85 млрд долл. США. Причем более 80% клиентов Корпорации представляют малые и средние предприятия, которые могут получить стандартный комплекс услуг. Для крупных предприятий-экспортеров, при необходимости, финансовые продукты могут быть доработаны с учетом запросов и потребностей. Клиентами Корпорации являются как канадские компании, так и компании других стран.
Значительную роль в реализации кластерных инициатив играет и правительство провинций Канады. На уровне провинций страны кластерная политика получает активную поддержку. Она заключается в финансировании научных разработок, реализации образовательных программ, привлечении внешних инвестиций и оказании сопутствующих услуг.
Ведущую роль в управлении кластерной политикой на уровне провинций оказывают агентства регионального развития — управляющие компании при правительстве провинций. Агентства регионального развития выступают своего рода фундаментом для образования и поддержки кластерных инициатив, формируя стратегический подход к развитию региона и среднесрочные бизнес-планы по достижению ближайших целей. Среди основных задач агентств регионального развития можно выделить следующие:
1. Помощь компаниям в определении потенциальных стратегических возможностей кластера и анализ того, как они могут быть использованы наилучшим образом;
2. Разработка институциональных или сетевых механизмов построения сотрудничества между ключевыми участниками кластера;
3. Повышение качества обмена информацией между исследовательскими организациями и компаниями, а также содействие в коммерциализации разработок;
4. Привлечение инвестиций для заполнения внутренних разрывов в кластере;
5. Совершенствование инфраструктуры;
6. Формирование и реализация образовательных программ, направленных на повышение уровня участников кластера;
7. Развитие цепи поставщиков;
8. Поддержка развития новых бизнес-инициатив.
Наиболее значимая роль в реализации кластерной политики отводится органам местного самоуправления. В их задачи входит широкий спектр вопросов, начиная от создания образовательных программ, заканчивая обновлением всех ключевых инфраструктур для нужд кластеров. Наиболее успешным примером управления реализацией кластерных инициатив на муниципальном уровне является проект кластерного развития Большого Эдмонтона, который, по сути, является уникальным примером создания крупного регионального кластера.
Для реализации проекта была создана специальная управляющая компания — корпорация экономического развития Эдмонтона, в наблюдательный совет которой входят крупнейшие предприниматели региона, а также представители экспертной и научной среды.
Для реализации кластерных инициатив Эдмонтона промышленные лидеры, региональные партнеры и корпорация экономического развития Эдмонтона разработали стратегический план — Конкурентную стратегию Большого Эдмонтона, которая является основным стратегическим документом, определяющим преобразование экономики региона на долгосрочную перспективу.
Бизнес-план Конкурентной стратегии, прогноз экономического развития, определил восемь кластеров, являющихся главными генераторами благосостояния Большого Эдмонтона:
● Передовое промышленное производство
● Сельское хозяйство и лесоматериалы
● Биомедицина и биотехнология
● Инженерно-техническое обслуживание
● Информация и информационное обслуживание
● Нефть, газ и химикаты
● Туризм и развлечение
● Транспорт и логистика
В целях развития кластеров было разработано 9 флагманских инициатив, направленных на решение острых проблем и использование возможностей, являющихся общими для многих кластеров. Эти флагманские проекты означали сотрудничество между кластерами.
Первые достижения появились уже через два года после принятия стратегии. Некоторые из наиболее заметных:
1. Было успешно активизировано восемь промышленных кластеров Большего Эдмонтона и начата работа по девяти флагманским проектам.
2. Эдмонтон был выбран в качестве места для строительства нового $120-миллионного Национального Института Нанотехнологии Канады, двигаясь по направлениям, отмеченным во флагманских программах Развития Микросистем и Коммерциализации.
3. Рабочая группа флагманского проекта «Конвейер квалификации» опубликовала первое сообщение и разработанные на будущее планы, как предложить Эдмонтону инструмент для развития сбалансированных и квалифицированных трудовых ресурсов.
4. Флагманский проект «Генератор Курса» спонсировал инициативы помощи в коммерциализации технологии и повышении квалификации инвесторов/предпринимателей.
5. Проект «Привлечение предприятий» продвинулся вперед в работе над Анализом пробелов в цепи поставок, и будет использован при поиске новых фирм для Большого Эдмонтона.
6. Проект «Промышленные территории» набрал ход, поскольку объединил региональных планировщиков и девелоперов, нацеленных обеспечение инвесторов подготовленными территориями.
7. Исследование региональных товарных потоков определило некоторые долгосрочные приоритеты для планирования грузового транспорта.
8. Кластер туризма и развлечений организовал новые партнерства и инициативы, нацеленные на укрепление устойчивого финансирования маркетинговых акций [10].
Несмотря на огромный опыт в создании и развитии кластеров, стоит отметить, что каждая страна выбирает свой путь реализации кластерной политики. Очевидно, что нельзя механически переносить модели существующих за рубежом кластеров на нашу страну в связи с наличием экономических, организационных и психологических препятствий. Тем не менее, прослеживаются схожие черты ведения кластерной политики России и Канады. Стоит отметить, что помощь в реализации кластерных инициатив, как в России, так и в Канаде, оказывают все уровни власти. Основным, и, пожалуй, самым важным направлением кластерной политики этих стран является стимулирование международных связей, о чем свидетельствует успешное сотрудничество России и Канады.


Литература
1. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. — М.: Международное отношения, 1993. — 895 с.
2. Распоряжение Правительства РФ от 01.10.2010 № 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // Собр. законодательства Российской Федерации, 11.10.2010. — № 41 (2 ч.), ст. 5266.
3. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р. // Собр. законодательства Российской Федерации, 07.09.2009. — № 36, ст. 4362.
4. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. // Собр. законодательства Российской Федерации, 30.11.2009. — № 48, ст. 5836.
5. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. // Собр. законодательства Российской Федерации, 15.12.2008. — № 50, ст. 5977.
6. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 248. — в данном виде документ опубликован не был.
7. Приказ Минпромторга РФ от 23.04.2010 № 319 «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». — в данном виде документ опубликован не был.
8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. // Собр. законодательства Российской Федерации, 01.12.2008.- N 48, ст. 5639.
9. Обзор инновационных кластеров в иностранных государствах [Электронный ресурс]: Минэкономразвития России. — Электрон. дан. 2011. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depsvod/doc20110531_04, свободный. Дата обращения 01.10.2011.
10. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: Электрон. дан. 2011. — Режим доступа: http://www.komfed.ru/section_136/section_139/671.html, свободный. Дата обращения 31.10.2011.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия